Основные проблемы философии Ф.Ницше
Столичный Гуманитарный Институт
Заочное отделение
Факультет психологии
специальность психолог
Реферат
По дисциплине : Философия
Тема: Основные проблемы философии Ф.Ницше
Выполнила:
Студентка
1 курса ,группы ПС6
Пшеничникова И. Г.
Проверил
: преподаватель
Зарипов
Р.Г.
г.Омск –2002
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
1. Основные понятия философии Ф. Ницше
Ницше как философ……………………………………………………4
Философский нигилизм………………………………………………..6
Воля к власти……………………………………………………………8
2. Концепция личности в философии Ф.Ницше
2.1 Личность как объект философского изучения Ницше :
по материалам ранних работ……………………………………………13
2.2 Представление о личности в зрелых работах Ницше……………17
3. Ницше и гуманизм
3.1 Классический гуманизм
3.2 «Физиология» гуманизма Ницше…………………………………...21
Заключение………………………………………………………………...26
Список использованной литературы…………………………………..28
Введение
Философия – это система взглядов на мир в целом и на
отношение человека к этому миру. Философские произведения, если
они действительно осмысливают бытие человека и окружающую
действительность, тоже оказываются личностными, выражающими
личность и переживания философа, его отношение к действительности.
Поскольку переживания у разных философов различны, различны
отношения, поскольку и пониманий этого мира в философии множество.
Среди философов Ницше- нарушитель спокойствия и благородный
пират. Он вспугивает спящих, таранит крепости обывателей, сметает
моральные постулаты, убивает Бога, рушит церковные устои. Ницше,
говорит Цвейг, стремится на своем паруснике ко всему
неизведанному, весело и дерзко, с мечом в руке и бочкой пороха под
ногами.
Философские труды Ницше ,по большей части не предъявляют
больших требований к интеллекту или образованности читателя. Их
суть представляется ясной и однозначной, цели- обширными и
очевидными, а язык – понятным. В силу доступности его текстов
читатель обнаруживает, что либо философия проще, чем он полагал,
либо он сам умнее, чем думал раньше. Ницше считал себя
прирожденным психологом - «призванным быть психологом и
разведывателем душ». Некоторые вещи, которые он высказывает,
поражают воображение своей точностью и целенаправленностью
диагностики. С точки зрения Ницше, психология лежит в основе
всего, и тесно переплетается с другими частями его учения.
В силу всего выше сказанного, стремление понять творчество
Ницше для меня, как студентки психологического факультета,
актуально.
Цель данного реферата провести обзор литературы о философии
Ф . Ницше: важнейших идеях, понятиях, взглядах, системе в целом.
1.Основные понятия философии Ф.Ницше
1.1 Ницше как философ
Философия Ницше – это прежде всего философия индивидуума, но
не индивидуалиста. Стремление понять личность, найти выход из
кошмаров эпохи - эпохи двойной морали во всем : в отношениях с
людьми, нациями, государствами , в отношении к самому себе – такой
видится цель философских построений Ницше. Отсюда и поэтическая
форма этих построений, ибо можно ли осознать личность, используя
биологические, медицинские, психологические термины ? Отсюда и
зачастую афористический их характер – стремление выразить свои
мысли в ёмких, четких и одновременно кратких фразах. Но здесь и
причина трагедии Ницше. Действительно, что может быть
соблазнительнее для интеллектуального обывателя, чем краткие,
легко запоминающиеся и на первый взгляд не требующие глубокого
вдумывания ( настолько они кажутся очевидными и понятными )
формулировки, так отвечающие подсознательным устремлениям и
желаниям. Например :
«Ты идешь к женщинам ? Не забудь плетку!».[i] Но при этом не надо
забывать и то, что «величайшее в великих – это материнское. Отец-
всегда только случайность»[ii]
Иными словами к Ницше и его трудам нельзя подходить с
позиций однозначной логики : Она по меньшей мере двузначна, но
чаще всего многозначна и определяется контекстом. Конечно, можно
заявить, что все это вызвано больным сознанием философа. Но не та
ли эта болезнь, которая обостряет восприятие и позволяет увидеть
то, что недоступно так называемому здоровому разуму ? Да и где
она, граница между здоровьем и болезнью у человека , пытающегося
«вывернуть» свой разум в мучительном процессе самопознания ?
Философские поиски Ницше-это поиски морали для свободного
человека на пути разрушения традиционных ценностей, ориентация на
которые разрушает человечность, личность, а в конечном итоге и
самого человека. Все существовавшие и существующие морали, по
мнению Ницше, не просто несут на себе печать общества и условий
его существования и выживания, но направлены, и это главное, на
обоснование и оправдание
обладания .Иными словами, они корыстны, а потому и антигуманны.
Все, даже так называемые общечеловеческие моральные ценности при
внимательном их рассмотрении оказываются ширмой, маскирующей
корысть. Так не лучше ли сказать об этом прямо, назвать вещи
своими именами и либо отказаться от этих «моральных» ценностей,
либо жить в соответствии с ними? Но последнее вряд ли возможно
для человека, потребляющего и стремящегося к потреблению и
живущего в обществе- стаде. А потому все демократические движения,
по мнению Ницше, следуют этой морали стадных животных, имеющей
свои корни в христианстве ( см.: По ту сторону добра и зла:
Прелюдия к философии Будущего// Ницше Ф. Соч.:В 2-х т. Т.2). И
вполне естественной и логичной выглядит ницшевская критика
христианства и христианской морали, ибо эта критика есть следствие
неприятия буржуазно-либерального духа христианства и буржуазного
рационализма.
Философия Ницше как философия жизни носит антропоморфный
характер, возвращая человека в природу и в тоже самое время
очеловечивая природу, наделяя её антропоморфными чертами, и прежде
всего волей к власти. Принцип воли к власти- основной динамический
принцип философии Ницше- управляет развитием и человека, и
мироздания. Отсюда жизнь есть абсолютная реальность, и она
постижима из себя самой. И человеческая душа, человеческий
интеллект порождены жизнью и включены в неё. Здесь можно углядеть
определенное биологизаторство, определенную редукцию духовного к
биологическому. Но это только одна сторона ницшеанской философии
жизни. Можно заметить и другую сторону, связанную с постоянным
поиском людьми своих связей с мирозданьем. И признание
естественности души в жизни, их слитности с мирозданием. И
признание естественности души в жизни, их слитности с мирозданием
выглядит вполне логичным в контексте таких поисков. Тогда и
безумие философии Ницше предстает не иррациональным, а вполне
естественным в предпринимаемых философом попытках выявить
определяющее в развитии личности через принцип воли к власти,
управляющий миром и человеком, особенно если этот принцип
толковать так же широко, как это делает
Ницше.
По Ницше, воля к власти- это не просто стремление к
господству сильного над слабым, но и стремление сделать слабого
сильным. Слабость относительна и определяется, с одной стороны,
положением человека среди других людей, а с другой – степенью
самопознания личности. Личность свободна и сильна, если она
осознаёт себя личностью,
которая может поступать и поступает в соответствии с этим
осознанием. Но осознание не только индивидуально, оно ещё
социально и исторично. И только при выполнении всех этих условий
мы имеем действительно свободного и морального человека. Живущего
в свободном и моральном обществе. Идеалом здесь является свобода
не в христианском понимании, которая есть несвобода, внутреннее
порабощение, смирение перед силой, а свобода античности и
Возрождения – в свободном обществе подобный культ, навязанный
христианским лицемерием, невозможен . Переход же к такому обществу
возможен не на пути насильственного уничтожения существующего
общества несвободы, ибо всякое насилие порождает новое насилие, а
именно на пути возрождения идеала свободной сильной человеческой
личности.
Известно, что до революции философия Ницше была чрезвычайно
популярна в России. Совпадение, резонанс свободолюбия русской
интеллигенции. Ищущей пути понимания сущности свободы в контексте
космизма и связанного с этим индивидуализма в лучшем смысле этого
слова- в смысле суверенитета личности – со свободомыслием Ницше, с
его свободолюбием и неприятием вещного, стяжательского
прагматизма, христианского двоемыслия обусловили понимание, хотя и
критическое, взглядов Ницше.
Ницше включает в философию два средства выражения- афоризм и
стихотворение ; формы, сами по себе подразумевающие новую
концепцию философии, новый образ и мыслителя, и мысли. Идеалу
познания, поискам истинного он противопоставляет толкование и
оценку. Толкование закрепляет всегда частичный, фрагментарный
«смысл»
некоего явления ; оценка определяет иерархическую « ценность»
смыслов, придает фрагментам цельность, не умаляя и не упраздняя
при этом их многообразия. Именно афоризм являет собой как
искусство толкования, так и нечто толкованию подлежащее;
стихотворение – и искусство оценки, и нечто оценке подлежащее.
Толкователь- это физиолог или врачеватель, тот кто наблюдает
феномены как симптомы и говорит афоризмами. Ценитель – это
художник, который наблюдает и творит « перспективы», говорит
стихами. Философ должен быть художником и врачевателем, одним
словом ,- законодателем.
Такой тип философа является к тому же древнейшим. Это образ
мыслителя -досократика , «физиолога» и художника, толкователя и
ценителя мира. Как понимать эту близость будущего и
первоначального ? Философ будущего является в то же время
исследователем старых миров, вершин и пещер, он творит не иначе ,
как силой воспоминания . том, что было по существу забыто. А
забыто было, по Ницше, единство мысли и жизни. Единство сложное :
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8