Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии

| |которых связываются в семени конкретной вещи |

| |Жизнь человека должна быть разумной, т. е. согласной с Разумом, и |

| |естественной, |

| |т. е. согласной с природой. |

| |Открывающийся философу мир-един, однороден, неизменен и самодостаточен. |

| |Упраздняется Бог как творец всего сущего: если любая вещь может |

| |возникнуть |

| |естественным путём, то зачем тогда творец? |

| |По большей части (растительной и животной) душа человека смертна; |

| |исключение делается однако для самой высшей части души - разумной, |

| |которая безлична и бестелесна. Эта часть души предстает в виде логики и |

| |научного |

| |знания. |

| |"Бог вначале сформировал материю в виде цельных, массивных, твердых, |

| |непроницаемых, движущихся частиц, которые настолько устойчивы, что |

| |никогда не изнашиваются и не распадаются на части. Из факта |

| |существования мира следует, что изменения материальных вещей могут быть |

| |приписаны единственно расщеплению и установлению новых связей и движений|

| |этих вечных частиц". |

| |И. Ньютон |

| |Неделимые, неизменные, простые, неуничтожимые и несотворимые, неощутимые|

| |и движущиеся по пустотам частицы тел; тела же, будучи сцеплениями |

| |множества атомов, благодаря тонким истечением с их поверхности "копий", |

| |вызывают в нас различные ощущения. |

| |Архитектор мира - Демиург создал посредством смешения Идей с |

| |бесформенной материей мировую Душу, т.е. создал «одушевлённую» материю, |

| |способную к развитию; из неё и произошли все тела. |

| |Таковая возможность допускается Аристотелем для двух предельных случаев,|

| |а именно, когда речь идет о Боге и когда говорят о бессмертной части |

| |души - о человеческом Разуме. И то, и другое - суть "чистые" формы. |

| |Таким образом, "чистые" формы - это идеализированные объекты мышления = |

| |абстракции. |

| |Форма вещи, взятая в качестве цели, влечёт ряд изменений в направлении к|

| | |

| |финалу. |

| |Пифагорейский термин «космос» означал порядок. В целом же для античной |

| |философии под этим словом разумелась открытая наблюдению среда обитания |

| |человека или эмпирически известные сферы жизненных отправлений индивида:|

| |природная среда, государство-полис и микрокосм душевной жизни. |

| |Это истечение, излучение, ступенчатый переход от всереальнейшей и |

| |всесовершенной сущности - некой абсолютной полноты бытия (Бога, Блага, |

| |Единения и т.п.), - к менее совершенным ступеням или формам (вещам, |

| |животным, человеческим расам и т. д.). |

| |Они опровергают, по мнению Зенона, учение Эмпедокпа о множественности |

| |начал, а также тезис Гераклита «Все течет». И то, и другое присуще |

| |только миру видимости, а не подлинному бытию. |

| |Парменидовские миры неравноправны и несовместимы друг с другом. Мир |

| |видимости выступает как реальность лишь в силу того, что многим людям не|

| |дано прорваться в умопостигаемый мир. Безусловной реальностью обладает |

| |лишь умопостигаемый мир, но из него нет пути назад - чувственно данная |

| |конкретика вещей не выводима из структур умопостигаемого мира. Выбор |

| |между бытием и не-бытием и должны сделать сами люди, поскольку они |

| |мыслят. |

| |В целом - это вселенский Разум, который привел в целесообразный порядок |

| |хаотическое множество гомеомерий; но это вместе с тем и присущее вещам |

| |их качественное своеобразие. |

| |Вопрос об архе, т.е. о первоматерии (первовеществе, первоначале) как об |

| |истинно сущем. Признаки архе: прямо или опосредованно воздействует на |

| |органы чувств; не возникает и не уничтожается; служит исходным |

| |материалом для прочего многообразия вещей. |

| |Все они стремятся к совершенствованию, одухотворению, воплощению в себе |

| |идеального; к осуществлению идеалов знания, добра и красоты. |

| |Именно для предельных случаев концептуального рода и нужна Аристотелю |

| |категория «Бог» - в качестве «Перводвигателя», «Первопричины», |

| |«Энтелехии» и др. |

| |Как и у Платона, материя сама по себе есть ничто, но в человеческом |

| |дискурсе это «первое подлежащее каждой вещи», способное превратиться в |

| |любую вещь; в философии Аристотеля материя - это вид бытия, обладающего |

| |10 признаками. |

| |Идеи существуют сами по себе и не нуждаются ни в материи, ни в вещах; по|

| |Аристотелю, форма и материя неразделимы: нет материи без формы, как нет |

| |и формы без материи. |

| |«Первая» философия - Теология. |

| |Атомы, вихрями двигаясь в пустоте, соединяются и разделяются друг с |

| |другом, зацепляясь и воздействуя один на других соприкосновением и |

| |толчком. Так вещи возникают и разрушаются, обмениваясь своими атомами. |

| |Тела сложные, т. к. состоят из атомов, между которыми есть пустоты. |

| |Атомы же, напротив, просты, ни частей, ни пустот внутри себя не имеют. |

| |Именно поэтому их нельзя раздробить. |

| |В любой вещи присутствуют крупицы земли, воздуха, |

| |воды и огня, объединяющиеся в семени. |

| |Натурфилософские проблемы - это логически взаимосвязанные вопросы о |

| |естественных (природных) причинах наблюдаемых метаморфоз. |

| |"Гомеомерии" - подобочастные, инвариантные. |

| |Атомы и пустота: о существовании атомов можно заключить, наблюдая |

| |движение пылинок в солнечном луче; о существовании пустоты - из фактов |

| |разрезания, размельчения, деформации твердых тел, а также из возможности|

| |их перемещения в среде. |

| |Природные взаимодействия сами по себе приводят к установлению более |

| |сбалансированных и пропорциональных соотношений между вещами - к росту |

| |гармонии среди всего сущего. |

| |От хаотического состояния он приходит ко все большему порядку, которому |

| |имманентна необходимость и причинность. |

| |Огонь - самое динамическое, наблюдаемое и активное начало, способное к |

| |самосохранению. |

| |Душа имеет чувственные побуждения и аффекты, ставящие её в зависимость |

| |от вещей; для большинства людей, управляемых собственными страстями, |

| |производство и потребление материальных благ становится их жизненным |

| |уделом. |

| |Она занимает промежуточное положение между двумя мирами и поэтому |

| |наделяется свойствами обоих. Это обстоятельство и делает возможными |

| |переходы между двумя мирами. |

| |Различие состоит в соотношении (пропорциях) между материей и формой: чем|

| |совершеннее вещь, тем меньше в ней материи (потенциально |

| |неопределённого) и тем больше в ней актуально уже реализованного, т.е. |

| |вполне определённого (формы). |

| |Число (мера) и гармония. |

| |Общим вектором устремлений людей, а равно и природы в целом, является |

| |состояние атараксии - покоя, безмятежности и невозмутимости, или апатии |

| |-индифферентности к добру и злу, к истине или заблуждению. |

| |Мельчайшие, неделимые (подобно атомам), но одушевленные частицы - |

| |"логои" могут сгущаться, образуя тела, и рассеиваться в мировом океане. |

| |Подобно тому, как некогда распался на "логои" единый и изначально |

| |разумный мировой Огонь. |

| |Необходимость, характерная для факта восприятия, обеспечивается |

| |благодаря физическому воздействию на органы чувств отделяющихся от вещей|

| |«идолов» -материальных копий; последующая фиксация в душе этих копий |

| |влечет появление устойчивых образов. |

| |Семя в потенции заключает в себе зачатки свойств будущей вещи; атомы |

| |безжизненны и обладают лишь формой, размером и расположением в пустоте |

| |относительно друг друга. Кроме того, они могут перемещаться, толкаться и|

| |сцепляться. |

| |Трем составляющим души соответствуют три сословия в обществе, а также |

| |три космические силы: идея, материя и мировая душа. |

| |Идеи бестелесны, не имеют чувственных качеств (запаха, цвета и т.п.), не|

| |доступны восприятию органами чувств, не имеют пространственной и |

| |временной локализации и других параметров, неизменны и вечны. В |

| |платоновской философии они предстают как прообразы вещей, своего рода |

| |«порождающие модели» для всех вещей одного и того же класса. |

| |В природе все совершается по законам динамической зависимости. Однако |

| |последняя, помимо доминирующей тенденции, всегда сопряжена со случайными|

| |отклонениями или погрешностями. Они происходят регулярно в силу |

| |случайных отклонений атомов от вертикальной траектории. Эти спонтанные |

| |отклонения, накапливаясь в сложных телах, приводят к появлению |

| |альтернативных вариантов, выбор из которых и составляет суть |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты