| |Каждая из стадий («влечение», «влюблённость», |
| |«сотрудничество», |
| |«божественная любовь») пронизана стремлением к идеалу. |
| |1.Женщина и мужчина - каждый ищет свою половину. |
| |2.Отождествление избранника с идеалом делает обе половины |
| |слепыми к |
| |недостаткам друг друга. |
| |3.Распределение семейных обязанностей в соответствии с талантами делает |
| |супругов незаменимыми друг для друга. |
| |4.Любовь сбрасывает свою половую определённость и становится стремлением|
| |к |
| |вечной красоте и совершенству. |
| |Опыт, искусство, наука. Знание о частном и общем. Практическое и |
| |теоретическое знание. Знание вероятное и достоверное (доказательное). |
| |Чтобы можно было знать вещь в ее общих свойствах, независимых от |
| |чувственной модальности ощущений, т.е. чтобы знать вещь как таковую, а |
| |не простой набор разнообразных чувственных качеств (красноты, кислоты, |
| |шаровидности и т. п.). |
| |Субстанцией нашего "Я" являются ощущения; устраните ощущения - и угаснет|
| |"Я";-и дифференцированные прежде ощущения сольются в сплошной поток |
| |чувственности. |
| |Платон полагал, что внутренний мир человека - это общежитие трёх разных |
| |душ - аффективной, мужественной и разумной; доминирование одной из них |
| |определяет принадлежность человека к одному из трёх социальных классов. |
| |Аристотель членил психику на три части: растительная душа (регулятор |
| |процессов роста и размножения), животная душа (регулятор поведенческих |
| |актов) и разумная душа (регулятор взаимодействий между людьми). |
| |Цицерон склоняется к мысли о том, что наиболее общие понятия (категории)|
| |включают в себя опыт предков, передаваемый генетическим способом - это |
| |"врожденные впечатления души". |
| |Эмпиризм: из знания фактов складывается общечеловеческий опыт, из опыта |
| |рождаются идеи. |
| |Причины страдания-невежество, неразумие, предрассудки, |
| |страх перед неопределенностью. |
| |В зависимости от достигнутой степени совершенства, чистоты и |
| |раскрепощенности от чувственных телесных побуждений Душа переходит в |
| |другой организм - либо высший, либо низший, - и через множество |
| |инкарнаций возвращается в мир идей. |
| |Главным объектом критики Аристотелем Платона был тезис о |
| |самостоятельном, изолированном от вещного мира существовании мира идей. |
| |Идеям необходимо найти место среди мира фактов. |
| |Идеальная - Разум, состоящий из идей. Он должен направлять |
| |Волю на предметные действия и совместно с Волей обуздывать Страсти. |
| |Преобладание в индивидуальной душе "золота", "серебра" или |
| |"меди" -основание для причисления индивида к определенному классу. |
| |По Аристотелю, поведением человека руководят две детерминанты: 1) |
| |обычные действия направляются чувствами и идеями; 2) поступками же |
| |руководят волевые привычки. |
| |Разум как способность человека мыслить все, в том числе и самого себя, и|
| |свои ментальные образования (восприятия и мысли, чувства и эмоции). |
| |Разум полагается эпицентром (целью) всех живых отправлений индивида - |
| |рождения, деятельности, обучения, самосовершенствования и т. п. |
| |"Без воплощенья в ином - мысли тебе не найти" - Парменид. Собственная |
| |мысль может стать объектом исследования только при том условии, если она|
| |сформулирована словами. Когда она становится понятной адресату, тогда и |
| |ее автор обретает понятийное видение сказанного. Невысказанная мысль - |
| |аморфна, изменчива, фрагментарна и туманна. Но мысль изреченная - есть |
| |ложь (Тютчев),если не связывать ее с конкретикой совместного с адресатом|
| |бытия. Итак, речь как осознание мысли дает начало логической организации|
| |наших высказываний, а речь как поступок - этической организации общения.|
| |В любой данный момент предмет мысли есть лишь содержание нашей мысли о |
| |предмете, и, наоборот, мыслимый нами предмет и есть реально существующий|
| |для нас предмет. (Принцип тождества мышления и бытия). |
| |Наперекор рационалистической традиции, заложенной парменидовским |
| |принципом, выступали Киркегор, Шопенгауэр и Ницше (19в.). «Всё |
| |действительное - неразумно, всё разумное - недействительно.»- С. |
| |Киркегор; «Чувственно воспринимаемый мир - создание интеллекта; бытие же|
| |«в себе» разумом не познаваемо!»- А. Шопенгауэр. «То, что может быть |
| |мыслимо, наверняка есть фикция, »- Ф. Ницше. |
| |Гармоническая душа, сопряжённая с достойным образом жизни данного |
| |человека, переходит в более совершенное тело и наслаждается счастливой |
| |жизнью; поражённая пороками душа переходит в тела животных и вынуждена |
| |довольствоваться скотским образом жизни. |
| |От тел отделяются их тонкие подобия - "эйдолы", которые, проникая через |
| |органы чувств в тело, производят в нас восприятие вещей. |
| |Опыт наблюдений и размышлений. |
| |В сущности, это процесс припоминания того, что душа ранее уже поимела, |
| |пребывая в мире идей. Мысленное восхождение к сущности вещи, толчок к |
| |которому даёт чувственное восприятие внешних вещей, есть процесс |
| |дискурсивного воссоздания в сознании некоторых глубинных содержаний |
| |самой человеческой души. |
| |До своего «падения» в тело Душа находилась в мире идей и все их близко |
| |сопереживала (интим!). Поэтому главное и существенное она уже знала до |
| |встречи с объектом познания (априори), нужно лишь восстановить это и |
| |очистить от эмоциональных наслоений. |
| |Разум заключён в голове, Воля - в сердце (груди), вожделения - в животе |
| |и ниже. |
| |«Идея» - это одновременно и истина, и идеал. Благодаря первому |
| |определению идею можно отождествить с сущностью вещи, а благодаря |
| |второму идея может непосредственно воздействовать на вещи. |
| |Удивление, смутное чувство, что здесь что-то не так, даёт импульс для |
| |особого рода деятельности - познания. Чувственность озадачивает, разум |
| |ищет ответы. |
| |Принимая во внимание, что сущность каждого человека обнаруживается в его|
| |личности, а последняя есть некий индивидуальный проект человека вообще, |
| |можно сказать, что индивидуальная душа есть «падшая» в тело Идея |
| |человека, испорченная плотскими аффектами и обременённая бытейскими |
| |заботами. Но она не утратила своей тяги к совершенству, к полёту в |
| |вечное, к тому, что дорогого стоит. |
| |Главная роль отводится Душе, т.к. ей изначально присуще стремление к |
| |познанию и благу. Расшифровывая чувственную информацию, Душа вдруг |
| |«узнаёт» в вещи её сущность, родственную её собственным потаённым |
| |интенциям. |
| |«Есть желания естественные и необходимые; есть желания естественные, но |
| |не необходимые, и, наконец, есть желания и не естественные и не |
| |необходимые. Богатство, требуемое природой, ограничено и легко |
| |достигаемо, а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до |
| |бесконечности». (Эпикур). |
| |Разум выделяет в показаниях разных органов чувств общие свойства вещи и |
| |тем самым обретает возможность различить ощущаемое (саму вещь) и |
| |ощущение (образ вещи). Выделив вещь как нечто вне и независимо от нас |
| |существующее, разум обретает сверх того возможность знать различие |
| |сладкого и белого как различие моих собственных ощущений, поставляемых |
| |разными органами чувств. Иначе говоря, благодаря разуму чувственная |
| |информация становится знанием и вещей, и моих собственных ощущений. |
| |Это то, что обеспечивает функциональную целостность здорового организма |
| |вопреки действию возмущающих факторов; что сохраняет индивида в |
| |изменяющемся мире; что предопределяет самосовершенствование субъекта |
| |через постановку и достижение целей. Всё это обозначается термином |
| |«энтелехия». Суть человеческой души - энтелехия. |
| |Стоики полагают что существуют две реципрокные пары аффектов: |
| |удовольствие - неудовольствие, страх - вожделение. Все они вредны, |
| |поэтому нужно учиться их сдерживать и ставить под контроль. Иначе их |
| |сила заглушит голос разума и выльется в поступки постыдные и |
| |предосудительные. Получается, что эмоции хоть и естественное, но |
| |неразумное. |
| |Душа бестелесна, внепространственна, движет и одушевляет тело. Стремится|
| |к идеалам красоты, добра и справедливости, способна постигать истину. |
| |Проблема истины (как разорвать путы чувственности?) и её критерия (сила |
| |предрассудков большинства кажется неодолимой). |
| |Во - первых, сомневаться в каком - либо частном мнении, значит допускать|
| |для него возможность быть истинным. Во - вторых, высказывать сомнение по|
| |тому или иному поводу, значит навязывать аудитории предпочтение к |
| |обратной позиции. Ни к тому, ни к другому скептик не стремится. Пусть |
| |каждый остается при своем мнении, каждое из которых равно далеко отстоит|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9