Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного
чиновника. Изучал фил и телеологию в Тюбингенском ун. После его
окончания некот время работал дом учителем. В 1801 г зашитил
докторскую и стал проф Иенского ун. Первым выдающимся трудом Г явл ео
“феноменология духа” (1806) В 1818 г Г был приглашен в Берлинский ун,
где он работал проф и даже ректором.
Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля.
На объективно идеалист основе он развил учение о зак и категориях
диалектики, впервые в систематизированном виде разработал осн
принципы диалект логики и подверг критике метаф способ мышления,
господствовавший как в идеалис так и мат течениях фил. Кантовской
вещи “самой по себе” он противопоставил диал принцип : сущность
проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории
суть объективные формы действительности, в основе кот лежит мировой
разум, абс идея или мир дух. Это - деятельное начало, давшее импульс
к возникновению и развитию мира. Деятельность абс идеи заключается в
мышлении. Цель - в самопознании. В проц самопознания разум мира
проходит 3 этапа : пребывание самопознающей абс идеи в ее собственном
лоне, в стихии чистого мышления ( логика, в кот идея раскрывает свое
содержание в системе категорий и законов диалектики); развитие идеи
в форме инобытия в виде явлений природы (развив не сама природа, а
лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества
(история духа). На этом последнем этапе абс идея возвращается к самой
себе и постигает себя в форме челов сознания и самосознания.
Фил взгляды Г. проникнути идеей развития. Он считал, что
невозможно понять явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в
своем развитии, что развитие происх не по замкнутому кругу, а
поступательно от низших форм к высшим, что в этом проц совершается
переход от колич изменений в качественные, что источником развития
являются противоречия: противор движет миром, оно есть корень всякого
движения и жизненности, составяет принцип всякого самодвижения. В фил
системе Г действительность представлена как цепь диалект переходов.
Однако гег фил проникнута глубоким противоречием. Что же это за
противоречие? Метод, разраб Г., направлен на бесконечность познания.
Посколльку же объективной основой его явл абс дух, а целью -
самопознание этого абс духа, постольку позание конечно, ограничено.
То есть система познания, пройдя цикл познават ступеней, завершится
последей ступенью - самопознание, реализацией которого явл сама фил
Гегеля. Т.о., противор методом и системой Г. есть противоречие между
конечным и бесконечным. Данное противор у Г. отнюдь не диалектично,
ибо не явл источником дальнейшего развития.
Недостаток: стирается роль Ч перед "абсолютным духом".Гегель
рассматривает свою Ф, как венец человеческого развития.
Будучи последователем Гегеля, Маркс разделял многие установки
немецкой классической философии. Философия - «духовная квинтэссенция
своего времени» - призвана вносить в общество мудрость и разум и тем
самым содействовать общественно-историческому прогрессу. Затем Маркс
увидел НЕДОСТАТКИ в Гегелевской философии: 1) государство (по гегелю
- воплощение разума) руководствуется интересами «привилегированных
сословий» и отнюдь не не настроено прислушиваться к голосу
философского критического анализа. 2) неудовлетворительным оказался и
сам уровень исследования практических проблем. Гегелевская диалектика
оставляла в стороне глубинные причины и корни этих проблем (Маркс уже
видел, что корни эти - в материальных, экономических отношениях
людей).
25. Антропологический материализм Феербаха. Критика религии и
идеализма.
Осуждая идеалист олкование мышления как внеприродной и сверхчел
сущности, Ф приходит к выводу, что вопрос об отнош бытия к мышл есть
вопрос о сущности человека, ибо мыслит лмшь чел. Следов
фил.,поскольку она реш вопрос об отнош мышл к бытию, должна быть
антропологией, т.е. учением о чел, в существовании, в деят которого
этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение.
Науки вскрывают неразрывную связь мышления с мат процессами в чел
организме, с чувств восприятиями итд. Чел неотделим от природы;
мышление есть необходимое выражение присущей ему биол, физиолог.
деятельности. Ф.утверждает: “Нов фил превращает чел, включая и
природу, как базис чел, в единственный, универс и высший предмет фил,
превращая, следоват, антропологию, в том числе и физиологию, в
универс науку.” Антропология Ф указыв на его стремление разработать
матер сист взглядов. Ф возражал против характ своего учения как
матер, в особенности из за вульгарных материалистов (мысль - это в-во
, выделяемое мозгом).
Существенным содержанием и назнач. антрополог. принципа является
по Ф. научное истолкование общественного сознания, в кот он видит
отражение сущности чел. Эта сущность по Ф прежде всего чувственная
жизнь ума и сердца, многообразие пережив индивида. Речь идет следов о
том, чтобы расссматривать разл формы общ сознания (и религию) с точки
зрения закл. в ней жизненного содержания. Здесь он идет дальше
предшеств материалистов, кот утверждали, что религия лишена реального
содержания. Ф сводит сверхестеств к естественному, нереальное к
реальному - в этом осн черта его антропол метода.
Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл
единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и
благодаря ему прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе.
Многообразие явл природы не может быть сведено к общей,
однородной первоматерии. Природа вечна. Возникновение и уничтожение
относятся тоько к отдельным явлениям. Прир бесконечна в пространстве.
“У прир нет ни начала не конци. все в ней находится во
взаимодействии; все относительно. Все одновремено явл действием и
причиной, все в ней всесторонне и взаимно...” Однако эта глубоко
диалектичная догадка не находит дальнейшего развития у Ф.
Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения.
Однако не указывает на качественное многообразие форм движ. материи,
на их взаимопереход. Ф говорит и о развитии, но понимает ее
метафизично.
Пытается преодолеть механисцизм. Он говорит о несводимости высших
форм сущ материи к низшим. Псих акты существенно отличаются от их
физиологич. основы. Единство субъект с объективным, псих с физическим
не устраняет внутреннего различия между ними.
Многообразие чел ощущ. Соотв многообр качеств природы., оно
обусловлено им и принципиально невозможно без него. Поэтому нельзя
противопоставлять содерж чел ощущ качественной определенности чувст-
воспринимаемых явлений. Тем не менее Ф понимание субъекта и объекта
носит антрополог. хар-тер.
Целесообразность в жив и раст мире представляет собой не р-т
реализации внутренне присущей явл цели, а следствие единства мат
мира. Т.о он не отрицает объект целесообразности в жив природе, он
прав указывает на ее относительность.
Т.о ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф
материализма. Это сказывается, например, в Ф. определ природы: “Я
понимаю под прир совокупность всех чувств сил, вещей и существ, кот
человек отличает от себя, как нечеловеческое... Или , беря слово
практически, прир есть все то, что для чел - независимо от сверхъест
внушений теистической веры - представляется непосредственно,
чувственно, как основа и предмет его жизни. Прир есть всет,
электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное,
растение, человек, поскольку он явл существом, непроизвольно и
бессознательно действующим, - под словом прир я не разумею ничего
более, ничего мистического, ничего туманного, ничего теологического”.
Теор познания - сенсуализм. Реальный мир есь чувственно
восприним. действительность, следовательно, лишь благодаря чувств
восприятиям возможно его познание. Чувств восприятие, непоср по своей
природе м.б. также и опосредованным, т.е. давать косвенные
свидетельства относительно того,что мы не видим, не слышим, не
осязаем... Органов чувств, кот обладает чел вполне достаточно для
познания любых явлений. Чувств восприятия в силу своей непосредств
связи с вещами никогда нас не обманывают.
Однако он не включает в свое рассмотрение практическую
деятельность.
Ф признает важную познав функцию теорет мышления и его
способности достичь более глубокого познания действительности. Зад
мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств
данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое,
непосредственно не являющееся содержание. “Чувствами мы читаем книгу
природы, но понимаем ее не чувствами”. Мышление носит опосредованный
хар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл объектом
непосредств восприятия. Как же устанавл истинность наших понятий, их
соотв реальной действительности? Путем сопоставл. понятий, теор
выводов с чувственными данными.Т.о чувственное созерцание - есть
критерий истинности мышления. В общем Ф не понимает сложн диалект
связи между чувств отраж мира и мышлением, его не интересует пробл
категорий и логики. Глуб идея Гегеля о движ теор мышления от абстр к
конкретному, овозможности, следовательно, конкр. мышления осталась
чуждой дляФ.
26. Понятие бытия и его развитие как исходной категории философии.
Специфика человеческого бытия.
Бытие мира = П, Ч, О, идеи, продукт труда. Проблема бытия возникает
тогда, когда разного рода универсальные предпосылки становятся
предметом сомнений и раздумий.
Два аспекта проблемы бытия: 1) цепочка вопросов, каждый из которых
побуждает к постановке следующего. Что существует? Мир. Где
существует? Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда.
Мир был, есть и будет, он непреходящ. Корень, смысл проблемы - в
противоречивом единстве непреходящего бытия природы как целого и
преходящего бытия вещей, состояний природы, человеческих существ. 2)
природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют; различные
по формам своего существования, они прежде всего благодаря своему
существованию образуют целостное единство бесконечного, непреходящего
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11