Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции; в этих
корреляциях, в отношениях между явлениями оно может уловить проявление
закона. Но в чистом виде он дается только в результате теоретического
исследования.
б) Средствам.
Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом
взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Он предполагает
осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность.
На теоретическом уровне объект может изучаться только опосредованно, в
мысленном эксперименте. Задачей теоретического исследования является
познание сущности в чистом виде.
Эмпирические объекты – абстракции, наделенные признаками, которые можно
обнаружить в реальном объекте, но не наоборот.
Теоретические объекты – наделены не только теми признаками, которые мы
можем обнаружить в реальном взаимодействии реальных объектов, но и
признаками, которых нет ни у одного реального объекта (материальная точка –
тело, лишенное размера и сосредоточившее в себе всю массу).
в) Методам.
Методы эмпирического исследования – реальный эксперимент и реальное
наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания,
ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений
объективную характеристику изучаемых явлений.
Методы теоретического исследования – идеализация (метод построения
идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными
объектами; методы построения теории (восхождение от абстрактного к
конкретному, гипотетико-духовный метод); методы логического и исторического
исследований.
Структура эмпирического и теоретического уровней знания.
Эмпирический уровень.
1. Наблюдения – первичная информация в форме непосредственных чувственных
данных субъекта наблюдения.
2. Эмпирические факты – рациональная обработка данных наблюдения и поиск в
них устойчивого, инвариантного содержания.
Теоретический уровень.
1. Частные теоретические модели и законы – теория, относящаяся к достаточно
ограниченной области явлений. Закон характеризует отношения идеальных
объектов теоретической модели, а опосредованно он применяется к описанию
эмпирической реальности.
2. Развитая теория – обобщающая теоретическая модель, которая охватывает
все частные случаи.
54. Проблема истины в философии и подходы к ее решению.
Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Достижение истины – непосредственная цель познания в любой его форме.
Основное свойство истины – объективность. Будучи объективна по своему
внешнему материальному содержанию, истинно по своим внутренним идеальным
содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных
субъективных формах (законах, теориях). Истина есть процесс, а не некий
одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме.
Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории
абсолютного и относительного.
Существует две крайние в понимании отношения абсолютных и относительных
моментов в истине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента,
релятивизм – изменчивой стороны каждой истины.
55. Методы научного исследования. Общенаучные и специальные методы.
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания –
эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то
же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и
теоретическое исследование. Эмпирическое знание имеет сложную структуру и
можно выделить по меньшей мере два подуровня: наблюдений и эмпирических
фактов.
Данные наблюдения содержат первичную информацию, которую мы получаем
непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Эта информация дана в
особой форме – в форме непосредственных чувственных данных субъекта
наблюдения, которые фиксируются в форме протоколов наблюдения. Протоколы
наблюдения выражают информацию, получаемую наблюдателем, в языковой форме.
В протоколах указывается кто осущ-ет наблюдение, с помощью каких приборов,
даются характеристики прибора.Это не случайно поскольку в данных наблюдений
наряду с объективной информацией о явлениях содержится некоторый пласт
субъективной информации, зависящий от условий наблюдения, приборов и т.д.
Приборы могут давать ошибки, поэтому данные наблюдения еще не являются
достоверным знанием, и на них на может опираться теория. Базисом теории
являются эмпирические факты. В отличии от данных наблюдения – это всегда
достоверная, объективная информация; это такое описание явлений и связей
м/у ними, где сняты субъективные наслоения. Поэтому переход от наблюдений к
фактам сложный процесс. Этот процесс предполагает следующие познавательные
операции. (1) рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них
устойчивого, инвариантного содержания. Для формирования факта необходимо
сравнить наблюдения выделить повторяющиеся, устранить случайные и с
погрешностью. (2) для установления факта необходимо истолкование
выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого
истолкования широко используются ранее полученные теоретические знания. В
формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от
теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний,
которые в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в
формировании новейших фактов, и т.п.
Методы научно-эмпирического исследования. (1) Наблюдение –
целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе
которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях
изучаемых объектов. Процесс наблюдения не пассивное созерцание
действительности – это особая деятельность, включающая наблюдателя, объект
наблюдения и средства наблюдения. Важнейшей особенность наблюдения является
его целенаправленный характер, которая обусловлена наличием предварительных
идей, гипотез, которые ставят задачи наблюдению. Наблюдение связано с
описанием, которое закрепляет и передает результаты наблюдений с помощью
определенных знаковых средств. Эмпирич описание – это фиксация средствами
естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в
наблюдении. Описание подразделяется на два вида – качественное и
количественное. Количественное описание осуществляется с применением языка
математики и предполагает проведение различных измерительных процедур. В
узком смысле слова его можно рассматривать как фиксацию данных измерения. В
широком смысле оно включает также нахождение эмпирических зависимостей м/у
результатами измерений. Лишь с введением метода измерения естествознание
превращается в точную науку. В основе операции измерения лежит сравнение
объектов по каким либо сходным свойствам или сторонам ( рассказать
самостоятельно). Наблюдение и сравнение могут проводится как относительно
самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи с экспериментом. В отличии от
обычного наблюдения в эксперименте исследователь активно вмешивается в
протекание изучаемого процесса с целью получить о нем определенные знания.
Исследуемое явление наблюдается здесь в специально создаваемых и
контролируемых условиях, что позволяет восстанавливать каждый раз ход
явления при повторении условий.
56. Общество и природа, как подсистемы объективной реальности.
Функционирование общества, как естественно-исторический процесс.
Термин «Природа» служит для обозначения объективной реальности, всего
того, что существует. Высшее ее порождение и часть – человек. Природа
делится на 2 части: Связанную с деятельностью человека и не связанную с
ней.
Общество – представляет собой совокупность исторически изменяющихся форм
совместной деятельности людей, определенным образом связанных между собой и
образующих некоторую целостность на основе необходимости материального
производства в интересах ее (этой целостности) самосохранения, само
производства и саморазвития.
Природа как целое – вечна и бесконечна. Человеческое общество исторически
ограниченно как в пространстве так и во времени.
Человеческое общество не может возникнуть, существовать и развиваться вне
и независимо от природы.
Природа как условие жизни и развитие общества не является постоянной и
неизменной величиной.
Формы восприятия природы.
Античность: Природа понималась как подвижное , изменяющееся целое; человек
мыслился как одна из ее частей.
Средневековая христианская культура: Окружающая человека природа
кассматривалось как нечто сотваренное богом и более низкое чем сам человек,
так как только он наделен божественным началом – душой. Более того ,
природа не редко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или
подчинить, а жизнь человека выступала как божественное начала (души) с
греховным природным началом (телом). И это служило оправданием для
негативного отношения к природе. Природа начиналась как нечто
неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу.
Эпоха возрождения: отношение к природе меняется, человек открывает для
себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней
источник радости, наслаждения, вдохновения.
Период становления промышленного капитализма: Природа начинает пониматься
как объек интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая из
которой человек может черпать без меры и без счета. Эти воззрения
преобладали до середины 20 века, когда начали понимать всю опасность такого
отношения к природе.
Взаимодействие человека и природы
Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания
существовала на всех этапах человеческой природы, но не оставалась
постоянной, а изменялась диалектическим противоречивым образом.
Четыре типа взаимодействия общества с природой:
Присваивающий (для первобытного общества)
Производящий (С начало аграрная экономика затем индустриальное
производство)
Подчиняющий (Капиталистический строй)
НТР (Вторая половина 50х годов 20го века)
Глобализация социальных, культурных, экономических и политических
процессов в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является
экологическая проблема.
Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и
углубляющемся противоречии между производительной деятельностью
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16