Идеи:
1. Практическая значимость философии и всей науки. «Знание - сила» - его
изречение.
2. Основной метод познания - индукция, опирающаяся на опыт и
эксперимент. «Наша мысль движется от знаний единичных фактов к
знаниям целого класса предметов и процессов».
3. Фундамент всякого познания - опыт (эмпирио), который должен
соответственно организован и подчинён определённой цели.
4. Факты, на которые опирается наука, можно классифицировать, используя
его метод (индукции). Люди, считал он, не должны уподобляться:
-паукам, которые ткут нить из самих себя (т.е. выводят истину из
«чистого сознания» как такового);
-муравьям, которые просто собирают (т.е. постой сбор фактов);
Они должны быть подобны пчёлам, которые собирают и упорядычевают (т.е. это
подъём от эмпирии к теории).
1. Критикуя рационализм, предостерегал человечество от четырёх «идолов»,
т.е. дурных привычек ума, которые порождают ошибки:
-«идолы рода» - т.е. ориентации, свойственные человеческому роду (в
частности - ожидание большего порядка, чем существующий в
вещах);
-«идолы пещеры» - личные суеверия, присущие отдельному исследователю;
-«идолы рынка» - использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум;
-«идолы театра» - те, что связанны с общепринятыми системами мышления
(научные, философские, религиозные).
Б) В лице английского философа Т. Гоббса (1588-1679) материализм Бэкона
нашёл своего защитника и продолжателя. Материя по Гоббсу, вечная, а
отдельные тела временны. Движение материи он рассматривал как
перемещение тел в пространстве, т.е. как механическое движение, и
уподоблял механизму не только все тела природы, но и человека и
общество.
В отличии от Бэкона, Гоббс решительней отвергал религию и считал её
несовместимой с наукой. В общественной жизни место религии - как
средство «обуздания масс».
В) Английский философ Дж. Локк (1632-1704) развивал учение об ощущениях
как источнике наших знаний. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова
новорождённого - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры -
знания. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях, таков
основной тезис Локка. Наметив диалектику врождённого и социального,
Локк во многом определил развитие педагогики и психологии.
2.Рационалисты - Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готтфрид Лейбниц
считали что:
-опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой
общенаучного метода.
Почему?
А. Восприятия и ощущения иллюзорны;
Б. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны.
-зато в самом разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и
отчётливые идеи.
-главное то, что человек мыслит. Это главная - интуитивная (внеопытная)
идея такова: «Я мыслю - следовательно, существую» (Р. Декарт).
-затем, по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести
возможность существования Бога, природы, других людей.
-каков вывод:
а) в разуме человека содержится ряд идей (безотносительно всякого
опыта, т.е. эти идеи возникли без ощущений до ощущений).
б) развивая заложенные в уме идеи, мы можем получить истинное знание
о мире (хотя сведения о мире человек черпает из ощущений,
поэтому и опыт и эксперимент - важные составляющие знаний о
мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме).
в) мышление основано на индукции и дедукции. Оно возникает
независимо и до ощущения, но мышление приложимо к ощущениям.
г) истинный метод всех наук и философии чем-то похож на
математические методы.
. они даны вне непосредственного опыта, начинаются с общих,
предельно ясных и четких формулировок, где от общих идей
идут к частным выводам и в математике нет эксперимента.
а) Рене Декарт(1596-1650) - французский философ, ученый, математик.
Труды:
« Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для
руководства ума», «Рассуждение о методе», «Метафизические
размышления».
Идеи:
1) В учении о бытии весь сотворенный мир расчленяет на два рода
субстанций: духовные и материальные.
1. Духовная – неделимая субстанция
2. Материальная – делимая до бесконечности
Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга (вследствие
чего Декарт считается родоначальником дуализма).
2) Развил гносеологию:
-начало процесса познания – сомнение
-разработал дедуктивный метод.
б) Оригинальным было учение нидерландского философа Б. Спинозы(1632-
1677). Он, отдавал дань взглядам того времени, считал, что бог
существует, но он лишен каких-либо качеств личности. Бог-это природа,
обладающая протяжением и мышлением. Вся природа может мыслить,
человеческое мышление-это частный случай мышления вообще.
Большое внимание Спиноза уделял также проблеме необходимости и
свободы.
Именно ему принадлежит формулировка: «Свобода есть осознанная
необходимость».
в) Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) развивал идеи
объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии. Мир,
считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов - монад. Монады - это
духовные элементы бытия, они обладают активностью и
самостоятельностью, находятся в непрерывном изменении и способны к
страданию, восприятию и сознанию. Бог регулирует единство и
согласованность монад. Так, низшим монадам присущи лишь смутные
представления (в таком состоянии находится неорганический и
растительный мир); у животных представления достигают ступени
ощущения, а у человека - ясного понимания, разума.
3. Субъективный идеализм получил свое развитие в трудах английских
философов Дж. Беркли и Д. Юма.
А) Дж. Беркли(1685-1753), убежденный сторонник религии, выступил с
критикой понятия материи. Он утверждал, что понятие материи является
общим и потому ложным. Мы воспринимаем не материю как таковую,
утверждал Беркли, а лишь отдельные свойства вещей - вкус, запах, цвет
и т.д., восприятие которых Беркли называл «идеями». Окружающие нас
вещи существуют в качестве идей в уме бога, который является причиной
и источником земной жизни.
Б) Д. Юм(1711-1776) также развивал субъективно- идеалистическую, но
несколько иную, чем Беркли.
На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «не
знаю». Он исходил из того, что данные о внешнем мире человек получает
только из ощущений, а ощущения постоянно меняются. Отсюда вывод:
объективное знание невозможно. Отсюда берет свое начало такое
философское направление, как агностицизм.
Выводы:
1. Философы этого периода усилили гносеологические возможности наук в
изучении природы, разработав методы научного познания, тем самым,
вооружив человека знаниями по использованию ее сил.
2. Под воздействием естественных наук изменилось мировоззрение 17в.
Допускалось расчленение мира на логически связанные и математические
точно описываемые составные элементы.
3. В ходе соперничества рационализма и эмпиризма, верх одержал
рационализм, благодаря чему была заложена основа категориального
аппарата теории мышления, были созданы предпосылки будущей
математической и диалектической логики.
4. Дальнейшую разработку нашли проблемы социального оптимизма, идеи - о
естественных правах человека, общественном договоре, формах
государственного устройства, месте человека в окружающем мире.
Б. Философия эпохи Просвещения 18 века.
Характеристика эпохи:
5. Потребности капиталистического способа производства стимулировали
развитие науки, техники, культуры, просвещения и образования.
6. Изменения в общественных отношениях и общественном сознании служили
предпосылкой для раскрепощения умов, освобождение от феодально-
религиозной идеологии, становление нового мировоззрения.
7. Общественно-политическая борьба, развернувшаяся в 18 веке накануне
Великой Французской буржуазной революции (1789-1794 г.г.).
С учетом этого в 18 веке центр философских изысканий переместился из Англии
во Францию (а затем в Германию).
Во Франции:
3. насущные вопросы требовали активной деятельности философов, ясных и
быстрых опровержений устаревших феодальных и клерикальных идей;
4. философия выходила за стены университетов и кабинетов ученых, она
перемещалась в светские салоны Парижа, на страницы десятков и сотен
запрещенных изданий;
5. философия становится делом идеологов и политиков;
6. развивается идея перестройки науки на разумных основаниях:
34. распространение положительных, практически полезных знаний о
природе и обществе среди широких кругов образованных людей;
35. приобщение правителей (монархов) к новейшим достижениям науки
и философии, которые внедрят принцип разума в
государства;
36. критика традиционного христианства и борьба с религиозными
догмами.
Характеристика философии эпохи Просвещения:
1. Рационализм. Рационализм трактуется как гносеологическое учение,
утверждающее, что основным инструментом познания является разум,
ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение.
2. В центре всех философских школ и систем находится, как правило,
активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир
в соответствии со своими разумами.
7. разум рассматривается в рационалистических системах в качестве
всей субъективной деятельности человека.
8. человек как разумное существо, с точки зрения рационализма,
призван стать властелином мира, перестроить общественные
отношениях на разумных началах.
9. мир законосообразен, самоупорядочен, самовоспроизводящийся -
это связано с внутренней активностью материи, с ее всеобщим
движением.
10. механистичность французского материализма. Законы механики
твердых тел, законы тяготения возводились в ранг всеобщих и