2. Она не сотворена богами (боги сами составляют часть природы).
3. Человек изначально связан с природой.
4. Человеческий разум освободился от власти богов, поэтому в своей жизни
люди опираются на доводы разума.
5. Первые греческие философы были и первыми естествоиспытателями.
6. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон
(Логос), которому подчиняется всё и все, и что отличает гражданина от
варвара.
Отсюда:
1. Идёт поиск первоначала (первокирпичика) из которого создано всё
сущее.
а) из конкретного вещества (625-547 г.г. до нашей эры)
* У Фалеса первоначало - вода (всё происходит из воды и в воздух
обращается).
* У Анаксимена (585-525 г.г. до нашей эры) - воздух (из-за его
бесконечности и подвижности), из него рождаются вещи: «при разряжении
рождается огонь, а при сгущении - ветер, затем туман, вода, земля,
камень. А из этого возникает всё прочее.»
* У Гераклита - огонь. «Этого мира никто не сотворил, а он
всегда был, есть и будет вечно живой огонь, создающий сущее из
противоположных стремлений». Душа - огонь.
б) из чего-то неопределённого
* У Анаксимандра (610-545 г.г. до нашей эры) - Апейрон
(беспредельное), «апейрон есть не что иное как материя, в которой как
бы соединены противоположности (горячее - холодное и т.д.), выделение
которых и обуславливает всё развитие в различных формах. Это движение
вещей вечно».
* У Левкиппа (500-440 г.г. до нашей эры) и Демокрита (460-370 г.г.
до нашей эры) - атом. Атомы - это элементы, из которых состоит вся
природа. Атом неделим, вечен, неизменен, непроницаем. Поэтому и
мир вечен, неуничтожим.
Отличаются атомы между собой:
-по форме (треугольник, крючок, и т.д.), душа человека и мысли
состоят из атомов - круглых, гладких, мельчайших и подвижных.
Расположены они в теле.
-по величине (и весу).
-по движению.
в) суть вещей в числах.
* Пифагор (580-конец 5 века до нашей эры) - всё есть число. Число
у Пифагора - не абстрактное количество, а существенное и деятельное
качество верховной Единицы, т.е. бога, источника мировой гармонии.
Числа выражали, по их мнению, определённый порядок, гармонию
окружающего мира и многообразие вещей и явлений. «Где нет числа и
меры, там хаос и химеры».
г) сущность вещей в их бытии
* У Парменида - субстанция - бытие как таковое. «Бытие есть, небытие
нет, ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни
высказать. Бытие вечно, едино, неподвижно, неуничтожимо,
тождественно и всегда равно самому себе. Оно однородно и
непрерывно, шарообразно. Пустого в пространстве нет - всё наполнено
бытием.
2. Обосновываются космогонические теории строения мира.
Исходя из понимания субстанции мира (или первокирпичика), философы
Древне Греции создают свои космогонические теории строения мира
(вселенной).
* Фалес - Земля - плоский диск, плавающий по поверхности воды, -
она - центр Вселенной. Звёзды, Солнце, Луна состоят из Земли и питаются
испарениями воды, затем во время дождя вода возвращается и переходит в
Землю.
* Гераклит (первый диалектик) - его космология строится на основе
стихийной диалектики.
Мир - упорядоченный космос. Образование этого космоса происходит на
основе общей изменчивости, текучести вещей. «Всё течёт, всё изменяется,
нет ничего неподвижного.»
Вся природа, не останавливаясь изменяет своё состояние. «В одну и туже
реку нельзя войти дважды.»
Мир рождается и умирает.
В основе всего движения лежит Борьба противоположностей - она
абсолютна.
Демокрит: атомы движутся хаотично, сталкиваясь, они образуют вихри, из
них - земля и светила, и в дальнейшем целые миры. Идея - о бесконечном
множестве миров во Вселенной.
2-ой этап (Классический) характеризуется как антропологический, т.е.
центральной проблемой становится проблема человека.
Почему?
1. К концу 5 - началу 4 века до нашей эры в силу ряда причин
(бесконечные войны, разрушение государств, переход от тирании к
рабовладельческой демократии и наоборот) наступает кризис афинской
демократии, что вызвало к жизни идеологию рабовладельческой
аристократии.
2. Изменения в общественной жизни, новые общественные потребности,
изменили условия формирования человеческой личности.
3. В самой философии накоплен достаточный объём знаний, разработан
инструментарий мышления, для перехода от философии как любви к
мудрости, к философии как «первонауке».
Отсюда:
1. Происходит переход от преимущественного изучения природы к
рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях,
возникает субъективистко - антропологическая тенденция в философии.
2. Решаются проблемы:
А) Проблема человека, его познания его отношения с другими
людьми.
Сократ впервые в центре философии видит проблему человека как
морального существа:
-раскрывает природу нравственности человека;
-определяет, что есть Добро, Зло, Справедливость, Любовь,
т.е. то, что составляет суть души человека;
-показывает, что необходимо стремиться к познанию себя именно
как человека вообще, т.е. моральной, общественно-значимой
личности.
Познание - главная цель и способность человека, т.к. в конце
процесса познания мы приходим к объективным общезначимым
истинам, к познанию добра, красоты, блага и человеческого
счастья. В лице Сократа человеческий разум впервые стал
мыслить логически.
Б) Проблема политики и государства и их отношение к человеку.
* Сократ - государство сильно тем, как граждане исполняют
законы - для каждого Отечество и Законы должны быть выше и
дороже отца и матери.
* Платон - создал теорию «Идеального государства», разделив
общество на три сословия:
1-ое - управленцы - философы
2-ое - стражи (воины)
3-е - низшие (крестьяне, ремесленники,
торговцы).
-государство есть воплощение идей, а люди
выступают в виде игрушек, придуманных и
управляемых Богом.
* Аристотель - человек есть политическое животное,
проявление заботы о другом есть проявление заботы
об обществе.
В) Проблемы синтеза философского знания, построения метафизических
систем, признававших два мира - мир идей и текучий, подвижный мир вещей,
поиска рационального метода познания этих миров.
* Платон - основоположник идеалистической европейской философии.
1. Впервые разделил философию на два течения в зависимости от решения
ими вопроса о природе истинного бытия (на материалистов и
идеалистов).
2. Платон открыл сферу сверхчувственного бытия - «мир идей».
Первооснова - это мир идей. Идеи нельзя пощупать, их нельзя
увидеть, осязать. Идеи можно «созерцать» только умом, через
понятия. Вещный мир тоже необходим, но он является лишь тенью мира
идей. Истинное бытие - это мир идей. Платон объявил мир идей
божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его
бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю и временно
находясь в человеческом теле, вспоминает о мире идей.
Таким образом, познание - это воспоминание душой своего до земного
существования.
* Аристотель - ученик Платона, его труды считаются вершиной
философской мысли Древней Греции.
Основные положения его учения:
1. подверг критике платоновскую теорию Идей («Платон мне друг, но
истина дороже»);
2. создал учение о категориях (сущность и качество);
3. учение о материи и форме: первым ввёл понятие Материя, признавая её
вечной, несотворимой, неуничтожимой;
4. произвёл разграничение наук на теоретические, практические и
творческие:
Теоретические:
-метафизика (или собственно философия) - изучает
первопричины всех вещей, первоначало всего сущего;
-физика - изучает состояние тел и определённые
«материи»;
- математика - абстрактные свойства реальных вещей.
Практические:
-этика - наука о норме поведения
-экономика, политика
Творческие:
-поэтика
-риторика.
5. развил науку логики, назвав её «органической» наукой для изучения
бытия, выделил в ней метод познания - индукции;
6. учение о душе, на котором основана аристотелевская этика.
3-й этап: эллинистический.
Связан с упадком древнегреческого рабовладельческого общества,
распадом Греции. Кризис привёл к утрате Афинами и другими греческими
полисами политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной
державы, созданной Александром македонским.
Распад державы после смерти завоевателя, усилил развитие кризиса,
который вызвал глубокие изменения в духовной жизни общества.
Общая характеристика философии этого этапа:
-переход от комментаторства учений Платона и Аристотеля к проблемам
этики, проповедям скептицизма и стоицизма:
Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность
познания объективной действительности.
Стоицизм - учение, провозглашающее жизненный идеал - невозмутимость и
спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние
раздражители.
Главные проблемы: