Философия неравенства Н.А. Бердяева
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА
РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ
«ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА Н.А. БЕРДЯЕВА»
Аспирант: Ратников А.Г.
Преподаватель:
Гиренок Ф.И.
Москва 2002
Введение
Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже XIX
- XX в.в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д.
Мережковского, Н. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Булгакова и др. Русской
религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно
уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках
этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой
истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода
явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской
империи. В-третьих, философия в России начала века формировалась в борьбе
с большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно,
принадлежит наиболее достойным ее представителям. Особенно часто и много
пишет о России русский экзистенциалист и религиозный мыслитель Н. А.
Бердяев; он говорит, что она “есть великий и цельный Востоко-Запад по
замыслу Божьему и она есть неудавшийся и смешанный Востоко-Запад по
фактическому своему состоянию, и по эмпирическому”. Источник болезней
России он видит в ложном соотношении в ней мужественного и женственного
начала.
Будучи продуктом отражения социально-исторической реальности, русская
религиозная философия ХХ века представляла собой такую картину мира, в
которой социальная революция была трансформирована в эсхатологию, а новая
эпоха была воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и неудача
истории.
Волею исторических событий большая часть русских философов была
вынуждена эмигрировать, но не все ее главные представители стали идеологами
эмиграции и ее активными философами. Взгляды Бердяева, Булгакова и Шестова
именно в эмиграции приобрели свое окончательное завершение.
Русская религиозная философия XX в. формировалась не только в тесной
связи с прежними религиозно-идеалистическими течениями в России, в
интенсивном общении с современными ей отечественными школами идеализма, но
также пыталась опереться на достижения многовековой идеалистической
традиции европейской мысли, используя идеи Платона и патристики, немецкого
классического идеализма, Шопенгауэра, Ницше, Джемса, неокантианства и
феноменологии. В XX в. русский религиозный идеализм дорос до лидирующих
школ новейшего идеализма Германии, Англии, Франции, США и других стран
Запада, а в чем-то и перерос их, предложив общественному сознанию различные
варианты экзистенциализма (Шестов, Бердяев), философии всеединства
(Булгаков, Флоренский, Франк), пансексуализма (Розанов), многочисленные
версии религиозного модернизма, «социального» христианства.
Глубина и резкость поворотов истории, невиданное ускорение темпов
исторической жизни, безусловно, содействовали особенно интенсивному
стремлению осмыслить на фоне крушения одной и начала другой эпохи
небывалость и «талантливость» времени. Было бы ошибкой считать, что
достижения русской религиозной философии XX в. не имеют, хотя бы в какой-то
степени, прогрессивное и конструктивное значение.
1. Становление философских взглядов Н.А. Бердяева.
Духовная эволюция Николая Александровича Бердяева прошла путь от
“легального марксизма”, когда он (наряду с другими марксистами) выступал
против идеологии народничества, к религиозному миросозерцанию.
Николай Александрович Бердяев родился в Киеве в 1874 году в
аристократической семье. Учился в Киевском кадетском корпусе, в 1894 году
поступил на естественный факультет Киевского университета, затем перешел на
юридический. Систематические занятия философией Бердяева начались в
университете под руководством Г.И. Челпанова. Тогда же он включился в
социал-демократическую работу, став пропагандистом марксизма, за что при
разгроме киевского “Союза борьбы за освобождение рабочего класса” в 1898 г.
был арестован и исключен из университета. В опубликованной в 1901 г. работе
“Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о
Н.К. Михайловском” наметился поворот к идеализму, закрепленный участием
Бердяева в сборнике “Проблемы идеализма” в 1902 г. С 1901 по 1903 г.
писатель находился в административной ссылке, где отошел от социал-
демократии и примкнул к либеральному “Союзу освобождения”. Причиной разрыва
с марксизмом для Бердяева было неприятие им идеи диктатуры и революционного
насилия, несогласие с тем, что историческая истина зависит от классовой
идеологии, от чьих бы то ни было интересов. В противоположность этим
утверждениям он подчеркивает, что объективная (абсолютная) истина
существует независимо от классового (эмпирического) сознания и может лишь в
той или иной мере открываться человеку - в зависимости от его жизненного
опыта и ценностных установок. Но, не приняв марксистской философии истории,
постулируя априорную систему логических условий познания и нравственных
норм, он не отрицал социологической значимости марксизма.
