История развития

Идеи:

1. Практическая значимость философии и всей науки. «Знание - сила» - его

изречение.

2. Основной метод познания - индукция, опирающаяся на опыт и

эксперимент. «Наша мысль движется от знаний единичных фактов к

знаниям целого класса предметов и процессов».

3. Фундамент всякого познания - опыт (эмпирио), который должен

соответственно организован и подчинён определённой цели.

4. Факты, на которые опирается наука, можно классифицировать, используя

его метод (индукции). Люди, считал он, не должны уподобляться:

-паукам, которые ткут нить из самих себя (т.е. выводят истину из

«чистого сознания» как такового);

-муравьям, которые просто собирают (т.е. постой сбор фактов);

Они должны быть подобны пчёлам, которые собирают и упорядычевают (т.е. это

подъём от эмпирии к теории).

1. Критикуя рационализм, предостерегал человечество от четырёх «идолов»,

т.е. дурных привычек ума, которые порождают ошибки:

-«идолы рода» - т.е. ориентации, свойственные человеческому роду (в

частности - ожидание большего порядка, чем существующий в

вещах);

-«идолы пещеры» - личные суеверия, присущие отдельному исследователю;

-«идолы рынка» - использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум;

-«идолы театра» - те, что связанны с общепринятыми системами мышления

(научные, философские, религиозные).

Б) В лице английского философа Т. Гоббса (1588-1679) материализм Бэкона

нашёл своего защитника и продолжателя. Материя по Гоббсу, вечная, а

отдельные тела временны. Движение материи он рассматривал как

перемещение тел в пространстве, т.е. как механическое движение, и

уподоблял механизму не только все тела природы, но и человека и

общество.

В отличии от Бэкона, Гоббс решительней отвергал религию и считал её

несовместимой с наукой. В общественной жизни место религии - как

средство «обуздания масс».

В) Английский философ Дж. Локк (1632-1704) развивал учение об ощущениях

как источнике наших знаний. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова

новорождённого - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры -

знания. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях, таков

основной тезис Локка. Наметив диалектику врождённого и социального,

Локк во многом определил развитие педагогики и психологии.

2.Рационалисты - Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готтфрид Лейбниц

считали что:

-опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой

общенаучного метода.

Почему?

А. Восприятия и ощущения иллюзорны;

Б. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны.

-зато в самом разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и

отчётливые идеи.

-главное то, что человек мыслит. Это главная - интуитивная (внеопытная)

идея такова: «Я мыслю - следовательно, существую» (Р. Декарт).

-затем, по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести

возможность существования Бога, природы, других людей.

-каков вывод:

а) в разуме человека содержится ряд идей (безотносительно всякого

опыта, т.е. эти идеи возникли без ощущений до ощущений).

б) развивая заложенные в уме идеи, мы можем получить истинное знание

о мире (хотя сведения о мире человек черпает из ощущений,

поэтому и опыт и эксперимент - важные составляющие знаний о

мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме).

в) мышление основано на индукции и дедукции. Оно возникает

независимо и до ощущения, но мышление приложимо к ощущениям.

г) истинный метод всех наук и философии чем-то похож на

математические методы.

. они даны вне непосредственного опыта, начинаются с общих,

предельно ясных и четких формулировок, где от общих идей

идут к частным выводам и в математике нет эксперимента.

а) Рене Декарт(1596-1650) - французский философ, ученый, математик.

Труды:

« Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для

руководства ума», «Рассуждение о методе», «Метафизические

размышления».

Идеи:

1) В учении о бытии весь сотворенный мир расчленяет на два рода

субстанций: духовные и материальные.

1. Духовная – неделимая субстанция

2. Материальная – делимая до бесконечности

Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга (вследствие

чего Декарт считается родоначальником дуализма).

2) Развил гносеологию:

-начало процесса познания – сомнение

-разработал дедуктивный метод.

б) Оригинальным было учение нидерландского философа Б. Спинозы(1632-

1677). Он, отдавал дань взглядам того времени, считал, что бог

существует, но он лишен каких-либо качеств личности. Бог-это природа,

обладающая протяжением и мышлением. Вся природа может мыслить,

человеческое мышление-это частный случай мышления вообще.

Большое внимание Спиноза уделял также проблеме необходимости и

свободы.

Именно ему принадлежит формулировка: «Свобода есть осознанная

необходимость».

в) Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) развивал идеи

объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии. Мир,

считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов - монад. Монады - это

духовные элементы бытия, они обладают активностью и

самостоятельностью, находятся в непрерывном изменении и способны к

страданию, восприятию и сознанию. Бог регулирует единство и

согласованность монад. Так, низшим монадам присущи лишь смутные

представления (в таком состоянии находится неорганический и

растительный мир); у животных представления достигают ступени

ощущения, а у человека - ясного понимания, разума.

3. Субъективный идеализм получил свое развитие в трудах английских

философов Дж. Беркли и Д. Юма.

А) Дж. Беркли(1685-1753), убежденный сторонник религии, выступил с

критикой понятия материи. Он утверждал, что понятие материи является

общим и потому ложным. Мы воспринимаем не материю как таковую,

утверждал Беркли, а лишь отдельные свойства вещей - вкус, запах, цвет

и т.д., восприятие которых Беркли называл «идеями». Окружающие нас

вещи существуют в качестве идей в уме бога, который является причиной

и источником земной жизни.

Б) Д. Юм(1711-1776) также развивал субъективно- идеалистическую, но

несколько иную, чем Беркли.

На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «не

знаю». Он исходил из того, что данные о внешнем мире человек получает

только из ощущений, а ощущения постоянно меняются. Отсюда вывод:

объективное знание невозможно. Отсюда берет свое начало такое

философское направление, как агностицизм.

Выводы:

1. Философы этого периода усилили гносеологические возможности наук в

изучении природы, разработав методы научного познания, тем самым,

вооружив человека знаниями по использованию ее сил.

2. Под воздействием естественных наук изменилось мировоззрение 17в.

Допускалось расчленение мира на логически связанные и математические

точно описываемые составные элементы.

3. В ходе соперничества рационализма и эмпиризма, верх одержал

рационализм, благодаря чему была заложена основа категориального

аппарата теории мышления, были созданы предпосылки будущей

математической и диалектической логики.

4. Дальнейшую разработку нашли проблемы социального оптимизма, идеи - о

естественных правах человека, общественном договоре, формах

государственного устройства, месте человека в окружающем мире.

Б. Философия эпохи Просвещения 18 века.

Характеристика эпохи:

5. Потребности капиталистического способа производства стимулировали

развитие науки, техники, культуры, просвещения и образования.

6. Изменения в общественных отношениях и общественном сознании служили

предпосылкой для раскрепощения умов, освобождение от феодально-

религиозной идеологии, становление нового мировоззрения.

7. Общественно-политическая борьба, развернувшаяся в 18 веке накануне

Великой Французской буржуазной революции (1789-1794 г.г.).

С учетом этого в 18 веке центр философских изысканий переместился из Англии

во Францию (а затем в Германию).

Во Франции:

3. насущные вопросы требовали активной деятельности философов, ясных и

быстрых опровержений устаревших феодальных и клерикальных идей;

4. философия выходила за стены университетов и кабинетов ученых, она

перемещалась в светские салоны Парижа, на страницы десятков и сотен

запрещенных изданий;

5. философия становится делом идеологов и политиков;

6. развивается идея перестройки науки на разумных основаниях:

34. распространение положительных, практически полезных знаний о

природе и обществе среди широких кругов образованных людей;

35. приобщение правителей (монархов) к новейшим достижениям науки

и философии, которые внедрят принцип разума в

государства;

36. критика традиционного христианства и борьба с религиозными

догмами.

Характеристика философии эпохи Просвещения:

1. Рационализм. Рационализм трактуется как гносеологическое учение,

утверждающее, что основным инструментом познания является разум,

ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение.

2. В центре всех философских школ и систем находится, как правило,

активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир

в соответствии со своими разумами.

7. разум рассматривается в рационалистических системах в качестве

всей субъективной деятельности человека.

8. человек как разумное существо, с точки зрения рационализма,

призван стать властелином мира, перестроить общественные

отношениях на разумных началах.

9. мир законосообразен, самоупорядочен, самовоспроизводящийся -

это связано с внутренней активностью материи, с ее всеобщим

движением.

10. механистичность французского материализма. Законы механики

твердых тел, законы тяготения возводились в ранг всеобщих и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты