ими определялись все природные и общественные процессы. (Ж.
Ламетри «Человек- машина»).
Важнейшие представители французского Просвещения:
* Франсуа Вольтер (1694-1778)
* Жан Жак Руссо (1712-1778)
* Дени Дидро (1713-1784) (создатель 35 томной энциклопедии)
* Жульен Ламетри (1709-1751)
* Клод Гальвеций (1715-1771)
* Поль Гольбах (1723-1789)
В. Немецкая классическая философия
(конец 18 - середина 19 века).
Исторические условия.
1. Мир в Европе и Америке энергично и последовательно принимает форму
индустриальной цивилизации. Прогресс в промышленности стимулирует
развитие техники:
1784 г. - появляется универсальная паровая машина Уатта;
1800 г. - А. Вольта изобретает химический источник тока;
1807 г. - первые пароходы;
1825 г. - первые паровозы;
1832 г. - Л. Шиллинг - электромагнитный телеграф;
1834 г. - М. Г. Якоби - электродвигатель и т.д.
2. В естествознании механика утрачивает свою прежнюю доминирующую роль:
-к концу 18 века сформировалась химия как наука о качественных
превращениях природных веществ;
-формируются биология и учения об электромагнетизме.
3. Бурные социально-политические изменения происходящие в развитых
Европейских странах не затронули Германию:
-Германия в отличие от Франции и Англии того периода оставалась
экономически и политически отсталой страной, раздробленной на 360
самостоятельных государств («Священная Римская империя германской
нации»);
-она сохраняла цеховой строй, остатки крепостного права;
-жёсткий политический порядок канцлера Бисмарка оставлял
единственную сферу для индивидуального самовыражения, свободы
творчества, независимость духа: сферу разума.
Прогресс науки, опыт революций в Европе (особенно Французской революции
1789-1794 г.г.) создали предпосылки для развития философско-теоретического
мышления, в результатом чего и явилась выработка (в рамках классической
немецкой философии) идеалистической диалектики.
Черты немецкой классической философии:
1. Несмотря на разнообразие основных философских позиций, немецкая
классическая философия является единым, относительно самостоятельным
этапом развития философии, ибо все её системы вытекают одна из другой,
т.е. с сохранением определённой преемственности, отрицала предшествующую.
2. Возрождение диалектических традиций (через обращение к античному
наследию). Если у Канта диалектика имеет ещё негативное значение
«софистики» чистого разума, то у последующих философов, и в особенности у
Гегеля, она возвышается до целостной системы логических категорий.
3. Переход от объективного и трансцендентального идеализма (Кант) к
объективному идеализму на основе диалектической методологии (через Фихте
и Шеллинга к Гегелю).
4. Критика традиционной «рассудочной» метафизики и стремление представить
философию как систему научного знания («наукоучение» Фихте, «энциклопедия
философских наук» Гегеля).
5. Обращение к истории как философской проблеме и применение Гегелем
диалектического метода к исследованию истории.
Немецкая классическая философия представлена выдающимися философами:
* Кант
* Фихте
* Шеллинг
* Гегель
* Фейербах
а) Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической
философии - ректор Кёнигсбергского университета, субъективный идеалист.
В его философском учении отчётливо проявляются два этапа:
докритический и критический.
Докритический этап (стихийно-материалистический):
-разрабатывает космогоническую теорию естественного образования
солнечной системы из диффузной газопылевой материи, в результате
вихревых вращательных процессов.
Критический этап (начиная с 1770 г.).
Труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума»,
«Критика способности суждения».
Идеи:
1. Центральная проблема - проблема возможностей человеческого познания и
установление его границ
-Процесс познания - активный творческий процесс своеобразного
конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта,
который протекает по своим собственным законам.
-Впервые в философии рассматривалась не структура познаваемой
субстанции, а специфика познающего субъекта - как главный фактор,
определяющий и способ, и предмет познания.
«Коперниковский переворот», т.е. у Канта «не разум подобно солнцу
вращался вокруг мира явлений, а мир явлений вращается вокруг разума».
-Необходимые условия познания заложены a priori (т.е. до опыта) в
разуме человека и составляют основу знания.
-Но разум человека определяет и границы познания. Кант различал
воспринимаемые человеком:
-явления вещей;
-вещи сами по себе.
Мы познаём мир не таким, какой он есть, а таким, каким его видим. Мы
видим явления вещей (феномены), но абсолютное знание о какой-то вещи
невозможно, она остаётся вещью в себе (ноумен), из этого вывод о
невозможности познания мира, т.е. агностицизм.
2. Рассмотрена схема практического применения разума или этики
-Исходной её предпосылкой является убеждение в том, что всякая
личность - самоцель (она не является средством для решения
задач, даже во имя общего блага).
-Главный закон этики Канта - категорический императив: Поступок
только тогда может считаться нравственным, когда он мог бы
стать законом для других.
Поступок
-не является моральным, если в его основе лежит стремление к
счастью, любви, симпатии и т.д.;
-является моральным, если он основан на следовании долгу и уважении
морального закона.
В случае конфликта между чувствами и нравственным законом Кант требует
безусловного подчинения нравственному долгу.
б) Иоган Готлиб Фихте (1762-1814) - первый ректор Берлинского
университета. Субъективный идеалист.
Идеи:
1. Фихте любую теорию, любое созерцание считал вторичным, производным от
практически-деятельного отношения к предмету.
2. Сознание само порождает себя. Оно никогда не завершено, всегда остаётся
процессом.
3. Сознание творит не только себя, но и весь мир - слепой, бессознательной
силой воображения
4. Из активного деятельного, отношения сознания к миру Он выводил принцип
единства противоположностей (соотношение «Я» и «Не - Я») и другие
категории диалектики.
5. «Я» и «Не - Я» для него есть мир.
-«Я» - это дух, воля, нравственность
-«Не - Я» - это природа и материя.
6. Основная проблема человека - нравственность.
6. Главная форма жизни - общественный культурный труд.
в) Шеллинг Фридрих Вильгельм Иозеф (1775-1854) - профессор Берлинского
университета, объективный идеалист.
Идеи:
1. Распространил понятие диалектики не только на сознание, но и на
природу:
-Природа - не средство для реализации нравственных целей
человека, не «материал» для человеческой деятельности.
-Природа - это форма бессознательной жизни разума, изначально
наделённая мощной творческой силой, порождающей сознание. Природа -
«окаменелый интеллект».
2. Познание и вообще вся деятельность человека не получат объяснения, если
не признать природу тождественной духу, разуму. Абсолют - тождество
идеального и реального. Поэтому познать Абсолют может только философ
или поэт в экстазе гениального вдохновения (иррационалистически).
г) Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - профессор Берлинского
университета - апогей немецкого идеализма.
Труды: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Философия
права», «Лекции по истории философии», «Лекции по философии
истории» и т.д.
Идеи:
1. В «Феноменологии духа» рассмотрел эволюцию человеческого сознания от
первых его проблесков до сознательного овладения наукой и научной
методологией (феноменология - учение о явлениях (феноменах) сознания в их
историческом развитии).
2. Построил философию в форме взаимосвязанных идей. Идеи Гегеля - это путь
вещей, любых, в том числе и понятий. Это суть и объекта, и субъекта,
поэтому в идее противопоставление субъекта и объекта преодолено. Всё
мировое развитие - это развитие Абсолютной идеи, которая является основой
объективной действительности:
-идея первична;
-она активна и деятельна;
-её деятельность состоит в самопознании.
В своём самопознании Абсолютная идея проходит три этапа:
1) Развитие идеи в её собственном лоне, в «стихии чистого мышления» -
логика, где идея раскрывает своё содержание в системе связанных и
переходящих друг в друга логических категорий;
2) Развитие идеи в форме «инобытия», т.е. в форме природы - философия
природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением
саморазвития логических категорий, составляющих её духовную сущность;
3) Развитие идеи в мышлении и истории - принимающая форму Абсолютного духа
- Философия духа. На этом этапе Абсолютная идея вновь возвращается к
самой себе и постигает своё содержание в различных видах человеческого
сознания и деятельности, проходя при этом три стадии:
1-я - субъективный дух (личность)
2-я - объективный дух (семья, гражданское общество,
государство)
3-я - абсолютный дух (тремя ступенями развития, которого
является искусство, религия, философия).
Система закончена.
Таким образом, философии выпадает честь сказать последнее и решающее
слово не только в истории человечества, но и во всей мировой истории.
Общий вывод философии Гегеля состоит в признании разумности мира: «Всё
действительное - разумно, всё разумное - действительно».
3. Создал диалектику как науку, как систему, как логику.
д) Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872) - создатель антропологического
материализма.
Идеи:
1. Подверг критике религию и идеализм, назвав последнею рационализированной
религией.
2. Субъект в системе Л. Фейербаха - это не познающее мышление и не
«Абсолютный дух», а реальный человек в единстве телесных, духовных и
родовых характеристик.
3. Человек тесно связан с природой. Природа - основа духа. Она же должна
явиться основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность
человека.
Выводы:
Немецкая классическая философия:
1. Показала людям роль, место и значение философии в осознании своей
эпохи, её достижения и просчёты. Продемонстрировала важность философии
для осмысления будущего.
2. Ею были развиты соответствующие современной науке методы познания -
диалектический и исторический, которые благодаря своей уникальности
позволили резко продвинуться вперёд в познании мира.
3. Философия впервые предстала в виде целостной научной системы,
позволяющей с научных позиций подходить к исследованию мира.
Выводы по лекции:
1. История философии показывает, что философия это не есть чисто
умозрительные построения мудрецов, а что во все времена она была тесно
связана с жизнью общества, отражая в своих учениях его проблемы.
2. Для каждой из исторических эпох - античности, средневековья, Ренессанса,
Нового времени - характерны особые способы философствования, между
которыми сохраняется преемственность.
3. Философские учения прошлого в большинстве своём имеют гуманистическую
направленность. Они различны, но ни одно из них не претендовало и не
претендует на абсолютную истину, а в совокупности все они составляют
духовное богатство человечества.
4. Знание истории философии обогащает духовный мир человека, учит
нравственному гуманному мышлению, что особенно важно для военного
руководителя.