| |Разновидность риторики - спор ради победы над собеседником. |
| |1) Ограничить тему и задать вектор продвижения. 2) Преодолеть |
| |сопротивление (субъективизм, инерция привычек) другой стороны; 3) |
| |Обеспечить добровольный выход собеседника на нужный результат. |
| |Этос и Логос ритора, выделяя в первом деструктивные приемы и |
| |конструктивные правила, а во втором - общие принципы ведения диалога и |
| |их частные (операциональные) требования. |
| |По мнению Платона, в то время как другие люди всуе считают, будто они |
| |располагают знанием о том, что такое добродетель, благо, мудрость и т. |
| |д., Сократ - единственный, кто сознается в своем полном невежестве |
| |касательно этих понятий и старается найти концензус среди сограждан |
| |посредством строго организованного общения (диалога). |
| |"Риторика - это словесное искусство делать человека рабом по его |
| |собственной воле". (Горгий) |
| |"Прежде чем станешь вещать, научись же порядочно мыслить; книги |
| |философов могут тебя в том достойно наставить!" Квинт Гораций Флакк. |
| |Как принцип развития, так и принцип всеобщей взаимосвязи, введенные |
| |Гераклитом, выполняют важную мировоззренческую роль - позволяют исходить|
| |из имманентного самой природе порядка, упраздняя Бога как объяснительный|
| |принцип. Законы диалектической логики, впервые угаданные Гераклитом, |
| |являются предельно широкими по охвату рациональным способом всех |
| |возможных вариаций. Все, что допускает наш человеческий разум, не может |
| |выходить за пределы, полагаемые законами диалектики. За этими пределами |
| |-хаос, иррациональное, сумасшествие. Следовательно, структура мыслимого |
| |объекта не может не совпадать с модусами (законами) диалектической |
| |логики. |
| |Предметная и беспредметная спекуляция. Беспредметная спекуляция |
| |довольствуется комбинаторикой слов в соответствии с логикой здравого |
| |смысла и рече - язвиковыми нормами (" Материя - первое подлежащее всякой|
| |вещи".); предметная спекуляция ("диалектическая метода" - Платон) ставит|
| |своей задачей прорыв к экстралингвистическим реалиям - общественным |
| |связям или естественно - природной необходимости. |
| |В одну и ту же реку нельзя войти и один раз". - Кратил. Это утверждение |
| |выводится как из факта изменений объекта наблюдения, так и из факта |
| |преобразований в самом наблюдателе. Устраняя точку отсчета (момент |
| |устойчивости), можно любой предмет утопить в потоке изменений. В то |
| |время как диалектика полагает изменчивость и устойчивость соразмерными |
| |предмету познания, релятивизм абсолютизирует изменчивость всего сущего, |
| |привнося тем самым в картину субъективный произвол. |
| |Интроспекция - «Познай самого себя!» и спекуляция – «Узнай больше, чем |
| |сказано!». Фиксировать что и как происходит в собственной душе, когда, |
| |например, решают задачу, действительно необходимо при исследовании |
| |этических канонов или при создании науки логики. Судить с понятием и |
| |правильно заключать можно, лишь располагая достаточными знаниями о |
| |предмете и владея логикой. «Многознайство не делает человека умным». |
| |Гераклит |
Раздел IV. Этика и религия.
|№п/п |Ответы |
| |Неустанное превозмогание себя влечет отсутствие аффектов, способных |
| |выйти из-под контроля разума. |
| |"Жизнь вне поиска недостойна быть прожитой для человека". Апология |
| |Сократа |
| |Культура создаётся и служит для счастья и блаженства людей - разумный |
| |человек должен стремиться к освоению достижений культуры; гедонизм |
| |сводит счастье человека к получению чувственных удовольствий, а |
| |эвдемонизм видит счастье в спокойном и радостном расположении духа; обе |
| |отвергаемые Аристотелем крайности зацикливаются на благополучии |
| |индивида, эвдемонизм же поднимается до признания благополучия и других |
| |людей равного собственному благополучию. В силу этого мы от некоторых |
| |удовольствий вынуждены отказываться. |
| |Страдание преодолевается опять-таки на путях познания - нужно |
| |разобраться в истинных причинах наших страхов и неудовольствий. |
| |Добродетели этические и дианоэтические. Первые - это умение правильно |
| |поступать, т. е. добродетели практические; вторые - это способность |
| |проникать в ситуацию и правильно мыслить, а также принимать решения со |
| |знанием дела, т.е. добродетели теоретические. |
| |Утоляемая посредством акта жажда жизни дарит нам радость открытия |
| |нового, неизведанного. Что найдешь на дне бутылки, кроме познания? |
| |Следовательно, в конечном счете, высшее удовольствие не в |
| |физиологическом состоянии опьянения, а в приращении знания; это |
| |удовольствие от познания, т. е. духовная радость. |
| |Приобретаемая посредством упражнения способность разума определять и во |
| |всём придерживаться «золотой середины». |
| |Сначала они считали материальные блага искушением на пути к |
| |добродетельной, разумной жизни, так как именно из-за них и разгораются |
| |страсти в обществе. Затем стали исповедовать безразличие к ним. В итоге |
| |же признали, что некоторые блага могут способствовать росту добродетели.|
| |Два разных жизненных подхода: один ориентирует на поиск удовольствий |
| |(Жги!), другой - на сокращение даже естественных нужд - «Лучше умереть, |
| |чем наслаждаться!» |
| |В изживании ложных желаний и потребностей, в несуетности и простоте |
| |образа жизни («назад к природе!»), в наслаждении свободой и |
| |независимостью от всех внешних притязаний («гражданин мира»). |
| |Независимая простота - довольствуйся простым, чтобы ни от кого не |
| |зависеть. |
| |Законы разума - это и есть нравственные каноны; канон - это то, к чему |
| |люди пришли, исходя из разнообразных резонов; следовательно, что |
| |разумно, то и нравственно; поступки должны и судиться и |
| |определяться исключительно разумом; ему одному и необходимо подчинить |
| |эмоции, чувства и желания. |
| |Через понятия о благе, добре, зле и т.д.; через личность философа (его |
| |соответствие идеалу мудреца); через образ жизни, пронизанный стремлением|
| |к истине. |
| |Бог - «Перводвигатель»; это хотя и главное, но не единственное |
| |определение Бога Аристотелем. Возможны и другие предельные случаи, а |
| |значит и дополнительные определения - «Чистая актуальность», «Абсолютное|
| |совершенство». |
| |Счастье человек достигает, избегая неудовольствия и неприятностей, |
| |выбирая лишь те удовольствия, за которыми не следует разочарование и |
| |скука; умеренно и благоразумно наслаждаясь благами жизни, общаясь с |
| |людьми сходного образа мыслей. Эпикуреец стремится обрести свое счастье |
| |на путях познания действительных причин событий. |
| |Природа сама по себе разумна; только не каждому это дано понять. |
| |Следовательно, жить согласно разуму - естественно для человека. |
| |Совершенно то, что строится по законам природы, в согласии с ней. Разум |
| |- естественное достояние человека; поэтому жить естественно - значит |
| |жить по законам разума. Но не всегда справедливо обратное (пример: |
| |аффекты). |
| |Автономия личности состоит в свободе выбора и самозаконности |
| |реализующего этот выбор поступка: человек подчиняется, прежде всего, |
| |таким законам, которые ему диктует собственный разум. |
| |В мудрости, в философском познании мира идей, так как, лишь войдя в |
| |него, человеку можно узреть свою собственную сущность и предназначение. |
| |"Мудростью, как и красотой, мой друг, можно располагать двояко: |
| |продавать всякому, кто готов уплатить ("проституты философии"), и |
| |обучать лишь достойных" - Сократ. |
| |Сложились два подхода к этому вопросу - Пифагора и Аристотеля. |
| |1)Посредством повышения требовательности к себе. Например, подводя итоги|
| |дня минувшего, трижды ответь самому себе - «Что я свершил, в чём |
| |согрешил и чего не исполнил?» - Пифагор. |
| |2)Посредством «малых приучений поступать добродетельно в реальной жизни»|
| |- Аристотель. |
| |В отличие от мифологии «Бог» Аристотеля интеллигибелен - это некий |
| |вселенский Ум («Нус»), который самодостаточен благодаря тому, что |
| |способен мыслить собственный промысел в вещах и людях. |
| |Разум - это наилучшее среди всех качеств, которыми люди обладают. Как |
| |здравомыслящий человек может отказаться от наилучшего ради осуждаемого |
| |всеми дурного произвола? Только помрачение ума или примитивное |
| |невежество -причина зла. Больному следует оказывать помощь. |
| |Гармония: согласие и лад в доме и государстве; пропорциональность разных|
| |способностей человека (телесных и духовных, высших и низших, плотских и |
| |разумных); образ жизни людей, задаваемый созерцанием мировой гармонии. |
| |Отождествление добродетели со знанием. Сократ полагал, что добродетели |
| |можно научить, передавая знания; невозможно делать людям добро, не зная,|
| |что это такое, и наоборот, невозможно поступать дурно, зная - что есть |
| |добро; никто не творит зла преднамеренно, а лишь по ошибке - вследствие |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9