Философия позитивизма

Философия позитивизма

Введение.

Философия сегодня понимается настолько противоречиво и спорно, что

невозможно дать ее однозначное определение. И вместе с тем это не исключает

возможность ее классификации по интересам к предметной проблематики:

онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.; по

методу: трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая;

по социально-политическим взглядам: консервативная, леворадикальная,

либеральная и др.; по иным основаниям: научная, ненаучная,

профессиональная, житейская, рациональная, нерациональная, светская,

религиозная и т.п. Нельзя отказываться и от прежних классификаций по

историческим, культурным, национальным и иным различиям. Хотя развитие

философии приобрело всемирный характер, и тем не менее влияние национальных

и культурно-исторических традиций остается существенным фактором развития

современной философии. Как видно направлений философии очень много, но я

рассмотрю одно направление буржуазной философии - это позитивизм: основные

направления и взгляды философов.

История позитивизма.

Одним из наиболее влиятельных направлений буржуазного философского

мышления является позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм

оформился уже в 30-е годы XIX в. и за более чем вековую историю

эволюционировал в направлении все более четкого выявления присущей ему с

самого начала тенденции к субъективному идеализму.

Понятие “позитивизм” обозначает призыв философам отказаться от

метафизических абстракций, т.к. метафизические объяснения, считают

позитивисты, теоретически неосуществимыми и практически бесполезными, и

обратиться к исследованию позитивного знания. Отчасти позитивизм

заключается в антифилософской реакции против рационализма, идеализма,

спиритуализма и обращается в тоже время к материализму. Позитивизму

противостоит интуиционизм (учение об интуиции как самом главном и самом

надежном источнике познания).

В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о

взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том,

что все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности

может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или

их «синтетического» объединения и что философия как особая наука,

претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не

имеет права на существование. Вся история позитивизма представляет собой в

этом смысле интереснейший парадокс: на каждом новом историческом этапе

позитивисты ратовали за все более последовательную и строгую «ориентацию на

науку» и вместе с тем на каждом новом этапе они все в большей мере

утрачивали контакты с действительным содержанием развивающейся научной

теории.

* *

*

Для понимания сущности позитивистской философии недостаточно просто

выделить те черты, которые общи различным ее формам, необходимо вскрыть

внутренние тенденции развития позитивизма, выяснить причины его

возникновения и движущие пружины его эволюции. А это, в свою очередь,

требует учета тех изменений во взаимоотношениях науки и философии, которые

характерны для нового времени.

Начиная с XVII в. развитие науки поставило перед западной философией ряд

таких проблем, на которые традиционная схоластическая мысль не в состоянии

была ответить. Специфическая особенность выдающихся философов нового

времени состояла в том, что они рассматривали научные методы анализа в

качестве идеального образца всякой познавательной деятельности, в том числе

и деятельности по исследованию традиционно-философской, или, как ее еще

называли, «метафизической», проблематики 1.

Первый шаг на этом пути был сделан Фр. Бэконом. Декарт, Гоббс и Спиноза

пошли дальше и предприняли попытку применить научный метод к решению

«метафизических» проблем.

Специфическая проблематика западноевропейской философии XVII—XVIII вв.

возникает как результат столкновения двух разных начал: традиционной

«метафизики» и новой механико-математической науки. Резкое

противопоставление идеального и материального, субъекта и объекта,

«первичных» и «вторичных» качеств и постановка в центр философского

исследования таких проблем, как взаимодействие идеального и материального,

отношение «внутреннего» мира сознания к «внешнему» миру,—все это стало

возможным лишь вследствие отождествления реально существующего бытия с тем,

что ухватывается с помощью терминов механико-математического естествознания

(которое в то время было тождественно науке вообще), и приписывания всему

остальному статуса «субъективности». Тесная взаимосвязь эксперимента с

математически оформленной теорией привела к необходимости поставить вопрос

об отношении эмпирического и рационального знания, а в связи с этим — к

делению философов на эмпириков и рационалистов.

Д. Юм доводит односторонний эмпиризм до логического конца и создает

субъективно-идеалистическую, феноменалистскую и агностическую философскую

концепцию, которая не только противостояла рационалистической философии

XVII—XVIII вв., но и решительно порывала с современным ей естествознанием

(Д. Юм отрицал объективно обусловленные необходимые связи и низводил

причинность до субъективно-психологической уверенности).

Французский материализм вел борьбу с рационалистической философией XVII

в. во имя науки: его приверженцы критиковали идеалистические тенденции

прежней «метафизики», раскрывали ее связь с религией, показывали

несоответствие ее утверждений результатам научного познания. Однако, будучи

механистическим, созерцательным и метафизическим по методу исследования,

французский материализм не смог логически последовательно решить

философские проблемы, выдвинутые всем ходом развития естествознания и

широко обсуждавшиеся в философии XVIII в.

С задачей критики «метафизики» пыталась справиться и немецкая

классическая философия. Кант, выступив против рационалистической,

аналитической философии XVII— XVIII вв. и вместе с тем против основных

критиков этой философии (Д. Юма и механистических материалистов), хотя и

поставил в острой форме вопрос о возможности науки и об отличии научных и

«метафизических» утверждений, по существу, предложил вместо «метафизики

вещей» «метафизику знания» — априористскую и формалистическую

«трансцендентальную философию».

Гегель противопоставил «отрицательной метафизике» XVII—XVIII вв. строго

научное знание, совпадающее, по его мнению, с диалектичностью мышления.

Вместе с тем Гегель считал, что диалектика и есть «положительная», или

«разумная», метафизика. На практике реализация тезиса о «разумной

метафизике» приводила к философской спекуляции. Из философской системы

Гегеля (в значительной мере это относится и к шеллинговской «Философии

природы») современные ему естествоиспытатели восприняли не столько

содержащуюся в ней ценную критику рассудочного, метафизического метода

мышления, сколько спекулятивные результаты, которые не могли быть приняты

наукой. Таким образом, предпринимаемые в течение двухсот лет

западноевропейской философией попытки создать такую систему, которая

соответствовала бы духу современной науки, не увенчались успехом.

Первая историческая форма позитивизма.

В 30— 40-е годы XIX в., во Франции возникла философская школа, которая

тоже претендовала на создание «научной философии» и заявила о решительном

разрыве с прежней философской («метафизической») традицией (о «революции в

философии»). Этой школой и был позитивизм, основанный О. Контом (19.01.1798-

5.09.1857).

Позитивистская философия Конта определенным образом связана с философией

французского Просвещения XVIII в. Следуя просветителям, Конт высказал

убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности

предметной области, к которой применимы научные методы мышления.

Осуществленная Контом классификация наук во многих отношениях может

рассматриваться как реализация завета энциклопедистов.

По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии

(энциклопедический закон): Математика - астрономия - физика –химия-

биология - социология.

Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук

предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел

термин “социология”; благодаря - нему социология впервые была разработана в

определеную научную систему.

Основные принципы:

1. от простого к сложному

2. от абстрактного к конкретному

3. временной

Считал, что задача философии охватывать совокупность наук, познание

наиболее общих законов, систематизация научных знаний. Нельзя свести одну

науку к другой. Нельзя вывести все из одного принципа или закона. Роль

философии - минимизировать число этих законов.

Законы науки: Всякое знание относительно, так как опыт не завершен.

Социальная концепция: Конт придумал социологию - наука об обществе.

Человек в процессе своей жизни приспосабливается к условиям среды.

Социологическая концепция включает три раздела:

1. Социальная статика.

2. Социальная динамика.

3. Политика.

Социальная статика ( государственные институты: семья, государство,

церковь.

Функции семьи: преодоление природы эгоизма, воспитание.

Функции государства: порождение общественного духа.

Идеальная структура правления - соединение церкви и государства.

Социальная политика. Совмещение государства с церковью (нетрадиционные

религии должны уйти в сторону). Философы и ученые - позитивные священники.

Однако позитивизм Конта примыкает не к последовательно материалистической

ветви французского Просвещения, а к его агностическому, скептическому

направлению. Это выражается и в подчеркивании подчиненности всей

действительности строгим объективным законам, и в характере многих из

включенных Контом в «синтетическую философскую науку» обобщений, которые

часто качественно не отличаются от обобщений частных наук. А так как

бессознательной предпосылкой естествознания XIX в. был материализм, то и

некоторые обобщения, включенные в состав позитивистской философии, несли на

себе сильный отпечаток естественнонаучного материализма. При этом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты