История развития
«УТВЕРЖДАЮ»
НАЧАЛЬНИК КАФЕДРЫ №4
Подполковник В. ГРАБАРЬ
« » __________ 1998 г.
ЛЕКЦИЯ №2.
Тема: История развития философской мысли. Исторические типы философии.
Лекция обсуждена и одобрена
на заседании ПМК «Философия»
Протокол № от « » ______ 1998
Председатель ПМК «Философия»
полковник В. Карпов
План:
Введение.
1.Предпосылки и условия зарождения философии.
2.Философия Древнего Мира и Средневековья.
3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.
Заключение.
Литература:
1. Основы философии. Учебное пособие. Под редакцией Е.В.Попова -
Москва: ВЛАДОС, 1997 г. (Тема 2.).
2. Канке В.А. Философия. - Москва: ЛОГОС, 1996 г. (с. 10 - 100).
3. Введение в философию. В 2-х частях. Часть 1. Москва: ПОЛИТИЗДАТ, 1989
г. (с. 74 - 192).
4. Философия. Курс лекций. Под редакцией Е.Ф.Солопова. Москва: ВЛАДОС, 1997
г. (с. 251 - 285).
5. История философии. Под редакцией В.М.Мапельмана, Е.М.Пенькова. Москва:
ПРИОР, 1997 г. (с. 11 - 255).
Время: 2 часа.
Аудитория: №
ВСТУПЛЕНИЕ.
В предыдущей лекции уже затрагивался ряд вопросов, относящихся к истории
философии.
Задача этой лекции:
- дать представление о ЛОГИКЕ развития мировой философской мысли, о тех
важнейших проблемах, которые ставились перед человеком и по-разному
решались в истории философии на протяжении почти 2,5 тысячелетий.
Актуальность темы определяется самой сущностью истории философии.
- Развитие и совершенствование мировоззрения будущего офицера
возможно лишь на путях всестороннего изучения истории философии, выражающей
всё духовное богатство человеческой мысли.
- Изучение истории философии является необходимым условием овладения
философией, развития способности теоретико-диалектического мышления.
- Изучение истории философии формирует у курсантов интерес к
науке, к актуальным её проблемам, в целом интеллект человека.
- В истории философии, как ни в одной науке, наблюдается
преемственность, критическая переработка, взаимосвязь идей и теорий прошлых
философских систем с настоящим. Эта связь осуществляется через философские
традиции. Одно поколение передаёт другому не только материальную культуру,
но и свои идеи, мысли, теории, а это надо знать.
- В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний
резко и быстро возрастает, невозможно делать главную ставку на усваивание
определённой суммы фактов. Важно развивать умение самостоятельно пополнять
свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и общественно-
политической информации.
Переходим к рассмотрению логики развития мировой философской мысли.
ВОПРОС №1.
Предпосылки и условия зарождения философии.
Реальный процесс возникновения развития и смены философских идей изучает
особая наука - история философии.
История философии - это история самосознания человеческой культуры, т.е.
в конечном счете, сама мировая история, но не в эмпирическом, а в
сущностном, категориальном выражении.
Отражая историю человечества, в истории мировой философии ставились и
решались разные проблемы, которые по-разному и ставились и решались.
Философское наследие актуально и по сей день, имеет непреходящую
ценность.
Каковы исторические типы философии?
Это:
-Философия древнего мира, включающая в себя:
-Индийскую философию
-Китайскую философию
-Античную философию
-Философия средневековья
-Философия эпохи возрождения
-Философия нового времени 17 века
-Философия эпохи просвещения
-Европейская философия 19 века
-Современная философия 20 века.
Каждый из этих этапов философии отличался рядом особенностей:
* Античная философия - развивалась под влиянием,
-С одной стороны - мифологии,
-С другой - формирующейся в Древней Греции науки.
* Средневековая философия - развивалась в тесной взаимосвязи с
религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период.
* Философия эпохи Возрождения (15-16 в.в.) - развивалась под сильным
воздействием искусства. Именно тогда начинается новое прочтение античной
литературы; эстетический подход играет большую роль в формировании взглядов
гуманистов.
* Философия Нового времени (17 в.) - для неё характерна ориентация на
науку. Причём под наукой понимали экспериментально-математическое
естествознание, которое существенно отличалось от античной и средневековой
науки, ещё не знавших эксперимента.
* Философия эпохи Просвещения (18 в.) - основывается на критике религии,
теологии, её важной функцией явилась идейная подготовка французской
революции. Большое значение придаётся разуму как двигателю общественного
прогресса.
* Европейская философия 19 века - выступила в качестве «критической
совести культуры», а её ведущие представители не просто сумели проникнуть в
суть коренных интересов современников, но и встала на их защиту, включились
в борьбу за решение серьёзных исторических задач. Этот период
характеризуется тем, что мир начинает принимать форму индустриальной
цивилизации - в странах Европы идёт смена общественно-политического строя
(феодальные основы общества меняются на капиталистические).
* Философия 20 века - характеризуется новым этапом западноевропейской,
русской философии и связями с именами философов экзистенциалистов,
неофрейдистов, с идеями философии жизни, идеологии франкфуртской школы и
т.д. Новая эпоха с её ценностями и представлениями отразилась в философских
учениях.
По Гегелю философия есть «эпоха, отражённая в мышлении». При всём
своеобразии этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, что позволяет говорить о ЕДИНСТВЕ историко-философского
процесса.
Говоря о генезисе (греч. Genesis - происхождение, возникновение)
следует отметить, что философия формируется в тот период, когда традиционно
- мифологические представления становятся неспособными удовлетворить новые
мировоззренческие запросы.
Менялись социально-экономические условия, рушились старые формы связи
между людьми, они требовали от индивида выработки новой жизненной позиции.
Философия и была одним из ответов на это требование.
Что она предлагала человеку?
* Новый тип самоопределения: не через привычку, а через собственный
разум.
* Философ говорил ученику: не принимай всё на веру, думай сам. На место
обычая пришло образование.
ВЫВОД:
Таким образом:
- Философия отражает трагическое противостояние между традицией, и
новыми отношениями (формированием права и государства).
- Философия - именно такой тип мировоззрения, который во все времена
передавал в теоретической или художественной форме крзисность эпохи и
рождение новой культуры.
ВОПРОС №2.
Философия Древнего Мира и Средневековья.
1. Философия Древнего Мира.
Философию Древнего Мира разделяют на:
философию Древнего Востока
Античную философию.
1. Философия Древнего Востока представлена культурами Древнего Египта,
Вавилона, Индии и Китая.
А. Древний Египет и Вавилон.
Первые философские представления стали складываться в Древнем
Вавилоне и Древнем Египте, где рабовладельческие общества образовались
ещё в 4-3 тыс. до нашей эры и, стало быть, появилась возможность
некоторым людям заниматься умственным трудом.
Зарождение философской мысли протекало неоднородно, под воздействием
двух мощных процессов:
- с одной стороны – космогонической мифологии
- с другой – научных знаний.
Это отразилось на её характере.
Черты:
1. Философская мысль включала в себя представления о материальной
первооснове мира. В качестве таковой выступала вода - источник всех
живых существ.
Часто упоминался в древнеегипетских памятниках воздух, заполняющий
пространство и «пребывающий во всех вещах».
2. «Теогония» и «космогония» Древнего Египта.
Большая роль отводилась светилам, планетам и звёздам. Они играли роль не
только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир
и постоянно действующие на него (мир) силы.
3. Зарождение в философии скептицизма в отношении религиозной
мифологии.
Письменные памятники:
-«Книга мёртвых» - самая древняя книга в мире.
-«Диалог господина и раба о смысле жизни»
-«Песня арфиста»
-«Беседа разочарованного со своим духом».
ВЫВОД:
Философская мысль здесь (Египет, Вавилон) ещё не достигла уровня
характерного для более развитых стран того времени. Тем не менее,
воззрения египтян оказали существенное влияние на последующее развитие
науки и философской мысли.
Б. Древняя Индия:
В Индии философия возникла (как свидетельствуют памятники
индийской философской культуры) во 2 - начале 1 тыс. до нашей эры, когда
вторжение Ариев (скотоводческих племён) с северо-запада, покорение ими
населения страны, разложение первобытнообщинного строя, привели к
появлению в Древней Индии классового общества и государства.
1-й этап - Ведический:
Первым памятником мысли древних индийцев Веды (в переводе с санскрита
означает «знание»), которые сыграли определяющую роль в развитии духовной
культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философии.
Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 г. г. до нашей эры, они
представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений,
наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении
- творении мироздания.
Веды делятся на 4 части:
-самхиты - религиозные гимны, «священное писание»;
-брахманы - сборник ритуальных текстов;
-арамьяки - книги лесных отшельников (с правилами их поведения);
-упанишады (сиденье у ног учителя) - философские комментарии к
Ведам.
2-й этап - Эпический (600 г. до нашей эры - 200 г. до нашей эры):
В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы
«Рамаяна» и «Махабхарата».
* Появляются философские школы, поскольку для древнеиндийской философии
характерно развитие в рамках определённых систем или школ.