Основные проблемы философии Ф.Ницше

Основные проблемы философии Ф.Ницше

Столичный Гуманитарный Институт

Заочное отделение

Факультет психологии

специальность психолог

Реферат

По дисциплине : Философия

Тема: Основные проблемы философии Ф.Ницше

Выполнила:

Студентка

1 курса ,группы ПС6

Пшеничникова И. Г.

Проверил

: преподаватель

Зарипов

Р.Г.

г.Омск –2002

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

1. Основные понятия философии Ф. Ницше

Ницше как философ……………………………………………………4

Философский нигилизм………………………………………………..6

Воля к власти……………………………………………………………8

2. Концепция личности в философии Ф.Ницше

2.1 Личность как объект философского изучения Ницше :

по материалам ранних работ……………………………………………13

2.2 Представление о личности в зрелых работах Ницше……………17

3. Ницше и гуманизм

3.1 Классический гуманизм

3.2 «Физиология» гуманизма Ницше…………………………………...21

Заключение………………………………………………………………...26

Список использованной литературы…………………………………..28

Введение

Философия – это система взглядов на мир в целом и на

отношение человека к этому миру. Философские произведения, если

они действительно осмысливают бытие человека и окружающую

действительность, тоже оказываются личностными, выражающими

личность и переживания философа, его отношение к действительности.

Поскольку переживания у разных философов различны, различны

отношения, поскольку и пониманий этого мира в философии множество.

Среди философов Ницше- нарушитель спокойствия и благородный

пират. Он вспугивает спящих, таранит крепости обывателей, сметает

моральные постулаты, убивает Бога, рушит церковные устои. Ницше,

говорит Цвейг, стремится на своем паруснике ко всему

неизведанному, весело и дерзко, с мечом в руке и бочкой пороха под

ногами.

Философские труды Ницше ,по большей части не предъявляют

больших требований к интеллекту или образованности читателя. Их

суть представляется ясной и однозначной, цели- обширными и

очевидными, а язык – понятным. В силу доступности его текстов

читатель обнаруживает, что либо философия проще, чем он полагал,

либо он сам умнее, чем думал раньше. Ницше считал себя

прирожденным психологом - «призванным быть психологом и

разведывателем душ». Некоторые вещи, которые он высказывает,

поражают воображение своей точностью и целенаправленностью

диагностики. С точки зрения Ницше, психология лежит в основе

всего, и тесно переплетается с другими частями его учения.

В силу всего выше сказанного, стремление понять творчество

Ницше для меня, как студентки психологического факультета,

актуально.

Цель данного реферата провести обзор литературы о философии

Ф . Ницше: важнейших идеях, понятиях, взглядах, системе в целом.

1.Основные понятия философии Ф.Ницше

1.1 Ницше как философ

Философия Ницше – это прежде всего философия индивидуума, но

не индивидуалиста. Стремление понять личность, найти выход из

кошмаров эпохи - эпохи двойной морали во всем : в отношениях с

людьми, нациями, государствами , в отношении к самому себе – такой

видится цель философских построений Ницше. Отсюда и поэтическая

форма этих построений, ибо можно ли осознать личность, используя

биологические, медицинские, психологические термины ? Отсюда и

зачастую афористический их характер – стремление выразить свои

мысли в ёмких, четких и одновременно кратких фразах. Но здесь и

причина трагедии Ницше. Действительно, что может быть

соблазнительнее для интеллектуального обывателя, чем краткие,

легко запоминающиеся и на первый взгляд не требующие глубокого

вдумывания ( настолько они кажутся очевидными и понятными )

формулировки, так отвечающие подсознательным устремлениям и

желаниям. Например :

«Ты идешь к женщинам ? Не забудь плетку!».[i] Но при этом не надо

забывать и то, что «величайшее в великих – это материнское. Отец-

всегда только случайность»[ii]

Иными словами к Ницше и его трудам нельзя подходить с

позиций однозначной логики : Она по меньшей мере двузначна, но

чаще всего многозначна и определяется контекстом. Конечно, можно

заявить, что все это вызвано больным сознанием философа. Но не та

ли эта болезнь, которая обостряет восприятие и позволяет увидеть

то, что недоступно так называемому здоровому разуму ? Да и где

она, граница между здоровьем и болезнью у человека , пытающегося

«вывернуть» свой разум в мучительном процессе самопознания ?

Философские поиски Ницше-это поиски морали для свободного

человека на пути разрушения традиционных ценностей, ориентация на

которые разрушает человечность, личность, а в конечном итоге и

самого человека. Все существовавшие и существующие морали, по

мнению Ницше, не просто несут на себе печать общества и условий

его существования и выживания, но направлены, и это главное, на

обоснование и оправдание

обладания .Иными словами, они корыстны, а потому и антигуманны.

Все, даже так называемые общечеловеческие моральные ценности при

внимательном их рассмотрении оказываются ширмой, маскирующей

корысть. Так не лучше ли сказать об этом прямо, назвать вещи

своими именами и либо отказаться от этих «моральных» ценностей,

либо жить в соответствии с ними? Но последнее вряд ли возможно

для человека, потребляющего и стремящегося к потреблению и

живущего в обществе- стаде. А потому все демократические движения,

по мнению Ницше, следуют этой морали стадных животных, имеющей

свои корни в христианстве ( см.: По ту сторону добра и зла:

Прелюдия к философии Будущего// Ницше Ф. Соч.:В 2-х т. Т.2). И

вполне естественной и логичной выглядит ницшевская критика

христианства и христианской морали, ибо эта критика есть следствие

неприятия буржуазно-либерального духа христианства и буржуазного

рационализма.

Философия Ницше как философия жизни носит антропоморфный

характер, возвращая человека в природу и в тоже самое время

очеловечивая природу, наделяя её антропоморфными чертами, и прежде

всего волей к власти. Принцип воли к власти- основной динамический

принцип философии Ницше- управляет развитием и человека, и

мироздания. Отсюда жизнь есть абсолютная реальность, и она

постижима из себя самой. И человеческая душа, человеческий

интеллект порождены жизнью и включены в неё. Здесь можно углядеть

определенное биологизаторство, определенную редукцию духовного к

биологическому. Но это только одна сторона ницшеанской философии

жизни. Можно заметить и другую сторону, связанную с постоянным

поиском людьми своих связей с мирозданьем. И признание

естественности души в жизни, их слитности с мирозданием. И

признание естественности души в жизни, их слитности с мирозданием

выглядит вполне логичным в контексте таких поисков. Тогда и

безумие философии Ницше предстает не иррациональным, а вполне

естественным в предпринимаемых философом попытках выявить

определяющее в развитии личности через принцип воли к власти,

управляющий миром и человеком, особенно если этот принцип

толковать так же широко, как это делает

Ницше.

По Ницше, воля к власти- это не просто стремление к

господству сильного над слабым, но и стремление сделать слабого

сильным. Слабость относительна и определяется, с одной стороны,

положением человека среди других людей, а с другой – степенью

самопознания личности. Личность свободна и сильна, если она

осознаёт себя личностью,

которая может поступать и поступает в соответствии с этим

осознанием. Но осознание не только индивидуально, оно ещё

социально и исторично. И только при выполнении всех этих условий

мы имеем действительно свободного и морального человека. Живущего

в свободном и моральном обществе. Идеалом здесь является свобода

не в христианском понимании, которая есть несвобода, внутреннее

порабощение, смирение перед силой, а свобода античности и

Возрождения – в свободном обществе подобный культ, навязанный

христианским лицемерием, невозможен . Переход же к такому обществу

возможен не на пути насильственного уничтожения существующего

общества несвободы, ибо всякое насилие порождает новое насилие, а

именно на пути возрождения идеала свободной сильной человеческой

личности.

Известно, что до революции философия Ницше была чрезвычайно

популярна в России. Совпадение, резонанс свободолюбия русской

интеллигенции. Ищущей пути понимания сущности свободы в контексте

космизма и связанного с этим индивидуализма в лучшем смысле этого

слова- в смысле суверенитета личности – со свободомыслием Ницше, с

его свободолюбием и неприятием вещного, стяжательского

прагматизма, христианского двоемыслия обусловили понимание, хотя и

критическое, взглядов Ницше.

Ницше включает в философию два средства выражения- афоризм и

стихотворение ; формы, сами по себе подразумевающие новую

концепцию философии, новый образ и мыслителя, и мысли. Идеалу

познания, поискам истинного он противопоставляет толкование и

оценку. Толкование закрепляет всегда частичный, фрагментарный

«смысл»

некоего явления ; оценка определяет иерархическую « ценность»

смыслов, придает фрагментам цельность, не умаляя и не упраздняя

при этом их многообразия. Именно афоризм являет собой как

искусство толкования, так и нечто толкованию подлежащее;

стихотворение – и искусство оценки, и нечто оценке подлежащее.

Толкователь- это физиолог или врачеватель, тот кто наблюдает

феномены как симптомы и говорит афоризмами. Ценитель – это

художник, который наблюдает и творит « перспективы», говорит

стихами. Философ должен быть художником и врачевателем, одним

словом ,- законодателем.

Такой тип философа является к тому же древнейшим. Это образ

мыслителя -досократика , «физиолога» и художника, толкователя и

ценителя мира. Как понимать эту близость будущего и

первоначального ? Философ будущего является в то же время

исследователем старых миров, вершин и пещер, он творит не иначе ,

как силой воспоминания . том, что было по существу забыто. А

забыто было, по Ницше, единство мысли и жизни. Единство сложное :

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты