Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии

| |Каждая из стадий («влечение», «влюблённость», |

| |«сотрудничество», |

| |«божественная любовь») пронизана стремлением к идеалу. |

| |1.Женщина и мужчина - каждый ищет свою половину. |

| |2.Отождествление избранника с идеалом делает обе половины |

| |слепыми к |

| |недостаткам друг друга. |

| |3.Распределение семейных обязанностей в соответствии с талантами делает |

| |супругов незаменимыми друг для друга. |

| |4.Любовь сбрасывает свою половую определённость и становится стремлением|

| |к |

| |вечной красоте и совершенству. |

| |Опыт, искусство, наука. Знание о частном и общем. Практическое и |

| |теоретическое знание. Знание вероятное и достоверное (доказательное). |

| |Чтобы можно было знать вещь в ее общих свойствах, независимых от |

| |чувственной модальности ощущений, т.е. чтобы знать вещь как таковую, а |

| |не простой набор разнообразных чувственных качеств (красноты, кислоты, |

| |шаровидности и т. п.). |

| |Субстанцией нашего "Я" являются ощущения; устраните ощущения - и угаснет|

| |"Я";-и дифференцированные прежде ощущения сольются в сплошной поток |

| |чувственности. |

| |Платон полагал, что внутренний мир человека - это общежитие трёх разных |

| |душ - аффективной, мужественной и разумной; доминирование одной из них |

| |определяет принадлежность человека к одному из трёх социальных классов. |

| |Аристотель членил психику на три части: растительная душа (регулятор |

| |процессов роста и размножения), животная душа (регулятор поведенческих |

| |актов) и разумная душа (регулятор взаимодействий между людьми). |

| |Цицерон склоняется к мысли о том, что наиболее общие понятия (категории)|

| |включают в себя опыт предков, передаваемый генетическим способом - это |

| |"врожденные впечатления души". |

| |Эмпиризм: из знания фактов складывается общечеловеческий опыт, из опыта |

| |рождаются идеи. |

| |Причины страдания-невежество, неразумие, предрассудки, |

| |страх перед неопределенностью. |

| |В зависимости от достигнутой степени совершенства, чистоты и |

| |раскрепощенности от чувственных телесных побуждений Душа переходит в |

| |другой организм - либо высший, либо низший, - и через множество |

| |инкарнаций возвращается в мир идей. |

| |Главным объектом критики Аристотелем Платона был тезис о |

| |самостоятельном, изолированном от вещного мира существовании мира идей. |

| |Идеям необходимо найти место среди мира фактов. |

| |Идеальная - Разум, состоящий из идей. Он должен направлять |

| |Волю на предметные действия и совместно с Волей обуздывать Страсти. |

| |Преобладание в индивидуальной душе "золота", "серебра" или |

| |"меди" -основание для причисления индивида к определенному классу. |

| |По Аристотелю, поведением человека руководят две детерминанты: 1) |

| |обычные действия направляются чувствами и идеями; 2) поступками же |

| |руководят волевые привычки. |

| |Разум как способность человека мыслить все, в том числе и самого себя, и|

| |свои ментальные образования (восприятия и мысли, чувства и эмоции). |

| |Разум полагается эпицентром (целью) всех живых отправлений индивида - |

| |рождения, деятельности, обучения, самосовершенствования и т. п. |

| |"Без воплощенья в ином - мысли тебе не найти" - Парменид. Собственная |

| |мысль может стать объектом исследования только при том условии, если она|

| |сформулирована словами. Когда она становится понятной адресату, тогда и |

| |ее автор обретает понятийное видение сказанного. Невысказанная мысль - |

| |аморфна, изменчива, фрагментарна и туманна. Но мысль изреченная - есть |

| |ложь (Тютчев),если не связывать ее с конкретикой совместного с адресатом|

| |бытия. Итак, речь как осознание мысли дает начало логической организации|

| |наших высказываний, а речь как поступок - этической организации общения.|

| |В любой данный момент предмет мысли есть лишь содержание нашей мысли о |

| |предмете, и, наоборот, мыслимый нами предмет и есть реально существующий|

| |для нас предмет. (Принцип тождества мышления и бытия). |

| |Наперекор рационалистической традиции, заложенной парменидовским |

| |принципом, выступали Киркегор, Шопенгауэр и Ницше (19в.). «Всё |

| |действительное - неразумно, всё разумное - недействительно.»- С. |

| |Киркегор; «Чувственно воспринимаемый мир - создание интеллекта; бытие же|

| |«в себе» разумом не познаваемо!»- А. Шопенгауэр. «То, что может быть |

| |мыслимо, наверняка есть фикция, »- Ф. Ницше. |

| |Гармоническая душа, сопряжённая с достойным образом жизни данного |

| |человека, переходит в более совершенное тело и наслаждается счастливой |

| |жизнью; поражённая пороками душа переходит в тела животных и вынуждена |

| |довольствоваться скотским образом жизни. |

| |От тел отделяются их тонкие подобия - "эйдолы", которые, проникая через |

| |органы чувств в тело, производят в нас восприятие вещей. |

| |Опыт наблюдений и размышлений. |

| |В сущности, это процесс припоминания того, что душа ранее уже поимела, |

| |пребывая в мире идей. Мысленное восхождение к сущности вещи, толчок к |

| |которому даёт чувственное восприятие внешних вещей, есть процесс |

| |дискурсивного воссоздания в сознании некоторых глубинных содержаний |

| |самой человеческой души. |

| |До своего «падения» в тело Душа находилась в мире идей и все их близко |

| |сопереживала (интим!). Поэтому главное и существенное она уже знала до |

| |встречи с объектом познания (априори), нужно лишь восстановить это и |

| |очистить от эмоциональных наслоений. |

| |Разум заключён в голове, Воля - в сердце (груди), вожделения - в животе |

| |и ниже. |

| |«Идея» - это одновременно и истина, и идеал. Благодаря первому |

| |определению идею можно отождествить с сущностью вещи, а благодаря |

| |второму идея может непосредственно воздействовать на вещи. |

| |Удивление, смутное чувство, что здесь что-то не так, даёт импульс для |

| |особого рода деятельности - познания. Чувственность озадачивает, разум |

| |ищет ответы. |

| |Принимая во внимание, что сущность каждого человека обнаруживается в его|

| |личности, а последняя есть некий индивидуальный проект человека вообще, |

| |можно сказать, что индивидуальная душа есть «падшая» в тело Идея |

| |человека, испорченная плотскими аффектами и обременённая бытейскими |

| |заботами. Но она не утратила своей тяги к совершенству, к полёту в |

| |вечное, к тому, что дорогого стоит. |

| |Главная роль отводится Душе, т.к. ей изначально присуще стремление к |

| |познанию и благу. Расшифровывая чувственную информацию, Душа вдруг |

| |«узнаёт» в вещи её сущность, родственную её собственным потаённым |

| |интенциям. |

| |«Есть желания естественные и необходимые; есть желания естественные, но |

| |не необходимые, и, наконец, есть желания и не естественные и не |

| |необходимые. Богатство, требуемое природой, ограничено и легко |

| |достигаемо, а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до |

| |бесконечности». (Эпикур). |

| |Разум выделяет в показаниях разных органов чувств общие свойства вещи и |

| |тем самым обретает возможность различить ощущаемое (саму вещь) и |

| |ощущение (образ вещи). Выделив вещь как нечто вне и независимо от нас |

| |существующее, разум обретает сверх того возможность знать различие |

| |сладкого и белого как различие моих собственных ощущений, поставляемых |

| |разными органами чувств. Иначе говоря, благодаря разуму чувственная |

| |информация становится знанием и вещей, и моих собственных ощущений. |

| |Это то, что обеспечивает функциональную целостность здорового организма |

| |вопреки действию возмущающих факторов; что сохраняет индивида в |

| |изменяющемся мире; что предопределяет самосовершенствование субъекта |

| |через постановку и достижение целей. Всё это обозначается термином |

| |«энтелехия». Суть человеческой души - энтелехия. |

| |Стоики полагают что существуют две реципрокные пары аффектов: |

| |удовольствие - неудовольствие, страх - вожделение. Все они вредны, |

| |поэтому нужно учиться их сдерживать и ставить под контроль. Иначе их |

| |сила заглушит голос разума и выльется в поступки постыдные и |

| |предосудительные. Получается, что эмоции хоть и естественное, но |

| |неразумное. |

| |Душа бестелесна, внепространственна, движет и одушевляет тело. Стремится|

| |к идеалам красоты, добра и справедливости, способна постигать истину. |

| |Проблема истины (как разорвать путы чувственности?) и её критерия (сила |

| |предрассудков большинства кажется неодолимой). |

| |Во - первых, сомневаться в каком - либо частном мнении, значит допускать|

| |для него возможность быть истинным. Во - вторых, высказывать сомнение по|

| |тому или иному поводу, значит навязывать аудитории предпочтение к |

| |обратной позиции. Ни к тому, ни к другому скептик не стремится. Пусть |

| |каждый остается при своем мнении, каждое из которых равно далеко отстоит|

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты