История философии

| | | |Спиноза построил учение о человеке. Согласно Спинозе, |

| | | |человек – существо, в котром модусу протяжения – телу –|

| | | |соответствует модус мышления – душа. И по первому и по |

| | | |второму модусу человек – часть природы. В учении о |

| | | |модусе души Спиноза свел все сложностьпсихической жизни|

| | | |к разуму и к страстям или аффетам – к радости, печали, |

| | | |вожделению. Волю он отождествляет с разумом. По Спинозе|

| | | |поведением человека движет стремление к самосохранению |

| | | |и собственной выгоде. Спиноза отверг идеалистическое |

| | | |учение о свободе, воле, признал волю всегда зависимой |

| | | |от мотивов, но вместе с тем считал возможной свободу |

| | | |как поведение, основывающееся на познании |

| | | |необходимости. По учению Спинозы, свободной может быть |

| | | |не масса, но лишь мудрец. В учении о познании Спиноза |

| | | |продолжает линию рационализма. Он возвысил знание |

| | | |интеллектуальное, основывающееся на уме, над низшим |

| | | |видом знания – чувственным и принизил роль опыта. |

| | | |Высшим видом интеллектуального знания он признал |

| | | |непосредственное усмотрение истины или интуицию ума. |

| | | |При этом критерием истины – в след за Декартом – он |

| | | |объявил ясность и отчетливость. Велика роль Спинозы в |

| | | |развитии атеизма и свободомыслия – религиозного и |

| | | |научного. Цель религии – не познание природы вещей, а |

| | | |лишь наставление людей в нравственном образе жизни. |

| | | |Поэтому ни религия, ни государство не должны посягать |

| | | |на свободу мысли. В учении об обществе Спиноза – |

| | | |продолжатель Гоббса, но в отличие от него высшей формой|

| | | |власти он считал не монархию, а демократическое |

| | | |правление и ограничивал всевластие государства |

| | | |требованиями свободы. Спиноза оказал сильное влияние на|

| | | |метафизический материализм 17-18 в.в., а его |

| | | |религиозное свободомыслие – на развитие последующего |

| | | |атеизма. |

|39. |1646-1716г|Лейбниц |Немецкий философ, объективный идеалист. Философию |

| |г |Готфрид |Лейбница следует рассматривать как попытку синтеза идей|

| | |Вильгельм |механического материализма (Декарт, Гоббс) и |

| | | |аристотелевско-схоластического учения об активных |

| | | |субстанциальных формах. При объяснении действительности|

| | | |он стремился объединить механический принцип с учением |

| | | |о монадах, изложенном в его «Монадологии» (1714). По |

| | | |Лейбницу монады представляют собой неделимые |

| | | |субстанции, из которых складывается вся вселенная. |

| | | |Число монад бесконечно, каждая из них обладает |

| | | |восприятием и стремлением. Лейбниц был одним из |

| | | |родоночальников немецкой иделистической диалектики. |

| | | |Монады, по мнению Лейбница, не взаимодействуют друг с |

| | | |другом и вместе с тем они образуют единый развивающийся|

| | | |и движущийся мир, который регулируется |

| | | |предустановленной гармонией, зависящей от высшей монады|

| | | |(Абсолюта, Бога). Понятие предустановленной гармонии |

| | | |послужило основой наиболее реакционной части философии |

| | | |Лейбница – его теодиции («Теодицея» 1710). Теория |

| | | |познания Лейбница – идеалистический рационализм – |

| | | |направлена против сенсуализма и эмпиризма Локка. К |

| | | |положению Локка «Нет ничего в уме, чего бы не было в |

| | | |чувстве» Лейбниц добавил: «Кроме самого интеллекта». Не|

| | | |разделяя взглядов Локка, что ум есть гладка доска, |

| | | |отрицая чувственный опыт как источник всеобщности и |

| | | |необходимости знания, Лейбниц утверждал, что таким |

| | | |источником может быть только разум, что душа изначально|

| | | |содержит в себе начала различных понятий и положений, |

| | | |которые только пробуждаются ... внешними объектами |

| | | |(«Новые опыты о человеческом разуме» 1704). По |

| | | |существу, Лейбниц видоизменил Декартово учение о |

| | | |врожденных идеях, которые, по Лейбницу, заключены в |

| | | |разуме, подобно прожилкам камня в глыбе мрамора. |

| | | |Критерием истинности он считал явность, отчетливость и |

| | | |непротиворечивость знания. В соответствии с этим для |

| | | |проверки истин разума, по Лейбницу, достаточно законов |

| | | |аристотелевской логики (тождества, противоречия и |

| | | |исключенного третьего); для проверки «истин факта» |

| | | |необходим закон достаточного основания. Лейбница |

| | | |считают (Рассел и др.) основоположником математической |

| | | |логики. |

|40. |1668-1744г|Вико |Итальянский философ, создатель теории исторического |

| |г |Джам-баттиста|круговорота. Допуская существование божественного |

| | | |начала, от которого исходят законы истории, он |

| | | |указывал, что общество развивается в силу внутренних, |

| | | |закономерных причин. Каждый народ, по учению Вико, |

| | | |проходит в своем развитии три эпохи (божественную, |

| | | |героическую, человеческую), аналогичные периодам жизни |

| | | |человека – детству, юности, зрелости. Государства |

| | | |возникает лишь в героическую эпоху и предоставляет |

| | | |господствол аристократии. В человеческую эпоху на смену|

| | | |ему приходит демократическое государство, в котором |

| | | |торжествует свобода и «естественная справедливость». |

| | | |Это вершина развития человечества, зрелость, после чего|

| | | |наступает упадок. Общество возвращается к |

| | | |первоначальному состоянию. Затем вновь наступает |

| | | |движение по восходящей линии, новый круговорот. |

| | | |Принципы исторического развития Вико распространял на |

| | | |язык, право, искусство. Основной труд – «Основания |

| | | |новой науки об общей природе нации» (1725). |

|41. |1694-1778г|Вольтер |Французский писатель, философ, историк, один из вождей |

| |г |Франсуа Мари |французского Просвещения. Вольтер – деист. Выступая |

| | | |сторонником механики и физики Ньютона, он признает |

| | | |существование Бога, как «первого двигателя». Движение |

| | | |природы происходит по вечным законам, но Бог неотделим |

| | | |от природы, это не особая субстанция, а скорее |

| | | |свойственный самой природе принцип действия. Фактически|

| | | |Вольтер склоняется к отождествлению Бога («великого |

| | | |геометра») и природы. Он критикует дуализм, отбрасывая |

| | | |представления о душе как о особого рода субстанции. По |

| | | |Вольтеру сознание – свойство материи, присущее только |

| | | |живым телам, хотя для доказательства этого положения |

| | | |приводится теологический аргумент – способностью |

| | | |мыслить наделил материю Бог. В противовес теологической|

| | | |метафизике 17 в. Вольтер выдвигал требование научного |

| | | |исследования природы. Отвергая декартово учение о душе |

| | | |и врожденных идеях, он считал источником знаний |

| | | |наблюдение и опыт, пропагандировал материализм Локко. |

| | | |Задача науки – изучение объективной причинности. Но |

| | | |Вольтер допускал наличие «конечных причин» и полагал, |

| | | |что опыт говорит нам о вероятности существования |

| | | |«высшего разума» и «архитектора»Вселенной. В |

| | | |исторической работе Вольтера – критика |

| | | |библейско-христианской точки зрения на развитие |

| | | |общества, приводится набросок картины истории |

| | | |человечества. В основе «философии истории» (термин |

| | | |введен Вольтером) лежит идея прогрессивного развития |

| | | |общества, независимо от воли Божества. Но ход истории |

| | | |объясняется изменением идей, т.е. идеалистически. |

| | | |Огромное значение в деятельности Вольтера имела его |

| | | |борьба против клерикализма и религиозного фанатизма. |

| | | |Главная мишень сатиры Вольтера – христианство и |

| | | |католическая церковь, которую он считал основным врагом|

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты