| |которых связываются в семени конкретной вещи |
| |Жизнь человека должна быть разумной, т. е. согласной с Разумом, и |
| |естественной, |
| |т. е. согласной с природой. |
| |Открывающийся философу мир-един, однороден, неизменен и самодостаточен. |
| |Упраздняется Бог как творец всего сущего: если любая вещь может |
| |возникнуть |
| |естественным путём, то зачем тогда творец? |
| |По большей части (растительной и животной) душа человека смертна; |
| |исключение делается однако для самой высшей части души - разумной, |
| |которая безлична и бестелесна. Эта часть души предстает в виде логики и |
| |научного |
| |знания. |
| |"Бог вначале сформировал материю в виде цельных, массивных, твердых, |
| |непроницаемых, движущихся частиц, которые настолько устойчивы, что |
| |никогда не изнашиваются и не распадаются на части. Из факта |
| |существования мира следует, что изменения материальных вещей могут быть |
| |приписаны единственно расщеплению и установлению новых связей и движений|
| |этих вечных частиц". |
| |И. Ньютон |
| |Неделимые, неизменные, простые, неуничтожимые и несотворимые, неощутимые|
| |и движущиеся по пустотам частицы тел; тела же, будучи сцеплениями |
| |множества атомов, благодаря тонким истечением с их поверхности "копий", |
| |вызывают в нас различные ощущения. |
| |Архитектор мира - Демиург создал посредством смешения Идей с |
| |бесформенной материей мировую Душу, т.е. создал «одушевлённую» материю, |
| |способную к развитию; из неё и произошли все тела. |
| |Таковая возможность допускается Аристотелем для двух предельных случаев,|
| |а именно, когда речь идет о Боге и когда говорят о бессмертной части |
| |души - о человеческом Разуме. И то, и другое - суть "чистые" формы. |
| |Таким образом, "чистые" формы - это идеализированные объекты мышления = |
| |абстракции. |
| |Форма вещи, взятая в качестве цели, влечёт ряд изменений в направлении к|
| | |
| |финалу. |
| |Пифагорейский термин «космос» означал порядок. В целом же для античной |
| |философии под этим словом разумелась открытая наблюдению среда обитания |
| |человека или эмпирически известные сферы жизненных отправлений индивида:|
| |природная среда, государство-полис и микрокосм душевной жизни. |
| |Это истечение, излучение, ступенчатый переход от всереальнейшей и |
| |всесовершенной сущности - некой абсолютной полноты бытия (Бога, Блага, |
| |Единения и т.п.), - к менее совершенным ступеням или формам (вещам, |
| |животным, человеческим расам и т. д.). |
| |Они опровергают, по мнению Зенона, учение Эмпедокпа о множественности |
| |начал, а также тезис Гераклита «Все течет». И то, и другое присуще |
| |только миру видимости, а не подлинному бытию. |
| |Парменидовские миры неравноправны и несовместимы друг с другом. Мир |
| |видимости выступает как реальность лишь в силу того, что многим людям не|
| |дано прорваться в умопостигаемый мир. Безусловной реальностью обладает |
| |лишь умопостигаемый мир, но из него нет пути назад - чувственно данная |
| |конкретика вещей не выводима из структур умопостигаемого мира. Выбор |
| |между бытием и не-бытием и должны сделать сами люди, поскольку они |
| |мыслят. |
| |В целом - это вселенский Разум, который привел в целесообразный порядок |
| |хаотическое множество гомеомерий; но это вместе с тем и присущее вещам |
| |их качественное своеобразие. |
| |Вопрос об архе, т.е. о первоматерии (первовеществе, первоначале) как об |
| |истинно сущем. Признаки архе: прямо или опосредованно воздействует на |
| |органы чувств; не возникает и не уничтожается; служит исходным |
| |материалом для прочего многообразия вещей. |
| |Все они стремятся к совершенствованию, одухотворению, воплощению в себе |
| |идеального; к осуществлению идеалов знания, добра и красоты. |
| |Именно для предельных случаев концептуального рода и нужна Аристотелю |
| |категория «Бог» - в качестве «Перводвигателя», «Первопричины», |
| |«Энтелехии» и др. |
| |Как и у Платона, материя сама по себе есть ничто, но в человеческом |
| |дискурсе это «первое подлежащее каждой вещи», способное превратиться в |
| |любую вещь; в философии Аристотеля материя - это вид бытия, обладающего |
| |10 признаками. |
| |Идеи существуют сами по себе и не нуждаются ни в материи, ни в вещах; по|
| |Аристотелю, форма и материя неразделимы: нет материи без формы, как нет |
| |и формы без материи. |
| |«Первая» философия - Теология. |
| |Атомы, вихрями двигаясь в пустоте, соединяются и разделяются друг с |
| |другом, зацепляясь и воздействуя один на других соприкосновением и |
| |толчком. Так вещи возникают и разрушаются, обмениваясь своими атомами. |
| |Тела сложные, т. к. состоят из атомов, между которыми есть пустоты. |
| |Атомы же, напротив, просты, ни частей, ни пустот внутри себя не имеют. |
| |Именно поэтому их нельзя раздробить. |
| |В любой вещи присутствуют крупицы земли, воздуха, |
| |воды и огня, объединяющиеся в семени. |
| |Натурфилософские проблемы - это логически взаимосвязанные вопросы о |
| |естественных (природных) причинах наблюдаемых метаморфоз. |
| |"Гомеомерии" - подобочастные, инвариантные. |
| |Атомы и пустота: о существовании атомов можно заключить, наблюдая |
| |движение пылинок в солнечном луче; о существовании пустоты - из фактов |
| |разрезания, размельчения, деформации твердых тел, а также из возможности|
| |их перемещения в среде. |
| |Природные взаимодействия сами по себе приводят к установлению более |
| |сбалансированных и пропорциональных соотношений между вещами - к росту |
| |гармонии среди всего сущего. |
| |От хаотического состояния он приходит ко все большему порядку, которому |
| |имманентна необходимость и причинность. |
| |Огонь - самое динамическое, наблюдаемое и активное начало, способное к |
| |самосохранению. |
| |Душа имеет чувственные побуждения и аффекты, ставящие её в зависимость |
| |от вещей; для большинства людей, управляемых собственными страстями, |
| |производство и потребление материальных благ становится их жизненным |
| |уделом. |
| |Она занимает промежуточное положение между двумя мирами и поэтому |
| |наделяется свойствами обоих. Это обстоятельство и делает возможными |
| |переходы между двумя мирами. |
| |Различие состоит в соотношении (пропорциях) между материей и формой: чем|
| |совершеннее вещь, тем меньше в ней материи (потенциально |
| |неопределённого) и тем больше в ней актуально уже реализованного, т.е. |
| |вполне определённого (формы). |
| |Число (мера) и гармония. |
| |Общим вектором устремлений людей, а равно и природы в целом, является |
| |состояние атараксии - покоя, безмятежности и невозмутимости, или апатии |
| |-индифферентности к добру и злу, к истине или заблуждению. |
| |Мельчайшие, неделимые (подобно атомам), но одушевленные частицы - |
| |"логои" могут сгущаться, образуя тела, и рассеиваться в мировом океане. |
| |Подобно тому, как некогда распался на "логои" единый и изначально |
| |разумный мировой Огонь. |
| |Необходимость, характерная для факта восприятия, обеспечивается |
| |благодаря физическому воздействию на органы чувств отделяющихся от вещей|
| |«идолов» -материальных копий; последующая фиксация в душе этих копий |
| |влечет появление устойчивых образов. |
| |Семя в потенции заключает в себе зачатки свойств будущей вещи; атомы |
| |безжизненны и обладают лишь формой, размером и расположением в пустоте |
| |относительно друг друга. Кроме того, они могут перемещаться, толкаться и|
| |сцепляться. |
| |Трем составляющим души соответствуют три сословия в обществе, а также |
| |три космические силы: идея, материя и мировая душа. |
| |Идеи бестелесны, не имеют чувственных качеств (запаха, цвета и т.п.), не|
| |доступны восприятию органами чувств, не имеют пространственной и |
| |временной локализации и других параметров, неизменны и вечны. В |
| |платоновской философии они предстают как прообразы вещей, своего рода |
| |«порождающие модели» для всех вещей одного и того же класса. |
| |В природе все совершается по законам динамической зависимости. Однако |
| |последняя, помимо доминирующей тенденции, всегда сопряжена со случайными|
| |отклонениями или погрешностями. Они происходят регулярно в силу |
| |случайных отклонений атомов от вертикальной траектории. Эти спонтанные |
| |отклонения, накапливаясь в сложных телах, приводят к появлению |
| |альтернативных вариантов, выбор из которых и составляет суть |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9