История развития

-мораль и свобода человека, достижение счастья;

-проблемы возможности познания мира;

-структуры космоса, судьбы космоса и человека;

-отношение Бога и Человека.

4-й этап: Римский

В этот период решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние

которого попадает Греция. Римская философия формируется под влиянием

греческой, особенно эллинистического периода. Т.е. в ней развиваются

стоицизм и эпикуреизм, которые приобретают свои особенности.

В период упадка Римской империи, усилился кризис общества, обусловивший

катастрофу личного существования.

Усилилась тяга к религии и мистицизму.

Отвечая на вопросы времени, сама философия становилась религией, мостом к

христианству.

ВЫВОДЫ:

1. Античная философия основана на принципе объективизма. Это означает, что

субъект пока не становится выше объекта (как это случилось в

новоевропейской философии).

2. Античная философия исходит из чувственного космоса, а не из абсолютной

личности (что характерно для Средневековья).

3. Космос - это абсолютное божество, а это означает, что античная философия

пантеистична, т.е. отождествляет Бога и природу. Греческие боги природны

и похожи на людей. Космос одушевлён.

4. Космос обуславливает необходимость. Необходимость применительно к

человеку есть судьба. Но поскольку она ему доподлинно неизвестна, он

может делать выбор.

5. Античная философия достигла высокого уровня в разработке понятий

(категорий), но она почти не знает законов.

6. В античной философии ещё нет чёткого противопоставления материализма и

идеализма, и то и другое направление носят стихийный характер.

2. Философия Средневековья.

Средневековая европейская философия - это чрезвычайно важный

содержательный и продолжительный этап в истории философии.

Хронологически этот период охватывает 5 - 15 века.

Характеристика этого периода:

1. Становление и расцвет эпохи феодализма.

2. Господство религии и церкви в общественном сознании. Христианство

становится государственной религией. Ф. Энгельс: «догматы церкви стали

одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили

во всяком суде силу закона».

3. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного

знания.

Большинство учёных было представителями духовенства, а

монастыри являлись очагами культуры и науки.

Это определило характер философии Средневековья:

-движение философской мысли было пронизано проблемами религии;

-церковная догма являлась исходным пунктом и основой

философского мышления;

-философия довольно часто пользовалась религиозным понятийным

аппаратом;

-любая философская концепция, как правило, приводилась в

соответствие с учением церкви;

-философия сознательно ставит себя на службу религии «Философия

- служанка богословия».

Две тенденции в Средневековой философии:

1-я - сакрализация - сближение с религиозным учением;

2-я - морализация - сближение с этикой, т.е. практическая

направленность философии на обоснование правил поведения христианина

в мире.

Черты Средневековой философии.

1.Теоцентричность - т.е. высшей реальностью признаётся не природа, а Бог.

Главные принципы миропонимания:

а) креационизм - (или творение) - т.е. принцип сотворения мира Богом из

ничего.

5. Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, он источник всего

сущего и недоступен для познания. Бог - это высшее благо.

6. Мир изменчив, непостоянен, преходящ, совершенен и хорош постольку,

поскольку сотворён Богом.

б) принцип Откровения - будучи в принципе недоступным для познания

смертным людям, христианский Бог Сам открывал себя через откровение,

которое зафиксировано в священных Книгах - Библии. Основным

инструментом познания выступала вера как особая способность души

человека.

Задача теолога-философа раскрыть тайны и загадки библейских текстов и тем

самым приблизиться к познанию высшей реальности.

2.Ретроспективность - средневековая философия обращена в прошлое, ибо

максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем

подлиннее, тем истиннее» (а самым древним документом была Библия).

3.Традиционализм - для средневекового философа любая форма новаторства

считалась признаком гордыни, он должен был постоянно придерживаться

установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением

других было показателем истинности его взглядов.

4.Дидактизм (учительство, назидательство) - установка на ценность обучения

и воспитания с точки зрения к спасению, к Богу. Форма философских

трактатов - диалог авторитетного учителя и скромного поддакивающего

ученика.

Качества учителя:

-виртуозное знание Священного Писания

-знание правил формальной логики Аристотеля.

Этапы Средневековой философии.

1-й этап - Патристика (от слова «патер» - отец, имеется в виду «отец

церкви») в истории философии определяется с 1-6 века.

Вершина патристики - Августин Блаженный (354 - 430 г.г.), идеи которого

определили развитие европейской философии.

Характеристика этапа:

-интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и

философии;

-философские элементы платонизма играют определяющую роль.

Главные проблемы патристики:

1. Проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема).

2. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников

(греков и римлян).

3. Понимание истории как движение к определённой конечной цели и

определение этой цели - «Град божий».

4. Отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его

души.

5. Проблема происхождения в мире зла, и почему его терпит Бог.

2-й этап - Схоластика (9-15 века, от греч. схолашкола) - форма философии,

широко преподававшаяся в школах, а затем в университетах Западной Европы (с

12 века).

Фома Аквинский (1223-1274) - пик средневековой схоластики, один из самых

крупных философов всей послеантичной философии.

Характеристика этапа:

1. Систематизация христианской философии (в 1323 Фома Аквинский

провозглашён Папским престолом святым, а его система становится

официальной философской доктриной римско-католической церкви).

2. Философское учение Аристотеля играет определяющую роль в систематизации

христианской философии.

Главные проблемы схоластики:

1. Соотношение религии, философии, науки. Усиливается внимание к

философии как науке, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о

спасении человеческой души. Античная философия уже не является

враждебным конкурентом религии.

Отсюда:

-больше внимания к ней, к переосмыслению её

положений;

-а главное - восприятие развитого категориального

аппарата с точки зрения религиозных

проблем.

2. Соотношение разума и веры.

Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности

христианского учения не только верою, но и на рациональной основе,

ещё и наукой - философией. Разум и вера не исключают, а помогают друг

другу в стремлении души человека к познанию истины. А истина одна -

это Христос и его учение.

К такой истине можно идти двумя путями:

-путём веры, откровения - короткий, непосредственный путь;

-путём разума, науки - это длинный путь со многими

доказательствами.

3. Проблемы соотношения общего и единого.

Эта проблема связана с догмой о «Троице» и решалась с позиций

«номинализма» (общее существует только в имени или в уме, реально

существуют единичные вещи) или с позиции «реализма» (общее существует

реально в виде некой сущности).

Фома Аквинский по своему решил этот спор:

-общее существует вполне реально, но не в уме и не в виде идей

Платона;

-общее в Боге. Бог есть общая полнота бытия, общее в чистом виде;

-моменты общего могут быть найдены в любой вещи, т.к. вещи причастны

к бытию;

-то, что единичные вещи есть, т.е. существуют, связывает их в общее

целое;

-другого общего, кроме Бога и связи единичных вещей через бытие

(т.е. опять же через Бога) нет.

Выводы:

1. Средневековая философия теоцентрична:

-её мировоззрение основано на религиозной вере;

-в центре философии - Бог;

2. Но она не является бесплодным периодом в области философского мышления.

Её идеи послужили базой для развития философских систем эпохи

Возрождения, Нового времени, современной религиозной философии:

а) спор номиналистов и реалистов сформировал новое представление о

познании, выделив тем самым гносеологию в самостоятельную область

исследования;

б) интерес номиналистов ко всем деталям эмпирического мира и

ориентация их на опыт и эксперимент были продолжены впоследствии

материалистами эпохи Возрождения (Н.Коперник, Дж.Бруно) и английскими

философами эмпирического направления (Ф.Бекон, Т.Гоббс, Дж.Локк).

3. Представители реализма заложили основы субъективного толкования

человеческого разума (17-18 века субъективные идеалисты Дж.Беркли, Д.Юм).

3. Средневековая философия «открыла» самосознание как особую субъективную

реальность, причём более достоверную и доступную человеку, чем внешняя

действительность. Оформилось философское понятие «Я» (оно стало отправным

пунктом в философии рационализма Нового времени - Р.Декарт).

4. Средневековая этика стремилась к воспитанию плоти с целью подчинения её

высшему духовному началу (это направление продолжил гуманизм эпохи

Возрождения - Ф. Петрарка, Э. Роттердамский).

5. Эсхатологическая (учение о конце света) установка приковывала внимание к

постижению смысла истории. Возникла герменевтика как специальный метод

интерпретации исторических текстов (в эпоху Возрождения оформляется

политическая философия гуманизма).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты