История философии

История философии

|26. |815-877гг |Эригена |Средневековый философ, по происхождению ирландец, жил |

| | |Иоанн Скот |во Франции. На основании неоплатоницизма создал свое |

| | | |мистическое учение, в основном иложенное в сочинении «О|

| | | |разделении природы». Бытие Эригена разделяет на четыре |

| | | |природы: |

| | | |не сотворенная, но творящая – Бог как источник всех |

| | | |вещей; Он бесформен, невыразим и постигается лишь через|

| | | |бытие вещей; |

| | | |сотворенная и творящая – божественные идеи, выступающие|

| | | |как первичные причины. Идеальный мир создан Богом из |

| | | |себя самого и существует вечно; |

| | | |сотворенная и не творящая – чувственно воспринимаемый |

| | | |мир, который есть проявление единого материального |

| | | |мираво множестве различных вещей; |

| | | |не сотворенная и не творящая – Бог, воспринимаемый как |

| | | |конечная цель всех вещей. |

| | | |Образование вещей Эригена связывал с грехопадением |

| | | |человека, при котором происходит отпадение человека от |

| | | |Бога. Но с течением времени наступает искупление и |

| | | |возвращение всех вещей к Богу. Система Эригена, по |

| | | |существу пантеистическая, была осуждена католической |

| | | |церковью. |

|27. |1020-77гг |Чжан Цзай |Один из основоположников неоконфуцианства. Согласно |

| | | |учению Чжан Цзай, все существующее в мире образуется из|

| | | |первоматерии – Ци, которая обладает свойством движения |

| | | |и покоя. Природа – это «корень», а разум является ее |

| | | |порождением. Первосостояние Ци Чжан Цзай называл |

| | | |«великой пустотой». Первоматерия рассеивается в |

| | | |«великой пустоте», а ее скопление подобно превращению |

| | | |воды в лед. Скопление и рассеивание Ци определяет |

| | | |рождение и гибель всех явлений и вещей. Большое |

| | | |значение в философии Чжан Цзай отводилось понятию «Дао»|

| | | |(путь), которым обозначался процесс изменения и |

| | | |превращений Ци. Движение и изменния первоматерии |

| | | |основаны на взаимодействии двух противоположностей: |

| | | |положительного – Ян и отрицательного – Инь. Их |

| | | |единство и есть Дао, которое Чжан Цзай определял также |

| | | |как «великую гармонию». Движение в природе не носит |

| | | |хаотический характер, оно определяется законом (ли), |

| | | |присущим самой первоматерии Ци. Закон не зависит от |

| | | |воли людей. В своей теории познания Чжан Цзай не был |

| | | |последовательным. Ощущения являются источником |

| | | |познания, через них человек устанавливает связь с |

| | | |внешним миром. Но он говорил, что познание Дао не |

| | | |основано на чувственном восприятии. Учение Чжан Цзай |

| | | |получило широкое развитие у последующих представителей |

| | | |неоконфуцианской школы. |

|28. |1079- |Абеляр Пьер |Французский философ и теолог. В характерном для |

| |1142гг | |средневековой философии споре о природе универсалий, в |

| | | |котором выражалась борьба материализма и идеализма, |

| | | |придерживался близких к материализму идей |

| | | |концептуализма (направление схоластической философии; в|

| | | |спорах об универсалиях концептуалисты, как и |

| | | |номиналисты, отрицали реальное существование общего, |

| | | |независимого от отдельных вещей, но в отличие от |

| | | |номиналистов, признавали существование в уме доопытных |

| | | |общих понятий, концептов, как особой формы познания |

| | | |действительности). Одновременно Абеляр остро |

| | | |полемизировал против схоластического реализма |

| | | |(средневековый реализм – направление в средневековой |

| | | |схоластике, утверждавшее, что общие понятия – |

| | | |универсалии – имеют реальное существование и |

| | | |предшествуют существованию единичных вещей). Книга |

| | | |Абеляра «Да и нет», выдвигавшая ограничить религиозную |

| | | |веру «разумными основаниями» и вскрывавшая непримиримые|

| | | |противоречия в суждениях церковных авторитетов, в |

| | | |условиях средневековья имела прогрессивное значение. |

| | | |Его взгляды были осуждены католической церковью, как |

| | | |еретические. |

|29. |1135- |Маймонид или |Еврейский философ, аристотелик, один из лидеров |

| |1204гг |Моисей |рационалистической школы в иудаизме. В основе философии|

| | |Бен-Маймун |Маймонида – синтез иудейской теологии с аристотелизмом,|

| | | |путем «одухотворенного» (аллегорического) толкования |

| | | |Библии и отдельных догматов иудаизма, в попытках |

| | | |совместить религию с философией. Согласно теории |

| | | |познания Маймонида, конечную цель человека составляет |

| | | |рациональное обоснование высшей истины. Основное |

| | | |сочинение Маймонида «Наставник колеблющихся» («Морэ |

| | | |Невухим») приобрело большую известность в Западной |

| | | |Европе и оказало значительное влияние на позднюю |

| | | |схоластику. |

|30. |1193- |Альберт |Немецкий философ, естествоиспытатель и теолог. Вместе |

| |1280гг |Великий |со своими учениками боролся против истолкования |

| | | |аристотелизмав духе аверроизма и против передовых школ |

| | | |в схоластике, использовал аристотелевские идеи для |

| | | |выработки единой философско-теологической системы. |

|31. |1265- |Дунс Скотт |Монах-францисканец, видный представитель средневековой |

| |1308гг |Иоанн |схолатики. Выступал с резкой критикой томизма. В |

| | | |отличие от Фомы Аквинского стремился отделить философию|

| | | |от теологии, доказывал невозможность |

| | | |рационалистического обоснования идеи творения из |

| | | |ничего, признавал зависимость разума от воли. Бог, в |

| | | |понимании Дунса Скотта – это абсолютная свобода. В |

| | | |средневековом споре об универсалиях придерживался |

| | | |номинализма (номинализм – направление в средневековой |

| | | |философии, считавшее общие понятия лишь именами |

| | | |единичных предметов. Номиналисты в противоположность |

| | | |реалистам, утверждали, что реально существуют только |

| | | |отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие |

| | | |понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не |

| | | |только не существуют независимо от вещей, но даже не |

| | | |отражают их свойств и качеств. Номинализм был |

| | | |независимо связан с материалистическими тенденциями в |

| | | |признании первичности вещей и вторичности понятий). |

| | | |Чтобы подчеркнуть примат единичного, Дунс Скотт изобрел|

| | | |термин «этость» в смысле индивидуального отличия. Ввел |

| | | |в логику понятие «интенции», «умопостижимого вида», |

| | | |впервые противопоставил конкретное значение (его |

| | | |термин) абстрактному. |

|32. |1462- |Помпонации |Итальянский философ эпохи Возрождения. Развивал в |

| |1524гг |Пьетро |материалистическом и антисхоластическом духе возрения |

| | | |Аристотеля. В своем главном произведении «О бессмертии |

| | | |души» (1516) Помпонацци, подчеркивая элементы |

| | | |сенсуализма в философии Аристотеля, утверждал, что |

| | | |душа, составляющая форму тела, является тем не менее |

| | | |смертной. Отрицая бессмертие человеческой души, |

| | | |Помпонацци считал, что только отказ от веры в |

| | | |бессмертие души соответствует подлинной природе |

| | | |человека, так как цель его деятельности находится не в |

| | | |потустороннем, а в земном мире. Придерживаясь также |

| | | |концепции двойственной истины, Помпонацци стремился к |

| | | |полному отделению философии и политики от религии. |

|33. |1533- |Монтень |Французский философ эпохи Возрождения. Главное |

| |1592гг |Мишель де |сочинение – «Опыты» (1580). Исходный пункт Монтеня – |

| | | |скептицизм. По его утверждению, человек имеет право на |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты