Философия

этот тезис, построить столь же достоверное здание науки. За исх пункт

он принимает сомнение в общепринятом знании ( так как такого тезиса

он не нах в схоластике). Это сомнение есть только предварит. прием.

Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае

существует. Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь,

поскольку я мыслю. Если т.о сомнени - достов. факт, то оно сущ. лишь

поскольку сущ мышление, лишь поск я сам сущ в качестве мыслящего. (Я

мыслю следов. я сущ) Это положение и есть искомая достоверная опора

знания. Этот вывод не тр. логического док-ва, он есть р-т интуиции

ума.

Ясность и отчетливость мышления Д ошибочно объявляет необх и

достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий

истинности знания т.о не в практике, а в челов. сознании.

Мдеализм Д. усугубился религиозными предпос. его системы. В силу

этого для док. реального сущ. мира еобходимо док. сущ. бога. В числе

прочих идей в уме сущ идея бога. Как понятие о сущ. всесовершенном,

идея бога обладает большей реальностью чем все др. идеи. В причине

должно быть по крайней мере столько же реальности сколько ее нах. в

следствии. Т.к. мы сущ и т.к. мысуть следствия первопричины, то сущ и

сама первопричина т.е. бог. Но если всесоверш. бог сущ, то этим

исключается возможность, чтобы он нас обманывал. Этим обусловлена

сама возможность позания.

Возм истины обусловлена сущ. врожденных идей или истин

(предрасположения ума к известным аксиомам и положениям) к кот. он

относит прежде всего мат. аксиомы.

В познании главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал,

что источником достоверности знания может быть только сам разум.

В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные

положения - аксиомы. В лог цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое

след звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления

всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непоср. очевидные исходные

положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассужд.

дедукции.

Воор. интуицией и дедукцией разум может достич достоверного

знания в случае если будет вооружен методом. Метод Д. состоит из 4

требований: 1.допускать в кач. истинных только такие положения, кот

предсавл. уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в

истинности; 2. расчленять каждую сложную пробл. на составляющие ее

частные пробл; 3. методически переходить от известного и доказанного

к неизв. и недок.; 4.не допускать никаких пропусков в ог. звеньях

исследования.

14. Основные черты фил. Ф.Бэкона

Первым ф. , сознательно поставившим перед собой задачу разработки

научного метода на основе мат. понимания природы, был Ф.Бэкон (1561 -

1626).

Б. различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные” - цель - принесение

непоср. пользы человеку 2. “светоносные” - цель не непоср. польза,

а познание законов и свойств вещей

Предпоылка преобраз науки - критика всей сущ схол. и сомнение в

истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение

лишь средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного

доселе знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода

умозаключений и доказательства. Первым условием реф. науки явл.

усовершенствование методов обобщения - индукции. Следующим шагом

должно быть очищение разума от заблуждений. Б. различает 4 вида таких

забл. или идолов - рода, пещеры, рынка , театра.

Идолы рода - преп, обусл природой человека. Чел судит о прир по

анаогии с собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое

представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства чел

чувств, под влиянием различных желаний, влечений.

Пещеры - ошибки, возн. вследствии субъект предпочтений, симпатий,

антипатий ученых: одни больше видят различий между предметами, др. -

их сходства. Одни склонны верить в непогреш авторитет древности, др,

наоборот, отдают предпочтение только новому.

Рынка - преп, возник вследствии общения между людьми посредством

слов. Но во многих сл. значения слов были установлены не на основе

познания сущности предмета, а на основе сов. случ впечатления от

этого предмета.

Театра - преп, порождаемые некритически усвоенными ложными

мнениями. идолы. т. не врождены нашему уму? они возникают вследствии

подчинения ума ошиб мнениям.

Знание видов препятствий позволяет избежать ошибок. Однако это

знание лишь отриц. сторона зад. создания научного метода. необх также

полож учение о методе исследов. В истории науки четко выступают 2

пути или метода иследов: догматический и эмпирический. Догм метод

начин с общих умозр положений и стрем вывести из них все частн

случаи. Догматик похож на паука, кот из самого себя ткет паутину.

Уч, следующ эмпир методу похож на муравья, кот беспорядочно

тащит все, что ни попадется ему на пути. Истинный метод состоит в

умственной переаботке материалов, кот доставляет опыт.( пчела)

15. Английский материализм ХУ11 века (Т.Гоббс, Дж.Локк).

Гоббс: основа познания – чуства. Смысл познания в рациональном

осмыслении этого опыта. истинность – свойство наших суждений, а не

самих вещей. В отличии от Декарта, распространеность – свойство самих

вещей, а не субстанция сама по себе (хотя и является основным –

механическое движение основное). Отрицание врожденных идей Декарта –

вещи обладают свойствами.

Локк (главный сенсуалист) - “В разуме нет ничего, чего не было бы

ранее в чуствах”. Сильное влияние Бэкона. Критика Декарта. Душа

лишена врожденных идей – но чистый лист, заполняемый посредством

чуственного знания.

Опыт, Локк, делит на внутренний и внешний. Чтобы получить общие идеи

(пространство, время,..) необходимо размышление, которое является

свойством души, а не ее сущностью (Декарт). Декартова субстанция,

таким образом, - сложная идея, полученная из опыта. Первичные

качества – присущи вещам (масса, движение, протяжение). Вторичные –

то, что получается в нашем сознании (звук (движение воздуха), запах,

…). => невозможно познать реальные сущности вещей, только

номинальные. Реально существует лишь индивидуальное => Обобщение – не

свойство вещей, а потребность Ч к обобщению.

Знания: бесспорные (на основе размышления) и правдоподобные (на

основе эмпирич. опыта).

16. Т.Гоббс и Дж.Локк о государстве и праве.

Гоббс: сторонник обществ. договора. “О гражданине”, “Левиафан”

Естетвенное состояние людей – война => О. Чтобы О. не развалилось –

силиная власть => добровольное отречение владеть самим собой

(результат - Левиафан). Старонник сильной абсолютистской власти, при

которой правит образованный правитель (заботится о свох гражданах, их

достатке, образовании, …). Идея в духе механистизма (разум и опыт).

Локк: сторонник конституционной монархии. Естетвенное состояние людей

– равенство всех (ограничивает свободу лишь естественный закон – не

разрушь, не убей => нет войн, нет абсолютной власти, т.к. она все

равно ограничена естеств. законом). Власть возникает на основе

уважения к естественным законам => подданые вправе сместить правителя

если он нарушил этот закон. “Все его взгляды основаны на рассудке и

на здоровых человеческих чуствах” - Маркс.

Неотчуждаемые права Ч на: жизнь, свободу, собственность.

17.Субъективный идеализм Беркли.

Джорж Беркли (1684 - 1753)- субъективный идеилизм. Родился в

Ирландии, дворянин. Окончил Дублинский университет. С 1734 по 1752 г

Б. был епископом.

Б. отбрасывает материалист. исходный пункт ф. Локка и объявляет

ощущения единственной воспринимаемой чел. реальностью. Локк стремился

выяснить метод, посредством которого мы приходим к идеям о материи и

пространстве. Этот метод есть по Л. - абстракция. Б. пытается всеми

доступными средствами доказать , что ум чел. не способен к

образованию опис. Л абстракции. Общая абстр идея протяжения, или

пространства невозможна. Она абсурдна и внутренне противоречива. То

же самое и с абстр. материи. Док-ву этого Б посвятил “Трактат о

началах челов знания” , “Три разговора между Гиласом и Филонусом”,

где он не скрывает, что его главная цель- борьба против материализма

и всех его проявлений в науке.

По Б., в основе понятия о мат.(и о пространстве) лежит допущение,

будто мы можем отвлекаясь от частных св-в вещей, воспринимаемых

посредством ощущений, образовывать отвлеченную идею об общем для них

вещ. субстрате. Но это невозможно. У нас нет чувст. восприятия

материи как таковой. Мы восприн. лишь отдельные вещи и каждое из этих

восприятий есть сумма отдельных ощущений или “идей”. “мы видим

отдельные цвета, а не окрашеную материю”...

Не может быть и общей отвлеченой идеи о материи и пространстве.

Слово становится общим не потому, что оно есть знак отвл. общей идеи,

а потому, что оно способно быть знаком многих частных идей. Ум чел.

может образовывать общую идею о вещи, но не общую отвлеч. идею. Отвл.

идея мат не может прибавить к св-вам вещей ни одного свойства сверх

тех, кот. открываются в них в ощущении.

Учение это- субъект. идеализм. Признается сущ. лишь челов.

сознания, в кот. Б. различает идеи и души. Идеи - это воспринимаемые

нами субъект качества. Души - воспринимающие, деятельные

нематериальные субъекты дух. деятельности.

Идеи- пассивны; это лишь состояния. Души же активны. Б. пытается

доказать, что вещи возникают благодаря восприятию и исчезают, когда

прекращ. восприятие.

Б. путается избежать солипсизма, т.е. вывода о том, что сущ. лишь

один воспринимающий субъект. Он утверждает, что субъект сущ. в мире

не один. Вещь , кот. перестал воспринимать один субъект может быть

воспринята другими. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не

превратились бы в ничто. Они продолжили бы сущ. как сумма идей в уме

Бога. Бог не может исчезнуть. Поэтому не мож исчезнуть и весь сотвор.

им мир.Бог вкладывает в сознание отдельных субъектов содержание

ощущений. - Это уже шаг по напр. к объект идеализму.

18. Агностицизм Юма.

АГНОСТИЦИЗМ - фил учение, согласно которому не может быть

окончательно решен вопрос об истинности познания окружающего человека

действительности. Наиболее последовательно в истории философии А

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты