Философия неравенства Н.А. Бердяева

Философия неравенства Н.А. Бердяева

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

«ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА Н.А. БЕРДЯЕВА»

Аспирант: Ратников А.Г.

Преподаватель:

Гиренок Ф.И.

Москва 2002

Введение

Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже XIX

- XX в.в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д.

Мережковского, Н. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Булгакова и др. Русской

религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно

уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках

этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой

истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода

явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской

империи. В-третьих, философия в России начала века формировалась в борьбе

с большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно,

принадлежит наиболее достойным ее представителям. Особенно часто и много

пишет о России русский экзистенциалист и религиозный мыслитель Н. А.

Бердяев; он говорит, что она “есть великий и цельный Востоко-Запад по

замыслу Божьему и она есть неудавшийся и смешанный Востоко-Запад по

фактическому своему состоянию, и по эмпирическому”. Источник болезней

России он видит в ложном соотношении в ней мужественного и женственного

начала.

Будучи продуктом отражения социально-исторической реальности, русская

религиозная философия ХХ века представляла собой такую картину мира, в

которой социальная революция была трансформирована в эсхатологию, а новая

эпоха была воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и неудача

истории.

Волею исторических событий большая часть русских философов была

вынуждена эмигрировать, но не все ее главные представители стали идеологами

эмиграции и ее активными философами. Взгляды Бердяева, Булгакова и Шестова

именно в эмиграции приобрели свое окончательное завершение.

Русская религиозная философия XX в. формировалась не только в тесной

связи с прежними религиозно-идеалистическими течениями в России, в

интенсивном общении с современными ей отечественными школами идеализма, но

также пыталась опереться на достижения многовековой идеалистической

традиции европейской мысли, используя идеи Платона и патристики, немецкого

классического идеализма, Шопенгауэра, Ницше, Джемса, неокантианства и

феноменологии. В XX в. русский религиозный идеализм дорос до лидирующих

школ новейшего идеализма Германии, Англии, Франции, США и других стран

Запада, а в чем-то и перерос их, предложив общественному сознанию различные

варианты экзистенциализма (Шестов, Бердяев), философии всеединства

(Булгаков, Флоренский, Франк), пансексуализма (Розанов), многочисленные

версии религиозного модернизма, «социального» христианства.

Глубина и резкость поворотов истории, невиданное ускорение темпов

исторической жизни, безусловно, содействовали особенно интенсивному

стремлению осмыслить на фоне крушения одной и начала другой эпохи

небывалость и «талантливость» времени. Было бы ошибкой считать, что

достижения русской религиозной философии XX в. не имеют, хотя бы в какой-то

степени, прогрессивное и конструктивное значение.

1. Становление философских взглядов Н.А. Бердяева.

Духовная эволюция Николая Александровича Бердяева прошла путь от

“легального марксизма”, когда он (наряду с другими марксистами) выступал

против идеологии народничества, к религиозному миросозерцанию.

Николай Александрович Бердяев родился в Киеве в 1874 году в

аристократической семье. Учился в Киевском кадетском корпусе, в 1894 году

поступил на естественный факультет Киевского университета, затем перешел на

юридический. Систематические занятия философией Бердяева начались в

университете под руководством Г.И. Челпанова. Тогда же он включился в

социал-демократическую работу, став пропагандистом марксизма, за что при

разгроме киевского “Союза борьбы за освобождение рабочего класса” в 1898 г.

был арестован и исключен из университета. В опубликованной в 1901 г. работе

“Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о

Н.К. Михайловском” наметился поворот к идеализму, закрепленный участием

Бердяева в сборнике “Проблемы идеализма” в 1902 г. С 1901 по 1903 г.

писатель находился в административной ссылке, где отошел от социал-

демократии и примкнул к либеральному “Союзу освобождения”. Причиной разрыва

с марксизмом для Бердяева было неприятие им идеи диктатуры и революционного

насилия, несогласие с тем, что историческая истина зависит от классовой

идеологии, от чьих бы то ни было интересов. В противоположность этим

утверждениям он подчеркивает, что объективная (абсолютная) истина

существует независимо от классового (эмпирического) сознания и может лишь в

той или иной мере открываться человеку - в зависимости от его жизненного

опыта и ценностных установок. Но, не приняв марксистской философии истории,

постулируя априорную систему логических условий познания и нравственных

норм, он не отрицал социологической значимости марксизма.

Его отход от “легального марксизма” совершился достаточно

безболезненно: Бердяев, по впечатлениям его современников, вообще никогда

не был фанатиком какой-либо одной идеи, одного культа. Его отличала

“безумная расточительность” ума, вызывавшая нередко самые серьезные

нарекания. Шестов, например, иронизирует по поводу стремительной эволюции

его взглядов: “Как только он покидает какой-либо строй идей ради нового, он

уже в своем прежнем идейном богатстве не находит ничего достойного

внимания. Все - старье, ветошь, ни к чему не нужное... Он стал христианином

прежде, чем выучился четко выговаривать все слова символа веры”. Но даже

встав на позиции христианства, он искал не веры, а знания, он и в

религиозной жизни хотел сохранить свободу искания, свободу творчества.

В 1908 году Бердяев переехал в Москву, где принимал участие в различных

сборниках. Поиск собственного философского обоснования “неохристианства”

завершился книгами “Философия свободы” (1911) и, в особенности, “Смысл

творчества. Опыт оправдания человека” (1916), которую он ценил как первое

выражение самостоятельности своей религиозной философии. 1-я мировая война

была воспринята Бердяевым как завершение гуманистического периода истории с

доминированием западноевропейских культур и начало преобладания новых

исторических сил, прежде всего России, исполняющей миссию христианского

соединения человечества (о чем он писал в сборнике “Судьба России”, 1918).

Бердяев приветствовал народный характер Февральской революции и вел большую

пропагандистскую работу по предотвращению “большевизации” революционного

процесса, с тем чтобы направить его в “русло социально-политической

эволюции”. Октябрьскую революцию расценил как национальную катастрофу. В

советский период жизни Бердяев создал в Москве Вольную академию духовной

культуры, где читал лекции по философии, в том числе по проблемам

религиозной философии истории, которые составили основу книги “Смысл

истории”.

В 1922 году Бердяев наряду с другими видными деятелями русской культуры

был насильственно выдворен за пределы страны. В 1922 - 1924 годах жил в

Берлине. Выход в свет его эссе “Новое средневековье. Размышление о судьбе

России и Европы” (1924) принес Бердяеву европейскую известность. В 1924 г.

Бердяев переехал в Кламар под Парижем, где прожил до конца своих дней. В

условиях эмиграции основными в его творчестве становятся темы этики,

религии, философии истории и философии личности. Писатель вел активную

творческую, общественно-культурную и редакционно-издательскую работу,

включался в различные общественно-политические и общественно-церковные

дискуссии в эмигрантской среде, осуществлял в своем творчестве связь

русской и западноевропейской философской мысли. Он отстаивает в своих

трудах первенство личности над обществом, “примат свободы над бытием”.

Резко критикуя - за антидемократизм и тоталитаризм - идеологию и практику

большевизма, Бердяев не считал “русский коммунизм” случайным явлением. Его

истоки и смысл он видел в глубинах национальной истории, в стихии и

“вольнице” российской жизни, в конечном счете - в мессианской судьбе

России, ищущей, он не обретшей еще “Царства Божьего”, призванной к великим

жертвам во имя подлинного единения человечества.

В годы 2-й мировой войны Бердяев занял ясно выраженную патриотическую

позицию, а после победы над Германией надеялся на некоторую демократизацию

духовной жизни в СССР, что вызвало негативную реакцию со стороны

непримиримой эмиграции. В 1947 году Бердяеву было присуждено звание доктора

Кембриджского университета.

В “Самопознании” Бердяев отмечает связь его творчества, философских

взглядов с жизненными событиями, так как, по мнению писателя, “творческая

мысль никогда не может быть отвлеченной; она неразрывно связана с жизнью,

она жизнью определяется”. Он пишет: “Я пережил три войны, две из которых

могут быть названы мировыми, две революции в России... пережил духовный

ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры,

переворот в Германии, крах Франции... я пережил изгнание, и изгнанничество

мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я

еще не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком

много событий. ...И вместе с тем я никогда не был человеком политическим.

Ко многому я имел отношение... но ничему не принадлежал до глубины... за

исключением своего творчества. Я всегда был анархистом на духовной почве и

“индивидуалистом”.

Находясь в вынужденной эмиграции, Бердяев продолжает считать себя

русским философом. Он пишет: “Несмотря на западный во мне элемент, я

чувствую себя принадлежащим к русской интеллигенции, искавшей правду. Я

наследую традиции славянофилов и западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена и

Белинского, даже Бакунина и Чернышевского, несмотря на различие

миросозерцаний, и более всего Достоевского и Л. Толстого, Вл. Соловьева и

Н. Федорова. Я русский мыслитель и писатель.”

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты