История философии

| | | |чувственный опыт. Деятельность рассудка не выходит за |

| | | |пределы чувственного опыта. Рассудок, имеющий дело с |

| | | |субъективными понятиями, бессилен доказать бытие вещей.|

| | | |Религиозное чувство, составляющее основание философии, |

| | | |с точки зрения Якоби, нельзя понять с позиции |

| | | |рационализма. Из этого философ сделал вывод о связи |

| | | |рассудочной философии с атеизмом. Некоторые элементы |

| | | |философии Якоби нашли свое дальнейшее развитие в |

| | | |философии жизни и экзистенциализма. |

|49. |1724-1804г|Кант Иммануил|Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого |

| |г | |классического идеализма. Кант является основателем |

| | | |«критического» или «трансцендентального» идеализма. В |

| | | |так называемый «демократический» период (до 1770 года) |

| | | |Кант создал «небулярную» космогоническую гипотезу, в |

| | | |которой возникновение и эволюция планетной системы |

| | | |выводится из первоначальной «туманности». В это же |

| | | |время Кант высказал гипотезу о существовании Большой |

| | | |Вселенной – галактики вне нашей галактики, развил |

| | | |учение о замедлении – в результате приливного трения – |

| | | |суточного вращения Земли и учение об относительности |

| | | |движения и покоя. Исследования эти, объединенные |

| | | |материалистической идеей естественного развития |

| | | |Вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании |

| | | |диалектики. В философских работах «докритического» |

| | | |периода Кант наметил – под влиянием импиризма и |

| | | |скептицизма Юма – различие между основанием реальным и |

| | | |основанием логическим, ввел в философию понятие об |

| | | |отрицательныхвеличинах.Во всех этих работах |

| | | |ограничивается роль дедуктивно-формальных методов |

| | | |мышления в пользу опыта. В 1770 г. Состоялся переход к |

| | | |воззрениям «критического» периода: в 1781 г. появилась |

| | | |«Критика чистого разума» за ней последовали «Критика |

| | | |практического разума» (1788г.) и «Критика способности |

| | | |суждения» (1790г.). В них последовательно излагались |

| | | |«критическая» теория о целесообразности природы. В |

| | | |работах «критического» периода Кант доказывает |

| | | |невозможность построить систему «умозрительной |

| | | |философии» («метафизики», согласно принятой тогда |

| | | |терминологии) – впредь до предварительного исследования|

| | | |форм познания и границу наших познавательных |

| | | |способностей. Исследования эти приводят Канта к |

| | | |агностицизму – к утверждению, что природа вещей, как |

| | | |они существуют сами по себе («вещей в себе»), |

| | | |принципиально недоступна нашему познанию: последнее |

| | | |возможно только относительно «явлений», т.е. способа, |

| | | |посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте.|

| | | |Достоверное теоретическое знание имеется только в |

| | | |математике и естествознании. По Канту, оно обусловленно|

| | | |тем, что в нашем сознании налицо «априорные» формы |

| | | |чувственного созерцания, такие же априорные формы, или |

| | | |понятия, расудка и априорные формы связи, или синтеза |

| | | |чувственного многообразия и понятий рассудка, на |

| | | |которых основываются например, закон постоянства |

| | | |субстанций, закон причинности, закон взаимодействия |

| | | |субстанций. По Канту, в разуме заложено неискоренимое |

| | | |стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших |

| | | |этических запросов. Под давлением этого стремления наш |

| | | |рассудок стремится к решению вопросов о границах или |

| | | |беспредельности мира в пространстве и времени, о |

| | | |возможности существования неделимых элементов мира, о |

| | | |боге, как безусловно необходимом существе. Кант считал,|

| | | |что с равной доказательностью могут быть обоснованы |

| | | |противоположные решения: мир и конечен и не имеет |

| | | |пределов; все процессы протекают как причинно |

| | | |обусловленные – и существуют процессы (поступки), |

| | | |совершающиеся свободно, имеется безусловно необходимое |

| | | |существо - и такого существа нет. Таким образом, разум|

| | | |по природе антикомичен, т.е. раздваивается в |

| | | |противоречиях. Но противоречия эти, по Канту, все же |

| | | |лишь кажущиеся. Решение загадки – в ограничении знания |

| | | |в пользу веры, в различении «вещей в себе» и «явлений»,|

| | | |в признании «вещей в себе» непознаваемыми. Так, человек|

| | | |одновременно и не свободен (как существо в мире |

| | | |явлений) и свободен (как субъект непознаваемого |

| | | |сверхчувственного мира); существование бога недоказуемо|

| | | |(для знания), и в то же время есть необходимый постулат|

| | | |веры, на котором основывается наше убеждение в |

| | | |существовании нравственного порядка в мире, и т.д.. Это|

| | | |учение об антикомичности разума, служившее у Канта |

| | | |основанием для дуализма «вещей в себе» и «явлений» и |

| | | |для агностицизма, стало толчком для разроботки |

| | | |положительной диалектики в немецком классическом |

| | | |идеализме. Однако, в понимании познания, поведения и |

| | | |творчества это учение осталось в плену дуализма, |

| | | |агностицизма и формализма. Так, в этике Кант |

| | | |провозглашал ее основным законом безусловное появление,|

| | | |требующее руководиться таким правилом, которое |

| | | |совершенно независимо от нравственного содержания |

| | | |поступка могло бы стать всеобщим законом поведения. В |

| | | |эстетике он сводит прекрасное к «незаинтересованному» |

| | | |удовольствию не зависящему от того, существует предмет,|

| | | |изображенный в произведении искусства, и обусловленному|

| | | |только формой. В этике Кант вразрез с формальным |

| | | |характером категорического императива выдвинул принцип |

| | | |самоценности каждой личности, которая не должна быть |

| | | |приносима в жертву даже во имя блага всего общества; в |

| | | |эстетике – вразрез с формализмом в понимании |

| | | |прекрасного – Кант объявил высшим видом искусства |

| | | |поэзию, т.к. она возвышается до изображения идеала и |

| | | |т.д. Прогрессивным было учение Канта о роли |

| | | |антагонизмов в историческом процессе жизни общества и |

| | | |учение о необходимости вечного мира. Средством к |

| | | |установлению и сохранению мира Кант считал развитие |

| | | |международной торговли и общения с их взаимными |

| | | |выгодами для различных государств. Учение Канта оказало|

| | | |огромное влияние на последующее развитие научной и |

| | | |философской мысли. |

|50. |1713-1784 |Дидро Дени |Французский философ, просветитель, руководитель |

| | | |Энциклопедии, критик искуства. В философии быстро |

| | | |прошел путь от деизма и этического идеализма до |

| | | |материализма (в учении о природе, в психологии, в |

| | | |теории познания) и атеизма. В механистическое |

| | | |материалистическое понимание природы, общее у него с |

| | | |Ламетри и Гольбахом, Дидро внес некоторые элементы |

| | | |диалектики – идеи связи материи и движения, связи |

| | | |протекающих в природе процессов, вечнйо изменчивости |

| | | |природных форм. Вопрос о способе, посредством которого |

| | | |механическое движение материальных частиц может |

| | | |пораждать специфическое содержание ощущений, Дидро |

| | | |решает в пользу мысли о всеобщей чувствительности |

| | | |материи. Развив этот взгляд, Дидро наметил |

| | | |материалистическую теорию психических функций, |

| | | |предвосхитившую последующее учение о рефлексах. По этой|

| | | |теории люди, как и животные, - инструменты, наделенные |

| | | |способностью ощущать и памятью. В теории познания |

| | | |идеалистов о спонтанности мышления все умозаключения |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты