Абсолютная истина - совершенно полное, точное, всесторонне,
исчерпывающее знание о каком-либо явлении.
61. Природа и общество.
Их нельзя рассматривать поотдельности. Ч - основа О. и природное
существо. Его интересы и возможности определяют О жизнь. Природные
факторы также влияют на О, а О на П. Различают первую и вторую
природу.
Материальное производство - производство и воспроизводство всех
компанентов жизни О, за счет материала П, а также воспроизводства
самого Ч.
П влияет и на политическую жизнь О. (демография, здоровье президента,
...). Сила России в природном факторе, ее многонациональности.
62. Экологическая проблема, ее научные, социально-философские и этико-
гуманистические аспекты.
см 71.
54
63. Социальная форма движения материи и ее отличие от процессов живой
и неживой природы.
64. Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу и его
истории. Материальное и идеальное общество. Роль субъективного
фактора в истории.
Каждый субъект должен понимать историю: 1) архивную; 2) критическую;
3) созидательную. Роль О - месть за варворство Ч.
Наиболее общно Ч описывает менталитет (как национальные так и
субъективные факторы).
65. Специфика социального детерминизма. Отличие социальных законов от
законов природы.
Деретминизм - противоположные философские концепции по вопросу о
месте и роли причинности. Д - учение о всеобщей, закономерной связи,
причинной обусловленности всех явлений.
66. Проблема биологического и социального в человеке. Критика
биологизаторских и социологизаторских трактовок человека.
???
67. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека. Жизнь как
ценность.
Жизнь - смерть: пограничная ситуация. Ч - О. явление => смысл жизни в
служении О. Что Ч оставит после себя ? Существует биологическое время
и духовное. Ч может долго жить после смерти тела. Право на смерть не
только личный выбор - ведь существуют семья, ... Упомянуть о
камикадзе и Руссо.
68. Человек и человечество. Глобальные проблемы выживания
человечества.
Каждый субъект должен понимать историю: 1) архивную; 2) критическую;
3) созидательную. Роль О - месть за варворство Ч.
Наиболее общно Ч описывает менталитет (как национальные так и
субъективные факторы). Недооценка исторч. опыта - кризис.
54
69. Понятие науки. Социальные функции науки.
1) культурно-мировоззренческая 2) наука как непосредственная
производительная сила 3) функция как социальной силы
70. Основания науки. Диалектика опыта и теории.
???
71. Наука и нравственность. Этика науки.
Общечеловеч. ценности так же применимы в науке. Бескорыстие ученого,
его заинтересованность, отстаивание истины. "Платон мне друг, но
истина дороже" (Аристотель). Наука предполагает обоснованность
суждений => они более ценны, чем бытовые. Признание коллег - высшая
награда для ученого. Несоблюдение этических норм - черевато.
Нравственность пронизывает все стороны деятельности ученого.
Определения должны быть точны (Ленин).
Сократ "Человек добр, а зло творит по неведению". Генная инженерия.
Сциентизм - научно - технический прогресс - абсолютная социальная
ценность- предел развития. Диалектика созидательного и
разрушительного в науке.
72. Общество как саморазвивающаяся система. Понятие общественного
производства.
Материальное производство - производство и воспроизводство всех
компанентов жизни О, за счет материала П, а также воспроизводства
самого Ч.
73. Способ производства как материальная основа целостности общества,
его конкретноисторической определенности.
Структура способа производства:
1) производительные силы (предмет труда, орудие труда);
2) производственные отношения (экономические и производственно -
технические отношения).
Базис - совокупность 1 + 2. Надстройка - теории, концепции,
учереждения, материализующие 1 и 2.
Материальное производство характеризует то что производится. Способ
произв. - как производится. Эпохи различаются способом производства.
74. Диалектика развития производительных сил и производственных
отношений.
???
75. Социальная революция и ее роль в развитии общества.
Соц. революция - качественное изменение в О. отношениях , во всей их
системе. Это закономерные явления в О. жизни. Способ смены О.
формаций. В основном - это политическая революция. Класс - основная
движ. сила революции. Насилие - вынужденная мера. Диалетическое
отрицание старого. Тесно связана с культурными традициями.
76. Общественно-экономическая формация. Диалектика базиса и
надстройки.
Общ - экон формация - исторический тип общества, основывающийся на
определенном способе производства и выступающий как ступень
прогрессивного развития человечества от первобытно-общинного строя
через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к
коммунистической формации. Общ - экон формация впервые выработана
максизмом и составляет краеугольный камень материалистического
понимания истории. Оно позволяет 1) отличить один период истории от
др 2) вскрыть общие и существенные черты разных стран 3) позвляет
рассмотреть человеческое общество в каждый периож его развития как
единый социальный организм 4) позволяет свести стремления и действия
отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы которых
определяются их местомв системе общественных отношений данной
формации.
Базис и надстройка - категории исторического материализма,
выработанные для харрактеристики основных структурных элементов
каждой общественно-экономической формации. Ленин: Базис -
экономический скелет общественной формации, Н - взаимосвязанная
система общественных явлений, порожденных экономическим Б и активно
влияющих на него (Н состоит из 1) совокупность духовных образований
(мыслей, чувств, настроений) 2) совокупность отношений между людьми
3) совокупность учреждений и организаций). Революц переход от одной
формации к другой связан прежде всего с заменой одного Б другим, в
соответствии с чем более или менее быстро происходит переворот во
всей Н.
77. Развитие общества как естественноисторический процесс смены
общественно- экономических формаций. Формация и реальное общество.
История О - продукт сознательной деятельности людей, в отличии от
истории П. О - объект, ограниченный в пространстве и времени - пока
нет понятия, нет и объекта иследования.
Формация - исторические формообразования - представляют собой
органическую целостность, включающую в себя как материальные так и
духовные компоненты. Способ мат. произв. - важнейший, определяющ. ее
функционирование, компонент. Смена формаций характеризует
исторический процесс. (первобытнообщ., рабовл., феодальн., капитал.).
Далее коммунизм !.
Маркс делит историю надвое: предистория и истинная история
(человечество свободно от продуктов своего труда). Формацион. подход
к О. рассматривает О. как единое целое.
Цивилизационный подход к О. появился в 18вв (Данилевский, Гумилев).
Он тесно связан с понятием культура. Цивилизованное О - О, основанное
на понятиях разума и справедливости. Этот подход основан на
множественности культурно - исторических типов. Однако, то, что
производят цивилизации - является достоянием всего человечества.
Цивилизация одновременно чужда и ценна для др. цивилизаций.
Движущая сила Ц. - творческая элита, увлекающая за собой инертное
большенство.
Гумилев развил теорию этносов. Этнос зарождается из - за небольшой
горстки одухотворенных людей. Затем, как и цивилизация, проходит
стадии: зарождения, развития, надлом, разложение.
78. Субъекты и движущие силы исторического процесса. Народные массы,
классы, нации, личности.
Класс - группы людей, которые отличаются ролью и местом в сложившейся
системе производства, отношением к средствам производства и долевым
участием в распределении готов. товара.
Нация - фундаментальная характеристика гос.
Этнос - объединяет близкие нации. Причина всех соц. катаклизмов-
национальные отношения.
Классы различаются: по образаванию, кастам, политич. положению.
Партия - объединяет авангард класса и определяет его идеологию.
Соц. революция - локомотив в развитии общества - высшая форма
классовой боьбы.
Также существуют прослойки - религиозные , ... .
Соц. пространство (айкумена) - все время расширяется (во все
стороны).
Общ. отношения (отношения между субъектами О.): 1) производственно -
экономические; 2)идеологические; 3)политические.
79. Соотношение необходимости и сознательной деятельности людей в
историческом процессе.
???
80. Содержание понятий "индивид", "индивидуальность" и "личность" в
марксистской философии. Личность и ее социальные роли в обществе.
52
81. Социально-политические, естественнонаучные и теоретические
предпосылки возникновения марксистской философии.
???
82. Возникновение и развитие диалектико-материалистической философии.
Развитие философии К.Марксом и Ф.Энгельсом.
Маркс ведел оторванность от реальной жизни (истории и соц.
реальностей) Гегелевской теории (был ее стороником). Попытка создания
Ф для эксплуатируемых пролитариев.
Основные позиции:
1) Отчужденный труд - ни предмет труда, ни орудия труда, ни результат
труда пролитарию не принадлежит - непорядок.
2)Т.к. рабочий вынужден работать (жизнь заставила) => труд унижает Ч.
(он свободен вне труда)
3) }=> Ч. относится к природе враждебно, прервана родовая связь;
4) подневольный труд порождает отчуждение между людьми - конкуренция.
Капиталисты тоже отчужденные люди.
}=> ликвидация частной собственности. => появляются свободные,
одаренные, гармоничные люди
Практика - основа всего. Все познается через практику. Труд
преобразовывает П. и О. отношения.
Класс - группы людей, которые отличаются ролью и местом в сложившейся
системе производства, отношением к средствам производства и долевым
участием в распределении готов. товара.
Уровень развития производства - основной критерий познания О.
Государство должно упорядочивать - структуру собственности.
Ограничение свобод Ч.: 1) разделение труда на физический и
умственный; 2) принадлежность к определенному классу 3)
культурологический фактор.
83. Основные направления и черты немарксистской философии ХХ века.
19
84. Основные черты философии неопозитивизма, его разновидности.
Ученые, применяющие Ф к современным разделам науки. => математизация,
формализация Ф знания. Основное достижение связь логики с
кибернетикой. Герменевтика - семантический анализ текстов.
21
85. Проблема человека в философии экзистенциализма.
22
86. Основные черты философии неотомизма.
20
87, Буржуазная философия истории. Футурологические модели общества
(технократические, технофобские, информационные).
"Технократический детерменизм" - техника и технология - решающий
фактор развития Ч. Вся власть у группы тех. интеллигенции.
"Антитехницизм" - техника - злой демон.
23
88. Основные черты и проблемы русской философии Х1Х - начала ХХ
веков.
25
89. Диалектика исторической необходимости и свободы в общественном
развитии. Всестороннее развитие личности - гуманистический идеал
марксизма.
52
90. Сущность общественного прогресса и его критерии. Исторические
типы прогресса.
см 77.
91. Противоречивый и целостный характер современного мира.
Соотношение научно- технического, социального и духовного прогресса в
современную эпоху.
53
92. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества.
54
"Технократический детерменизм" - техника и технология - решающий
фактор развития Ч. Вся власть у группы тех. интеллигенции.
"Антитехницизм" - техника - злой демон.
93. Диалектика общечеловеческого и классового. Приоритетность
общечеловеческих ценностей.
52
94. Единство и многообразие мировой истории. Объективные предпосылки,
закономерности и этапы формирования всемирной человеческой истории.
Каждый субъект должен понимать историю: 1) архивную; 2) критическую;
3) созидательную. Роль О - месть за варворство Ч.
Наиболее общно Ч описывает менталитет (как национальные так и
субъективные факторы). Недооценка исторч. опыта - кризис.
46
95. Философское понятие культуры. Культура и цивилизация.
50
96. Научно-техническая революция, ее сущность и перспективы.
53
97. Категории "общественное бытие" и "общественное сознание" и их
методологическая роль.
Формационный подход был выработан на основе анализа обществ. бытия.
"О. бытие" - объективная О. реальность, соц. материя, отражающаяся в
О. сознании. Материалестич. подход к определению этих понятий
позволяет "соц. детерминизм". Эти понятия объективны.
Коммунистич. теория продполагала, что О. сознание окрылит людей.
Недооценка Ч. фактора. О. сознание - активно.
49
98. Общественное сознание и его структура.
Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи,
достижения искусства, мораль, религия и общественная психология
представляют собой «Общественное сознание». Уровнями О С являются
обыденное, эмпирическое сознание, непосредственно вырастающее из
повседневных условий жизни масс, отдельных социальных групп
(Социальная психология), и научно - теоретическое сознание,
включающее идеологию. Формы О С представляют собой различные способы
духовного освоения действительности и включают политическое и
правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку, философию.
49
99. Основные эстетические категории: прекрасное и безобразное,
возвышенное и низменное, трагическое и комическое.
???
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11