Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии

| |Разновидность риторики - спор ради победы над собеседником. |

| |1) Ограничить тему и задать вектор продвижения. 2) Преодолеть |

| |сопротивление (субъективизм, инерция привычек) другой стороны; 3) |

| |Обеспечить добровольный выход собеседника на нужный результат. |

| |Этос и Логос ритора, выделяя в первом деструктивные приемы и |

| |конструктивные правила, а во втором - общие принципы ведения диалога и |

| |их частные (операциональные) требования. |

| |По мнению Платона, в то время как другие люди всуе считают, будто они |

| |располагают знанием о том, что такое добродетель, благо, мудрость и т. |

| |д., Сократ - единственный, кто сознается в своем полном невежестве |

| |касательно этих понятий и старается найти концензус среди сограждан |

| |посредством строго организованного общения (диалога). |

| |"Риторика - это словесное искусство делать человека рабом по его |

| |собственной воле". (Горгий) |

| |"Прежде чем станешь вещать, научись же порядочно мыслить; книги |

| |философов могут тебя в том достойно наставить!" Квинт Гораций Флакк. |

| |Как принцип развития, так и принцип всеобщей взаимосвязи, введенные |

| |Гераклитом, выполняют важную мировоззренческую роль - позволяют исходить|

| |из имманентного самой природе порядка, упраздняя Бога как объяснительный|

| |принцип. Законы диалектической логики, впервые угаданные Гераклитом, |

| |являются предельно широкими по охвату рациональным способом всех |

| |возможных вариаций. Все, что допускает наш человеческий разум, не может |

| |выходить за пределы, полагаемые законами диалектики. За этими пределами |

| |-хаос, иррациональное, сумасшествие. Следовательно, структура мыслимого |

| |объекта не может не совпадать с модусами (законами) диалектической |

| |логики. |

| |Предметная и беспредметная спекуляция. Беспредметная спекуляция |

| |довольствуется комбинаторикой слов в соответствии с логикой здравого |

| |смысла и рече - язвиковыми нормами (" Материя - первое подлежащее всякой|

| |вещи".); предметная спекуляция ("диалектическая метода" - Платон) ставит|

| |своей задачей прорыв к экстралингвистическим реалиям - общественным |

| |связям или естественно - природной необходимости. |

| |В одну и ту же реку нельзя войти и один раз". - Кратил. Это утверждение |

| |выводится как из факта изменений объекта наблюдения, так и из факта |

| |преобразований в самом наблюдателе. Устраняя точку отсчета (момент |

| |устойчивости), можно любой предмет утопить в потоке изменений. В то |

| |время как диалектика полагает изменчивость и устойчивость соразмерными |

| |предмету познания, релятивизм абсолютизирует изменчивость всего сущего, |

| |привнося тем самым в картину субъективный произвол. |

| |Интроспекция - «Познай самого себя!» и спекуляция – «Узнай больше, чем |

| |сказано!». Фиксировать что и как происходит в собственной душе, когда, |

| |например, решают задачу, действительно необходимо при исследовании |

| |этических канонов или при создании науки логики. Судить с понятием и |

| |правильно заключать можно, лишь располагая достаточными знаниями о |

| |предмете и владея логикой. «Многознайство не делает человека умным». |

| |Гераклит |

Раздел IV. Этика и религия.

|№п/п |Ответы |

| |Неустанное превозмогание себя влечет отсутствие аффектов, способных |

| |выйти из-под контроля разума. |

| |"Жизнь вне поиска недостойна быть прожитой для человека". Апология |

| |Сократа |

| |Культура создаётся и служит для счастья и блаженства людей - разумный |

| |человек должен стремиться к освоению достижений культуры; гедонизм |

| |сводит счастье человека к получению чувственных удовольствий, а |

| |эвдемонизм видит счастье в спокойном и радостном расположении духа; обе |

| |отвергаемые Аристотелем крайности зацикливаются на благополучии |

| |индивида, эвдемонизм же поднимается до признания благополучия и других |

| |людей равного собственному благополучию. В силу этого мы от некоторых |

| |удовольствий вынуждены отказываться. |

| |Страдание преодолевается опять-таки на путях познания - нужно |

| |разобраться в истинных причинах наших страхов и неудовольствий. |

| |Добродетели этические и дианоэтические. Первые - это умение правильно |

| |поступать, т. е. добродетели практические; вторые - это способность |

| |проникать в ситуацию и правильно мыслить, а также принимать решения со |

| |знанием дела, т.е. добродетели теоретические. |

| |Утоляемая посредством акта жажда жизни дарит нам радость открытия |

| |нового, неизведанного. Что найдешь на дне бутылки, кроме познания? |

| |Следовательно, в конечном счете, высшее удовольствие не в |

| |физиологическом состоянии опьянения, а в приращении знания; это |

| |удовольствие от познания, т. е. духовная радость. |

| |Приобретаемая посредством упражнения способность разума определять и во |

| |всём придерживаться «золотой середины». |

| |Сначала они считали материальные блага искушением на пути к |

| |добродетельной, разумной жизни, так как именно из-за них и разгораются |

| |страсти в обществе. Затем стали исповедовать безразличие к ним. В итоге |

| |же признали, что некоторые блага могут способствовать росту добродетели.|

| |Два разных жизненных подхода: один ориентирует на поиск удовольствий |

| |(Жги!), другой - на сокращение даже естественных нужд - «Лучше умереть, |

| |чем наслаждаться!» |

| |В изживании ложных желаний и потребностей, в несуетности и простоте |

| |образа жизни («назад к природе!»), в наслаждении свободой и |

| |независимостью от всех внешних притязаний («гражданин мира»). |

| |Независимая простота - довольствуйся простым, чтобы ни от кого не |

| |зависеть. |

| |Законы разума - это и есть нравственные каноны; канон - это то, к чему |

| |люди пришли, исходя из разнообразных резонов; следовательно, что |

| |разумно, то и нравственно; поступки должны и судиться и |

| |определяться исключительно разумом; ему одному и необходимо подчинить |

| |эмоции, чувства и желания. |

| |Через понятия о благе, добре, зле и т.д.; через личность философа (его |

| |соответствие идеалу мудреца); через образ жизни, пронизанный стремлением|

| |к истине. |

| |Бог - «Перводвигатель»; это хотя и главное, но не единственное |

| |определение Бога Аристотелем. Возможны и другие предельные случаи, а |

| |значит и дополнительные определения - «Чистая актуальность», «Абсолютное|

| |совершенство». |

| |Счастье человек достигает, избегая неудовольствия и неприятностей, |

| |выбирая лишь те удовольствия, за которыми не следует разочарование и |

| |скука; умеренно и благоразумно наслаждаясь благами жизни, общаясь с |

| |людьми сходного образа мыслей. Эпикуреец стремится обрести свое счастье |

| |на путях познания действительных причин событий. |

| |Природа сама по себе разумна; только не каждому это дано понять. |

| |Следовательно, жить согласно разуму - естественно для человека. |

| |Совершенно то, что строится по законам природы, в согласии с ней. Разум |

| |- естественное достояние человека; поэтому жить естественно - значит |

| |жить по законам разума. Но не всегда справедливо обратное (пример: |

| |аффекты). |

| |Автономия личности состоит в свободе выбора и самозаконности |

| |реализующего этот выбор поступка: человек подчиняется, прежде всего, |

| |таким законам, которые ему диктует собственный разум. |

| |В мудрости, в философском познании мира идей, так как, лишь войдя в |

| |него, человеку можно узреть свою собственную сущность и предназначение. |

| |"Мудростью, как и красотой, мой друг, можно располагать двояко: |

| |продавать всякому, кто готов уплатить ("проституты философии"), и |

| |обучать лишь достойных" - Сократ. |

| |Сложились два подхода к этому вопросу - Пифагора и Аристотеля. |

| |1)Посредством повышения требовательности к себе. Например, подводя итоги|

| |дня минувшего, трижды ответь самому себе - «Что я свершил, в чём |

| |согрешил и чего не исполнил?» - Пифагор. |

| |2)Посредством «малых приучений поступать добродетельно в реальной жизни»|

| |- Аристотель. |

| |В отличие от мифологии «Бог» Аристотеля интеллигибелен - это некий |

| |вселенский Ум («Нус»), который самодостаточен благодаря тому, что |

| |способен мыслить собственный промысел в вещах и людях. |

| |Разум - это наилучшее среди всех качеств, которыми люди обладают. Как |

| |здравомыслящий человек может отказаться от наилучшего ради осуждаемого |

| |всеми дурного произвола? Только помрачение ума или примитивное |

| |невежество -причина зла. Больному следует оказывать помощь. |

| |Гармония: согласие и лад в доме и государстве; пропорциональность разных|

| |способностей человека (телесных и духовных, высших и низших, плотских и |

| |разумных); образ жизни людей, задаваемый созерцанием мировой гармонии. |

| |Отождествление добродетели со знанием. Сократ полагал, что добродетели |

| |можно научить, передавая знания; невозможно делать людям добро, не зная,|

| |что это такое, и наоборот, невозможно поступать дурно, зная - что есть |

| |добро; никто не творит зла преднамеренно, а лишь по ошибке - вследствие |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты