История философии

| | | |коренятся в природе, и мы только регистрируем известные|

| | | |нам из опыта явления, между которыми существует либо |

| | | |необходимая, либо условная связь. Отсюда, по Дидро, не |

| | | |следует что наши ощущения – зеркально точные копии |

| | | |предметов: между большинством ощущений и их внешними |

| | | |причинами не сходства, чем между представлениями и их |

| | | |названиями в языке. Разделяя взгляды Ломе о первичных и|

| | | |вторичных качествах, Дидро подчеркивал объективный |

| | | |характер и вторичных качеств. Он развил взгляд Ф. |

| | | |Бэкона, согласно которому знание, опытное по своему |

| | | |источнику, имеет целью не самодавлеющее постижение |

| | | |истин, а достижение способности совершенствовать и |

| | | |увеличивать могущество человека. При этом Дидро |

| | | |учитывает роль техники и промышленности в развитии |

| | | |мышления и познани. Методами и руководителями в |

| | | |познании являются эксперимент и наблюдение. На их |

| | | |основе мышление может достигнуть знания, если и не |

| | | |вполне достоверного, то высоко вероятного. Дидро |

| | | |написал много работ по вопросам искусства и |

| | | |художественной критики; развил новую эстетику реализма,|

| | | |защищая идею единства добра и красоты. Теоретические |

| | | |принципы разработанной им эстетики стремился |

| | | |осуществлять в своих романах и драмах. Дидро, борясь |

| | | |против феодального деспотизма, защищая политический |

| | | |строй просвещенной монархии. Основные произведения |

| | | |Дидро: «Мысли к объяснению природы»(1754г.), «Разговор |

| | | |Даламбера и Дидро» (1769г.), «Философские основания |

| | | |материи и движения» (1770г.), «Элементы физиологии» |

| | | |(1774-1780г.г.) |

|51. |1770-1831 |Гегель Георг |Немецкий философ, объективный идеалист, представитель |

| |гг. |Вильгельм |немецкой философии. В произведении «Феноменология духа»|

| | |Фридрих |(1807г.) Гегель рассмотривает эволюцию человеческого |

| | | |сознания от первых его проблесков до сознательного |

| | | |овладения наукой и научной методологией (феноменология |

| | | |– учение о явлениях (феноменах) сознания в их |

| | | |историческом развитии). В «Феноменологии духа» Гегель |

| | | |обосновывает исходный для него тезис о тождестве |

| | | |мышления и бытия, о саморазвивающейся абсолютной идее |

| | | |как основе и сущности всего мира. В развитом виде |

| | | |(объективного) идеализма состоит в следующем. В основе |

| | | |всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное|

| | | |и разумное начало – «абсолютная идея», «мировой разум» |

| | | |или «мировой дух». Это начало активно и деятельно, |

| | | |причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в|

| | | |самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит|

| | | |три этапа: 1) развитие идеи в ее собственном лоне, в |

| | | |«стихии чистого мышления» - Логика, где идея раскрывает|

| | | |свое содержание в системе связанных и переходящих друг |

| | | |в друга логических категорий; |

| | | |2) развитие идеи в форме «инобытия» т.е. в форме |

| | | |природы – философия природы; природа не развивается, а |

| | | |служит лишь внешним проявлением саморазвития логических|

| | | |категорий, составляющих ее духовную сущность; |

| | | |3) развитие идеи в мышлении и истории (в «духе») – |

| | | |Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь |

| | | |возвращается к самой себе и постигает свое содержание в|

| | | |различных видах человеческого сознания и деятельности. |

| | | |Его собственной системой завершается, на взгляд Гегеля,|

| | | |процесс саморазвития абсолютной идеи и вместе с тем ее |

| | | |самопознание.Ценнейшим приобретением философии Гегеля |

| | | |была диалектика, изложенная особенно полно в «Науке |

| | | |логики» (1812-1816гг). В этом произведении Гегель |

| | | |сформулировал закон перехода количественных изменений в|

| | | |качественные, глубоко обосновал учение о противоречии |

| | | |как движущем принципе всякого развития, закон |

| | | |«отрицания отрицания», диалектику формы и содержания, |

| | | |целого и части, и разработал категории |

| | | |действительности, необходимости и случайности и многие |

| | | |другие, дал критику кантовского дуализма «вещей в себе»|

| | | |и явления и т.д.. Сочинения: «Философия права» |

| | | |(1821г.), «Лекции по истории философии» (1833г.- |

| | | |1836г.), «Лекции по эстетике» (1835-1838гг.), «Лекции |

| | | |по философии истории» (1837г) |

|52. |1768-1834 |Шлейермахер |Немецкий протестантский теолог и философ, много лет |

| |гг. |Фридрих Эрнст|занимался проповеднической деятельностью, был |

| | |Даниэль |профессором Берлинского университета. Воззрения |

| | | |Шлейермахера сочетали в себе идеи Спинозы, Канта, |

| | | |Фихте, Шеллинга, Якоби и др. В его философии |

| | | |преобладали романтические тенеденции. Религию, |

| | | |нравственность он выводил из внутреннего настроения |

| | | |субъекта. Основу бесконечного бытия, с точки зрения |

| | | |Шлейермахера, образует мировое единство или бог, в |

| | | |котором примиряются все противоречия. В |

| | | |противоположность Гегелю он отрицал всеобщность Законов|

| | | |диалектики, считал, что диалектика выражает только |

| | | |движение познания. Также он продолжил идущую от Спинозы|

| | | |критику Ветхого завета, распространил ее на Новый |

| | | |завет. Его идеи стимулировали дальнейшую критику всех |

| | | |источноков христианства. Но вся эта критика не выходила|

| | | |из рамок религиозного мировоззрения. |

| | | |Религиозно-философские воззрения Шлейермахера оказали |

| | | |значительное влияние на идеологию протестанизма. |

| | | |Основные сочинения Шлейермахера: «Речи о религии» |

| | | |(1799г), «Монологи» (1810г) |

|53. |1767-1835 |Гумбольдт |Немецкий философ, языковед и государственный деятель, |

| |гг. |Вильгельм |брат А. Гумбольдта. Его основные труды – «О границах |

| | | |деятельности государства» (1792г.) «Обзор эпоса Гете |

| | | |«Герман и Доротея» (1799г._ «О задачах историка» |

| | | |(1821г.) « О языках кави на острове Ява» |

| | | |(1836-1839гг.). Принимая философское учение Канта, |

| | | |Гумбольдт стремился конкретизировать и развить его на |

| | | |материале общественной истории, отклоняясь по ряду |

| | | |вопросов в сторонуобъективного идеализма. Согласно |

| | | |теории исторического познания Гумбольдт, всемирная |

| | | |история есть результат деятельности духовной силы, |

| | | |лежащий за пределами познания. По Гумбольдту, история |

| | | |человечества, хотя она и складывается из цепи |

| | | |объяснимых побуждений индивидов и выступает как нечто |

| | | |поддающееся описанию, все же не может быть понята с |

| | | |причинной точки зрения. Вот почему историю как науку в |

| | | |известной степени может заменить эстетика. В своем |

| | | |учении о языке Гумбольдт предложил оказавшийся весьма |

| | | |ценным метод сравнительно-исторического исследования |

| | | |языков. |

|54. |1792-1867г|Кузен Виктор |Французский буржуазный философ-идеалист, эклектик. |

| |г | |Утверждал, что любая философская школа, система может |

| | | |быть создана из «истин», содержащихся в различных |

| | | |учениях. Философия Кузена представляет собой |

| | | |эклектическое соединение таких «истин», заимствованных |

| | | |из идеалистической системы Гегеля, «философии |

| | | |откровения» Шеллинга, монадологии Лейбница и других |

| | | |идеалистических учений. Являясь противником |

| | | |материализма, он разделял взгляды о Боге, как творце |

| | | |Вселенной, признавал существование потустороннего мира,|

| | | |призывал к примирению философии и религии. Учение |

| | | |Кузена оказало влияние на последующее развитие |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты