Философия - шпаргалка к кандидатскому минимуму

практической деятельности, которая направлена практически только на

удовлетворение биологических потребностей.

«Отчуждение» проявляет себя в преобразовании труда и его продуктов на

чуждые человеку факторы, которые господствуют над ним и над

обстоятельствами его жизни.

В условиях капиталистического «отчуждения» работник имеет ценность как

предметный элемент производительных сил, тождественный орудиям труда.

Влияние «отчуждения» распространяется и на капиталиста, который теряет

свои личностные характеристики и становится воплощением только одной

функции – собственника капитала.

В «отчуждении» проявляется господство над человеком стихийных сил его

собственной общественной жизни. Так как общественное бытие господствует над

человеком, то включение в его состав новых элементов (практическое освоение

природы) только увеличивает господство стихийного общества над человеком.

Чтобы победить «отчуждение» необходимо взять контроль общества. Но

препятствием этому является собственность на орудия и способы производства.

Однако ликвидация частной собственности приводит к потребительскому

подходу к жизни и усреднению человека – все принадлежит всем и никому

отдельно.

Только при наступлении «высшей» фазы коммунизма труд из способа бытия

превратится в первую необходимость жизни. Наряду со всеобщим развитием

индивидов вырастут производительные силы.

25. Диалектико-матеариалистическое понимание исторического процесса.

Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии» впервые ввели в научный оборот

термин «материалистическое понимание истории».

Маркс и Энгельс сформулировали положение исторического материализма,

гласящее, что человеческое общество начинает свое существование тогда,

когда люди, его составляющие, начинают производить необходимые жизненные

средства.

Рассматривая зависимость производственных отношений от характера и уровня

развития производительных сил, они указали на необходимые жизненные

средства.

Рассматривая зависимость производственных отношений от характера и уровня

развития производительных сил, они указали на необходимость соответствия их

друг другу для нормального функционирования общественного производства.

Маркс и Энгельс сделали вывод о главенствующей роли народных масс в

истории. История имеет объективный характер, т.к. в ее основе лежит

объективная общественная реальность.

Предметом исторической науки является не просто человек как часть природы

и тем более не природа, взятая без человека, а реальный процесс жизни

людей, их бытие.

26. Концепция материалистической диалектики.

Материалистическая диалектика – это учение о развитии, базирующееся на

материалистическом решении основного вопроса философии.

Предмет диалектики – не вещи, а законы их движения и развития. Процесс

развития предполагает количественное усложнение структуры и качественного

изменение объекта, переход из одного состояния в другое, более сложное.

Характерной чертой процесса развития является преемственность: сохраняется

связь между прошлым и настоящим в развитии.

Развитие всегда выступает как саморазвитие, т.е. источник развития

заключается внутри материального объекта, являющегося носителем развития, и

состоит в единстве и борьбе его внутренних противоположностей.

Являясь учением о движении и развитии, материальная диалектика

представляет собой также учение о связи и взаимодействии предметов, явлений

и процессов. Материалистическая диалектика как наука включает в себя

принципы, законы и категории.

Центральным принципом диалектики является принцип материального единства

мира.

Законы диалектики выражают объективные связи и отношения в развитии

материальных объектов. Разделяются на основные и неосновные.

Основные – выражают процесс развития наиболее целостно.

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

3. Закон отрицания отрицания.

Неосновные законы выражают процесс развития с той или иной его отдельной

его стороны (закон причинночти, закон об определяющей роли содержания по

отношению к форме).

Категории диалектики фиксируют всеобщие свойства развития бытия и

мышления: единичное, особенное, общее; сущность и явления; причина и

следствие и т.д.

27. Развитие философии марксизма В.И. Лениным.

Ленин творчески разработал марксистское учение применительно к новым

историческим условиям, конкретизировал его на основе опыта русской

революции и международного революционного движения.

Ленин создал теорию социалистической революции. Он доказал, что социализм

может в новых условиях первоначально победить в одной или нескольких

странах. Разработал учение о партии пролетариата как о руководящей и

организующей силе, без которой невозможно завоевание диктатуры пролетариата

и построения коммунистического общества. Ленин остро поставил вопрос о

принципе парийности в философии: неизбежная принадлежность любого учения к

материализму или идеализму, каждое философское учение служит интересам тех

или иных борющихся общественных классов.

Ленин много работал над дальнейшим развитием материалистической

диалектики. В «философских тетрадях» он выдвинул ряд новых идей:

- о борьбе противоположностей как «ядре диалектики»;

- о единстве логики, диалектики и теории познания;

- о творческой роли человеческого сознания по отношению к объективному

миру.

Ленин считал величайшим завоеванием марксистской философии

материалистическое понимание истории. Согласно ленинской концепции история

выступает как процесс взаимодействия различных сил, прежде всего классов, и

во многом зависит от активности этих классов.

28. Антирационалистическая установка философии жизни.

Философия XX в. стала больше уделять внимание целостности человеческого

духовного опыта, специфике и немалому значению его нерациональных

элементов. Философы отказались от примата рационального познания и

перенесли акцент на нерациональные составляющие психики: волю, инстинкт,

бессознательное.

Одним из истоков философии жизни было учение немецкого философа

Шопенгауэра.

Отталкиваясь от кантовской идеи о примате практического разума, важнейшим

компонентом которого была свободная воля, Шопенгауэр стал отстаивать

превосходство воли по отношению к разуму. Он критиковал рационалистическую

традицию за представление воли как придатка разума. Он рассуждал, что на

деле воля, т.е. желания человека, побуждения к действию и сами процессы

совершения его специфичны, относительно-самостоятельны и в значительной

мере определяют направление человеческого познания.

Шопенгауэр представлял волю свободной от контроля со стороны разума.

Человеческая воля родственна «неисповедимым силам Вселенной». Она

первоначало и абсолют.

Он поместил в центр своей философии волю, взятую в качестве «воли к

власти». Ницше считал «волю к власти» определяющим стимулом деятельности

человека. Рассматривая жизнь как специфичную волю и аккумуляцию силы, Ницше

утверждает, что жизнь стремится к максимуму чувства власти.

Понятие «жизнь» играло немалую роль в философии Бернона. Он был склонен

внедрять в мир те элементы, которые его больше всего интересовали – некое

полуинстинктивное сознание, граничащее с «бессознательным духом».

«Жизнь» Бернон отождествляет с целостностью, непрерывностью, становлением.

«Материя» отождествляется с прерывностью, она сопротивляется жизни и

становлению. Однако материя подчиняется жизни и в результате мир предстает

как единый непрерывно и необратимо развивающийся.

Человек приспособился к миру материи с помощью интеллекта. Интеллект

разлагает целостность мира на тела, тела на элементы и т.д., а затем

конструирует из них искусственные единства.

Бернон одним из первых сделал предметом изучения специфику времени,

переживаемого человеком полеживым существом. Такое субъективное бремя он

назвал длительностью. Интеллект рассматривает время по аналогии с

пространством, разлагая его на сотставляющие, а затем из «омертвленных»

моментов слагая время. Преодолеть эту ограниченность под силу только

интуиции, она позволяет освоить специфику времени как целостного потока,

включенного в необратимую человеческую жизнь, понять его как длительность.

29. Идея «сверхчеловека» в философии Ф. Ницше.

Ницше называет себя «имморалистом», но это не означает отвержение или

моральных норм. Он отвергает претензию моральных суждений на истинность.

Мораль – это совокупность законов, которые создает человек и сам им

подчиняется. Моральную деятельность Ницше подвергает оценке с точки зрения

того, насколько она отвечает максимуму осуществления «воли к власти».

Господствующая в Европе мораль им решительно осуждается. Сократовсо-

иудейско-христианская мораль – инстинкт стада против сильных и независимых.

И если сильные примут эти правила, то сами превратятся в слабых стадных

животных. Поэтому для «свободных душ» важно понимание того, что мораль не

абсолютна, она не несет в себе никакой ценности. Способность к переоценке

ценностей – признак творческой и волевой натуры.

Апофеозом учения Ницше о человеке и морали предстает концепция

«сверхчеловека».

Сверхчеловек – это человек, который в духовном и физическом отношениях

превзошел возможности человеческой природы.

Ницше придает понятию «сверхчеловек» абсолютное значение, одновременно

освобождая его от всякого конкретного содержания.

«Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти.

Сверхчеловек – смысл земли».

«Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния

из темной тучи, называемой человеком».

Приход человека интерпретируется Ницше одновременно как высшее

метафизическое свершение и как следующий за человеком этап биологической

эволюции.

«Вы, сегодня еще одинокие, вы будете некогда народом: от вас, избравших

самих себя, должен произойти народ избранный и от него – сверхчеловек».

Сверхчеловек – альтернатива «последнему человеку», карикатуре на

коллективизм. Сверхчеловек чужд как религиозным обязательствам перед Богом,

так и социальным обязательствам перед людьми.

«Умерли все Боги, теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек».

В мифе о «сверхчеловеке» культ сильной личности, индивидуалистически

преодолевающей буржуазный мир вне всяких моральных норм и с крайней

жестокостью, сочетается с романтической идеей «человека будущего»,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты