Лекции по философии

мирового процесса.

Сам мировой процесс есть последовательность нахождения бога (верховного и

всеобщего бытия) через сына до множественности, раздробленности вещей

природы и возвращение всего множественного и раздробленного к единому и

неделимому отцу через сына. Вещи объединяются идеями, идеи объединяются в

боге и всё становится в боге. Он говорит, что человек в своей жизни

представляет собой особый мирок, в котором воспроизводятся основные

сущности развития природы. Т. к. вещи из общего, и общее содержит их в

себе, то общее как сущность вещей.

Аксель Пентельверийский —сторонник веры. Вера—основа всего знания. Без веры

нет знания. Но это не означает, что для разума нет места. Цель

разума—раскрыть полное содержание предмета веры.

Особую известность он получил за концепцию онтологического существования

Бога:

” Человек мыслит Бога как высшее благо, выше которого никакого иного блага

нельзя мыслить, а раз человек понимает мысль о Боге как о высшем благе, то

хотя бы человек и отрицает бытие Бога, то Бог должен существовать”.

Благо, существующее только в понятии, меньше блага, существующего и в

понятии, и в реальности. Поэтому понятие о благе, не существующем в

реальности, и есть понятие о высшем благе.

Отсюда Аксель выводит, что благо, соответствующее понятию о Боге, не может

существовать только в мысли, должно существовать и в не мысли, т. е. в

реальности. Аксель представлял неоплатонизм.

IV. Фома Аквинский (философ-идеалист).

Его работа—официальная энциклопедия средневековой философии. Он занимался

вопросами права, морали, государственного устройства и вопросами экономики.

Учение Фомы—единственно истинная философия. Его философия—грандиозная

попытка приспособить Аристотеля к учению католической церкви. Фома пытался

обосновать христианскую веру. Он разграничивал области философии и

теологии. Предметом философии он считал истины разума, а теологии—истины

откровения. Т. к. конечным объектом истины является Бог, то не может быть

противодействия между откровением и действующим разумом. Однако не все

истины откровения доступны рациональному доказательству. Богословские

истины сверхразумны, но не противоразумны. Философия находится в услужении

богословия. Религиозная истина не может быть доказана со стороны философии.

Природа—доля к небесному царству. В природе всё обусловлено божественной

премудростью.

Верховная цель—Бог. От субстанциональной формы отличны другие. Бог есть

чистая, лишённая материи форма, конечная причина мира, но мир не вечен.

Душа—субстанциональная форма, она превращает первичную материю в

человеческое тело. Интеллект не отделим от души. Душа бессмертна. Конечная

цель человека—блаженство (в познании Бога). Блаженство достижимо только в

загробном мире.

В вопросе о природе-универсалии Фома занял позицию умеренного реализма. Они

существуют как идеальные прообразы предметов в божественном разуме.

Универсалии находятся в вещах, ибо общее существует объективно лишь потому,

что оно присуще вещам.

Универсалии образов в человеческой голове и они возникают как понятия и

абстрагируются.

Фома отвергает онтологическое доказательство бытия Бога, оно может быть

доказано апосториорно.

V. Пять доказательств существования Бога:

1) Должен существовать первый двигатель (Бог).

2) Цепь причин не может быть бесконечной, должна быть первая причина—Бог.

3) Все вещи мира случайны, случайное зависит от необходимого, т. е. должно

существовать абсолютно необходимое существо—Бог.

4) Вещи обнаруживают разные степени совершенства, т. е. должно существовать

абсолютно совершенное существо—Бог.

5) Целесообразность природы не может быть объяснена естественными

причинами, необходимо принять внеприродный разум, который упорядочил

мир—Бог.

I. Ф. Бекон—разработка индуктивного метода.

II. Рене Декарт—очевидность как критерий истины.

III. Бенедикт Спиноза—о множественности и субстанции.

IV. Критика материализма.

V. Философско-теоретические идеи французских просветителей.

I. Буржуазная революция и развитие капиталистических отношений в Европе.

Середина 17 века—развиваются мануфактуры, которые способствуют развитию

производительных сил и нового сознания людей. Порождается целая эпоха

революций.

В средние века философия выступала в союзе с богословием, теперь с наукой.

Т. к. наука занимает ведущее место в мировоззрении, в философии на первый

план выступает теория познания.

1561-1626—Фрэнсис Бекон (материализм и наука).

Он упрекал идеалистов в том, что они смешали человеческое и божественное.

Он пытался освободить человеческое сознание от предрассудков, которые

мешают познанию истины. В основе всех вещей лежат простейшие природы,

которые в свою очередь лежат над законами. Как увеличить власть человека

над природой?

Наука—главная производительная сила. Его девиз—не ссылаться ни на какие

авторитеты. Созерцание природы выходило на второй план, поэтому нужна была

наука для развития производительных сил.

Отсюда его знаменитый лозунг—”Знание—сила”.

Он старается обратить науку даже к протестантизму. Наука—главная

производительная сила. Бекон вытолкнул разум человека в ремесло. Особой

ценностью становятся технические изобретения. В технике Англия шла вперёд,

отсюда и новая философия.

Он ввёл опытное индуктивное исследование, которое от изучения единичных

фактов вело к общим положениям.

Пять этапов исследования (таблицы):

1) Таблица присутствия встречающихся всех явлений.

2) Таблица отклонения тех или иных данных или признаков в предмете.

3) Таблица сравнения, сопоставления, увеличения или уменьшения данного

признака в предмете.

4) Таблица исключения отдельных случаев, которые нетипичны для предмета.

5) Таблица сбора плодов и формирования вывода.

Философ недооценил рационального начала в познании. Даже математику он не

мог применить к индуктивному методу. Далее Бекон помог найти многие

субъективные помехи в знании. Это идолы или призраки, присущие субъекту при

взаимодействии с объектом.

Идолы—предрасположения человеческого сознания:

1) Пещерные. (Связаны с психологическими особенностями людей—каждый человек

смотрит на мир из своей пещеры, что искажает истину.)

2) Театра. (Догматическая вера в авторитеты)

3) Площади. (самообщение людей прошлого поколения с новым—отсюда большие

заблуждения)

4) Рода (самые опасные, они находятся в чувствах человека и от них

освободиться очень трудно, человек пытается истолковывать природу по

аналогии с самим собой).

Вывод: схоласты видели истину в Боге и искали истину в книгах, пантеизм

эпохи Возрождения усматривал истину в Боге, но искал в мире, Бекон

утверждает истину в вещах и необходимость искать её в природе.

Теологическая непоследовательность Бекона.

Гоббс и Локк (самостоятельно).

II. Декарт говорил, что философия отличает нас от дикарей и народ тем

больше образован и развит, чем лучше он философствует.

1596-1650. Две позиции: материалистическая и идеалистическая.

1) Он впервые предложил материалистическую картину мира, ибо рассматривал

природу как состоящую из частиц, различных величиной, формой и движением.

Вселенная первоначально состояла из огне подобного, воздухо-подобного и

земле подобного элементов. Эти элементы—вихри. В ходе первого вихревого

движения возникли Солнце и звёзды, второго—небо, третьего—Земля и другие

планеты—наивное материалистическое понимание Вселенной. Декарт опирался на

механику, поэтому его материализм был материальным. Животные—простые

машины, а человек—более сложная. Вселенная—огромный механизм. В отличие от

Бекона Декарт обращался к разуму и самосознанию человека, т. е. требовал

положить в основу философского мышления принцип очевидности или, по-

другому, достоверности, требующего проверки каждого знания с помощью светы

разума. Отказался от всех суждений, принятых когда-либо человечеством.

”Традиционные формы знаний нужно сравнивать с достоверными истинами”. На

истину наталкивается скорее отдельный человек, чем целый народ. Этот

принцип—установка не на чужие мнения, а на создание собственных. Сомнение

должно снести здание традиций культуры и расчистить почву для культуры

рациональной. Его метод—средство познания мира с помощью разума.

Новизна Декарта: научное знание должно быть построено как единая система,

но до сих пор оно было собранием случайных истин. Основанием системы должны

стать достоверные, очевидные утверждения. Таким достоверным он считает своё

суждение—”мыслю—следовательно существую” и этот аргумент как бы говорит о

превосходстве умопостигаемого над чувственным.

Но это не принцип мышления, а субъективно пережитый процесс мышления, от

которого невозможно отделить мыслящего человека. Декарт и этот принцип

мышления не возводит в абсолют знания, а истинность мышления он связывает с

существованием Бога как гаранта, т. к. Бог—источник человеческого мышления,

а человек открыт для Бога. Мыслящая и телесная субстанции сотворены Богом и

поддерживаются его могуществом. Получается, что природные процессы у

Декарта определяются железными пружинами, подобно действию механизмов с той

разницей, что механизмы человека тоньше и превосходны, но это также

механизмы.

Если мир—механизм, а наука в нём —механика, то познание—конструирование

определённого варианта машины мира с простейших начал в сознании человека.

Основные правила метода:

1) Начинать с простого и очевидного.

2) Путём дедукции получать более сложные высказывания.

3) Надо действовать так, чтобы не упустить ни одного звена, т. е. сохранить

непрерывность цепи умозаключений.

Выводы: Декарт применял метод постулирования отдельного субъекта; само

сомнение у Декарта есть не процесс мысли, а субъективно пережитый акт

мышления, который не отделим от мыслящего субъекта.

Абсолютно несомненно: мыслю следовательно существую. У Декарта мы находим

принцип методического сомнения, поиск рационального порядка во всём,

дуалистичность представления о мире.

III. Бенедикт Спиноза—родоначальник нового пантеизма.

Считал, что Бог присутствует в природе, растворившись в ней. Природа как бы

стоит выше Бога, и только природа существует в мире, который является

причиной самому себе. За это его отлучили от церкви и прокляли. Спиноза

утверждал, что мышление—коренное свойство материи. Короче говоря, Спиноза

как бы устраняет Бога и считает, что природа—вечная субстанция, которая

проявляется через свои модусы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты