Философия - шпаргалка к кандидатскому минимуму

существующее возникло из единой субстанции, тиши универсума".

40. Общество. Основные социологические концепции.

Чел. о-во - это высшая ступень развития живых систем, главные эл-ты кот.

юди, формы их совместн. деят-сти, прежде всего труд, продукты труда, азл.

формы собственности и вековая борьба за нее, политика и гос-во, овокупность

разл. институтов, утонченная сфера духа. Жизн. основа потока бществ. жизни

- труд. Объединение людей в целостную систему происходит езавис. от их

воли: естеств. факт рождения с неизб. включает ч-ка в бществ. жизнь. Законы

развития о-ва - это объективн., существ., необход., овторяющиеся связи

явлений общ. жизни, хар-ие основную направленность оц. развития от низшего

к высшему.

Развитие: с увеличением матер. и дух. лаг возрастают и потребности ч-ка.

Специфика обществ. законов: 1) озникли вместе с возникновением о-ва и сл.

невечны; 2) законы природы роисходят, а законы развития о-ва делаются и

проявляются в совокупной ознательной деятельности людей; 3) носят более

сложный характер; 4) так е как и в природе в обществе закономерное (общее)

действует через диничное, индивидуальное, случайное, в органическом

единстве с ним. На аждом этапе развития действуют и общие законы,

характеризующие устойчивое истории, и специфические, проявляющиеся только

в ограниченном сторическом времени или пространстве.

Общество характеризуется: 1) общностью территории проживания;

2)целостностью и устойчивостью(коллективное единство);

3)самовоспроизводство, самообеспечение, саморегулируемочть; 4)выработка

системы норм и ценностей, лежащих в основе соц связей,определенным уровнем

развития культуры.

Уже Аристотель указывал, что ч-ка побуждает к действию интерес.

Августин рассматривает общество, град земной, в свете града Божьего. В

новое время Гоббс и ЛОкк развивали концепцию общественного договора и

договорную концепцию государства. Эта проблема играла огромную роль в

размышлениях философов 17-19 в. Любой ч-к живет не сам по себе, он связан с

другими людьми, поэтому он как частица класса, обществ. группы он связан с

другими людьми одинак. условиями существования, сходным образом жизни и

общностью интересов. В этом и происходит сведение интересов индивида к

интересам общества. Гегель: "Интересы" двигают жизнью народов". Интерес

существует объективно, независимо от того, осознан он или нет. Без учета

всех интересов общества оно не смогло бы понять путей своего развития.

Простая совокупность индивидов, понимавшихся как атомы. Чем более развиты

индивиды, тем более развито и прогрессивно общество. Руссо, Вольтер,

Гессинг. Гольбах и Гельвеций --- чел есть продукт соц среды, кот формирует

не только навыки, но и характер, тогда для идеального общества необходимо

изменить соц среду, институты, систему образования и воспитания.

Социальная философия возникла в 20-40 гг прошлого века.

ОГЮСТ КОНТ ввел понятие социология, рассматривал общество как целостный

организм и система. Оно определяет развитие и деятельность составляющих его

субъектов разного уровня. Социальная статика для объяснения структуры общ и

социальная динамика для объяснения процессов функционирования общ.Его фил

позитивна, так как опирается только на научные наблюдения.

Сформулировал великий основной закон интеллектуальной эволюции

чеорвечества. Общ и история прошли через три стадии. первая ---

теологическая, в которой доминирует мифологическое сознание, на основе

которого формир мораль, реш обыденные проблемы и тд. Вторая ---

метафизическая, когда больше оперируется не воображением, а понятиями,

метод познания ориентируется на познание реальных явлений. Третья,

позитивная стадия есть доминирование научных наблюдений.

Проблема прогресса решается на основе биологических и астрономических

законов и интеллектуальная эволюция чел. Развитие общ есть закономерное и

прогрессивное явление. Особая роль --- разделение труда и позитивная

политика.

Решение проблем гармонизации и достижение стабильности в обществе.

Гармония есть гармония между частями и различными сферами жизни общ,

наилучшее сочетание интересов отдельных личностей и соц слоев.

Важное значение ---мудрые политические институты.

41. Культура, как способ человеческого существования.

Термин "культуры" первоначально означал возделывание почвы, т.е. изменения

в природном объекте под воздействием человека.

Уже в этом выразилась особенность культуры – заложенное в ней человеческое

начало, единство культуры, человека и его деятельности.

В дальнейшем слово "культура" получило более обобщенное значение, и им

стали называть все созданное человеком.

Культура – это особенный, деятельный способ освоения человеком мира,

включая, как внешний мир, природу и общество, так и внутренний мир самого

человека в значении его формирования и развития.

Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых является

продуктом материального, а другая духовного производства, является

очевидным.

Мир культуры – это мир материальных и идеальных, духовных ценностей, мир

объектов материальных и идеальных, взятых в его отношении к человеку.

Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику

развития человека как общественного существа.

Идея культуры выражала степень развития разумного начала, поступательного

исторического развития, воплощенного в религии, науке, искусстве, праве,

морали.

Гегель анализировал такие проявления культуры, как искусство, религия,

философия в качестве различных форм самопознания разума.

Немецкая классическая философия рассматривала культуру как процесс

морального (Кант), эстетического (Шиллер), философского (Гегель) сознания.

B XIX в. завершается формирование "классической" модели культуры. В этой

модели человек – субъект культуры – выступает как разумное динамическое

существо, развивающее свои духовные потенции, как творец культуры.

В марксистской философии такая модель культуры получила материалистическую

интерпретацию. Культура осознается не как чисто духовная проблема

воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых

условий (прежде всего материальных) для всестороннего и целостного развития

человека.

В XX в. обнаружилось, что в рамках классической модели культуры не удается

преодолеть трудности рационалистического познания культуры, что привело к

росту иррационалистических тенденций. Все это (контакты с неевропейскими

культурами, кризис колониализма, углубление исследований сущности культуры)

привело к появлению других моделей культуры.

Неклассическая (модернистская) модель ориентирована на повседневную жизнь

человека. Для нее характерны пессимизм, идея абсурдности, "темности" мира,

приоритет личного перед общественным в жизни человека.

Постмодернистская модель – скептическое отстранение от установки

преобразования мира, мир не только не поддается человеческим усилиям, но и

не умещается ни в какие теоретические схемы.

Существует деятельный подход в понимании культуры. В рамках этого подхода

она рассматривается как способ организации и развития человеческой

деятельности. Культура представлена в продуктах материалистического и

духовного труда, в социальных нормах и духовных ценностях.

Существует множество различных видов культуры, отражающих многообразие

форм деятельности общественного человека.

Единство мира культуры определяется целостностью последнего, действующего,

как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя –

человека.

3 этапа культуры: дикость, варварство, цивилизация.

42. Мир как совокупная реальность. Проблема субстанции.

Мир вообще и все, что в нем существует, реально предпослан сознанию и

действию конкретных индивидуумов и конкретных поколений людей.

Мир не просто постоянно наличествует, но мир, как таковой, в различии и

единстве его основных целостностей является реальностью для сознания и

действия каждого человека.

Совокупная реальность включает: вещи, пределы природы, еще не освоенные

человеком вещи, процессы, созданные человеком из материала природы;

общественную жизнь – отношения людей, их убеждения, принципы и идеи;

индивидуумов в процессе их жизнедеятельности.

Основные идеи:

- мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;

- природное и духовное, индивидуум и общество равно существуют, хотя и

в различных формах, их существование – предпосылка единства мира;

- мир образует совокупную реальность, действительность, предзаданную

сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей.

Единство бытия, причинность изменений его и его многообразие были условием

возникновения понятия "субстанции". (Субстанция – действительное,

существующее в самом себе, бытие).

Принцип существования одной субстанции – монотеизм;

двух субстанций – дуализм;

множества субстанций – плюрализм.

Идеалистический монотеизм считает субстанцию идеальной, духовной (Платон,

Беркли), материалистический – материальной (Демокрит, Бекон).

У дуалистов признается равноправное существование субстанций двух типов:

материальной свойственна протяженность, а духовной – способность мыслить.

Плюрализм Лейбница – монады – множество простых и разнообразных

субстанций, которые одинаково обладают самостоятельностью, активностью и

переменностью.

Декарт и Ньютон определяют материальную субстанцию через ее механические

свойства. Следующие шаги в развитии понятия субстанции складывались сначала

из допущений, а затем на природно-научном доказательстве того, что свойства

субстанции не сводятся к механическим. Резкое обогащение субстанциональных

свойств имело два мировоззренческих последствия:

- образовалась традиция объяснения мира из него самого, без помощи

надмирового духа;

- осмысление относительности человеческого знания, становление понятия

материи как абстрактной категории, формирование научной картины

мира.

43. Истоки проблемы бытия. Сущность мира и сущность человека.

Впервые термин "бытие" в философии ввел греческий философ Парменид для

обозначения и одновременно решения одной реальной проблемы. Во времена

Парменида люди стали терять веру в традиционных богов Олимпа, тем самым

рушились основы и нормы мира. В глубинах человеческого сознания зародилось

отчаяние, сомнение. Людям нужна была вера в новую силу. Философия в лице

Парменида осознала сложившуюся ситуацию и попыталась успокоить смятенную

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты