Философия
1. Сущность мировоззрения. Миф, религия, философия.
М.- совокупность идей, чуств, эмоций О-х общее отношение Ч. к миру.-
познавательный пласт;- эмоциональный;- поведенческий
Основные вопросы: чтотакое мир;по каким законам он разввается; в
чем смысл жизни; что такое добро и зло.Влияние: убеждения,
идеалы.Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом.Миф –
носит духовно практический характер (фантазиями преобразовывает
жизнь)(талисманы).Религия - носит духовно практический характер
(односторонний характер). Это М. – поведенческое по своей сути.
(талисманы перестали помогать) Ф. – вся совокупность взглядов на мир,
П., Об. и Ч. (отличие – уровень обобщения, теоретический характер)
2. Основной вопрос Ф и специфика Ф знания.
Основной вопрос: 1- что первично материя или сознание дух или
природа;2- познаваем ли мир;3- проблема “ мир-человек”. Функции Ф: 1-
объяснение мира; 2-методологическая (накопление и обобщение) 3-
отображение своего времени 4.мировоззренческая.Гегель – “Ф – эпоха,
схваченная в понятиях” Существуют несколько определений в зависимости
от структуры Ф знания: онтология (з-ны развития П, О, Ч),
гноссеология (отображение всеобщих з-ов в сознании Ч), антропология
(Ф- наука о О бытии О сознании).Ф- мировоззренческая наука,
масштабный взгляд на жизнь, Ч и др аспекты.
3. Философия и наука. Философия как всеобщая методология.
1) накопление знаний; 2) специализация знаний; 3) формирование
теорет. разделов.Аристотель - Ф - наука о первопринципах,
первопричинах. В наше время развит научно - мировоз. подход (такая
система понимания мира и места в нем Ч, которая опирается на науку).
Обще - мировоз., теоретико - познават., ценностные фукции берет на
себя Ф. (нож в руках хирурга и убийцы)
см 2.
4. Милетская школа о первоосновах бытия.
Первые учения - г. Милет 7-6 в. днэ - Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен. Задавшись вопросом откуда все возникает и во что
превращается они искали начало происхлждения и изменения всех вещей.
Первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и
движением. Занимались и разносторонней практ деятельностью.
ФАЛЕС. конец 7 начало6 вднэ. Купец, много путешествовал.
Гидроинженер. Проект полит объединения малоаз. городов перед угрозой
Персии. Знаком с достиж. науки Вав и Египта. Предсказал солн затмение
в Г. -585 гднэ. Изобрел некот. астроном приборы.
Все произошло из некоего влажного первовещества или воды . Все
рождается из этого первоисточника. Земля - плоский диск, плав. на
пов. воды. Вода и все произош из нее вещи - не мертвые. Вселенная
полна богов, все одушевлено. Примеры - магнит и янтарь могут
приводить в движ. др. вещи - они имеют душу.
АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первовещесто (апейрон) из
которого обособл. противоположности теплого и холодного, дающие
начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля -
цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него.
Поэтому миры возникают и разрушаются.
АНАКСИМЕН. Время завоевания Милета персами. Первовещество -
воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения
воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск,
поддержив. вождухом.
В 5 вднэ Милет утратил самостоятельность (Персы) и развитие здесь
фил прекратилось.
ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ.
Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в
самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Свящ.
монада(единица) - это мать богов, всеобщее первоначо и основа всех
прир.явлений. Двойка - это принцип противоположности, отрицательности
в природе.
5. Материалистический атомизм Демокрита и Эпикура
Основатель А. - Левкип.(рожден в Милете). Все состоит из
мельчайших недел. частиц и пустоты.
Продолжатель А. - Демокрит (460 -370 ггднэ). Родился во
фракийском городе Абдерах. Побывал в странах востока. Имеются труды
Д. охватывающие вопросы ф., логики, психологии, этикт, политики,
педагогики, теор. искусств, языкознания, математики, физики,
космологии. Активный приверженец раб. демократии.
Исходное положение а. системы - сущ. атомов и пустоты, образующих
своиим бескон. многообр. соединениями все сложные тела.
Следовательно, одной из гл. предпосылок его учения явл. взгляд по
которому ощущ. представляют хотя и недостаточный, но необходимый
источник познания.
Недостаточные и неточные свидетельства ощущ. исправляются более
тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их
сущ.удостоверяются основанным на чувств. наблюдениях размышлением. Д.
отличает то , что сущ. во мнениии от того, что сущ. в
действительности. “лишь в общем мнениии сущ сладкое, в мнениии -
горькое, в мнении - теплое, в мнен. - холодное, в м. - цвет, в
действительностии же сущ. только атомы и пустота.” Однако Д. не
отрицает реальность чувств. воспринимаемого. В данном случае Д.
говорит о том,что ф. занимается изучением не того, что известно всем,
а того , что лежит в основе всего, образует его причину. По-видимому
Д. не согласен с тем, что чувств. восприятия качеств совпадают с
самими качествами.
Атомы суть всевозм. мал. тела, не имеющие качеств, пустота же -
метсо, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и
вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и
отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким
образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их
состояния и ощущения.
Для объяснения реального многообразия действительности Д.
допускает, что атомы различ. по форме порядку и положению. Эти
отличия и лежат в основе всех наблюд. отличий. Ни одно из них следов.
не явл. беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе.
А. учение расространяется Д. на учение о жизни и душе. Жизнь и
смерть орг. сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из
огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.
Основа познания - ощущения. От вещей отделяются “видики” -
материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустом
пространстве и проникают в органы чевств через поры. Если поры соотв.
по величине и форме проникающим в них видикам, то в ощущ. возникает
образ предмета, соотв. самому предмету. Т.о. уже в ощущ мы получаем
верный образ предмета. Однако сущ. предметы, кот. в силу своей малой
величины недоступны чувствам, Такие св-ва вещ. постигаются умом, иэто
позн. также м.б. достоверным.
ЭПИКУР. (341-270днэ Эпоха эллинизма) Родился на острове Самосе.
Переехал в Афины, где основал школу “Сад Эпикура”. Гл. задача ф. -
создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика
м.б. построена только при условии если будет определено место, кот.
человек занимает в мире. Поэтому этика должна опир. на физику, а
физике должно предшествоваь разраб. теори познания.
Материалистический сенсуализм. Все, что мы ощущ. истинно. Ошибки
возникают от неправ. оценки того, что мы ощущ. На основе ощущ.
возможны заклюения о предметах и их причинах. Восприятие - единств.
критерий истинности, оно есть крит. и для заключений о таких вещах,
кот. непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти
не были в лог. противоричии с данными восприятиями.
Э. принял основные положения А. Демокрита. Доказывал, чо учение о
причинной необходимости всех явл. природы не должно вести к выводам о
невозможности для чел. свободы. Врамках необход. должен быть указан
путь к свободе.
У Д. движ. атомов в пуст. вызывается мех. необход. Э. полагает,
что дв. обусловлено внутр. св-вом атомов - их тяжестью, кот. наряду с
их формой, положением и порядком становится важным объект.
определением атома. Кол. форм атомов ограничено, т.к атом не мож.
обладать б. тяжесью. При движ. атомы могут самопроизвольно отклон. на
небольшой угол и т.о переходить с прямол. путей движ. на
криволинейные. Это явл. необход. условием свободы человека.
6. Становление диалектики в античной философии. (Гераклит и Элеаты)
Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако
первовещ. - это огонь. Выбор огня в кач. первовещества обусловлен
взглядами Г. на характер жизни природы. Мир нах. в постоянном
процессе изменения, а из всех прир. вещей наиболе подвижен, изменчив
огонь. “ Этот космос один и тот же для всего существующего не создал
ни какой бог и никакой еловек, но всегда был, есть и будет вечно
живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим”. Причина
вечного изменения - борьба противоположностей.
Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения. Душа тоже
из огня, душа материальна - это наименее влажный огонь. Все вещи
возникают из огня согласно необходимости. Миром правит
“логос”.(закон, необходимость)”Даже Солнце не может переступить
логос.” Мир есь процесс в котором всякая вещь переходит в свою
противопол.(холодное в теплое, Вложное в сухое и наоборот)”Нельзя
дважды войти в одну реку” В челов. жизни превращ. в противопол. есть
борьба. Она “отец всего, царь всего”. Благодаря борьбе противопол.
обнаруживается их внутреннее сходство “юессмертные-смертны, смертные
- бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они
умирают.”
Всеобщность изменения и переход каждого качества в противоп.
делают все кач. вещей относительными.(морская вода - чистейшая и
вместе с тем грязнейшая: для рыб -питательна, для людей -негодна)
Логос - основа всеобщности и истинности чел. познания. В основе
мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступно
чувствам зрения и слуха. Однако,считае Г. большинство людей не знают
всеобщего и вечного, не ищут познания, принимают многознание за ум.
ЭЛЕАТЫ. В 6-5 ввднэ центр дух. развития перемещ. в
Ю.Италию.(земледельческая область). Прбл. бытия: бытие есть а небытия
нет, бытие едино и неделимо, бытие познаваемо.
КСЕНОФАН. 6-5 вднэ. Поэт фил. побывал в Ю. Италии вообще много
путешествовал. В конце жизни поселился в Элее, где под еговлиянием
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11