Экзамен по философии за 11 класс

методологии опытной науки. Философия Бэкона соединила в себе эмпиризм с

теологией, натуралистическое миросозерцание - с началами аналитического

метода. Рассуждениям о Боге Бэкон противопоставил доктрину "естественной"

философии, которая базируется на опытном сознании (эмпиризм - empeiria -

опыт). Как материалистический эмпирист Бэкон (наряду с Гоббсом, Локком,

Кондильяком) утверждал, что чувственный опыт отражает в познании только

объективно существующие вещи, (в противоположность субъективно-

идеалистическому эмпиризму, который признавал единственной реальностью

субъективный опыт). В противоположность рационализму (Декарт) в эмпиризме

рационально-познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям

того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не

прибавляющая к содержанию знания. Здесь эмпиристы столкнулись с

неразрешимыми трудностями выделения исходящих компонентов опыта и

реконструкции на этой основе всех видов и форм сознания. Для объяснения

реально совершающегося познавательного процесса эмпиристы вынуждены

выходить за пределы чувственных данных и рассматривать их наряду с

характеристиками сознания (таких как память, активная деятельность

рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться к

категориям логики и математики для описания опытных данных в качестве

средств построения теоретических знаний. Попытки эмпиристов обосновать

индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как

простое индуктивное обобщение чувственного опыта потерпели полный провал.

Вопрос № 12. Дуализм, теория познания и учение о научном методе Рене

Декарта. Основная черта философского мировоззрения - дуализм. Декарт

допускает два независимых друг от друга первоначала: мыслящую субстанцию и

материальную "протяженную субстанцию". Первую изучает метафизика, а вторую

физика. Метафизика - вопросы духовные, познания и бытия. Физика - природу.

В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию,

единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории

познания, в учении о бытии Декарт - идеалист. В теории познания Д.

объявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания,

мышления: "Я мыслю, следовательно, Я существую". В учении о бытии он не

только признает существование духовной субстанции, но и утверждает, что над

ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог. Декарт - выдающийся

ученый. Декарт отождествлял материю с протяжением, или пространством,

считая, что чувственно воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е.

объективно не существуют. Выводы из этого: мировая материя (=пространство)

беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима, плотность и

геометрические свойства являются сущностью телесности. Сводит все

качественное разнообразие природных явлений к: материи, тождественно с

пространством и к ее движению. Движение возникает в результате толчка.

Первоначальный толчок дал бог. Бог создал материю, движение и покой. При

этом противоречие – пустоты нет, но при этом есть относительное движение,

что означает косвенное признание пустоты. Проблема метода. Декарт ищет,

безусловно, достоверный исходный тезис для всего знания и метод,

посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же

достоверное здание науки. За исходный пункт он принимает сомнение в

общепринятом знании (так как такого тезиса он не находит в схоластике). Это

сомнение есть только предварительный прием. Можно сомневаться во всем,

однако само сомнение, во всяком случае, существует. Сомнение есть один из

актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если теория о сомнении -

достоверный факт, то оно существует лишь, поскольку существует мышление,

лишь, поскольку я сам существую в качестве мыслящего. (Я мыслю,

следовательно, я существую) Это положение и есть достоверная искомая опора

знания. Этот вывод не теории логического доказательства, он есть результат

интуиции ума. Ясность и отчетливость мышления Д ошибочно объявляет

необходимыми и достаточными признаками всякого достоверного знания.

Критерий истинности знания теории не в практике, а в человеческом сознании.

Идеализм Д. усугубился религиозными предпосылками его системы. Человек есть

соединение бездушного, безмысленного телесного механизма с волевой и

мыслящей душой (две субстанции) посредством шишковидной железы. В познании

главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал, что источником

достоверности знания может быть только сам разум. В процессе познания

исключительное место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. Всеобщий

и необходимый характер математического знания вытекает из самой природы

человеческого ума. В логической цепи дедукции, следующее за аксиомами,

каждое следующее звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого

представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непосредственно

очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно

с рассуждением дедукции. Вооружаясь интуицией и дедукцией, разум может

достичь достоверного знания, в случае если будет вооружен методом. Метод Д.

состоит из 4 требований:

1. допускать в качестве истинных только такие положения, которые

представлялись уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений

в истинности;

2. расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные

проблемы;

3. методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и

недоказанному;

4. не допускать никаких пропусков в ограниченных звеньях исследования.

Вопрос № 13. Философско-социологические воззрения Томаса Гоббса. Томас

Гоббс внес огромный вклад в науку и философию. Отвечая на вопрос "что собой

представляет философия", Гоббс, как и другие передовые мыслители его эпохи,

выступал против схоластики. Методологическое значение Гоббсова определения

философии состоит именно в том, что познание причинно-следственных связей

провозглашалось в нем главной задачей и целью философской науки. "Философия

есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и

объясняющее действия, или явления, из известных нам причин или производящих

оснований, и наоборот, возможные производящие основания - из известных нам

действий". У Гоббса философия есть учение о теле. Все, что не есть тело или

свойство тел, полностью исключается им из предмета философии. Философия не

приемлет, согласно Гоббсу то, по отношению к чему неприменимо научное

рассуждение и то, что опирается не на естественный человеческий разум, а на

авторитет церкви. Гоббс, по существу, отказался от теории двойственной

истины и исходил из признания существования двух равноправных истин:

религиозно-теологической и научно- философской. Философия подразделяется

Гоббсом на две основные части: философию природы и философию государства.

Первую интересуют естественные тела, которые являются продуктами природы.

Вторая исследует явления социальной жизни, и в первую очередь государство,

образующее искусственное, политическое тело, созданное на договорных

началах самими людьми. Чтобы познать государство необходимо предварительно

изучить человека, склонности и нравы людей, объединившихся в гражданское

общество. Этим занимается философия морали.

Вопрос № 14. Философские взгляды Джона Локка, его представления о путях

улучшения общества. Джон Локк (1632 – 1704) в своем произведении «Два

трактата о правительстве» опубликованном в 1689 г., когда в Англии

утвердилась конституционная монархия, развил учение Т. Гоббса об

общественном договоре. Он явился одним из основателей английского

буржуазного либерализма. Подобно Гоббсу, Дж. Локк в своем социально-

политическом учении исходит из естественного состояния общества. Однако в

отличие от Гоббса он не считал естественное состояние «войной всех против

всех». Естественное состояние он изображает как царство свободы и

равенства, в котором люди свободно располагают своей личностью, имуществом

и все имеют равные права на свободу. Таким образом, к основным естественным

неотчуждаемым правам человека Дж. Локк относит три права: на жизнь, св6боду

и собственность, приобретенную своим трудом. Основной целью людей при

установлении государства по взаимному соглашению является, по Локку,

сохранение их неотъемлемых прав и собственности, которые не гарантированы в

естественном состоянии. В отличие от Гоббса он утверждает, что полного

отказа от естественных прав и естественной свободы при заключении договора

быть не может. Индивид лишь настолько ограничивает свою естественную

свободу и свои естественные права, насколько это нужно для охраны его

личности и имущества. Отсюда Локк делает вывод о том, что власть правителя

не может быть абсолютной. Абсолютная монархия, по его мнению, хуже, чем

естественное состояние, так как над абсолютным монархом нет суда, и он

находится как бы в естественном состоянии по отношению к своим поданным.

Променять естественное состояние на абсолютную монархию – это то же,

говорит Локк, что во избежание вреда, наносимого хорьком или лисицей,

отдать себя в когти льва. Учение Локка о естественном нраве и общественном

договоре стало обоснованием установившейся в Англии конституционной

монархии. Этому же служат его идеи о разделении властей, которые он

выдвинул одним из первых и которые затем нашли свое воплощение в

политических теориях французской и американской буржуазных революций "УП1

в. Разъясняя принцип разделения властей, он указывает, что нужно различать

три власти: законодательную, исполнительную и федеральную. Законодательная

власть (парламент) осуществляет право издавать законы, исполнительная

(правительство) – проводить законы в жизнь, а федеральная (король и

министры) занимается вопросами внешней политики. Власти, по мнению Локка,

неравноправны. Законодательная власть – верховная, она должна повелевать

другими властями. Дж. Локк в своем трактате также ставит вопрос о

возможности сопротивления суверену (правителю), когда он злоупотребляет

своей прерогативой. Тогда его подданные имеют право отказаться от договора.

Вопрос № 15. Общая характеристика философии Просвещения, ее влияние на

развитие науки, культуры и социальные процессы. Просвещение - идейное и

общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты