Лекции по философии

причинной связи, при которой по начальным данным можно определить последнее

состояние объекта. Статистические—выражают необходимость случайных связей

(среднее состояние множества величин). Законы по сфере их действия:

частные, общие и всеобщие. Частные—выражают связи и отношения между

конкретными явлениями и свойствами. Общие—проявляются в более широких, но

ограниченных сферах, например, в природе—естественные законы.

Всеобщие—законы диалектики.

Законы по длительности действия: вечные (диалектики), долговечные,

недолговечные (законы развития общественных формаций). Законы диалектики

отражают всеобщие связи, присущие всем областям мира:

1) Закон перехода количественного изменения в качественное и

обратно—отвечает на вопрос, как происходит процесс развития, он как бы

раскрывает технологию развития.

2) Закон единства и борьбы противоположностей—раскрывает источник развития

явлений.

3) Закон отрицания-отрицания —отвечает на вопрос, в каком направлении

совершается развитие (показывает вектор развития).

Диалектические законы имеют объективный характер—1) Отражает явления и

процессы, происходящие независимо от человека и не относящиеся к нему. 2)

Законы действуют до того, как их познают. 3) Эти законы человек не может

отменить или изменить, они развиваются самостоятельно.

Различные трактовки в понимании законов:

1) Объективные идеалисты считают, что законы мира творятся

сверхъестественной силой.

2) Субъективные идеалисты считают, что законы творятся разумом и вносятся в

природу.

Диалектика проявляется не только с помощью законов, но и с помощью

категорий (самостоятельно).

V. Качество—то, что характеризует данный предмет как таковой, единство

его существенных черт и сторон, что отличает его от других предметов.

Качественные особенности предметов не лежат на поверхности, они

раскрываются в свойствах. Свойство—способ проявления качества предмета по

отношению к другим предметам, с которыми он взаимодействует, т. е.

свойство—форма проявления качества, но свойство характеризует не всю вещь,

а лишь отдельные стороны, кроме того, бывают существенные и несущественные

свойства, от которых изменяется сущность предмета. Существенными считаются

такие свойства, от потери или приобретения которых предмет имеет своё

качество. Вещи различаются не только в качественном, но и в количественном

отношении.

Количество—такая определённость предмета, которая характеризует его

величину, числовой состав, темпы движения и т. п. Количество и качество

существуют объективно и неотделимо друг от друга и от предметов тоже, а

диалектическая их взаимосвязь показала новую категорию—меру.

Мера—качественное количество, органическое единство качества и количества

какого-либо предмета. Сущность закона состоит в том, что в начале

незначительные количественные изменения, постепенно накапливаясь на

определённом этапе, нарушают меру предмета, т. е. процесса, что приводит к

изменениям качества; изменение качества предмета вызывает изменение

количества и т. д. Закон имеет всеобщий характер. Мировоззренческое

значение—1) Он объясняет усложнение качественного многообразия в процессе

развития, 2) указывает на источник диалектической связи количества и

качества, 3) отмечает единство прерывности и непрерывности развития,

движения, 4) отвечает на вопрос, как происходит развитие, как изучить

объект с разных сторон, учесть диалектику.

VI. Считается главным законом диалектики, т. к.:

1) Единство и борьба противоположностей определяет качественную

характеристику предметов и явлений.

2) Он выступает конечной причиной их возникновения и развития.

3) Выявляет источник развития.

Закон называется так, всецело включая в себя теоретические противоречия,

которые борются. Сначала противоречивые стороны существуют вместе, а затем

борются. Борьба одного начала с другим—источник следующего этапа развития.

Происхождение и сущность сознания.

I. Проблема познания сознания.

II. Естественно-биологические предпосылки возникновения сознания.

III. Социально-исторические источники сознания.

IV. Сущность сознания.

V. Сознание и кибернетика.

I. Проблема малодоказательна и вариантов возникновения много:

религиозные, естественнонаучные, по Фрейду, философские. Половина

учёных мира исповедуют естественнонаучную теорию,

другая—теологическую.

Теологическая: сознание—божественная искра, которая внедряется в момент

рождения. ”Это то, что мы не знаем и никогда не узнаем”. Философы

предложили происхождение слова сознание, т. е. совместное знание. Люди

привыкли информацию получать с помощью ощущений. Сознание—идеально, его

нельзя воспринимать чувствительно. Существует два способа изучения

сознания: 1) Опосредованно, т. е. через предметную деятельность и поведение

человека. 2) Т. к. человек происходит из природы, то, изучая эту природу,

можно узнать предпосылки возникновения сознания.

Сознание изучают все те науки, которые изучают природу. Естествознание—не

столько наука о природе, сколько о человеке и его деятельности. Оно

раскрывает всю историю возникновения сознания. Физиология головного мозга

раскрывает механизмы, лежащие в основе мышления. Психология раскрывает

сознание посредством поведения человека в окружающей среде. Кибернетика

позволяет исследовать сознание через моделирование психических процессов.

Логика исследует законы развития мышления. Философия:

1) Раскрывает методологию науки о сознании.

2) Объединяя данные всех наук о сознании, она раскрывает сущность сознания,

его отличие от психической жизни животных.

3) Философия является наукой о сознании и потому, что специально занимается

теоретико-познавательными, т. е. гносеологическими проблемами.

История проблемы сознания. Религия ставит вопрос о сознании в виде

представлений о душе. Душа—первая гипотеза о происхождении сознания, т. к.

в религии ставится вопрос об отношениях души и тела. О Боге говорить без

человека не имеет смысла. Философы античности сравнивали сознание с воском,

на котором оставляла следы природная действительность. Ими идея понималась

как важнейший вид объекта, который оставлял след на поле разума. Античные

философы говорили о душе как об источнике движения вещей. Христианство

свело сознание со своими переживаниями, с общением человека и Бога через

молитвы. Душа была самостоятельной при исповеди, и совершался самоанализ

души, т. е. это было знание о собственном состоянии духовного опыта ибо

мысль о Боге придавала особую святость человеку, его ”я” которую ощущал

верующий. Верующий знал, с кем имеет дело, и таким образом появлялось

содержание сознания, т. е. оно становилось духовным переживанием, духовным

явлением. Гегель—дух представлял объективно существующим и над

индивидуальным. Дарвин объяснял сознание через эволюцию природы, т. е.

происхождение человека из мира животных. Декарт: я мыслю=>существует

Бог—гарант того, что человек мыслит. Кант: сознание человека связывал с его

априорными знаниями (доопытными). Фрейд говорил о сознательном и

подсознательном (бессознательном). Сознательное засоряет

бессознательное—совокупность психических явлений, лежащих вне человеческого

разума и не поддающихся контролю. Фрейд считал, что психика человека имеет

три сферы: оно, я и сверхъя. Оно—слой бессознательных влечений и

наслаждений. Я—сфера сознательного или посредник между сознательным и

внешним миром. Сверхъя—внутренние установки совести, обусловленные моралью

общества. Фрейд не учитывает общественную сторону в развитии сознания.

В основе сознания лежат два свойства мозга: отражение и память.

Древнегреческий анатом Алкмеон впервые выдвинул идею о мозге как о главном

органе психики. Идею рефлекса развили в учении об условных и безусловных

рефлексах (Декарт). Мозг способен получать, хранить и перерабатывать

различную информацию и на её основе составлять план действий.

Мозг—высокоорганизованная материя, способная к ощущению=>можно

предположить, что вся материя и её низшие структуры обладают таким

свойством, т. е. свойством отражения. Эта теория доказала, что

отражение—всеобщее свойство материи. Различные виды материи обладают

различными свойствами отражения, т. е. познание истории развития

отражения—познание происхождения сознания. В природе и в обществе отражение

идёт по восходящей линии. Раздражимость, чувствительность, ощущение и

восприятие, представление, понятие, рассуждение и умозаключение. Кроме

того, есть узловые ступени развития отражения:

1) Переход от неживой к органической, т. е. живой материи.

2) От биологической к психической деятельности организма.

3) От психической к сознательной.

ЦНС функционирует в виде рефлексов, т. е. идея безусловного и условного

рефлексов—ступень в развитии механизма памяти, т. е. рефлекс, позволяет

организму ориентироваться в повторяющейся обстановке. На основе этого

возникла возможность опережающего отражения. Возникновение условных

рефлексов привело к психической форме отражения. Особенности:

1) Переход к сложному избирательному поведению.

2) Изменение памяти—она приобретает образный и эмоциональный характер.

3) Возникает чувствительное переживание, возможные реакции.

Мозг после рождения и до двух лет увеличивается в шесть раз (2900-650

грамм). Затем сильно развивается память. Мозг превратился в сложный

биологический орган или компьютер. Американский учёный Тригер доказал, что

глаз тоже участвует в переработке информации.

III. Вопрос о причине возникновения сознания рассматривался Дарвиным.

Энгельс—труд и членораздельная речь способствовали возникновению сознания.

Социальное надстраивалось над биологическим. Всемирная история—порождение

человека человеческим трудом. Первобытный человек не отличался сознательным

мышлением (инстинктивный—по деятельности человек, а по психике животное).

Труд—условие возникновения сознания. Труд и орудийная деятельность

порождала в человеке целепорождающее начало. Труд порождал потребность

общения,—первобытное стада превратилось в первобытнообщинное общество, т.

е. общество—обобществившееся в труде человечество. Появился социальный

механизм, который надстраивался над биологическим механизмом. Отражение

связывало людей, затем появилось отношение, ум, начало, управление и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты