Экзамен по философии за 11 класс

европейскую культуру XX века, особенно на литературу. Течение

экзистенциализма состоит из двух направлений: религиозного и

атеистического. Однако, эти различия не принципиальны. Экзистенциализм в

целом имеет антисциентистскую направленность и это гораздо существеннее для

его характеристики, чем деление мощного движения на два направления. Более

того, экзистенциализм декларирует принципиальную невозможность создания

подлинно научного мировоззрения. Предметом философии экзистенциализма

является человек и его существование. Отсюда, философия должна представлять

не околонаучную дисциплину, а внетеоретическое рассмотрение человеческого

бытия. Экзистенциалисты полагали, что человек - это тайна. В этом смысле,

экзистенциализм опирается на максиму С. Кьеркегора: "Существование нельзя

мыслить". А потому, нет истины, принадлежащей интеллекту. Нет универсальной

истины, но есть истина индивидуальная, у каждого своя истина - истина его

существования. По мысли экзистенциалистов весь мир принадлежит человеку,

поскольку мир - это собственные ощущения и восприятия человека.

Вопрос № 26. Особенности философского учения о бытии. Человек и различные

виды бытия. Человек – центральное философское понятие. Философско-

теоретическое содержание категории «человек» требует выяснения отношения

человека к самому себе, к себе подобным, к Богу. Человек это постоянная

проблема для самого себя. Сущность человека – это результат свободного

выбора из двух возможностей, предоставленных индивиду его собственным

существованием, его «природой». Не может быть «двух сущностей» человека,

как двух равноправных вариантов ответа. Сущность человека никогда не

совпадает с индивидуальным человеческим существованием. Человек занимает

различные места в бытие, он может их создавать или пассивно существовать в

созданном. Существует много видов бытия:

бытие вещей, тел, процессов.

а) бытие вещей как состояний природы

б) бытие вещей, созданных человеком.

Взаимосвязь этих двух видов – согласование и конфликт. Вторая природа более

объективна. Существование внешнего мира – основной принцип науки и

материалистической философии.

бытие человека

а) бытие человека в мире вещей (каждый человек – вещь среди вещей)

б) специфическое человеческое бытие (каждый человек ощущает себя личностью)

Бытие человека вплетено в бытие того, что его окружает. Чужое бытие – наша

объективная оценка этого бытия. Каждый человек сочетает в себе природное и

духовное начала.

бытие духовного.

а) бытие индивидуального духовного мира (бытие нашего «Я»).

б) бытие объективного духовного мира (скрыт от внешних наблюдений).

Люди наблюдают за своим внутренним миром (свойство интроспекции). Бытие

духовного сосредоточено в культуре. Сердцевина всего – язык. Именно в языке

сосредоточены все культурные ценности народа.

бытие социального.

Вопрос № 27. Философия и современная наука о строении и свойствах материи.

Реальность - действительное, невымышленное существование. Единство мира

состоит в его материальности, а не в бытии. Объективно определяется как

существующее до, вне и независимо от сознания. Термин сознание входит в

определение материи в широком значении - как сознание вообще:

индивидуальное и общественное. Независимость от сознания имеет более

широкое значение; включая в себя содержание терминов до и вне, она

означает, что внешний мир не нуждается для своего существования в сознании,

обладает самостоятельным существованием, собственным сознанием.

Независимость внешнего мира от сознания и зависимость сознания от внешнего

мира означают первичность одного по отношению к другому. Независимость

(первичность) материи выступает в трёх основных отношениях:

1) Независимость внешнего мира, существующего до сознания.

2) Независимость высокоорганизованной материи, обладающей сознанием.

3) Независимость внешнего мира от своего мысленного отображения.

Сущность внешнего мира определяется через противопоставление сознанию.

Противоположность материи и сознания заключается в независимости материи от

сознания и производности сознания от материи. Материя - это не только

всеобщая сущность мира, но и все её проявления, всё многообразие особенного

и единичного. Материя - это весь бесконечный мир, включая его сущность и

бесконечные её проявления. Любая вещь обладает ... субстратом и свойствами,

присущими этому субстрату. Материя выступает как всеобщий субстрат, который

является носителем всех свойств материи. Материя как субстанция - причина

самой себя. Всеобщие свойства материи называются её субстратами. Субстанция

несёт в себе свои атрибуты как свои внутренние свойства. Три атрибута

материи, выступающих в качестве её внутренних форм бытия: пространство,

время и движение (развитие). К атрибутам материи относятся также ещё ряд её

свойств: отражение, бесконечность, качественное и количественное

многообразие материи. Если пространство и время - формы бытия материи, то

многообразие характеризует содержание материи. Материя - бесконечно

многообразный мир, существующий в перечисленных выше формах бытия.

Вопрос № 28. Философские и научные взгляды о природе сознания. Сознание как

высшая форма отражения действительности. Сознание может возникнуть лишь как

функция сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием

труда и речи. В процессе развития трудовой деятельности, обогатились

осязательные ощущения. Логика практических действий фиксируется в голове и

превращается в логику мышления. С точки зрения психологии сознание - высшая

форма психической деятельности, связанная с трудом и речью. Сознание -

высшая форма отражения материального мира, которая возникает в результате

бесконечного развития материи и осуществляется наиболее

высокоорганизованной материей. Сознание, так как оно вторично, является

одной из форм материи и порождается материей, и существует материально.

Сознание – философия вслух. Поля сознания:

Левое полушарие мозга:

I. Знания на основе телесно перцептивных способностей. Это ощущения,

восприятия, в них человек получает информацию о внешнем мире и своем теле.

Цель – полезность, целесообразность действия тела. Цель – полезность,

целесообразность действия тела.

Логика – понятийная, компоненты сознания. Сфера общих понятий, жестких

логичных доказательств, схемы оперирования знаковых систем. Цель – истина,

то, что позволяет получать объективную информацию о мире.

Правое полушарие мозга:

III. Эмоциональные компоненты сознания. Личностные, субъективные

переживания, с которыми сталкиваются люди. Цель – принцип удовольствия.

IV. Ценностно-смысловые компоненты сознания. Высшие мотивы, идеалы,

духовные ценности, творческие составляющие. Цель - красота, справедливость.

Этот сектор представляет не истину, а ценность, значимость для нас.

Функции сознания:

отражение – идеальное воспроизводство действительности.

хранение – накопление знаний.

творение – производство новых знаний.

общение – передача знаний.

целеполагательная функция.

оценка – примерка событий и фактов к себе.

рефлексивная функция – анализ собственных действий.

духовная функция – приобщенность к высшим ценностям.

Вопрос № 29. Закон взаимопроникновения противоположностей, особенности его

проявления в природе и обществе. Закон взаимопроникновения

противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс,

побудительную силу. Основой всякого развития является борьба

противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. При

характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями:

тождество, различие, противоположности, противоречия. Тождество –

категория, выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов

друг другу. Различие – это категория, выражающая отношение неравенства

объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположности – это

категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов

друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга.

Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания

противоположностей. Категория противоречия является центральной в данном

законе. Он доказывал, что истинные действительные противоположности

постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют

собой движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты.

Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение противоположностей выражаются

в том, что каждая их них, в качестве своей противоположности, имеет не

просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковая

лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность. Стороны

единого целого - суть противоположности, они находятся не только в

состоянии взаимосвязи, взаимообусловленности, но и взаимоотрицания,

взаимоисключения, взаимоотталкивания. Противоречия являются внутренней

основой развития мира. Развитие представляет собой процесс становления,

обострения и разрешения противоречий. Попробуем описать этот процесс.

1. Каждый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в

котором содержатся определенные различия.

2. В начале различия носят несущественный характер, затем превращаются в

существенные и, наконец, переходят в противоположности

3. Развитие противоположностей достигает стадии противоречия, которая

фиксируется моментом единства и борьбы противоположностей.

4. Конфликт острое противостояние сторон, разрешается переходом

противоположностей не только друг к другу, но и в более высокие формы

развития данного предмета.

Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок,

качественное изменение данного объекта, превращение его в качественно иной

объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных

противоречий, присущих объекту нового качества.

Вопрос № 30. Закон взаимного перехода количественных и качественных

изменений, его методологическое значение. Закон перехода количественных

изменений в качественные описывает механизм саморазвития. Качество – это

внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет

или явление в целом. Качественное своеобразие предметов, явлений выступает,

прежде всего, как их специфика. Качество любого предмета, явления

определяется через его свойства. Свойства предмета – это способность его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты