| | | |сомнение. Сомнению подвергаются средневековая |
| | | |схоластика, догматы католической религии, само |
| | | |христианское понятие о Боге. В отличие от агностицизма,|
| | | |скептицизм Монтеня не отрицает независимости мира. |
| | | |Главный принцип его морали – человек не должен пассивно|
| | | |ожидать своего счастья, которое религия обещает ему на |
| | | |небесах. Он вправе стремиться к счастью в жизни земной.|
|34. |1548-1600г|Бруно |Итальянский философ, борец против схоластической |
| |г |Джордано |философии и римско-католической церкви, пропагандист |
| | | |материалистического мировозрения, принявшего у него |
| | | |форму пантеизма (пантеизм – философское учение, |
| | | |согласно которому Бог представляет собой безличное |
| | | |начало, находящееся не за пределами природы, а является|
| | | |тождественным с ней. Пантеиз растворяет Бога в природе,|
| | | |отвергая сверхприродное начало). После 8-летнего |
| | | |заключения был сожжен инквизицией в Риме. Главные |
| | | |произведения – философские диалоги «О причине, начале и|
| | | |едином», «О бесконечности, вселенной и мирах». |
| | | |Мировозрение Бруно сложилось под влиянием идей античной|
| | | |философии (сначала неоплатонизма и пифагоризма, а затем|
| | | |материалистов Эмпедокла, Анаксагора, Эпикура и |
| | | |Лукреция), итальянского материалистичного вольномыслия |
| | | |эпохи Возрождения и современной ему науки, особенно |
| | | |гелиоцентрической теории Коперника. Последовательно |
| | | |отождествляя бесконечного Бога с природой, Бруно, еще |
| | | |решительнее чем Николай Кузанский, влияние которого он |
| | | |испытал, утверждал бесконечность самой природы. |
| | | |Используя открытие Коперника, Бруно стремился |
| | | |конкретизировать физический и астрономический смысл |
| | | |этого философского принципа, одновременно освобождая |
| | | |теорию Коперника от весьма существенных недостатков: от|
| | | |традиционого представления о конечности мироздания, |
| | | |замкнутого сферой неподвижных звезд, от взгляда, |
| | | |согласно которому Солнце неподвижно и составляет |
| | | |абсолютный центр Вселенной. На этом пути Бруно пришел к|
| | | |выводу о бесчисленности миров, а также о населенности |
| | | |их. Ликвидируя натурофилософский дуализм схоластики, |
| | | |утверждал физическую однородность земного и небесного |
| | | |мира, состоящую из земли, воды, воздуха, огня и эфира. |
| | | |Под влиянием неоплатонизма Бруно допускал существование|
| | | |мировой души, понимаемой как принцип жизни и как |
| | | |духовная субстанция, которая, находясь во всех без |
| | | |исключения вещах, составляет их начало. Здесь Бруно |
| | | |становился на позицию шлозоизма, приходя к убеждению, |
| | | |что материя является активной самодвижущейся |
| | | |субстанцией, а человек с его сознанием – частица единой|
| | | |природы. Бруно развивал также ряд диалектических |
| | | |положений: о единстве, связанности и универсальном |
| | | |движении в природе, о совпадении противоположностей как|
| | | |в бесконечно большом, так и в бесконечно малом. |
|35. |1568-1639г|Кампанелла |Итальянский философ и утопический коммунист. Кампанелла|
| |г |Таммазо |разделял натурофилософские взгляды Телезио, выступал |
| | | |против схоластики. Идеи сейсуализма и деизма (передовые|
| | | |для того времени) сочетались у Кампанеллы с |
| | | |религиозно-мистическими взглядами, с увлесением магией |
| | | |и астрологией. За свое свободомыслие он подвергался |
| | | |преследованиям инквизиции. Кампанелла мечтал о |
| | | |единствеи и благоденствии человечества, надеясь, что |
| | | |этого можно добиться с помощью папства. В 1599 году |
| | | |Кампанелла попытался поднять восстание с целью |
| | | |освобождения Италии от испанского гнета, но заговор был|
| | | |раскрыт, и Кампанелла после жестоких пыток был брошен в|
| | | |тюрьму, где провел 27 лет. Там он написал свою утопию |
| | | |«Город Солнца» (1602) об идеальном коммунистическом |
| | | |обществе, в котором власть принадлежит мудрецам и |
| | | |жрецам и носит по существу теократический характер. В |
| | | |этом сказалось влияние на Кампанеллу церковной |
| | | |идеалогии. Коммунистический идел Кампанелла обосновал |
| | | |велением разума и законами природы. «Город Солнца» |
| | | |сыграл немалую роль в развитии прогрессивной |
| | | |общественной мысли и социалного прогресса. |
|36. |1585-1640г|Акоста |Голландский философ рационалист. В 1623 г. Написал |
| |г | |трактат «О смертности души человеческой», в котром |
| | | |отрицал бессмертие души и загробную жизнь. Сочинение |
| | | |Акосты «Пример человеческой жизнир» содержит критику |
| | | |официальной религии, а также идею закона природы, |
| | | |врожденного людям: закон этот соединяет людей взаимной |
| | | |любовью и служит основой для различения добра и зла. |
| | | |Идеи Акосты оказали влияние на Спинозу. |
|37. |1592-1655г|Гасседи Пьер |Французский философ-материалист, физик и астроном, |
| |г | |священник, профессор ряда университетов. Гассенди |
| | | |выступал с резкой критикой схоластики, искаженного ею |
| | | |учения Аристотеля и учения Декарта о врожденных идеях. |
| | | |Возродил материализм Эпикура на нем свое учение. В |
| | | |основном труде «Свод философии» (1658) разделил |
| | | |философию на три части: |
| | | |логику, в которой дается анализ проблемы достоверности |
| | | |познания и критикуется скептицизм и догматизм; |
| | | |физику, в которой, обосновывая атомическую теорию, |
| | | |Гоббс доказывал объективность, несотворимость и |
| | | |неучтожимость пространства и времени; |
| | | |этику, где Гассенди выступал против аскетической |
| | | |церковной морали и, вслед за Эпикуром, утверждал, что |
| | | |всякое удовольствие есть благо само по себе, а всякая |
| | | |добродетель есть благо, поскольку оно доставляет |
| | | |«безмятежность». |
| | | |Гассенди признавал Бога творцом атомов; он считал что |
| | | |помимо материалистически понимаемой «животной души» у |
| | | |человека имеется еще сверхчувствительная «разумная |
| | | |душа». |
|38. |1632-1677г|Спиноза Барух|Нидерландский философ-материалист. Главные работы – |
| |г |(Бенедикт) |«Богословско-поликтический трактат» и «Этика». Спиноза |
| | | |– создатель геометрического метода в философии. Вместе |
| | | |с передовыми умами века – Бэконом и Декартом, Спиноза |
| | | |считал целью знания завоевание господства над природой |
| | | |и совершенствование человека. Учение своих |
| | | |предшественников Спиноза дополнил теорией о свободе: он|
| | | |показал, как как возможна – в рамках необходимости – |
| | | |человеческая свобода. При решении этой задачи опорой |
| | | |для Спинозы стало его учение о природе. В |
| | | |противоположность дуализму Декарта, Спиноза считал, что|
| | | |существует лишь природа, являющаяся причиной самой |
| | | |себя, не нуждающаяся для своего бытия ни в чем другом. |
| | | |Как «природа творящая», она есть субстанция, или, как |
| | | |он ее называл, Бог. От субстанции – бытия |
| | | |необусловленного, Спиноза отличает мир отдельных |
| | | |конечных вещей (модусов) – как телесных, так и |
| | | |мыслящих. Субстанция едина, модусов бесчисленное |
| | | |множество. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечную |
| | | |субстанцию во всех ее вкусах и аспектах. Но наш |
| | | |конечный человеческий разум постигает сущность |
| | | |субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как |
| | | |«протяжение» и как «мышление». Это атрибуты субстанции.|
| | | |Учение Спинозы об атрибутах субстанции в целом |
| | | |материалистично, но метафизично, т.к. движение Спиноза |
| | | |не считает атрибутом субстанции. На этих положениях |