Философия - шпаргалка к кандидатскому минимуму

взгляду на истину как на соглоасованность предложения с системой др

предложений., что не мб основой знания

18. Особенности формирования философской мысли Киевской Руси.

В «Изборнике Святослава» находятся переводы отрывков из «Диалектики»

византийского философа Иоанна Дамаскина, в которых приводится определение

философии: «Философия является познанием сущего, насколько оно сущее, т.е.

познанием природы сущего. Философия является искусством искусств и наукой

наук, поскольку философия – начало любого искусства. Философия – любовь к

мудрости, истинная мудрость – Бог. Любовь к Богу – истинная философия».

Доминирующим в развитии Киевской философии стал мотив философии как

«любомудрия» , т.е. «софийное» понимание философского знания.

Ормей: «София – бестельное существование множества мыслей, которые

охватывает логос мирового целого, оставаясь при этом одушевленным и словно

живым».

Мудрость не просто знание, она знание не вещей самих по себе, а из смысла,

сути, которая является «божественным замыслом» их творения. Истина по

своему божественному характеру не может адекватно восприниматься на

чувственном уровне. Различают в этом плане два вида познания истины:

«благодатный» (непосредственное видение истины святыми и апостолами) и

«приточный» (для остальных людей).

Знак, не будучи изображением истины несет в себе ее энергию, которая

является движущей силой прорыва от повседневного к божественному. Таким

образом, философия осознает истину через размышление над книгой. В слове

Божьем истина зашифрована, т.е. откровение всегда сокровенно. Органом

правления, как способа постижения истины, выступает сердце, которое

соединяет вместе мысль, волю и веру.

Посредниками между природным и духовным миром истины, которые связывают

Творца с вещественным миром, выступают Дева Мария, ангелы, архангел Михаил.

В отличие от западных представлений об абсолютной отчужденности души от

тела, киевские мыслители натаивают на единстве души и плоти в теле. Тело

может противостоять духу но не душе.

19. Философия Г. Сковороды.

Основателем украинской классической философии считается выдающийся

мыслитель Г. Сковорода.

Философия, по Сковороде, является самой жизнью. Поэтому главное у человека

не столько его теоретические познавательные способности, а сколько

эмоционально-волевая сущность его духа. Подобно Сократу Сковорода говорит:

«познай себя».

Реальность, по мнению Сковороды, является гармоническим взаимодействием

трех миров: макрокосмоса (великого мира, где живет все рожденное),

микрокосмоса (человека) и символического света (Библии). Каждый из трех

миров является единством двух «натур»: видимой, внешней, теневой и

внутренней, невидимой, светлой.

Макрокосмос видится как материя, которая в действительности является

только тенью настоящей, но невидимой «натуры» – Бога. Макрокосмос един, это

единство неразрывно, но в то же время и не соединимо, т.к. Бог не является

самой природой, а ее источником.

Микрокосмос также является единством двух «натур». Основой «внутреннего»

человека является Бог, поэтому призыв Сковороды «познай себя» означает у

него познать Бога (в этико-эстетическом плане, орган познания – сердце).

Мир и Человек находятся в состоянии гармонического взаимодействия. Но эта

гармония устанавливается не сама по себе. В своей основе она имеет

жизненную инициативу человека. Существует множество способов гармонизации и

каждый должен найти собственный способ жизни в мире.

Между Макрокосмосом и Микрокосмосом существует посредник – мир символов,

Библия. В ней также выделяются две «натуры» – видимая (предметная

образность символов) и невидимая (расшифровка, смысл).

У каждого свой уникальный способ единения с миром. Индивидуальный характер

единения и возможность для всех единого труда проявляют себя в идее

«неравного равенства»: Бог подобен фонтану, который наполняет разные по

объему сосуды. В меньшем сосуде меньше, но в том он равен большему сосуду,

что они одинаково точные.

Таким образом в философии Сковороды доминируют:

- антеизм (единство людей всего мира);

- экзистенциальность (ориентация на неповторимое по своей уникальности

человеческое существование);

- кордоцентризм (сердце – всему голова).

21. Философия всеединства В. Соловьева.

Для Соловьева полноценной философией является философия мистическая. Под

мистицизмом Соловьев понимал всеобщую органическую действительность,

которую нельзя охватить ни методами изолированного эмпиризма, ни методами

рассудного построения.

Центральной в учении Соловьева является идея «всеединого сущего». Сущее

выше всяких признаков и свойств, и вообще выше множественности. Для чего

Соловьев использует термин «ничто».

Нерасчленимое сущее расчленяясь становится идеей или Логосом, а идея или

Логос создают реальную действительность. Философ вводит понятия скрытого и

открытого Логоса. Третий , «конкретный» Логос – это Христос. Этому Логосу

отвечает и конкретная идея – София.

София – нераздельное тождество материального и идеального, мудрость и

предмет абсолютной любви.

Соловьев учит о двух Софиях:

1. Материальная осуществленность абсолюта, несотворенная София, премудрость

Божья.

2. Воплощение в чувственном теле, сотворенная, богочеловеческая София.

«Всеединство» исследуется только «цельным» знанием, которое представляется

синтезом мистического, рационального (философского), эмпирического

(научного) знания.

Соловьев выводит единство теологии, науки и философии, и называет его

«свободной теософией».

В обществе идея «всеединства» раскрывает себя как богочеловеческий союз

или вселенская церковь.

Этику Соловьев также основывает на религии: человек нравственен, если он

свободно подчиняет свою волю Богу, стремится к «абсолютному добру» и

устроению богочеловеческого царства.

22. Философия свободы Н. Бердяева.

Главная идея Бердяева – свобода. Любую проблему он рассматривает через

призму своих представлений о свободе.

Философ убеждает в самоочевидности свободы. То, что человек сознает мир и

тем самым возвышается над миром, говорит о свободе от мира.

Свобода Бердяева – это свобода духа человека, его сознания и самосознания.

1. Ungrund – первоначальная, абсолютная, иррациональная свобода. Это

первоначальный поток, в котором осуществляется Богорождение и из которого

Бог создал мир и человека. Первая свобода существует до бытия и поэтому

не может характеризоваться рациональным понятием. Ее нужно принять как

факт мистического опыта. Ungrund – не добро и не зло, но несет и то и

другое.

2. «Свобода для», свобода знать высшее добро и идти к нему. Христос являет

людям свободу принять Бога несмотря ни на каие мучения.

3. Свобода общественного действия на началах абсолютных (религиозных)

ценностей. Это реализация творчески активного христианства. Такой идеал

Бердяев обозначает термином «соборность».

«Соборное» общество – это «внутреннее духовное общество», состоящее из

живших, живущих и будущих поколений, объединенных христианской любовью.

В первом акте мистерии свободы Бердяева происходит грехопадение и

образование мира объективизации (не подлинного состояния подлинного бытия,

потерявшего свободу). Это поглощение личного общим, подавление свободы.

Вов втором акте явление Христа преобразило свободу “от” Бога, т.е.

своеволие, несвободу, в свободу принять Бога. Однако Бог состоял

«трансцендентным» для человека.

Поэтому в третьем акте (антроподицея) человек должен решительно порвать с

любой видимостью материального бытия и через творчество (свободу)

преодолять «трансцендентность» Бога.

Структура эмпирического и теоретичн

23. Классическая и неклассическая философия. Общность и различия.

В XIX веке широкое распространение получили философские учения, которые

были продолжением и завершением духовного поворота, начавшегося в эпоху

Возрождения. К этому времени наиболее ярким воплощением их была немецкая

философия XVII–XIX вв., которая получила название классической.

Классическая философия Германии высоко ценили возможности «подлинного»,

«чистого» разума. Такому «чистому разуму» противопостовляли неразумность –

случайность, хаотичность. Предполагалось, что разум проложит себе дорогу

через все «неподлинное», «неразумное». С такой верой в «победное шествие»

некого внеиндивидуального разума в классической философии была тесно

связана вера в силу рационального познания. Она перерастала в уверенность в

том, что разум есть главный и наилучший инструмент преобразования

человеческой жизни. Философы-классики разделяли убеждение о том, что могут

быть рационально познаны общечеловеческие идеалы и принципы, прежде всего

идеал свободы и принцип достоинства человеческой личности.

40-50-е гг. XIX века стали переломными в том смысле, все определеннее

складывалась потребность в новых, неклассических типах философствования.

1. Марксистская философия – развивая общую рационалистическую ориентацию

классической мысли, ее веру в науку и прогресс, она разработала новую

концепцию мира, человека, познания. Маркс поддерживал идею классики о

развитии философии как науки, но отверг ее претензии на роль «науки

наук».

2. Немарксистская философия – антиклассический подход, граничащий с прямым

нигилизмом в отношении философской классики (Кьеркегор, Ницше).

Критика классической мысли стала сотавной частью процесса кардинальной

переоценки ценностей, необходимость которой выводилась из глубокого

духовного кризиса, в свою очередь связываемого с кризисом западной

цивилизации.

Классическая философия занимается поисками истины и перврооснов: философия

– высшая наука. Она исходит из того, что мир разумен.

Неклассическая философия отказывается давать теретическую картину мира и

сомневается в возможности разумного объяснения мира. Переосмысливается

функция философии – она должна учить человека жизни, помочь переустроить

жизнь (революция у Маркса, переоценка ценностей у Ницше, новая революция у

Соловьева).

24. Проблема отчуждения человека в марксизме и пути его преодоления.

Маркс согласен с Гегелем, что «овеществление» человеческой деятельности,

переход труда из формы деятельности в форму бытия, одновременно

оборачивается «отчуждением». Однако Маркс не согласен с фатальностью связи

«овеществления» с «отчуждением». Это свойственно лишь «незрелым» формам

общественной организации человечества и связано с неразвитостью

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты