Лекции по философии

IV. Дж. Беркли 1685-1753—его философская система представляет субъективный

идеализм и направлена против материи.

Цель—опровергнуть материализм и дать обоснование религии. Человек имеет

дело лишь с отдельными вещами. Человек воспринимает мир как совокупность

ощущений. Если их отбросить, то с ними исчезнет и сам предмет.

Ощущение—превращает внешнюю энергию в акт сознания. Они выстраивают логику

субъекта. Беркли неверно трактует природу ощущений. У него ощущение—вещь.

Человек тоже комплекс ощущений.

У материалистов материя—философская категория для обозначения реальности

(ощущения вторичны, материя первична).

V. Рационализм эпохи просвещения во Франции.

Особенности эпохи: прежде всего просвещенных философов и философское

обоснование идеи Просвещения. Они утверждали, что основным инструментом

познания является разум, а ощущения и опыт—второстепенные факторы познания.

Для рационализма характерны подходы возвеличивания человеческого

достоинства и индивидуальности, вера в свои возможности. Рационализм

утверждает пессимизм в познании человечества и отказ от прогресса общества.

Эпохе просвещения соответствуют две формы познания:

1) Это период разложения феодализма и становления капитализма.

2) В центре философии становится активно действующий субъект, который

изменяет мир сообразно со своим разумом.

Разум становится источником всей деятельности человека. Рационализм

связывал и все совершенные формы человеческой жизни, мысли и будущего.

Единственный недостаток: разум—особая субстанция, не зависящая от человека.

Немецкая классическая философия.

I. Кант о проблемах научного познания.

II. Пространство и время как априорные формы чувственности.

III. Рассудок и разум и проблемы объективности познания.

IV. Явление и вещь в себе. Природа и свобода.

V. Социально-нравственные идеи Канта.

VI. Субъективный идеализм Витте.

VII. Натурфилософия Шеллинга.

I. Эммануил Кант—1724-1804.

Во всём видел гармонию. До 1770 года—докритический период. Затем

послекритический.

Разработал концепцию происхождения Солнечной системы из газовой туманности,

пробил брешь в метафизике. Попытался приложить принципы естествознания к

истории. Выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного

происхождения. Обосновал идею о естественном происхождении человеческих

рас, но запутал теорию познания. Критический период—обоснование системы

трансцендентального идеализма (потустороннего).

Здесь Кант проводит критический анализ всей философии, которая существовала

до его системы. Он противопоставляет свой анализ возможностей человека

догматическому подходу: все философы шли традиционным путём от объекта к

субъекту. Кант исследовал возможности субъекта, а затем корректировал

объект.

Кант говорит, что существовавшая до него философия концентрировала внимание

на природе и т. д. Кант рассматривает специфику субъекта, который

определяет объект. Кант сказал: ”Человек, ты многое знаешь, а многое не

знаешь, но действовать тебе придётся. Будь осторожен!”

Задача Канта: установить различие между субъективными и объективными

элементами знания, но установить эти различия в самом субъекте познания, т.

е. в человеке. Два уровня знания: эмпирический (опытный) и трансцендентный

(находится по ту сторону опыта).

К эмпирическому он относил индивидуальные психологические особенности

человека. К трансцендентным—надындивидуальные начала в человеке. Это

всеобщее определение человека как представителя человечества и Кант ставит

три проблемы в своей ”критике чистого разума”:

1) Как возможна математика?

2) Как возможна физика и естествознание?

3) как возможна метафизика или философия?

Кант критически относится к философии и даёт отрицательный ответ на вопрос

3).Достоверное по Канту—значит, объективное, отождествляется со всеобщим и

необходимым. Чтобы знание имело достоверный характер, оно должно обладать

чертами всеобщности и необходимости. Объективность знания обуславливается

трансцендентными свойствами человека. По Канту субъекту присущи врождённые

формы подхода к действительности. Пространство и время—не формы бытия

вещей, а субъективные формы чувственности человека, присущие субъекту как

представителю человечества.

II.

Пространство—доопытная форма внешнего созерцания.

Время—врождённое чувство внутреннего созерцания.

Математика возможна как наука на основе пространства. Доопытные формы

создают предпосылки достоверности математического знания.

III.

По Канту рассудок—это мышление, оперирующее понятиями и категориями.

Рассудок выполняет функцию подведения материала под категорию. Можно

познать только то, что сами создали. Знание, основанное на категориях,

принимает объективный характер. У Канта логика понятий превращается в

логику вещей. Теория Канта: вещи существуют сами по себе, и они действуют

на органы чувств человека, однако эти ощущения упорядочиваются формами

чувственности, т. е. пространством и временем. Такая деятельность рассудка

с помощью этих категорий и придаёт восприятию всеобщий необходимый

характер, т. е. даёт картину. Не понятия—отражение вещей, а наоборот.

Человек знает о вещах только в соответствии со своими априорными

качествами. У человека нет средств, чтобы установить связь между сущностью

вещи и явлением.

V.

Движущей силой в деятельности человека является не мышление, а воля.

Кантовский субъект ставит волевой закон над своим сознанием. ”Поступай так,

чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего

законодательства”, т. е. поступай по отношению к другим так, как ты хотел,

чтобы они относились к тебе. Своими поступками ты формируешь действия

других и создаёшь характер взаимоотношений. Новая концепция

субъекта—разделение бытия на мир природы и мир человека со своими законами,

между которыми нет противоречия. Кант ограничил возможности познающего

субъекта миром явлений и оставил непознаваемыми вещи в себе. Для канта

общественные отношения также являются хаотичными. Сквозь бессвязность

исторических событий проникает высокая разумная цель, предопределяющая ход

истории. Человеческому обществу свойственны неуживчивость, раздоры. Только

пройдя сквозь эти испытания и полностью истощив себя в войнах человечество

способно прийти к миру.

VI. Витте—1762-1814.

Представлял субъективный идеализм. Абсолютное ”я” даёт начало объективному

миру. Самое главное—самосознание, из деятельности которого возникает акт

совпадения субъекта и объекта. В таком суждении человек утверждает себя,

выражает свою автономию, создаёт свой собственный мир, не обременённый

никакими природными факторами. У Витте идеализм свободы. У него природа не

объективна, как у Канта, она для деятельной человеческой свободы.

Субъективно деятельное даёт жизнь объективному. Проблемы познания—познание

природы строится на актах самодеятельного ”я”, но только в формах

созерцания. Субъективное ”я” не означает как личностно-индивидуальное, а

божественное, таинственное. Абсолютное я и не я —противоположности, которые

то взаимно уничтожают друг друга, то совпадают.

VII. Шеллинг—1775-1854.

Представитель объективного идеализма и задача его философии в изучении

природы. Шеллинг пытался изучить природу с точки зрения развития от

простого к сложному. У него природа—не просто объект, а носитель

бессознательной жизни разума. У него природа развивается от неорганического

мира к органическому. Ставит задачу познания натурфилософии. Он опирается

на диалектический опыт познания и разрабатывает диалектическую картину

мира. Он подчёркивает целесообразность в основе жизни. По мнению Шеллинга,

мировая душа обеспечивает единство природы и её целесообразность в

развитии. В природе происходит борьба противоположных сил.

I. Георг Гегель.

1) Абсолютная идея, её сущность и этапы развития.

2) Идеалистическая диалектика Гегеля.

3) Система Гегеля.

II. Людвиг Фейербах.

1) Антропоцентрический материализм Фейербаха.

2) Религиозные и общественные идеи Фейербаха.

I. Представитель объективного идеализма.

Считал источником всей действительности абсолютную идею, которой

представлял свой источник развития—настоящую действительность. Абсолютная

идея представляет субстанцию мира (универсум), существует вечно, содержит в

себе в сжатом виде все возможные определения духовных, общественных

явлений. Она же есть и разумное мышление. Она же—истина, суть всего. Гегель

ставит задачу —рассмотреть, как из единого появляется множество. Реальный

мир и чувства есть отражение. Абсолютная идея—субъективное и объективное

начала. Абсолютная идея проходит ... в виде движения от абстрактных (общих

определений0 к определениям, обогащенных конкретным содержанием. Три её

ступени:

1) Абсолютная идея порождает и накапливает своё богатство (научно-

теоретическое осознание абсолютной идеи).

2) Идея происходит в свою противоположность, обнаруживает себя в природе

(как и небытие).

3) Развитие идеи завершается почти совпадением мирового разума.

Последняя ступень показана в философии духа. Задачи философии по

Гегелю—расширить исторический путь абсолютной идеи. Его философская

система—система объективного диалектического идеализма (в целом система

метафизична). Гегель стремится показать свою философию в форме

взаимосвязанных идей. О чём бы Гегель ни рассуждал, он всюду видит идеи.

Эти идеи—суть вещей, в том числе и понятия. Идеи Гегеля изменчивы.

Происходит диалектическое отрицание понятий (тезис переходит в антитезис).

Все идеи Гегеля—стихийны. Его идеи существуют на трёх уровнях: идеи сами по

себе, идеи в природе, идеи в духе. Всю тотальность идей Гегель называет

абсолютной идеей—саморазвивающейся. Учение о бытии начинается с

рассмотрения чистого бытия. Затем триада бытия—качество, количество, мера.

Качество и количество хранит нечто, а ничто уже перестало существовать.

Единство, качество и количество образуют меру. Переход от одной меры к

другой есть скачок.

В учении о сущности Гегель выделяет определяющее главное нечто, а это уже

сущность, которая определяет явление. Сущность, в силу своей внутренней

противоречивости сама себя отталкивает и переходит в явление, т. е.

существование. Источником этого существования является её противоречивость,

т. е. наличие в ней противоположности идей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты