| |человеческой свободы |
| |Наряду с 4-мя стихиями нужны еще силы, приводящие их в движение: любовь |
| |и вражда. Одна сила притягивает элементы друг к другу, другая же - |
| |отторгает их. |
| |Сама по себе «чистая» материя - есть ничто, так как всякое «что» есть |
| |нечто определённое, существует лишь благодаря своему понятию или идее. |
| |Материя -это бескрайнее поле для воплощения разнообразных идей; лишь |
| |благодаря своему браку с идеями оно обретает свою определённость, |
| |становится «чем-то». |
| |«Телос» - цель, то есть то, ради чего создаётся и служит определённая |
| |вещь. Расширительно «цель» - быть полезным, существовать для чего-либо. |
| |«Телеология» - учение о целесообразном порядке мира, при котором каждая |
| |вещь имеет своё место и свою цель. Часто термин «телеология» означает |
| |логику вещей, задаваемую целеустремлённостью субъекта (целевая |
| |причинность). |
| |Количественный рост элементов в семени приводит к разделению и смешению |
| |семян в конкретные органы, из органов образуются тела. |
| |Каждая вещь имеет свою материю и душу. Материя тел непрерывна. Твёрдые |
| |тела получаются путём сгущения материи и состоят из пластинок - |
| |треугольников, соединяющихся друг с другом в правильные многогранники. |
| |Значит, вещь не имеет ничего общего ни с атомами, ни с пустотой (vs |
| |Демокрита). Как отдельной вещью, так и всей их совокупностью управлять |
| |отныне будет лишь гармония (как и у Пифагора). |
| |Богов следует признавать не из - за страха перед ними, или надежды на |
| |бессмертие, а в силу почитания совершенства как такового. Будучи |
| |существами, лишенными человеческих слабостей, они ведут свою полную |
| |блаженства жизнь в межзвездных просторах; им сейчас стало обременительно|
| |вмешиваться и в жизнь людей, и в действие законов природы. |
| |Материя для разнообразных вещей - это геометрические фигуры: |
| |треугольники, квадраты, прямоугольники, кружочки и т. п. Из наложения |
| |друг на друга тонких пластин (фигур) образуются тела определенной |
| |(благодаря воздействию идеи) формы. Платоновские элементы мира - это |
| |чисто умозрительные конструкты, не имеющие никакой материальной начинки.|
| |Эмпедокл: "Неразумны те, ибо недалеко простираются их мысли, которые |
| |думают, что не бывшее прежде может возникнуть, или что нечто может |
| |совсем умереть и исчезнуть". Самозарождающиеся во влажном иле органы |
| |(головы, руки, желудки и т. п.) вначале блуждали отдельно; случайно |
| |сталкиваясь, они срастались и образовывали сложные гибриды; лучшие из |
| |них выживали и давали потомство, худшие - погибали. |
| |Общие понятия неизменны, а вещи изменчивы; следовательно, истинно сущее |
| |-бестелесно, как бестелесны и те отношения, которые постигаются |
| |мышлением. Вот это зримое лишь нашим умом бытие более совершенно, чем |
| |чувственно данный нам мир; оно более реально, чем марево исчезающих |
| |красок, теней и т. п. |
| |Целеполагание свойственно человеческому разуму, а не природе. В ней нет |
| |никаких целевых причин и никакого целенаправленно действующего разума. В|
| |природе все совершается по законам динамической зависимости, правда, с |
| |небольшими отклонениями ("клинаменами"). |
| |Материальная, формальная, динамическая и целевая причины. |
| |Это философия объективного идеализма: господствующий в мире порядок |
| |имеет духовную природу, но не является , однако, творением человеческой |
| |головы; в человеческом мышлении он лишь наиболее выразительно заявляет о|
| |себе. |
| |Термин означает то, что поистине, реально существует, - вещь как |
| |нераздельное единство материи и формы. |
| |Так как идеям сопутствуют понятия, мир идей устроен по иерархическому |
| |принципу - аналогично полной и совершенной системе понятий. |
| |Иерархическая система идей предполагает субординацию низших идей высшим.|
| |У Платона вся пирамида идей венчается высшей и всеобъемлющей идеей Блага|
| |(=Бога). |
| |Если мы живем разумно, то в нас развивается и обнаруживается мировой |
| |(божественный) дух, а мы сами становимся в чем - то подобны Богам. Душа |
| |человека - одно из звеньев мирового духа (разума или Бога). |
| |Огонь заключает в себе противоположности (холодного и горячего, твёрдого|
| |и газообразного и т.д.), переходящие друг в друга. «Всё в мире |
| |совершается через борьбу и по необходимости» Гераклит. |
| |Универсальной причиной всех перемен мыслится чисто механическое |
| |движение. Присущая ему необходимость исключает как случайность ("- |
| |выдумка глупцов для оправдания собственного невежества") так и |
| |целесообразность (камень не стремится угодить именно в голову, даже если|
| |последняя этого и заслуживает). |
| |Мир идей довлеет себе, первичен и самодостаточен; мир вещей зависим от |
| |него, вторичен, «подражает» ему как образцу и хочет, но не может |
| |достигнуть своего идеала. Мир идей - совершенное бытие, мир вещей - |
| |несовершенное, так как они вечно «текут», становятся, существуют и |
| |вместе с тем перестают существовать. |
| |Форма вещи есть и её непосредственная данность субъекту в актах |
| |восприятия, и её внутренняя предопределённость к сохранению или развитию|
| |(вид или эйдос вещи). |
| |Континуум развития всего сущего (=диапазон совершенства) задаётся снизу |
| |категорией «материя» и категорией «чистая актуальность» - сверху; первой|
| |придаётся смысл «Ничто»; второй - «Бог» (в религиозных терминах). |
| |Благодаря свойствам атомов (тяжесть?) изначально лишь вихревые движения |
| |атомов сами собой упорядочивались - происходило вращение, сгущение, |
| |разогревание, уплотнение и дифференциация агрегатов атомов. |
| |Всему присуще стремление к совершенству; к тому, чтобы «уподобиться» |
| |идеям, максимально воплотить их в себе. |
| |Это космический эрос как порыв к продолжению жизни, к слиянию с |
| |предметом своих вожделений (идеалом). Космическая плоть (материя) |
| |стремится самоутвердиться через уподобление идеалу и обретение |
| |совершенных форм. |
| |Это делимые до бесконечности части тел, каждая из которых обладает |
| |качествами наблюдаемых, однородных тел (качествами воды, земли, золота, |
| |кости, мяса, рыбы и т. п.). |
| |Процесс обратный эманации - есть эволюция. Суть - восхождение по |
| |ступеням иерархии от менее совершенных форм к более совершенным (от |
| |множественности к единому, от материального к духовному, от тварного и |
| |вторичного к творящему, первоначальному). |
| |10 признаками: 1) данность как факт или допускаемая разумом возможность;|
| |2) качество; 3) число; 4) отношение обладания (иметь или не иметь); 5) |
| |место; 6) длительность; 7) состояние (движение или покой); 8) действие; |
| |9) страдание; 10) направление перемен. |
| |Всякая вещь есть процесс, включающий в себя становление, бытие и гибель;|
| |она существует в своей внешней определённости и одновременно не |
| |существует по своей тенденции; всё сущее ранее не существовало и |
| |обречено умереть. |
Раздел II. Гносеология и психология.
|№п/п |Ответы |
| |Приобщится душой к Богу человек может в исключительных случаях, "когда |
| |он оказывается в состоянии сверхумного экстаза". Именно тогда в |
| |истерзанную сомнениями и страданиями душу и проливается божественный |
| |свет. С этого момента его одолевает стремление быть подобным Богу. |
| |Повторяющиеся впечатления фиксируются в душе и, благодаря наложению их |
| |друг на друга, образуют "ядро" понятия, которое в последующем начинает |
| |"рассказываться" словами. |
| |Так как нравственный канон первоначально рождается в душе индивида (как |
| |некий укор совести!), то, познавая самого себя, я обретаю ключ к |
| |расшифровке мотива поступков других людей, а, наблюдая жизнь во всех её |
| |проявлениях, я обретаю ясность в отношении собственных мотивов. |
| |Вызревающее таким путём понятие о каноне затем обретает свою |
| |общезначимую формулировку посредством обсуждения (диалога). |
| |Возможность подобных знаний следует признать. Всякое знание начинается с|
| |опыта, но не всякое знание целиком выводимо из опыта. Возможно и такое |
| |знание, источником которого является не опыт (мириады сенсорных фактов),|
| |а сам Разум. Именно подобные знания дают начало наукам и могут стать |
| |предметом разнообразных доказательств. |
| |Это происходит по явному недоразумению. Трудно осознать тот факт, что |
| |собственную смерть установить никто не может. Когда мы есть, то смерти |
| |нет для нас; когда же наступает смерть, то нас уже нет для нее. "Смерти |
| |нет, ребята!" |
| |Познание природы, ее устройства и законов, а так же оценка переживаний с|
| |точки зрения их ценности, значения и последствий. |
| |Мотивы человеческого действия весьма разнообразны: потребности, |
| |страсти, желания, склонности, эмоции и интересы. |
| |Мудрость - добродетель разума, мужество - добродетель воли, умеренность |
| |- добродетель страстей. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9