Его отход от “легального марксизма” совершился достаточно
безболезненно: Бердяев, по впечатлениям его современников, вообще никогда
не был фанатиком какой-либо одной идеи, одного культа. Его отличала
“безумная расточительность” ума, вызывавшая нередко самые серьезные
нарекания. Шестов, например, иронизирует по поводу стремительной эволюции
его взглядов: “Как только он покидает какой-либо строй идей ради нового, он
уже в своем прежнем идейном богатстве не находит ничего достойного
внимания. Все - старье, ветошь, ни к чему не нужное... Он стал христианином
прежде, чем выучился четко выговаривать все слова символа веры”. Но даже
встав на позиции христианства, он искал не веры, а знания, он и в
религиозной жизни хотел сохранить свободу искания, свободу творчества.
В 1908 году Бердяев переехал в Москву, где принимал участие в различных
сборниках. Поиск собственного философского обоснования “неохристианства”
завершился книгами “Философия свободы” (1911) и, в особенности, “Смысл
творчества. Опыт оправдания человека” (1916), которую он ценил как первое
выражение самостоятельности своей религиозной философии. 1-я мировая война
была воспринята Бердяевым как завершение гуманистического периода истории с
доминированием западноевропейских культур и начало преобладания новых
исторических сил, прежде всего России, исполняющей миссию христианского
соединения человечества (о чем он писал в сборнике “Судьба России”, 1918).
Бердяев приветствовал народный характер Февральской революции и вел большую
пропагандистскую работу по предотвращению “большевизации” революционного
процесса, с тем чтобы направить его в “русло социально-политической
эволюции”. Октябрьскую революцию расценил как национальную катастрофу. В
советский период жизни Бердяев создал в Москве Вольную академию духовной
культуры, где читал лекции по философии, в том числе по проблемам
религиозной философии истории, которые составили основу книги “Смысл
истории”.
В 1922 году Бердяев наряду с другими видными деятелями русской культуры
был насильственно выдворен за пределы страны. В 1922 - 1924 годах жил в
Берлине. Выход в свет его эссе “Новое средневековье. Размышление о судьбе
России и Европы” (1924) принес Бердяеву европейскую известность. В 1924 г.
Бердяев переехал в Кламар под Парижем, где прожил до конца своих дней. В
условиях эмиграции основными в его творчестве становятся темы этики,
религии, философии истории и философии личности. Писатель вел активную
творческую, общественно-культурную и редакционно-издательскую работу,
включался в различные общественно-политические и общественно-церковные
дискуссии в эмигрантской среде, осуществлял в своем творчестве связь
русской и западноевропейской философской мысли. Он отстаивает в своих
трудах первенство личности над обществом, “примат свободы над бытием”.
Резко критикуя - за антидемократизм и тоталитаризм - идеологию и практику
большевизма, Бердяев не считал “русский коммунизм” случайным явлением. Его
истоки и смысл он видел в глубинах национальной истории, в стихии и
“вольнице” российской жизни, в конечном счете - в мессианской судьбе
России, ищущей, он не обретшей еще “Царства Божьего”, призванной к великим
жертвам во имя подлинного единения человечества.
В годы 2-й мировой войны Бердяев занял ясно выраженную патриотическую
позицию, а после победы над Германией надеялся на некоторую демократизацию
духовной жизни в СССР, что вызвало негативную реакцию со стороны
непримиримой эмиграции. В 1947 году Бердяеву было присуждено звание доктора
Кембриджского университета.
В “Самопознании” Бердяев отмечает связь его творчества, философских
взглядов с жизненными событиями, так как, по мнению писателя, “творческая
мысль никогда не может быть отвлеченной; она неразрывно связана с жизнью,
она жизнью определяется”. Он пишет: “Я пережил три войны, две из которых
могут быть названы мировыми, две революции в России... пережил духовный
ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры,
переворот в Германии, крах Франции... я пережил изгнание, и изгнанничество
мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я
еще не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком
много событий. ...И вместе с тем я никогда не был человеком политическим.
Ко многому я имел отношение... но ничему не принадлежал до глубины... за
исключением своего творчества. Я всегда был анархистом на духовной почве и
“индивидуалистом”.
Находясь в вынужденной эмиграции, Бердяев продолжает считать себя
русским философом. Он пишет: “Несмотря на западный во мне элемент, я
чувствую себя принадлежащим к русской интеллигенции, искавшей правду. Я
наследую традиции славянофилов и западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена и
Белинского, даже Бакунина и Чернышевского, несмотря на различие
миросозерцаний, и более всего Достоевского и Л. Толстого, Вл. Соловьева и
Н. Федорова. Я русский мыслитель и писатель.”