позитивизм отличается и от философских концепции Тюрго и Даламбера: то, что
у последних находилось па втором плане, у Конта превращается в ядро
философии.
История «тяжбы» философии с наукой показала, как считает Конт, что
всякие попытки «приспособить» «метафизическую» проблематику к духу
научности заведомо обречены на провал. В качестве вывода из этой истории
Конт предлагает признать, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над
ней философии, а должна опираться сама на себя. Но из этого не следует, что
для адекватного познания действительности достаточно отдельных, частных
научных дисциплин. Существует объективная потребность в выявлении,
раскрытии связи между отдельными науками, в создании их системы.
За общей наукой, раскрывающей связь отдельных наук, можно, по мнению
Конта, сохранить название «философия». Однако эта новая наука не должна
иметь ничего общего с традиционной философией, так как методы исследования
старой и новой философии принципиально отличаются друг от друга. Построение
«новой философии» является естественным продолжением той работы, которая
совершается в специальных науках. Нет никаких ограничений степени общности
формулируемых в них закономерностей; более или менее общие из них могут
раскрывать сами специальные науки, а исследованием самых общих занимается
философия, связанная с чисто научными обобщениями лишь рядом незаметных
переходов. Таким образом, философия сводится к общим выводам из
естественных и общественных наук.
Не такова, говорит Конт, традиционная философская «метафизика»,
проблемы которой не только не могут быть решены научным путем (т. е. на
основании данных опыта и рационального рассуждения), но не могут быть даже
поставлены, если следовать по пути конкретно-научного обобщения. Научная
философия, по мнению Конта, не имеет дела с «метафизическими» проблемами и
поэтому отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки «метафизики»,
к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и
сущностей, должны быть удалены и из науки. К таким пережиткам он относит
претензии науки на раскрытие причин явлений и на проникновение в их
сущность. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и, формулируя
законы, отвечает не на вопрос «почему», а лишь на вопрос «как». Таким
образом, Конт принципиально противопоставляет формулировку законов и
выявлению причинных зависимостей. Первое он считает неотъемлемой чертой
науки, второе — пережитком «метафизики».
Последовательное развитие этого тезиса О. Конта ведет к «феноменализму» и
это означало бы не только «изгнание» из науки причинности, но и отрицание
возможности раскрытия объективных, закономерных связей, т. о. признание
точки зрения субъективного идеализма Юма. Желая сохранить связь с
современной научной практикой, Конт делает это ценой явной
непоследовательности.
Он сформировал закон трех последовательных стадий интеллектуальной
эволюции человека: теологической (до 1300г.), метафизической (до 1800г.) и
позитивной. На первой, теологической стадии все явления объясняется на
основе религиозных представлений, вторая - метафизическая заменяет
сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами.
Вторая стадия подготавливает третью – позитивную, для которой характерно
объединение теории и практики, человек довольствуется тем, что благодаря
наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей,
которые оказываются постоянными, формулирует законы. «Знать, чтобы
предвидеть, предвидеть, чтобы избегать»- эти слова являются девизом
позитивной науки.
Так же Конт утверждал: основной метод науки - феноменологический
(описательное обобщение) заключается в постановке эксперимента, а затем
попытки обобщить. Закон подчинения воображения наблюдению. Вся информация
из наблюдения, т. е. должны строиться теоретические конструкции, которые
хоть не сейчас, но потом должны экспериментально подтверждаться.
В процессе дальнейшего развития позитивизма все более четко выявлялась
его феноменалистическая, субъективно-идеалистическая тенденция, роднившая
его с юмизмом. Из науки постепенно выбрасывалась мировоззренческая
проблематика и ослаблялось значение элементов естественнонаучного
материализма. Об этом свидетельствуют философские учения крупнейших
английских позитивистов XIX в.— Дж. С. Милля и Г. Спенсера, которые,
существенно отличаясь в деталях от концепции О. Конта, вместе с тем в
решении принципиальных философских вопросов вплотную примыкали к ней.
Герберт Спенсер, используя в своих «синтетических» обобщениях открытия
естествознания второй половины 19 в., объективной реальности, в сущность
которой можно проникнуть лишь посредством религии, а не с помощью науки.
Идея глобального эволюционизма (до Дарвина). Глобальный эволюционизм -
физико-механический закон: перемещения в пространстве и во времени идут в
определенном направлении от гомогенного (однородного) состояния к
разнородному, к большей степени сложности, четкости и выделенности. Задача
позитивных наук - ответить, как устроен этот мир. На вопрос, почему так?
наука не должна отвечать. Философия становится сводом установленных,
опробованных научных истин. Философия сводит знания воедино и знакомит с
ними общественность. Стандартная концепция науки. Наука - постоянное
приращение научного знания. Последующая теория включает в себя предыдущую
как некое предельное место в новой теории.
Выделил три возможности происхождение мира:
1. Мир сам по себе.
2. Кто-то создал.
3. Всегда есть и будет.
Но , как он утверждает, все эти три возможности никуда не годятся: человек
не может понять как все из ничего. Это невозможно, так как невозможно
представить (путает представление с понятием).
Его утверждения:
Все наши знания ограничены нашим опытом. Наш опыт имеет дело с тем, что
произошло, а не с тем, что существует.
Наука имеет предел познания. Познаваемые явления: сходство и не сходство.
Непознаваема конечная причина мира, материя.
Прогресс в обществе связан с прогрессирующим разделением общественного
труда .
Позитивная философия отличается от науки тем, что она закончена.
Наука - это отдельные категории.
Абстрактное знание - математика. Абстрактно-конкретные: физика, химия.
Движение по линии наименьшего сопротивления.
Теория эволюции основана на механике Ньютона.
Эволюционный процесс движения от однородного к разнородному и от хаоса к
порядку от неопределенности к определенности). В конечном итоге в системе
силы уравновешивают друг друга.
Эволюционная стадия сменяется стадией стабилизации. Система подвергается
воздействию других систем ( возмущение ( развивается деградация, т. к.
система замкнутая ( то цикличность.
Джон Стюарт Милль(20.05.1806-8.05.1873):
Известен своей системой индуктивной и дедуктивной логики. Продолжал
традиции классического эмпиризма английских философов, развив его в
позитивизм (в противоположность религиозно-недогматическому позитивизму
Конта). Согласно его учению, основу своей философии составляет психология,
которая устанавливает, что реально даны только соответствующие ощущения и
представление о переходах или будущих возможных ощущениях. Понятия- это
просто (языковые) названия (терминологические). Он отвергает силлогизм
Аристотеля. Внешний мир в этом смысле- постоянная возможность сходных
ощущений. Единственным источником познания является опыт, единственно
допустимым приемом познания- индукция; она же лежит в основе умозаключения
логики и аксиом математики; она должна устанавливать не причины, а только
законы явлений. Милль различает науки о природе и науки о духе -
психология, “этология”, наука об обществе- и дает первую обстоятельную
теорию экспериментальной науки о природе и описательного метода.
1. Четыре метода научной индукции:
а) метод сходства
АВС ( d
BMT ( d
POB ( d
________
B ( d
б) метод различия
ABCM ( d
ABC ( d
________
M ( d
в)метод сопутствующих изменений
ABC1 ( d1
ABC2 ( d2
ABC3 ( d3
C ( d
г) метод остатков
ABC ( xyz
A ( x
B ( y
________
C ( z
В последнее десятилетие XIX в. позитивизм в своей первой исторической
форме переживает кризис, который был вызван следующими обстоятельствами.
Во-первых, прогресс естественнонаучного знания обесценил многие из тех
«синтетических» обобщений, которые рассматривались позитивизмом как вечное
и неоспоримое приобретение науки. Естественнонаучный материализм с
элементами механицизма (особенно сильными у Спенсера), нередко являвшийся
фактической основой обобщения позитивизма XIX в., уже не мог удовлетворить
науку и пришел на рубеже XIX и XX вв. в противоречие с новыми открытиями в
физике и биологии, которые могли быть осмыслены только с позиций
диалектического материализма.
Во-вторых, развитие науки, и в первую очередь коренная ломка понятий в
физике на рубеже XIX—XX вв., а также интенсивное развитие психологических
исследований, поставившее на повестку дня вопрос о связи этой науки с
другими дисциплинами, изучающими человека и окружающий его мир (в
частности, с физиологией и физикой),—все это заставило философию обратиться
к изучению эмпирических и логических основ науки, т. е. тех самых
«предельных» вопросов знания, от исследования которых всячески отстранялся
О. Конт и многие его последователи.
Наконец, в-третьих, все попытки Конта и его последователей доказать
объективную обоснованность предлагаемых ими этических идеалов и системы
ценностей в рамках механистической и метафизической социологии не могли
увенчаться успехом. Оказалось невозможным включить проблемы ценностей в
сферу научного исследования, вывести «должное» из «сущего» и при этом
сохранить позитивистский критерий научности.
Представителями первой, «классической» формы позитивизма 19 в., кроме
Конта, были Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, П. Лаффит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан – во
Франции; Дж. С. Милль, Г. Спенсер – во Великобритании. Немецкие позитивисты-
Л. Фейербах, Дюринг, Йодль, Шуппе, Авенариус и др. Феноменологическими
позитивистами (на идеях которых основываются неопозитивисты) называют Э.
Маха, Корнеулиуса, Циена, Ферворна, которые только ощущения считают
данными.
Я хотел бы кратко сформулировать взгляды еще нескольких философов: