эпихейрема—краткое умозаключение, и апория—безвыходное положение. Зенон
признавал реально существующим лишь единое и неподвижное бытие, а
множественность и движение не могут мыслиться без противоречий.
Бесконечное деление пополам—доказывает явления о движении. Суть этой
апории—тело не может сдвинуться с места, т. е. начать движение, и не может
закончить его. Т. е. не может быть перехода к движению и наоборот, т. к.
предмет, движущийся к цели, должен пройти Ѕ пути к ней, а чтобы пройти его
Ѕ, надо пройти ещё Ѕ и так до бесконечности. Тогда тело не может достичь
цели. Зенон движение представляет как сумму прерывных отрезков—это ошибка.
Вторая апория—Ахиллес и черепаха—нельзя пройти в конечное время бесконечное
число половинных путей (невозможность движения).
Третья апория (стрела)—летящая стрела покоится, т. к. в любой момент
времени стрела занимает место, равное ей по величине. Та же ошибка, что и
раньше.
Элеаты осмысливают понятие бытия:
1) Бытие есть, небытия нет.
2) Бытие едино и неделимо.
3) Бытие познаваемо, а небытие нет.
V. Демокрит был предан науке.
Отец был богат, но Демокрит промотал состояние. Демокрит известен как
философ Смеющийся в отличие от Гераклита Плачущего. Около 70 сочинений.
Бытие есть нечто простое, неделимое—атом—греч. ”не рассекаемое”.
Материалистическая трактовка: атом—неделимая физическая частица и таких
атомов бесконечное множество. Атомы разделены пустотой. Пустота—небытие и
поэтому непознаваемо.
Демокрит различает мир атомов как истинный, поэтому познаваем лишь разумом
и мир чувственных вещей—всё видимое. Атомы невидимы, они только мыслимы,
они различаются по форме и величине. Двигаясь в пустоте, они сцепляются
между собой, т. к. их форма различна. Из атомов образуются тела, доступные
для восприятия.
По Демокриту целое—сумма частей (атомов), а движение атомов—причина всего
сущего. Демокрит отвергает положение элеатов о неподвижности бытия.
Демокрит допускает пустоту. Он говорит о структуре вещей (атавистике).
В основе воспитания—способность к стыду (совесть)!!!
философия Платона.
I. Идеализм Платона.
II. Этика и политика Платона.
Философская система Аристотеля.
I. Классификация наук и задачи философии по Аристотелю.
II. Категории бытия. Материя и форма.
III. Учение об обществе и государстве.
I. Настоящее имя —Аристохов (Платон—прозвище).
Был весьма одарённым человеком. Умер в 80 лет в день своего рождения.
Аристократ. Учителя: Сократ и Кратен.
Платон писал свои философские произведения, как бы разговаривая со своим
учителем. После казни Сократа Платон покинул страну. Был продан в рабство,
потом его выкупили. В Афинах организовал свою школу, названную в честь
героя Академа.
Просуществовала эта школа 615 лет (386 до н. э. –529 н. э.).
Платон большое значение придавал математике. Пришёл к выводу, что
умственный труд—начало всего. Являлся представителем классического
объективного идеализма. Написано им очень много. Изложено в художественной
форме, в диалогах со своим учителем Сократом.
Основной принцип Платона—деление мира на реальный и нереальный мир (идейный
и земной).
Чувственные вещи—тени реальных идей. Мир идей объединяется в единое целое
идеей общего блага и длится вечно.
Высшая идея Платона—идея блага. Причина того, что Платон стал
идеалистом—математизация естествознания, влияние идей пифагорейцев. Первый
шаг то материализма к идеализму был сделан Пифагором, затем софистами,
Сократом; античный идеализм был обоснован Платоном. Его систему назовём
платонизмом, куда входят: онтология, теология (учение о боге), космология
(учение о мире), космогония (учение о происхождении мира), психология
(учение о душе), гносеология, этика (учение о нравственности), социология.
Все эти учения—система объективного идеализма. Платон—родоначальник
классического объективного идеализма. Для него идея как бы является вынутой
из головы, придан ей онтологический характер и эта идея—начало всего сущего
(объективный идеализм).
У Платона есть и личностный идеал, когда он говорит о Боге как устроителе
космоса. Есть и безличностный идеал, говоря о загробном существовании идей
и высшей идее.
До Платона была только возможность философского идеализма. Платон первый в
истории философии противопоставил два лагеря философов. Он прямо связывает
идеализм с теизмом, а материализм с атеизмом.
Платон полагает, что истинный философ не должен иметь дела с чувственными
вещами. Философ должен погрузиться в себя и созерцать мировые идеи. Людям
Платон говорил, что они живут в мире вещей (теней).
Чувственному миру он противопоставляет идеальный мир.
” Мир идей—занебесная область, бесформенная сущность”.
Само понятие идея—внешний вид, образ, наружность.
Платон для обозначения множества элементов и духовных понятий применяет
термин ”эйдос”—соотнесение всех идей и понятий. Эйдос (идея)
Платона—фактически объектированное понятие, но только вынутое из
человеческого сознания и помещённое в вымышленный идеальный мир.
Эйдос—не просто отражение вещей, само понятие—суть прекрасного. Платон идеи
противопоставляет чувственному миру. Она является источником истинности и
соразмерности.
Идея блага—”солнце” в идеальном мире. Но стройной системы идеального мира
не получится. Он структурировал свои идеи (создал иерархию).
Платон запутался в мире идей и решил придать онтологический характер
материи.
Материя не вечна, она появляется и исчезает, а материя идей вечна. Чтобы
объединить вещи и идеи, он над идеей блага ввёл душу космоса, которая
объединяет всё.
Вывод:
1) Платон онтологизирует идеи, т. е. придаёт им физический статус.
2) Реальный, чувственный мир у Платона—бледная копия мира идей.
3) Платон разработал классический вариант объективного идеализма, в котором
сделал попытку увязки всего в одно целое.
4) По Платону мир—всеобъемлющий космос, целостный и оформленный.
5) Структурируя космос, Платон применяет идею тройственности (идея, идея
блага и душа космоса) к обществу (душа человека разумная, яростная и
чувственная).
В полисе —философы-правители, воины-стражники, крестьяне и т. д.
В космосе иерархия такова—вечный мир умопостигаемых идей; душа мира,
объединяющая мир чувственных вещей: телесный мир чувственных вещей.
По Платону душа человека вечна, до рождения она пребывает в запредельном
мире.
Чанышев ” Курс лекций по философии”.
Философская система Аристотеля.
I. Философия в Греции достигла наивысшего расцвета.
Созданная Аристотелем наука носит ...... характер.
Аристотель объединил все знания науки как Македонский. Родился во Фракии в
семье врача. В Платоновской академии провёл 20 лет. Был выдающимся учеником
Платона. Потом они поссорились из-за сущности вещей: ”Платон мне друг, но
истина дороже”.
Группы идей:
a) Сочинения по логике, известные под названием ”Органон” (Аристотель
считается создателем формальной логики).
b) Произведения, посвящённые проблемам первой философии под названием
метафизика.
c) Естественнонаучные работы.
d) Сочинения, касающиеся общества, политики и т. д.
По Аристотелю все науки делятся на теоретические и практические. Первые
осуществляются только ради знания, вторые дают идеи для поведения человека.
Аристотель выделил творческие науки для осуществления чего-нибудь
прекрасного.
Логика Аристотеля является введением в философию. Общей целью научного
исследования является достижение объективной истины, т. е. знание природы.
Аристотель подразделяет и теоретические науки: философия, математика,
физика. Философия исследует неизменное начало сущего. Математика изучает
числовые и пространственные свойства тел. Физика изучает различные
состояния тел.
Аристотель, ученик Платона, начал свою философию с переработкой
объективного идеализма Платона и внёс новые принципы истолкования мира.
Главный аргумент Аристотеля против Платоновского постулата о существовании
его мира идей как первичной сущности—сущность вещи не может находиться вне
самой вещи.
Аристотель исходит из того, что всякая вещь не отделима от своей сущности.
Он выделяет четыре вида причин или начал, благодаря которым вещи
существуют:
1) Материальная причина (из чего возникает вещь).
2) Форма, которая структурирует пассивную материю, придаёт ей
определённость.
Философия средних веков.
I. Исторические предпосылки средневековой философии.
II. Реализм и поменализм.
III. Проблемы души и тела, разума и воли, учения философов.
IV. Фома Аквинский.
V. Пять доказательств существования Бога.
I. Период с 5 по 17 век был рациональным в философском плане.
Средние века: Прогрессивное расширение границ культуры Европы, шёл процесс
образования нации, развития техники, естествознания.
Но мировоззрение было теологическим. Тело человека не должно вечно знать
никаких радостей. Церковь боролась с ересями. Особо церковь следила за
учёными, философами. В её лицах юриспруденция, политика и вся духовная
жизнь. В средние века переводились произведения Платона и Аристотеля.
Философия могла существовать только как богословская мысль. Борьба между
материализмом и идеализмом перешла в спор между поменализмом и реализмом.
Эти учения расценивались как определённые догматы церкви.
Поменализм: если мир вещей признаётся за реально существующий, то
материализм против церкви, он подрывает религиозные взгляды на мир. Если
существует общее, то конкретно отдельное. У поменалистов общее есть, а
отдельных компонентов нет. Из этих учений вытекает пантеизм—опасность для
церкви, т. к. не признает бога, управляющего всем. Церковь не соглашалась с
объективным существованием вещей.
II. (см. выше)
III. Шотландский философ Гротен.
Он был умеренным материалистом и поменалистом. В своих трудах он доказывал
верховную роль божества. Он считал, что вера и разум совместимы. Стремился
утвердить авторитет церкви и религии, пытаясь обосновать религию разумом и
диалектикой. В ходе познания диалектических исследований человеку
раскрывается смысл существования Бога. Мировое развитие складывается из
меняющихся ступеней:
1) Природа творящая и не творимая—основа мирового процесса.
2) Природа выступает как творящая и творимое.
3) Природа выступает как не творящая, но творимое, это мир конкретных
вещей, чувственных объектов, среди которых и сам человек.
4) Природа выступает как не творящая и не творимое—тот же бог, но как цель
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9