практической деятельности, которая направлена практически только на
удовлетворение биологических потребностей.
«Отчуждение» проявляет себя в преобразовании труда и его продуктов на
чуждые человеку факторы, которые господствуют над ним и над
обстоятельствами его жизни.
В условиях капиталистического «отчуждения» работник имеет ценность как
предметный элемент производительных сил, тождественный орудиям труда.
Влияние «отчуждения» распространяется и на капиталиста, который теряет
свои личностные характеристики и становится воплощением только одной
функции – собственника капитала.
В «отчуждении» проявляется господство над человеком стихийных сил его
собственной общественной жизни. Так как общественное бытие господствует над
человеком, то включение в его состав новых элементов (практическое освоение
природы) только увеличивает господство стихийного общества над человеком.
Чтобы победить «отчуждение» необходимо взять контроль общества. Но
препятствием этому является собственность на орудия и способы производства.
Однако ликвидация частной собственности приводит к потребительскому
подходу к жизни и усреднению человека – все принадлежит всем и никому
отдельно.
Только при наступлении «высшей» фазы коммунизма труд из способа бытия
превратится в первую необходимость жизни. Наряду со всеобщим развитием
индивидов вырастут производительные силы.
25. Диалектико-матеариалистическое понимание исторического процесса.
Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии» впервые ввели в научный оборот
термин «материалистическое понимание истории».
Маркс и Энгельс сформулировали положение исторического материализма,
гласящее, что человеческое общество начинает свое существование тогда,
когда люди, его составляющие, начинают производить необходимые жизненные
средства.
Рассматривая зависимость производственных отношений от характера и уровня
развития производительных сил, они указали на необходимые жизненные
средства.
Рассматривая зависимость производственных отношений от характера и уровня
развития производительных сил, они указали на необходимость соответствия их
друг другу для нормального функционирования общественного производства.
Маркс и Энгельс сделали вывод о главенствующей роли народных масс в
истории. История имеет объективный характер, т.к. в ее основе лежит
объективная общественная реальность.
Предметом исторической науки является не просто человек как часть природы
и тем более не природа, взятая без человека, а реальный процесс жизни
людей, их бытие.
26. Концепция материалистической диалектики.
Материалистическая диалектика – это учение о развитии, базирующееся на
материалистическом решении основного вопроса философии.
Предмет диалектики – не вещи, а законы их движения и развития. Процесс
развития предполагает количественное усложнение структуры и качественного
изменение объекта, переход из одного состояния в другое, более сложное.
Характерной чертой процесса развития является преемственность: сохраняется
связь между прошлым и настоящим в развитии.
Развитие всегда выступает как саморазвитие, т.е. источник развития
заключается внутри материального объекта, являющегося носителем развития, и
состоит в единстве и борьбе его внутренних противоположностей.
Являясь учением о движении и развитии, материальная диалектика
представляет собой также учение о связи и взаимодействии предметов, явлений
и процессов. Материалистическая диалектика как наука включает в себя
принципы, законы и категории.
Центральным принципом диалектики является принцип материального единства
мира.
Законы диалектики выражают объективные связи и отношения в развитии
материальных объектов. Разделяются на основные и неосновные.
Основные – выражают процесс развития наиболее целостно.
1. Закон единства и борьбы противоположностей.
2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
3. Закон отрицания отрицания.
Неосновные законы выражают процесс развития с той или иной его отдельной
его стороны (закон причинночти, закон об определяющей роли содержания по
отношению к форме).
Категории диалектики фиксируют всеобщие свойства развития бытия и
мышления: единичное, особенное, общее; сущность и явления; причина и
следствие и т.д.
27. Развитие философии марксизма В.И. Лениным.
Ленин творчески разработал марксистское учение применительно к новым
историческим условиям, конкретизировал его на основе опыта русской
революции и международного революционного движения.
Ленин создал теорию социалистической революции. Он доказал, что социализм
может в новых условиях первоначально победить в одной или нескольких
странах. Разработал учение о партии пролетариата как о руководящей и
организующей силе, без которой невозможно завоевание диктатуры пролетариата
и построения коммунистического общества. Ленин остро поставил вопрос о
принципе парийности в философии: неизбежная принадлежность любого учения к
материализму или идеализму, каждое философское учение служит интересам тех
или иных борющихся общественных классов.
Ленин много работал над дальнейшим развитием материалистической
диалектики. В «философских тетрадях» он выдвинул ряд новых идей:
- о борьбе противоположностей как «ядре диалектики»;
- о единстве логики, диалектики и теории познания;
- о творческой роли человеческого сознания по отношению к объективному
миру.
Ленин считал величайшим завоеванием марксистской философии
материалистическое понимание истории. Согласно ленинской концепции история
выступает как процесс взаимодействия различных сил, прежде всего классов, и
во многом зависит от активности этих классов.
28. Антирационалистическая установка философии жизни.
Философия XX в. стала больше уделять внимание целостности человеческого
духовного опыта, специфике и немалому значению его нерациональных
элементов. Философы отказались от примата рационального познания и
перенесли акцент на нерациональные составляющие психики: волю, инстинкт,
бессознательное.
Одним из истоков философии жизни было учение немецкого философа
Шопенгауэра.
Отталкиваясь от кантовской идеи о примате практического разума, важнейшим
компонентом которого была свободная воля, Шопенгауэр стал отстаивать
превосходство воли по отношению к разуму. Он критиковал рационалистическую
традицию за представление воли как придатка разума. Он рассуждал, что на
деле воля, т.е. желания человека, побуждения к действию и сами процессы
совершения его специфичны, относительно-самостоятельны и в значительной
мере определяют направление человеческого познания.
Шопенгауэр представлял волю свободной от контроля со стороны разума.
Человеческая воля родственна «неисповедимым силам Вселенной». Она
первоначало и абсолют.
Он поместил в центр своей философии волю, взятую в качестве «воли к
власти». Ницше считал «волю к власти» определяющим стимулом деятельности
человека. Рассматривая жизнь как специфичную волю и аккумуляцию силы, Ницше
утверждает, что жизнь стремится к максимуму чувства власти.
Понятие «жизнь» играло немалую роль в философии Бернона. Он был склонен
внедрять в мир те элементы, которые его больше всего интересовали – некое
полуинстинктивное сознание, граничащее с «бессознательным духом».
«Жизнь» Бернон отождествляет с целостностью, непрерывностью, становлением.
«Материя» отождествляется с прерывностью, она сопротивляется жизни и
становлению. Однако материя подчиняется жизни и в результате мир предстает
как единый непрерывно и необратимо развивающийся.
Человек приспособился к миру материи с помощью интеллекта. Интеллект
разлагает целостность мира на тела, тела на элементы и т.д., а затем
конструирует из них искусственные единства.
Бернон одним из первых сделал предметом изучения специфику времени,
переживаемого человеком полеживым существом. Такое субъективное бремя он
назвал длительностью. Интеллект рассматривает время по аналогии с
пространством, разлагая его на сотставляющие, а затем из «омертвленных»
моментов слагая время. Преодолеть эту ограниченность под силу только
интуиции, она позволяет освоить специфику времени как целостного потока,
включенного в необратимую человеческую жизнь, понять его как длительность.
29. Идея «сверхчеловека» в философии Ф. Ницше.
Ницше называет себя «имморалистом», но это не означает отвержение или
моральных норм. Он отвергает претензию моральных суждений на истинность.
Мораль – это совокупность законов, которые создает человек и сам им
подчиняется. Моральную деятельность Ницше подвергает оценке с точки зрения
того, насколько она отвечает максимуму осуществления «воли к власти».
Господствующая в Европе мораль им решительно осуждается. Сократовсо-
иудейско-христианская мораль – инстинкт стада против сильных и независимых.
И если сильные примут эти правила, то сами превратятся в слабых стадных
животных. Поэтому для «свободных душ» важно понимание того, что мораль не
абсолютна, она не несет в себе никакой ценности. Способность к переоценке
ценностей – признак творческой и волевой натуры.
Апофеозом учения Ницше о человеке и морали предстает концепция
«сверхчеловека».
Сверхчеловек – это человек, который в духовном и физическом отношениях
превзошел возможности человеческой природы.
Ницше придает понятию «сверхчеловек» абсолютное значение, одновременно
освобождая его от всякого конкретного содержания.
«Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти.
Сверхчеловек – смысл земли».
«Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния
из темной тучи, называемой человеком».
Приход человека интерпретируется Ницше одновременно как высшее
метафизическое свершение и как следующий за человеком этап биологической
эволюции.
«Вы, сегодня еще одинокие, вы будете некогда народом: от вас, избравших
самих себя, должен произойти народ избранный и от него – сверхчеловек».
Сверхчеловек – альтернатива «последнему человеку», карикатуре на
коллективизм. Сверхчеловек чужд как религиозным обязательствам перед Богом,
так и социальным обязательствам перед людьми.
«Умерли все Боги, теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек».
В мифе о «сверхчеловеке» культ сильной личности, индивидуалистически
преодолевающей буржуазный мир вне всяких моральных норм и с крайней
жестокостью, сочетается с романтической идеей «человека будущего»,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16