методологии опытной науки. Философия Бэкона соединила в себе эмпиризм с
теологией, натуралистическое миросозерцание - с началами аналитического
метода. Рассуждениям о Боге Бэкон противопоставил доктрину "естественной"
философии, которая базируется на опытном сознании (эмпиризм - empeiria -
опыт). Как материалистический эмпирист Бэкон (наряду с Гоббсом, Локком,
Кондильяком) утверждал, что чувственный опыт отражает в познании только
объективно существующие вещи, (в противоположность субъективно-
идеалистическому эмпиризму, который признавал единственной реальностью
субъективный опыт). В противоположность рационализму (Декарт) в эмпиризме
рационально-познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям
того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не
прибавляющая к содержанию знания. Здесь эмпиристы столкнулись с
неразрешимыми трудностями выделения исходящих компонентов опыта и
реконструкции на этой основе всех видов и форм сознания. Для объяснения
реально совершающегося познавательного процесса эмпиристы вынуждены
выходить за пределы чувственных данных и рассматривать их наряду с
характеристиками сознания (таких как память, активная деятельность
рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться к
категориям логики и математики для описания опытных данных в качестве
средств построения теоретических знаний. Попытки эмпиристов обосновать
индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как
простое индуктивное обобщение чувственного опыта потерпели полный провал.
Вопрос № 12. Дуализм, теория познания и учение о научном методе Рене
Декарта. Основная черта философского мировоззрения - дуализм. Декарт
допускает два независимых друг от друга первоначала: мыслящую субстанцию и
материальную "протяженную субстанцию". Первую изучает метафизика, а вторую
физика. Метафизика - вопросы духовные, познания и бытия. Физика - природу.
В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию,
единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории
познания, в учении о бытии Декарт - идеалист. В теории познания Д.
объявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания,
мышления: "Я мыслю, следовательно, Я существую". В учении о бытии он не
только признает существование духовной субстанции, но и утверждает, что над
ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог. Декарт - выдающийся
ученый. Декарт отождествлял материю с протяжением, или пространством,
считая, что чувственно воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е.
объективно не существуют. Выводы из этого: мировая материя (=пространство)
беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима, плотность и
геометрические свойства являются сущностью телесности. Сводит все
качественное разнообразие природных явлений к: материи, тождественно с
пространством и к ее движению. Движение возникает в результате толчка.
Первоначальный толчок дал бог. Бог создал материю, движение и покой. При
этом противоречие – пустоты нет, но при этом есть относительное движение,
что означает косвенное признание пустоты. Проблема метода. Декарт ищет,
безусловно, достоверный исходный тезис для всего знания и метод,
посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же
достоверное здание науки. За исходный пункт он принимает сомнение в
общепринятом знании (так как такого тезиса он не находит в схоластике). Это
сомнение есть только предварительный прием. Можно сомневаться во всем,
однако само сомнение, во всяком случае, существует. Сомнение есть один из
актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если теория о сомнении -
достоверный факт, то оно существует лишь, поскольку существует мышление,
лишь, поскольку я сам существую в качестве мыслящего. (Я мыслю,
следовательно, я существую) Это положение и есть достоверная искомая опора
знания. Этот вывод не теории логического доказательства, он есть результат
интуиции ума. Ясность и отчетливость мышления Д ошибочно объявляет
необходимыми и достаточными признаками всякого достоверного знания.
Критерий истинности знания теории не в практике, а в человеческом сознании.
Идеализм Д. усугубился религиозными предпосылками его системы. Человек есть
соединение бездушного, безмысленного телесного механизма с волевой и
мыслящей душой (две субстанции) посредством шишковидной железы. В познании
главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал, что источником
достоверности знания может быть только сам разум. В процессе познания
исключительное место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. Всеобщий
и необходимый характер математического знания вытекает из самой природы
человеческого ума. В логической цепи дедукции, следующее за аксиомами,
каждое следующее звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого
представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непосредственно
очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно
с рассуждением дедукции. Вооружаясь интуицией и дедукцией, разум может
достичь достоверного знания, в случае если будет вооружен методом. Метод Д.
состоит из 4 требований:
1. допускать в качестве истинных только такие положения, которые
представлялись уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений
в истинности;
2. расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные
проблемы;
3. методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и
недоказанному;
4. не допускать никаких пропусков в ограниченных звеньях исследования.
Вопрос № 13. Философско-социологические воззрения Томаса Гоббса. Томас
Гоббс внес огромный вклад в науку и философию. Отвечая на вопрос "что собой
представляет философия", Гоббс, как и другие передовые мыслители его эпохи,
выступал против схоластики. Методологическое значение Гоббсова определения
философии состоит именно в том, что познание причинно-следственных связей
провозглашалось в нем главной задачей и целью философской науки. "Философия
есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и
объясняющее действия, или явления, из известных нам причин или производящих
оснований, и наоборот, возможные производящие основания - из известных нам
действий". У Гоббса философия есть учение о теле. Все, что не есть тело или
свойство тел, полностью исключается им из предмета философии. Философия не
приемлет, согласно Гоббсу то, по отношению к чему неприменимо научное
рассуждение и то, что опирается не на естественный человеческий разум, а на
авторитет церкви. Гоббс, по существу, отказался от теории двойственной
истины и исходил из признания существования двух равноправных истин:
религиозно-теологической и научно- философской. Философия подразделяется
Гоббсом на две основные части: философию природы и философию государства.
Первую интересуют естественные тела, которые являются продуктами природы.
Вторая исследует явления социальной жизни, и в первую очередь государство,
образующее искусственное, политическое тело, созданное на договорных
началах самими людьми. Чтобы познать государство необходимо предварительно
изучить человека, склонности и нравы людей, объединившихся в гражданское
общество. Этим занимается философия морали.
Вопрос № 14. Философские взгляды Джона Локка, его представления о путях
улучшения общества. Джон Локк (1632 – 1704) в своем произведении «Два
трактата о правительстве» опубликованном в 1689 г., когда в Англии
утвердилась конституционная монархия, развил учение Т. Гоббса об
общественном договоре. Он явился одним из основателей английского
буржуазного либерализма. Подобно Гоббсу, Дж. Локк в своем социально-
политическом учении исходит из естественного состояния общества. Однако в
отличие от Гоббса он не считал естественное состояние «войной всех против
всех». Естественное состояние он изображает как царство свободы и
равенства, в котором люди свободно располагают своей личностью, имуществом
и все имеют равные права на свободу. Таким образом, к основным естественным
неотчуждаемым правам человека Дж. Локк относит три права: на жизнь, св6боду
и собственность, приобретенную своим трудом. Основной целью людей при
установлении государства по взаимному соглашению является, по Локку,
сохранение их неотъемлемых прав и собственности, которые не гарантированы в
естественном состоянии. В отличие от Гоббса он утверждает, что полного
отказа от естественных прав и естественной свободы при заключении договора
быть не может. Индивид лишь настолько ограничивает свою естественную
свободу и свои естественные права, насколько это нужно для охраны его
личности и имущества. Отсюда Локк делает вывод о том, что власть правителя
не может быть абсолютной. Абсолютная монархия, по его мнению, хуже, чем
естественное состояние, так как над абсолютным монархом нет суда, и он
находится как бы в естественном состоянии по отношению к своим поданным.
Променять естественное состояние на абсолютную монархию – это то же,
говорит Локк, что во избежание вреда, наносимого хорьком или лисицей,
отдать себя в когти льва. Учение Локка о естественном нраве и общественном
договоре стало обоснованием установившейся в Англии конституционной
монархии. Этому же служат его идеи о разделении властей, которые он
выдвинул одним из первых и которые затем нашли свое воплощение в
политических теориях французской и американской буржуазных революций "УП1
в. Разъясняя принцип разделения властей, он указывает, что нужно различать
три власти: законодательную, исполнительную и федеральную. Законодательная
власть (парламент) осуществляет право издавать законы, исполнительная
(правительство) – проводить законы в жизнь, а федеральная (король и
министры) занимается вопросами внешней политики. Власти, по мнению Локка,
неравноправны. Законодательная власть – верховная, она должна повелевать
другими властями. Дж. Локк в своем трактате также ставит вопрос о
возможности сопротивления суверену (правителю), когда он злоупотребляет
своей прерогативой. Тогда его подданные имеют право отказаться от договора.
Вопрос № 15. Общая характеристика философии Просвещения, ее влияние на
развитие науки, культуры и социальные процессы. Просвещение - идейное и
общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими