ВОПРОС № 3.
Философия эпохи Возрождения и Нового Времени.
1. Философия эпохи Возрождения.
Возрождение (ренессанс) - период перехода от средневековья к новому времени
(с 14 до 17).
Характеристика эпохи:
1. Зарождение капиталистических отношений, массовых промышленных
производств.
2. Создание национальных государств и абсолютных монархий Западной
Европы.
3. Эпоха глубоких социальных конфликтов (движение Реформации
революции в Нидерландах, Англии).
4. Эпоха Великих географических открытий (1492 г. - Колумб -
Америка; 1498 г. - Васко да Гама- обогнув Африку, пришел морским
путем в Индию; 1519- 1521- Фернан Магеллан- первое кругосветное
путешествие).
5. Культура и наука все больше приобретают светский характер, т.е.
освобождаются от безраздельного влияния религии (Леонардо да
Винчи).
1. Философия Возрождения прошла три периода:
I. Период - гуманистический (14 - сер. 15 в.). (Данте Алигьери,
Франческо Петрарка).
II. Период - неоплатонический (сер. 15 - 16 в.). (Николай
Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс).
III. Период - натурфилософский (16 -нач.17 в.). (Николай
Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей).
Характеристика философии эпохи Возрождения.
1. Антисхоластический характер (хотя для государства схоластика
оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в
большинстве университетов). Вырабатывается новый стиль мышления,
который главную роль отводит не форме выражения идеи (схоластике), а
ее содержанию.
2. Пантеизм как главный принцип мировоззрения (развитие идеи
неоплатонизма - Николай Кузанский, Мирандолло, Парацельс). (Пантеизм
(греч. pan- все и theos- бог) - философское учение, максимально
сближающее понятия «бог» и «природа»). Иерархическое представление о
мироздании заменено на концепцию о мире, в котором происходит
взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал.
Природа одухотворена.
3. Антропоцентризм и гуманизм (Данте Алигьери - «Божественная комедия»;
Петрарка - «Книга песен»).
Сущность новой философии - антропоцентризм. Не Бог, а человек теперь
помещен в центр космического бытия. Человек - не просто природное
существо. Он господин над всей природой, творец. Культ красоты тела
связывает его с антропоцентризмом.
Задача философии - это не противопоставление в человеке божественного
и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического
единства.
Гуманизм (от лат. Humanitas - человечность) - центральное для возрождения
культурное явление. Гуманизм - это свободомыслие к светский индивидуализм.
Он изменил характер философствования, источники и стиль мышления, сам облик
ученого - теоретика (это ученые, поэты, педагоги, дипломаты. Носившие имя
«философ»).
Творческая деятельность человека приобретает сакральный (священный)
характер. Он творец, подобный Богу, он - созидает новый мир и самое
высокое, что есть в нем - самого себя.
4.Натурфилософия Возрождения:
* Н. Коперник (1473 - 1543) - создает новую модель мироздания -
гелиоцентризм:
7. Центр мира Солнца;
8. Мир сферичен, неизмерим, бесконечен;
9. Все небесные тела движутся по круговым траекториям;
Земля вместе с планетами и звездами образует единую Вселенную;
Законы движения для планет и Земли едины.
* Джордано Бруно (1548 - 1600) - развивает философский аспект теории Н.
Коперника.
12. Солнце - не есть центр Вселенной, такого центра вообще нет;
13. Солнце - центр только нашей планетной системы;
14. Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно;
15. Жизнь и разум есть на других планетах;
16. Вселенная равна Богу, Бог заключен в самом материальном мире.
(Сожжен 17.02.1600 г. На площади «Поле цветов»).
* Галилео Галилей (1564 - 1642) - продолжил изучение Космоса, изобрел
телескоп, разработал метод научного анализа с использованием математики,
поэтому считается основоположником научного естествознания.
(Умер, оставаясь узником инквизиции).
5. Социальная философия Ренессанса.
Философия возрождения представила оригинальные трактаты
исторического процесса и проекты идеального государства,
связанные с идеей социального равенства.
* Николо ди Бернардо Макиавелли (1469 - 1527) - был высоким должностным
лицом в республике Флоренция, дипломатом, военным теоретиком. Труды:
«Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь».
Идеи:
Полностью отбрасывает идею Божественной предопределенности в общественной
жизни;
Политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем
приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т.е. находятся в вечном
круговороте, не подчиненном никакой предустановленной свыше цели.
Возникновение общества, государства и морали объясняется естественным ходом
событий.
* Томас Мор (1478 - 1535) - основоположник утопического социализма. Лорд
- канцлер Англии. Труд: «Утопия» (описание идеального строя
фантастического острова Утопия (с греч.; буквально «Нигдения» - место,
которого нет - слово, придуманное Т. Мором)).
Идеи:
19. Уничтожение всех видов частной собственности;
20. Обязательный труд всех граждан;
21. Выборность государственных органов;
22. Семья - ячейка коммунистического быта.
* Томазо Кампанелла (1568 - 1639) - монах- доминиканец, участник борьбы
за освобождение Италии от господства испанцев. 27 лет в тюрьме. Труд:
«Город Солнца» - коммунистическая утопия.
Идеи:
23. Упразднение частной собственности и семьи;
24. Дети воспитываются государством;
25. Обязательный 4х часовой труд;
26. Распределение продуктов по потребностям;
27. Развитие наук, просвещения, трудового воспитания;
28. Главой государства выбирается выдающийся по знаниям человек;
29. Необходимость формирования всемирного единения, союза государств и
народов, что должно обеспечить прекращение братоубийственных войн
между народами.
Выводы:
1) Сущностью философии Возрождения является
антропоцентризм. Человек рассматривается как Творец.
2) Хотя эпоха Возрождения не оставила великих философов, а
философское творчество разворачивалось в основном в форме
«осовременивающего воспоминания», она:
30. обосновала идею доверия к естественному человеческому
разуму;
31. заложила основу философии, свободной от религии.
2.Философия Нового времени.
Условно философию Нового времени можно разделить на три периода:
1-й период: эмпиризм и рационализм 17 века.
2-й период: философия эпохи Просвещения 18 века.
3-й период: Немецкая классическая философия.
Каждый период имеет свои особенности, которые обусловлены состоянием
общества на тот исторический этап.
А) Эмпиризм и рационализм 17 века:
Исторические условия:
1) Замена феодального общества буржуазным (революция в Нидерландах,
Англии).
2) Ослабление духовной диктатуры церкви (развитие протестантизма).
3) Соединение науки с практикой материального производства.
-Торричелли - ртутный барометр, воздушный насос;
-Ньютон - сформулировал основные законы механики;
-Бойль - применил механику в химии.
Исторические условия привели к изменению общественного сознания:
1. Западная Европа из двух путей исторического развития
цивилизации (духовный или научно-технический прогресс)
выбирает путь НТП.
2. Выработано новое понимание задач науки и философии - не «наука
для науки», а наука для увеличения власти человека над
природой.
3. Активизированы поиски новых методов познания для:
-систематизации огромного количества фактов;
-создания целостной картины мира;
-установление причинно-следственных связей между явлениями
природы.
Поэтому, Главным в философии этого периода становятся проблемы теории
познания (гносеологии):
-что значит знать?
-что пролагает дорогу к истине:
32. ощущение или разум;
33. интуиция или логика.
-аналитическим или синтетическим должно быть познание.
Возникает идея «чистого разума», т.е. свободного от «идолов» разума,
который проникает в сущность явлений.
Философы активно ищут истинный, главный метод познания, который
приведёт к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми.
Основу нового метода ищут:
1) в чувственном опыте, выдвигая идею сверх значимости
эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк).
2) в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое
знание не сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Спиноза,
Лейбниц).
Наиболее значительными были философские системы эмпириков: Ф. Бекона, Т.
Гоббса, рационалистов: Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.
1.Эмпирики (Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк) считали что:
*единственный источник знания - это опыт
7. опыт связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями,
представлениями;
8. содержание всех знаний человека и человечества в конечном счёте
сводится к опыту.
*в душе и разуме человека нет никаких врождённых знаний, представлений
или идей.
9. душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а
уже ощущения и восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена».
*поскольку ощущения нас могут обмануть, мы их проверяем посредством
эксперимента, который корректирует данные органов чувств.
*знание должно идти от чистого, опытного (экспериментального) к обобщениям
и выдвижению теорий, это - индуктивный метод движения ума, наряду с
экспериментом - и есть истинный метод в философии и всех науках.
А) Фрэнсис Бекон (1561-1626) - лорд - канцлер Англии, виконт.
Труд: «Новый органон» - проблемы развития науки и анализ научного
познания.