История философии

| | | |сомнение. Сомнению подвергаются средневековая |

| | | |схоластика, догматы католической религии, само |

| | | |христианское понятие о Боге. В отличие от агностицизма,|

| | | |скептицизм Монтеня не отрицает независимости мира. |

| | | |Главный принцип его морали – человек не должен пассивно|

| | | |ожидать своего счастья, которое религия обещает ему на |

| | | |небесах. Он вправе стремиться к счастью в жизни земной.|

|34. |1548-1600г|Бруно |Итальянский философ, борец против схоластической |

| |г |Джордано |философии и римско-католической церкви, пропагандист |

| | | |материалистического мировозрения, принявшего у него |

| | | |форму пантеизма (пантеизм – философское учение, |

| | | |согласно которому Бог представляет собой безличное |

| | | |начало, находящееся не за пределами природы, а является|

| | | |тождественным с ней. Пантеиз растворяет Бога в природе,|

| | | |отвергая сверхприродное начало). После 8-летнего |

| | | |заключения был сожжен инквизицией в Риме. Главные |

| | | |произведения – философские диалоги «О причине, начале и|

| | | |едином», «О бесконечности, вселенной и мирах». |

| | | |Мировозрение Бруно сложилось под влиянием идей античной|

| | | |философии (сначала неоплатонизма и пифагоризма, а затем|

| | | |материалистов Эмпедокла, Анаксагора, Эпикура и |

| | | |Лукреция), итальянского материалистичного вольномыслия |

| | | |эпохи Возрождения и современной ему науки, особенно |

| | | |гелиоцентрической теории Коперника. Последовательно |

| | | |отождествляя бесконечного Бога с природой, Бруно, еще |

| | | |решительнее чем Николай Кузанский, влияние которого он |

| | | |испытал, утверждал бесконечность самой природы. |

| | | |Используя открытие Коперника, Бруно стремился |

| | | |конкретизировать физический и астрономический смысл |

| | | |этого философского принципа, одновременно освобождая |

| | | |теорию Коперника от весьма существенных недостатков: от|

| | | |традиционого представления о конечности мироздания, |

| | | |замкнутого сферой неподвижных звезд, от взгляда, |

| | | |согласно которому Солнце неподвижно и составляет |

| | | |абсолютный центр Вселенной. На этом пути Бруно пришел к|

| | | |выводу о бесчисленности миров, а также о населенности |

| | | |их. Ликвидируя натурофилософский дуализм схоластики, |

| | | |утверждал физическую однородность земного и небесного |

| | | |мира, состоящую из земли, воды, воздуха, огня и эфира. |

| | | |Под влиянием неоплатонизма Бруно допускал существование|

| | | |мировой души, понимаемой как принцип жизни и как |

| | | |духовная субстанция, которая, находясь во всех без |

| | | |исключения вещах, составляет их начало. Здесь Бруно |

| | | |становился на позицию шлозоизма, приходя к убеждению, |

| | | |что материя является активной самодвижущейся |

| | | |субстанцией, а человек с его сознанием – частица единой|

| | | |природы. Бруно развивал также ряд диалектических |

| | | |положений: о единстве, связанности и универсальном |

| | | |движении в природе, о совпадении противоположностей как|

| | | |в бесконечно большом, так и в бесконечно малом. |

|35. |1568-1639г|Кампанелла |Итальянский философ и утопический коммунист. Кампанелла|

| |г |Таммазо |разделял натурофилософские взгляды Телезио, выступал |

| | | |против схоластики. Идеи сейсуализма и деизма (передовые|

| | | |для того времени) сочетались у Кампанеллы с |

| | | |религиозно-мистическими взглядами, с увлесением магией |

| | | |и астрологией. За свое свободомыслие он подвергался |

| | | |преследованиям инквизиции. Кампанелла мечтал о |

| | | |единствеи и благоденствии человечества, надеясь, что |

| | | |этого можно добиться с помощью папства. В 1599 году |

| | | |Кампанелла попытался поднять восстание с целью |

| | | |освобождения Италии от испанского гнета, но заговор был|

| | | |раскрыт, и Кампанелла после жестоких пыток был брошен в|

| | | |тюрьму, где провел 27 лет. Там он написал свою утопию |

| | | |«Город Солнца» (1602) об идеальном коммунистическом |

| | | |обществе, в котором власть принадлежит мудрецам и |

| | | |жрецам и носит по существу теократический характер. В |

| | | |этом сказалось влияние на Кампанеллу церковной |

| | | |идеалогии. Коммунистический идел Кампанелла обосновал |

| | | |велением разума и законами природы. «Город Солнца» |

| | | |сыграл немалую роль в развитии прогрессивной |

| | | |общественной мысли и социалного прогресса. |

|36. |1585-1640г|Акоста |Голландский философ рационалист. В 1623 г. Написал |

| |г | |трактат «О смертности души человеческой», в котром |

| | | |отрицал бессмертие души и загробную жизнь. Сочинение |

| | | |Акосты «Пример человеческой жизнир» содержит критику |

| | | |официальной религии, а также идею закона природы, |

| | | |врожденного людям: закон этот соединяет людей взаимной |

| | | |любовью и служит основой для различения добра и зла. |

| | | |Идеи Акосты оказали влияние на Спинозу. |

|37. |1592-1655г|Гасседи Пьер |Французский философ-материалист, физик и астроном, |

| |г | |священник, профессор ряда университетов. Гассенди |

| | | |выступал с резкой критикой схоластики, искаженного ею |

| | | |учения Аристотеля и учения Декарта о врожденных идеях. |

| | | |Возродил материализм Эпикура на нем свое учение. В |

| | | |основном труде «Свод философии» (1658) разделил |

| | | |философию на три части: |

| | | |логику, в которой дается анализ проблемы достоверности |

| | | |познания и критикуется скептицизм и догматизм; |

| | | |физику, в которой, обосновывая атомическую теорию, |

| | | |Гоббс доказывал объективность, несотворимость и |

| | | |неучтожимость пространства и времени; |

| | | |этику, где Гассенди выступал против аскетической |

| | | |церковной морали и, вслед за Эпикуром, утверждал, что |

| | | |всякое удовольствие есть благо само по себе, а всякая |

| | | |добродетель есть благо, поскольку оно доставляет |

| | | |«безмятежность». |

| | | |Гассенди признавал Бога творцом атомов; он считал что |

| | | |помимо материалистически понимаемой «животной души» у |

| | | |человека имеется еще сверхчувствительная «разумная |

| | | |душа». |

|38. |1632-1677г|Спиноза Барух|Нидерландский философ-материалист. Главные работы – |

| |г |(Бенедикт) |«Богословско-поликтический трактат» и «Этика». Спиноза |

| | | |– создатель геометрического метода в философии. Вместе |

| | | |с передовыми умами века – Бэконом и Декартом, Спиноза |

| | | |считал целью знания завоевание господства над природой |

| | | |и совершенствование человека. Учение своих |

| | | |предшественников Спиноза дополнил теорией о свободе: он|

| | | |показал, как как возможна – в рамках необходимости – |

| | | |человеческая свобода. При решении этой задачи опорой |

| | | |для Спинозы стало его учение о природе. В |

| | | |противоположность дуализму Декарта, Спиноза считал, что|

| | | |существует лишь природа, являющаяся причиной самой |

| | | |себя, не нуждающаяся для своего бытия ни в чем другом. |

| | | |Как «природа творящая», она есть субстанция, или, как |

| | | |он ее называл, Бог. От субстанции – бытия |

| | | |необусловленного, Спиноза отличает мир отдельных |

| | | |конечных вещей (модусов) – как телесных, так и |

| | | |мыслящих. Субстанция едина, модусов бесчисленное |

| | | |множество. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечную |

| | | |субстанцию во всех ее вкусах и аспектах. Но наш |

| | | |конечный человеческий разум постигает сущность |

| | | |субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как |

| | | |«протяжение» и как «мышление». Это атрибуты субстанции.|

| | | |Учение Спинозы об атрибутах субстанции в целом |

| | | |материалистично, но метафизично, т.к. движение Спиноза |

| | | |не считает атрибутом субстанции. На этих положениях |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты