Философия - шпаргалка к кандидатскому минимуму
1. Философия, ее особенности в сравнении с мифом, религией, искусством,
наукой.
Мифология – форма общественного сознания, способ понимания мира,
характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы заключают в себе
попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройства мира, о
мировой гармонии и т.д.
Миф соединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических
взглядов, разных видов искусства. Миф выступал как единая, универсальная
форма сознания. Своеобразие мифа проявилось в том, что мысль выражалась в
конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. В мифологии
отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, идеального и
вещественного, объективного и субъективного.
Религия – это такая форма мировоззрения, в которой освоение мира
осуществляется через его удвоение на посюсторонний и потусторонний.
Специфика религии – в особом характере ее «второго» мира и его смысловой
роли. Основу религ. мировоззрения составляет вера в существование
сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни
людей.
Вера – способ существования религиозного сознания. Внешней формой
проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов, догматов.
Религиозные представления невозможно вывести из чувств и переживаний
отдельного человека. Они – продукт исторического развития общества.
Близость философии и религии состоит в том, что обе они – общественно-
исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и
воздействия на создание людей.
Но и велико их различие. Для философской мысли характерно свободомыслие.
Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения,
отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с
позиций знания, разума. Она выступила как поиск мудрости.
Философию интересует истина, науки – порода.
До конца 18 века – Ф. Стоит над наукой. Затем наука – сама себе Ф. Наша
наука – связана с опытом. Философские положения умозрительны. Сейчас Ф-ия –
особая наука. Ф-ия смотрит на мир глазами науки. Наука без ф-ии
существовать не может. Наука выполняет методическую функцию, ф-ия
ориентирует науки в их подходе к миру.
Философия – «любовб к мудрости». Слово «философ» впервые употребил Пифагор
по отношению к людям, стремящихся к высокой мудрости и правильному образу
жизни.
В отличие от мифологич. и религиозного мировоззрения философская мысль
представляла собой принципиально иной мир понимания, прочным фундаментом
для которого стали позиции разума, интеллекта. С другой стороны, бытующие в
народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, или придается новое
смысловое, рациональное истолкование.
Возникновение философии означало появление особой духовной установки –
поиска гармонии, знаний о мире с жизненным опытом людей, их верованиями,
идеалами, надеждами.
Философия – теоретически сформированное мировоззрение. Это система самых
общих теоретических взглядов на мир, места в нем человека, уяснения
различных форм отношения человека к миру. На фоне стихийно возникавших форм
миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о
мудрости. Философская мысль избрала своим ориентиром не слепую,
догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное,
критическое, основанное на принципах разума, размышления о мире и чел.
жизни.
Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих
самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем
жизненные позиции, программы поведения людей.
Мироощущение – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на
уровне настроений и чувств.
Миропонимание – эмоционально-интеллектуальная сторона мировоззрения.
Философия теоретически осмысливает совокупные данные науки и практики,
выражает их в виде наиболее объективной картины действительности. Она
выступает как критический анализ и творческое совершенствование суммарного
и наиболее цельного опыта людей.
Человек част природы, но в то же время он противостоит природе.
2. Природа философских проблем, их связь с фундаментальными вопросами
человеческого бытия.
Основной вопрос всей философии – это вопрос об отношении мышления к бытию.
Что является первичным: дух или природа?
В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, они
составляли два противоположнвых направления: идеализм и материализм.
Но большинство философов посчитало в прошлом и не считает сейчас своим
важнейшим делом решение именно этого вопроса. На первый план в различных
учениях возносились проблемы достижения истинного знания, природы
нравственного дома, свободы, чел. счастья, смысла чел. жизни.
В свое время Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению,
принципиальное отношение для ф-ии: что я могу знать? (познавательное
отношение человека к миру); что я должен делать? (практическое отношение);
на что я могу надеяться? (ценностное отношение).
Вопрос с возможности познания мира – вытекает из кантовского вопроса «что
я могу знать?». Точке зрения познавательного оптимизма противостоят более
пессимистические системы взглядов – скептицизм и агностицизм.
Коренные мировоззренческие вопросы традиционно представлялись философам
вечными и неизменными. Выявление Ниршом их исторического характера, привело
к переосмыслению этих вопросов.
Отношение «человек-природа» было переосмыслено как исторически изменчивое,
зависящее от производственной и иной деятельности людей на том или ином
этапе истории.
Классические фил. Вопросы (об отношении «человек – природа», «природа –
история», «личность – общество», «свобода – несвобода») и при новом подходе
сохранили свое непреходящее мировоззренческое значение.
В понимание фил. проблем был внесен историзм, т.е. проходя через всю
человеческую историю, выступая в определенном смысле как вечные проблемы,
они приобретают в различные эпохи свой конкретный, неповторимый облик.
В свете историко-материалистического подхода классические фил. проблемы
утратили облик неизменных, умозрительно решаемых проблем.
Новым было также понимание фил. проблем не как «чистых» проблем познания,
а как проблем общественного бытия, которые объективно возникают и
разрешаются в человеческой жизни, практике.
Классическая традиция связывала философию с постижением вечных принципов
понимания мира и чел. жизни. Маркс вступил в спор с таким пониманием,
подчеркнув, что философская мысль обращена к общественно-исторической жизни
людей, подверженной изменению, развитию. Отсюда следовало переистолкование
предмета, методов и результатов философии как исторических, принимающих
различный облик в разные эпохи.
3. Предпосылки философии. Особенности античной философии.
В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл чел.
жизни, ее привычный строй и порядок оказываются над угрозой. Она
формируется в тот период (VII в. до н.э.), когда прежние традиционно-
мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою
недостаточность, свою неспособность удовлетворить мировоззренческие
запросы.
Кризис мировоззренческого сознания был вызван рядом причин. Главную роль
сыграло экономическое развитие Греции: регулирование торговли и
судоходства. Не самым важным было расширение связей и контактов с другими
народами, открытие неизвестных прежде обычаев, нравов и верований, что
наводило на мысль о ботносительности, условности их собственных социальных
и политических установлений. Это вело к кризису традиционного уклада и к
утрате прочных нравственных ориентиров.
Социально-экономические изменения требовали от индивида выработки новой
жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она
предложила человеку новый тип самоопределения не через привычку и традицию,
а через разум. С одной стороны, философия выступает как критика традиции, а
с другой – пытается найти фундамент, на котором можно было бы возвести
новый тип культуры.
Спецификой греческой философии является стремление понять сущность мира в
целом. Направления интересов определялись характером мифологии. Миф
повествовал о том, кто все сущее, а философия спрашивала, из чего оно
произошло. Философия мыслится как наука причинах или наука о причинах и
началах всего сущего. Для ранних натур философов характерна особого рода
стихийная диалектика: они рассматривали космос как непрерывное неменяющееся
целое.
4. Учение о бытие в античной философии.
Становление древнегреческой философии происходит в VII в. до н.э. В это
время появляются люди, которые в своей деятельности выражали интересы
нового общественного класса, формирующегося на обломках родового общества.
Первой философской школой явл. милетская школа. Ее основатель – один из
семи «мудрецов» Фалес. В этой школе впервые был поставлен вопрос о
первоосновах всего сущего. Различные представители этой школы решали этот
вопрос по разному, но в основе мира все они видели определенный
материальный принцип.
Основой всего сущего Фалес считал воду. Воду он понимал как текущее,
аморфное сосредоточение материи. Все возникает путем «сгущения» и
«разряжения» первоматерии.
Анаксимандр утверждал, что первоначалом и основой является беспредельное и
не определял его ни как воду, ни как воздух, ни как что-либо другое.
«Апейрон» является безграничным и неопределенным не только в
пространственном, но и во временном отношении.
Анаксимен первоосновой всего считал неограниченный, бесконечный, не
имеющий определенной формы – воздух. Разрежение воздуха – огонь, сгущения –
ветры, тучи, вода, земля, камни. Он впервые вводит понятие взаимного
отношения праматерии и движения. Воздух как праматерия постоянно
колеблется, и если бы он не двигался, то не изменялся бы настолько,
насколько он изменяется.
Тераклит Эффеский основой всего считал огонь. Огонь – это праматерия,
первооснова и основной элемент. Он вечен, несотворен и неучтожим. Огонь
является также наиболее адекватным символом динамики развития,
постепенности постоянных изменений.
Пифагор – реальной сущностью всех вещей являются числа. Начало всему –
единица. Пифагорейское учение – попытка постижения количественной стороны
мира.
Единое, по пифагорейскому учению, выше множественности, оно служит началом
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16