Философия

Ч, совокупность информационных технологий. (в последнем смысле -

техника и средство произв. и его конечный прдукт); 2) табор навыков,

умений. Ч все болше своих функций доверяет технике. Перва и вторая

природы. Технич. деятельность влияет на все стороны жизни Ч.

"Технократический детерменизм" - техника и технология - решающий

фактор развития Ч. Вся власть у группы тех. интеллигенции.

"Антитехницизм" - техника - злой демон.

Техника тесно связана с культурой, О., которые часто определяют

направление движения технической мысли.

Негативные последствия практики Ч.

47. Проблема сознания в философии и естествознании. сущность сознания

и его роль в человеческой деятельности. Природа идеального.

Определение роли и места Ч в жизни - мировоззр. проблемы. Вопрос

отношения сознания к бытию - один из основных вопросов Ф. Для

материалистич. подхода также необходима чтобы Ч сознавал что он

делает => сознание - свойство высокоорганизованной материи.

Сознание - общественный продукт. Самосознание.

Посредством отражения живое существо получает образ, являющийся

отражением свойств, связей и отношений внешнего мира. Образ

фактически является знанием. Идеальное знание - субъективное,

отражающее объективную реальность с наибольшей степенью

достоверности.

Не существует идеальной субстанции или идеальной идеи.

Ч отличается от животного тем, что обладает опытом практическо

преобразовательной деятельности. Образы О. взаимодействия -

отображение действительности в прцессе общения людей. Сознание

предыд. веков передается посредством образов культуры. Формирование и

закрепление программы совместных действий в Ч - двигатель прогресса

(только делая единое целое можно развиваться).

Сознание конкретного Ч - зафиксированное отношение к

действительности.

48. Генезис сознания. Природа отражения и его развитие как

генетическая предпосылка сознания. Отражение, информация, управление.

Отражение возникло при попытке объяснить суть сознания и его

отношения к бытию, материи. Энгель акцентировал внимание на их тесной

взаимосвязи. Ленин - "вся материя обладает свойством, родственным

ощущению - свойством отражения". Любой объект, процесс при

взаимодействии отражает часть себя на др. объекте. Непонятно как

может один матер. объект отражаться на другом в то время когда второй

на первый взгляд не может ощущать - научная проблема.

Объективное отображение действительности - наиболее сложный процесс.

Информационное отражение - такое отражение при котором активно

используются результаты внешнего воздействия. Такое отображение

возможно только если система способна регулировать сама себя. (камень

и цветок по разному реагируют на солнчный свет).

Отражение для живой природы - раздражимость. Для животного мира -

чуствительность. Психическое отражение возникает при недостатке

информации для однозначной реакции (решение может быть запомнено на

будущее).

Диалектический отношения между внешним миром и внутренними

установками.

Субъективная реальность - идеальна. Не существует идеальной

субстанции или идеальной идеи.

49. Возникновение и развитие человеческого сознания, его социальная

природа. Сознание и язык.

см 47.

Различают сознания: духовное, нравственное, теоретическое,

религиозное, политическое, ...

Осознание проявляется в практич. деятельности Ч. Тесно связано с О

(знание передается в виде образов от покаления к покалению).

Отражение, фиксация установок в сознании - необходимое условие

воспроизводства способов совместной деятельности. Соц. сознание -

способ взглянуть на проблему извне. В современном мире понимание

общественного сознания - залог выживания.

Вербальное общение - основной элемент отражения соц. сознания

(информации). Также существуют другие знаковые языки. Тесная связь с

культурой индивида.

Диалектика коллективного и субъективного сознания.

50. Познание как активное отражение действительности. Субъект и

объект познания.

см 48.

Адекватное отображение действительности - суть познавательного

процесса. Материалест. подход говорит, что такое познание

возможно.Знание познающего субъекта - идеально. Знание постепенно

переходит в духовную сферу (научно - теоретич. деятельность).

Субъект познания - Ч. Объект познания - все формы материи и формы ее

взаимодействия.

На начальных этапах развития Ч познание связано с практической

деятельностью. Постепенно появились знания связанные с предсказаними,

теоретические, ... . Знание - высшая форма отображения

действительности.

51. Структура знания. Чувственное и рациональное познание.

1) Знания как система (Правила, показывающие, как на основе данных

знаний осуществить ту или иную деятельность называются правилами.

Знания, таким образом, включены в систему деятельности) 2) знание как

отражение действительности 3) Чувственное познание (для познания

объектов данного типа необходимо функционирование органов чувст,

нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие

материальных объектов - такая форма деят-ти - чувств позн-е по маркс-

ленинск гносеологии).

52. Проблема истины и философии в науке.

Философия и наука. Любая новая идея, чтобы стать либо постулатом

картины мира, либо принципом, выражающим новый идеал и норматив

научного познания, должна перейти через процедуру философского

обоснования. (приер - когда Фарадей открыл электрические и магнитные

силовые линии... ->ввел представление о материальности полей - особый

вид материи).

53. Научное познание и его специфические признаки. Научное и

обыденное познание. Критерий научности.

В структуре научного знания выделяют уровни знания - эмпирический и

теоретический. Им соотв-ют два вида познавательной деят-ти -

эмпирическое и теоретическое исследование. Эмпирическое - два

подуровня наблюдения и эмпирические факты. Переход наблюдения ->

эмпирические факты предполагает 1) рациональную обработку данных

наблюдения 2) поиск в них устойчивого инвариантного содержания.

Наука имеет дело с особым набором объктов, не сводимых к объектам

обыденного опыта. Особенностями объектов научного исследования можно

объяснить основные особенности научных знаний как продукта научной

деятельности. Их достоверность уже не может быть обоснована только их

применением в производстве и обыденном опыте. Наука формирует

специфич способы обоснования истины знания: экспериментальный

контроль за получаемым знанием.

54. Эмпирический и теоретический уровни знания.

Эмпирический: наблюдения, эмпирические факты. Переход наблюдения ->

эмпирические факты предполагает 1) рациональную обработку данных

наблюдения 2) поиск в них устойчивого инвариантного содержания.

Организация теоретического уровня знаний. 1) частные теоретические

модели и законы. 2) развитая теория. Строится некоторая обобщенная

модель, которая охватывает все частные случаи.

55. Понятие метода и методологии.

Сознательная целенаправленная деятельность по формированию и развитию

знания регулируется нормами и правилами, руководствуется

определенными методами и приемами. Выявление и разработка таких норм,

правил, методов и приемов, которые представляют собой не что иное,

как аппарат сознательного контроля, регулирования деятельности по по

формированию и развитию научного знания, составляет предмет логики и

методологии научного знания.

56. Методы эмпирического познания.

1) Наблюдение и описание наблюдаемого 2) Измерение 3) Сравнение 4)

Эксперимент

57. Методы теоретического познания.

1) Формализация (построение абстрактно-математических моделей,

раскрывающих сущность изучаемых процессов) 2) Аксиоматический метод

(при аксиоматич построении теоретич знания сначала задается набор

исходных положений, не требующих доказательства) 3) Гипотетико -

дедуктивное развертывание теории (сначала создается гипотическая

конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему

гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке для

уточнения и конкретизации) 4) метод восхождения от абстрактного к

конкретному (вначале находится главная связь (отношение) изучаемого

объекта, а затем, шаг за шагом прослеживается, как она видоизменяется

в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их

взаимодействия и таки путем отображает во всей полноте сущность

изучаемого объекта)

58. Гипотеза и теория.

Гипотетико - дедуктивное развертывание - строится дерево гепотез

сложной проблемы, которое затем подвергается опытной проверке.

Теория должна быть непротиворечивой и основываться на

аксиоматике.Цель теории - целостная картина. Теарии необходимо

испоьзуют абстрагирование.

59. Особенности социального познания.

см 49. Социальная природа человеческого сознания.

60. Объективная истина. Диалектика абсолютной и относительной истины.

Истинность - соответствие знания объективной реальности.

Объективная истина не зависит ни от Ч ни от человечества (Ленин), но

может меняться во времени. Необходим эталон. Объективное и

субъективное знание = Ю такие же истины. Платон (в идеях), Декарт (в

вещах), Гобс (истина дочь разума), Кант (основа его Ф). Диалетич.

подход - "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к

практике ..." (Ленин). Истина должна быть проверена практикой.

Геоцентрическая система -> гелио центрическая -> галактическая.

Каждая относит. истина приближает нас к абсолютной. Абсолютная истана

- предел, к которому необходимо стремиться. Относит. и абсолютн.

истины - разные формы объетивной истины. Догмы и др. историч. - соц.

условия могут искажать истину (язык, небрежность в определениях).

Относительная истина - форма выражения объективной истины, зависящей

от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее

точности, строгости и полноты, которая достигнута га данном уровне

познания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты