История развития

2. Она не сотворена богами (боги сами составляют часть природы).

3. Человек изначально связан с природой.

4. Человеческий разум освободился от власти богов, поэтому в своей жизни

люди опираются на доводы разума.

5. Первые греческие философы были и первыми естествоиспытателями.

6. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон

(Логос), которому подчиняется всё и все, и что отличает гражданина от

варвара.

Отсюда:

1. Идёт поиск первоначала (первокирпичика) из которого создано всё

сущее.

а) из конкретного вещества (625-547 г.г. до нашей эры)

* У Фалеса первоначало - вода (всё происходит из воды и в воздух

обращается).

* У Анаксимена (585-525 г.г. до нашей эры) - воздух (из-за его

бесконечности и подвижности), из него рождаются вещи: «при разряжении

рождается огонь, а при сгущении - ветер, затем туман, вода, земля,

камень. А из этого возникает всё прочее.»

* У Гераклита - огонь. «Этого мира никто не сотворил, а он

всегда был, есть и будет вечно живой огонь, создающий сущее из

противоположных стремлений». Душа - огонь.

б) из чего-то неопределённого

* У Анаксимандра (610-545 г.г. до нашей эры) - Апейрон

(беспредельное), «апейрон есть не что иное как материя, в которой как

бы соединены противоположности (горячее - холодное и т.д.), выделение

которых и обуславливает всё развитие в различных формах. Это движение

вещей вечно».

* У Левкиппа (500-440 г.г. до нашей эры) и Демокрита (460-370 г.г.

до нашей эры) - атом. Атомы - это элементы, из которых состоит вся

природа. Атом неделим, вечен, неизменен, непроницаем. Поэтому и

мир вечен, неуничтожим.

Отличаются атомы между собой:

-по форме (треугольник, крючок, и т.д.), душа человека и мысли

состоят из атомов - круглых, гладких, мельчайших и подвижных.

Расположены они в теле.

-по величине (и весу).

-по движению.

в) суть вещей в числах.

* Пифагор (580-конец 5 века до нашей эры) - всё есть число. Число

у Пифагора - не абстрактное количество, а существенное и деятельное

качество верховной Единицы, т.е. бога, источника мировой гармонии.

Числа выражали, по их мнению, определённый порядок, гармонию

окружающего мира и многообразие вещей и явлений. «Где нет числа и

меры, там хаос и химеры».

г) сущность вещей в их бытии

* У Парменида - субстанция - бытие как таковое. «Бытие есть, небытие

нет, ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни

высказать. Бытие вечно, едино, неподвижно, неуничтожимо,

тождественно и всегда равно самому себе. Оно однородно и

непрерывно, шарообразно. Пустого в пространстве нет - всё наполнено

бытием.

2. Обосновываются космогонические теории строения мира.

Исходя из понимания субстанции мира (или первокирпичика), философы

Древне Греции создают свои космогонические теории строения мира

(вселенной).

* Фалес - Земля - плоский диск, плавающий по поверхности воды, -

она - центр Вселенной. Звёзды, Солнце, Луна состоят из Земли и питаются

испарениями воды, затем во время дождя вода возвращается и переходит в

Землю.

* Гераклит (первый диалектик) - его космология строится на основе

стихийной диалектики.

Мир - упорядоченный космос. Образование этого космоса происходит на

основе общей изменчивости, текучести вещей. «Всё течёт, всё изменяется,

нет ничего неподвижного.»

Вся природа, не останавливаясь изменяет своё состояние. «В одну и туже

реку нельзя войти дважды.»

Мир рождается и умирает.

В основе всего движения лежит Борьба противоположностей - она

абсолютна.

Демокрит: атомы движутся хаотично, сталкиваясь, они образуют вихри, из

них - земля и светила, и в дальнейшем целые миры. Идея - о бесконечном

множестве миров во Вселенной.

2-ой этап (Классический) характеризуется как антропологический, т.е.

центральной проблемой становится проблема человека.

Почему?

1. К концу 5 - началу 4 века до нашей эры в силу ряда причин

(бесконечные войны, разрушение государств, переход от тирании к

рабовладельческой демократии и наоборот) наступает кризис афинской

демократии, что вызвало к жизни идеологию рабовладельческой

аристократии.

2. Изменения в общественной жизни, новые общественные потребности,

изменили условия формирования человеческой личности.

3. В самой философии накоплен достаточный объём знаний, разработан

инструментарий мышления, для перехода от философии как любви к

мудрости, к философии как «первонауке».

Отсюда:

1. Происходит переход от преимущественного изучения природы к

рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях,

возникает субъективистко - антропологическая тенденция в философии.

2. Решаются проблемы:

А) Проблема человека, его познания его отношения с другими

людьми.

Сократ впервые в центре философии видит проблему человека как

морального существа:

-раскрывает природу нравственности человека;

-определяет, что есть Добро, Зло, Справедливость, Любовь,

т.е. то, что составляет суть души человека;

-показывает, что необходимо стремиться к познанию себя именно

как человека вообще, т.е. моральной, общественно-значимой

личности.

Познание - главная цель и способность человека, т.к. в конце

процесса познания мы приходим к объективным общезначимым

истинам, к познанию добра, красоты, блага и человеческого

счастья. В лице Сократа человеческий разум впервые стал

мыслить логически.

Б) Проблема политики и государства и их отношение к человеку.

* Сократ - государство сильно тем, как граждане исполняют

законы - для каждого Отечество и Законы должны быть выше и

дороже отца и матери.

* Платон - создал теорию «Идеального государства», разделив

общество на три сословия:

1-ое - управленцы - философы

2-ое - стражи (воины)

3-е - низшие (крестьяне, ремесленники,

торговцы).

-государство есть воплощение идей, а люди

выступают в виде игрушек, придуманных и

управляемых Богом.

* Аристотель - человек есть политическое животное,

проявление заботы о другом есть проявление заботы

об обществе.

В) Проблемы синтеза философского знания, построения метафизических

систем, признававших два мира - мир идей и текучий, подвижный мир вещей,

поиска рационального метода познания этих миров.

* Платон - основоположник идеалистической европейской философии.

1. Впервые разделил философию на два течения в зависимости от решения

ими вопроса о природе истинного бытия (на материалистов и

идеалистов).

2. Платон открыл сферу сверхчувственного бытия - «мир идей».

Первооснова - это мир идей. Идеи нельзя пощупать, их нельзя

увидеть, осязать. Идеи можно «созерцать» только умом, через

понятия. Вещный мир тоже необходим, но он является лишь тенью мира

идей. Истинное бытие - это мир идей. Платон объявил мир идей

божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его

бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю и временно

находясь в человеческом теле, вспоминает о мире идей.

Таким образом, познание - это воспоминание душой своего до земного

существования.

* Аристотель - ученик Платона, его труды считаются вершиной

философской мысли Древней Греции.

Основные положения его учения:

1. подверг критике платоновскую теорию Идей («Платон мне друг, но

истина дороже»);

2. создал учение о категориях (сущность и качество);

3. учение о материи и форме: первым ввёл понятие Материя, признавая её

вечной, несотворимой, неуничтожимой;

4. произвёл разграничение наук на теоретические, практические и

творческие:

Теоретические:

-метафизика (или собственно философия) - изучает

первопричины всех вещей, первоначало всего сущего;

-физика - изучает состояние тел и определённые

«материи»;

- математика - абстрактные свойства реальных вещей.

Практические:

-этика - наука о норме поведения

-экономика, политика

Творческие:

-поэтика

-риторика.

5. развил науку логики, назвав её «органической» наукой для изучения

бытия, выделил в ней метод познания - индукции;

6. учение о душе, на котором основана аристотелевская этика.

3-й этап: эллинистический.

Связан с упадком древнегреческого рабовладельческого общества,

распадом Греции. Кризис привёл к утрате Афинами и другими греческими

полисами политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной

державы, созданной Александром македонским.

Распад державы после смерти завоевателя, усилил развитие кризиса,

который вызвал глубокие изменения в духовной жизни общества.

Общая характеристика философии этого этапа:

-переход от комментаторства учений Платона и Аристотеля к проблемам

этики, проповедям скептицизма и стоицизма:

Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность

познания объективной действительности.

Стоицизм - учение, провозглашающее жизненный идеал - невозмутимость и

спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние

раздражители.

Главные проблемы:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты