изданиями.
III. Славянофильство и западничество.
Славянофилы (славянолюбы)—40-50 годы 19 века. Они обосновывали самобытность
развития России, её истории, традиции. Теоретики: Чижов, Беляев, Аксаков.
Суть: самобытность России состоит в том, что здесь нет классовой борьбы, а
есть поземельная община, артели и единственно истинное христианство. Эти же
традиции усматривались даже в русских славянах. Выступали против усвоения,
навязывания России форм западной жизни, но необходимо развитие торговли,
промышленности с Западом. Выступали за отмену крепостного права сверху за
выкуп. Многие (Самарин, Кошелев) были активными деятелями проведения
земельной реформы 1861 года.
Со времён Петра Первого государство стало над народом, односторонне и
внешне усвоив западную культуру, оно оторвалось от жизни. Философское
мировоззрение славянофилов весьма рационалистично, патриотично.
Западничество—появилось в результате споров 40-50—каким путём идти России,
как её развивать. Они считали, что Россия и Западная Европа развиваются по
одному пути, в России должен утвердиться парламентарно-буржуазный строй,
подчёркивали, что Россия должна избежать революционных переворотов.
Западничество было буржуазно-либеральным течением, выражавшим интересы
буржуазии и помещиков. Западники критиковали крепостничество, за свободу
слова, конституцию, обращались к различным сторонам западной жизни.
Государство отражает интересы различных классов. По-разному относились к
атеизму. Умеренные западники мечтали о правовом буржуазном государстве.
Будущее—государство, обладающее высоким международным авторитетом.
IV. Радищев—просветитель-гуманист.
Дал импульс, что теперь называется проблематикой русской философии.
Страстно призывал к революционному просветительству народа и в общем виде
сформулировал идею крестьянской революции, писал о противоречивой связи
свободы и тирании в истории. Он открыл новую главу в обществе и наметил
пути решения онтологической, гносеологической и социально-философской
проблем.
Чаадаев—философ-дуалист: против крепостничества, Все проблемы человека он
связывал с просвещением и в развитии религии самосознания, глубоко верил в
прогрессивное развитие России и государства в целом. Идеи Чаадаева о
специфике русской истории, о роли русского народа повлияли на Герцена,
Бакунина, Чернышевского. Главная задача—примирить науку и религию и на этой
базе сформулировать новую философию.
Л. Н. Толстой—учитель нравственности проповедник всеобщей любви народов;
нравственность связана с идеей прогресса, признавал этико-религиозное
совершенствование человека, отказ от борьбы.
I. Философская антропология.
II. Позитивная философия.
III. Критический рационализм Хоппера.
IV. Философия экзистенциализма.
V. Прагматизм.
VI. Фрейдизм или теория и метод психоанализа.
VII. Франкфуртская философская школа.
VIII. Персонализм, геотомизм, герминектика.
Скиркин ”Основы философии” с.81-92
Фролов ч.1 с.282-365
Волчек ”Философия” 1995 с. 57-67
Особенности западной философии:
1) В чем назначение философии?
2) Охарактеризовать мир и место в нём человека.
3) Рассмотреть многообразие и единство культур.
4) Охарактеризовать сущность человека, его призвание.
5) Ставит вопросы выживания человечества. (новые проблемы мышления)
I. Разрабатывает проблемы о человеке, его природе, жизни. Появилась—20-30
20 века.
Представители: Шиллер, Ландман.
Эта философия претендует на единственную теорию о человеке. Использует
антропоцентрический метод, согласно которому доказывают, что сущность
человека заключена в неизменной его природе (агрессивная порода—”обезьяна-
убийца”). После ВОВ было 268 конфликтов. Рассматривали низменность
человека. Агрессивность трактуется как инстинкт. Агрессивность человека
вечна!!! Возрождение идеи сверхчеловека (человек пытается стать выше самого
себя).
Определение сущности человека из его биологической неполноценности.
Обосновывают невиновность тех вождей, которые начинают войны. Делают акцент
на характере субъективных качеств человека. Рассматривает проблему в
историческом плане, человека в социальных условиях. Проблемы о судьбах
человечества. Рассматривают человека с точки зрения кризиса личностных
качеств человека, его культуры.
II. 20-е 19 века—Компт, Спенсер.
Она далее прошла через империокритицизм, кембриджскую и оксфордскую школы,
стал логическим позитивизмом, семантический, лингвистический, аналитическая
философия, а сейчас постпозитиизм наших дней. Эта философия прошла путь от
обоснований научного знания до анализа языка, высказываний человека, из
которых выводится сущность мира. Характерен мировоззренческий скептицизм,
устраняющий из философии все её основные проблемы. Цель—оставить только
анализ языка с помощью принципа верификации (проверки), предлагали
проанализировать все философские термины, сопоставить основные философские
понятия с миром в целом. Задача философии состоит в прояснении
высказываний. Сущность философии в объяснении деятельности человека в
языковом мире. Все высказывания разделяются на истинные и бессмысленные.
Человек вправе оперировать только осмысленными понятиями.
III. Хоппер выдвинул тезис, что факты не может подтвердить ни одно
теоретическое положение, а могут опровергнуть только. Он предлагает
заменить принцип верификации на принцип фальсификации. Истинность
научных идей должна проверяться через опровержение.
IV. Представители: Камю, Сартр, Марсель, Бердяев, Шестов.
Они утверждают, что главное—проблемы существования человека, существование
предшествует сущности человека. Они говорят, что существование невозможно
постичь разумом (оно представляет нечто рациональное). Они предлагают
изучать существование не извне, а изнутри. Познать можно только
человеческое существование, анализируя эмоции, переживания, чувства
человека. Бытие в самом себе предшествует общественному. Основной принцип
познания—интуиция. Выделяют подлинное и не подлинное существование, так ему
легче. Возможен ли переход от не подлинного к подлинному? Возможен, но
человек должен оказаться в критической ситуации, когда появляется истинная
сущность. Существует религиозный экзистенциализм (Бердяев)—через свободу к
Богу.
V. Широко распространен в США (Шиллер).
Традиционная философия не даёт практической пользы. Выход из кризиса—люди
отбросят все умозрительные понятия, которые не решают жизненных проблем.
Человечество должно обратиться только к практике, которая способна
удовлетворить все потребности человека. Центральная задача—как сделать
людей счастливыми. С помощью практики они как бы снимают противоречия между
людьми. Прагматисты пытаются объяснить сущность мира с помощью практики.
Практика—история Земли. В практике снимаются такие понятия как объект и
субъект. Человек свободен и может делать всё, что выгодно практике.
Бытие и материя.
I. Бытие и его структура.
II. Диалектическое и метафизическое понимание материи. Кризис в физике и
пути выхода из него.
III. Движение как способ существования материи.
IV. Основные концепции пространства и времени.
Доброхотов ”Категория бытия в классической западноевропейской философии”.
Иркин ”Основы философии” 1988 с. 93-112
Фролов ”Введение в философию” ч.2 с. 51-90
I. Бытие—сложная часть философии в мировоззренческом и методологическом
плане.
Эту категорию обсуждали тысячелетиями. В истории философии по-разному
освещали бытие материалисты и идеалисты.
Бытие—предельно широкое понятие как и философское определение материи; всё
то, что существует реально, начиная от материальных вещей до различных форм
духовной деятельности. Основные формы бытия:
1) Бытие вещей, тел, процессов, состояний природы, которые производятся
человеком.
2) Бытие самого человека: бытие человека в мире вещей и специфическое
человеческое бытие.
3) Бытие духовное, т. е. индивидуальное и объективизированное.
4) Бытие социальное, которое делится на бытие отдельного человека и бытие
целого общества.
Бытие—дорога человека, стратегическая линия истории и человека.
Структура бытия: механическая, физическая, теологическая, химическая,
духовно-нравственная реальности. Отсюда бытие в широком смысле
слова—реально сущее вообще или многогранный универсуум. Категорию бытия
трактовали и с гносеологической точки зрения.
Структура основного вопроса философии:
1) Что первично, а что вторично?
2) Познаваем ли мир (бытие)? (Естествоиспытатели считают, что познаваем, но
были и агностики (Кант): бытие—априорная форма мышления)
С гносеологической точки зрения бытие познавалось по-разному. Отсюда можно
сделать выводы, как понималось бытие в истории философии. В
материалистической философии—в смысле чувственно воспринимаемой материи,
фактического существования чего бы то ни было материального, как
возникновение и уничтожение материи, становление чего-то.
Идеалисты—бытие как логическая категория, человек как комплекс ощущений. От
понимания бытия было много ошибок.
II. Главная составная часть бытия—материя (фундамент бытия), т. к. понятие
материи раскрывает содержание бытия, оно входит в первую сторону
вопроса философии.
Через понятие материи выражается сущность мировоззрения (материалисты и
идеалисты), через категорию материи раскрывалась методологическая функция
философии, через категорию материи мы связываем функцию естествознанием.
Категория материи по-разному понимается и трактуется. Представители
естествознания связывали её с реальным, объективно существующим.
Философское понятие материи появилось не сразу. Бекон, Гоббс, Локк под
материей понимали определённое свойство вещей. Дидро характеризовал материю
в рамках основного вопроса философии. Французские просветители приближались
к характеристике материи как абстрактного понятия. Материя есть обобщённо-
сокращённое понятие. Не всегда философы подходили философски к этому
определению, что привело к кризису.
Ошибка естествоиспытателей—атомистическая концепция Демокрита имела
прогрессивное значение в конце 19-начале 20, однако, она рушилась, когда
были открыты рентгеновские лучи (1865), явление радиоактивности (1896),
электрон (1897), теория относительности (1905). В физике появилось новое
понятие материи—поле, качественно отличное от вещества. Сначала поле
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9