История философии

| | | |прогресса. Тем не менее Вольтер не приемлет атеизм. |

| | | |Отрицая Бога, воплощенного в конкретном образе |

| | | |(Христос, Магомет, Будда и т.д.) он полагал, что идея |

| | | |карающего Бога должна жить в народе. Труды: |

| | | |«Философские письма» (1733), «Трактат о метафизике» |

| | | |(1734), «Основы философии Ньютона» (1738), «Опыт |

| | | |всеобщей истории» (1796) и др. |

|42. |1709-1751г|Ламеттри |Французский философ-материалист, врач. Основные работы:|

| |г |Жюльен Оффре |«Человек-машина» (1747), «Система Эпикура» (1750). |

| | |де |Учение Ламеттри исходит из физики Декарта и сенсуализма|

| | | |Локка. Ламеттри признавал протяженную, внутренне |

| | | |активную, ощущающую материальную субстанцию. Формы |

| | | |материи – органическое, растительное и животное царства|

| | | |(к последнему относится и человек), между которыми по |

| | | |Ламеттри, нет качественных отличий. Ламеттри отрицал |

| | | |всеобщность мышления. Последнее присуще только человеку|

| | | |и рассматривается как результат сложной организации |

| | | |материи. Способность мышления принимается как сравнение|

| | | |и комбинирование представлений, возникших на основе |

| | | |ощущений и памяти. Ламеттри – представитель |

| | | |механицизма, вместе с тем постепенно приближался к |

| | | |идеям эволюции. Главными причинами исторического |

| | | |развития считал просвещение и действия выдающихся |

| | | |личностей, был сторонником просвещенного абсолютизма. |

| | | |Атеизм Ламеттри ограничен, он выступал за сохранение |

| | | |религии для народных масс. |

|43. |1711-1776г|Юм Давид |Английский философ-идеалист, психолог, историк. Задачу |

| |г | |знания Юм видел не в постижении бытия, а в способности |

| | | |быть руководством для практической жизни. Единственный |

| | | |предмет достоверного знания по Юму – объекты |

| | | |математики, все другиепредметы исследования касаются |

| | | |фактов, которые не могут быть доказаны логически, а |

| | | |выводятся только из опыта. Все суждения о существовании|

| | | |происходят так же из опыта, который Юм понимал |

| | | |идеалистически: действительность – лишь поток |

| | | |«впечатлений», причины которых неизвестны и |

| | | |непостижимы. Вопрос о том, существует ли объективный |

| | | |мир или нет, он считал неразрушительным. Одно из |

| | | |основных отношений, устанавливаемых опытом,- отношение |

| | | |причины и действия; оно не может быть выведено ни из |

| | | |интуиции, ни путем логического анализа и |

| | | |доказательства. Из того, что одно явление предшествует |

| | | |другому, нельзя вывести, будто предшествующее – |

| | | |причина, а следующее за ним – ее действие. Даже самое |

| | | |частое повторение связи событий во времени не дает |

| | | |знания скрытой силы, с помощью которой один объект |

| | | |производит другой. Но люди склонны заключать от |

| | | |наблюдавшихся в прошлом действии известных предметов к |

| | | |сходным действиям этих предметов и в будущем. Делают |

| | | |они эти заключения только в силу привычки. Таким |

| | | |образом, Юм отрицал объективный характер причинности. |

| | | |Поток наших впечатлений не есть, по Юму, совершенный |

| | | |хаос: некоторые объекты представляются нам яркими, |

| | | |живыми, устойчивыми, и этого, согласно Юму, вполне |

| | | |достаточно для практической жизни.При этом необходимо |

| | | |лишь понимать, что источником практической уверенности |

| | | |служит не теоретическоезнание, а вера. В этике Юм |

| | | |развил теорию утилитаризма, объявил полезность |

| | | |критерием нравственности; в философии религии |

| | | |ограничился ограничением допущения, будто причины |

| | | |порядка во Вселенной имеют некоторую аналогию с |

| | | |разумом, но отверг при этомвсякое богословское и |

| | | |философское учение о Боге. Основной труд – |

| | | |«Исследование о человеческом разуме» (1748). Юмовский |

| | | |агностицизм оказал значительное влияние на современный |

| | | |идеализм, послужив одним из главных идейных истоков |

| | | |неопозитивизма. |

|44. |1714-1762г|Баумгартен |Немецкий философ, последователь Вольфа и Лейбница. В |

| |г |Александр |работе «Философские размышления о некоторых вопросах |

| | |Готтлиб |поэтического произведения» (1735) впервые ввел термин |

| | | |«эстетика», которым он обозначил науку о чувственном |

| | | |познании, постигающем прекрасное и выражающемся в |

| | | |образах искусства, в противоположность логике – науке о|

| | | |рассудочном познании. Вопросам чувственного познания |

| | | |Баумгартен посвятил незавершенный труд «Эстетика». |

|45. |1723-1777г|Дай Чжень |Китайский философ-материалист. Много внимания уделял |

| |г | |изучению естественных наук, особенно математике и |

| | | |астрономии. Согласно учению Дай Чженя природа вечна и |

| | | |существует независимо от человеческого сознания. |

| | | |Отвечая на вопрос о взаимоотношении двух основных |

| | | |понятий неоконфуцианской натурофилософии – идеального |

| | | |«Ли» и материального «Ци», Дай Чжень заявлял что «Ци» |

| | | |первично, а «Ли» вторично. Мир находится в постоянном |

| | | |процессе становления и развития. Движение он объяснял |

| | | |взаимодействием противоположных сил: положительного Ян |

| | | |и отрицательного Инь. Их действие вечно, неуничтожимо и|

| | | |неотделимо от природы. Все явления и вещи подчинены |

| | | |естественной необходимости. Признавая основой познания |

| | | |ощущения Дай Чжень отрицал существование «врожденного |

| | | |знания». Он говорил о необходимости опытной проверки |

| | | |общих выводов. В своих общественно-политических |

| | | |взглядах высказал положение о том, что освобождение |

| | | |народа зависит от развития просвещения и нравственного |

| | | |самоусовершенствования личности. |

|46. |1730-1788г|Гаман Иоган |Немецкий философ-идеалист, сторонник учения о |

| |г |Георг |непосредственном знании, оказал влияние на литературное|

| | | |движение «Буря и натиск». Гаман выступал против идей |

| | | |просветительства и рационализма. Им он противопоставлял|

| | | |веру в творческую силу мистической интуиции. Вместе с |

| | | |тем Гаман глубокую идею о единстве противоположностей |

| | | |как всеобщем законе бытия, чем оказал влияние на |

| | | |идеалистическую диалектику Фихте, Шеллинга и Гегеля. |

| | | |Главное сочинение Гамана – «Крестовые походы филолога» |

| | | |(1762) |

|47. |1744-1803г|Гердер Иоганн|Немецкий философ-просветитель, писатель, литературовед.|

| |г |Готфрид |Отверг кантовскую «критику» разума, противопоставив ей |

| | | |«физиологию» познавательных способностей и учение о |

| | | |первичности языка по отношению к разуму. Понятие о |

| | | |пространстве и времени Гердер выводил из опыта, |

| | | |отстаивал единство материи и формы познания. Опираясь |

| | | |на понятие о прогрессе в природе, развивал учение о |

| | | |прогрессе в истории («Идеи к философии истории |

| | | |человечества» 1784-1791 гг) и о движении общества к |

| | | |гуманизму. Гердер подчеркивал своеобразие духовной |

| | | |культуры различных народов. Высказал ряд догадок о роли|

| | | |производства (ремесла) и науки в развитии общества. |

| | | |Предварил будущее учения Шеллинга и Гегеля о |

| | | |несовпадении между субъективными целями единоличных |

| | | |человеческих действий и их объективным историческим |

| | | |результатом. |

|48. |1743-1819г|Якоби Фридрих|Немецкий философ-идеалист. Выступил с критикой |

| |г |Генрих |рационализма и обоснованием так называемой «философии |

| | | |чувства и веры». Философия Якоби представляет попытку |

| | | |метафизически разграничить и противопоставить |

| | | |непосредственное знание и опосредствованное знание. Для|

| | | |Якоби единственным истинным познанием является |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты