Основные проблемы философии Ф.Ницше

Банальное утверждение, что человек стремится к удовольствию

и избегает страдания, неверно. Не только люди, но «значительная

часть живых организмов» стремятся к увеличению могущества, а

удовольствие или страдание суть лишь следствия этой «примитивной

формы аффекта». Стремиться к могуществу означает стремиться к

преодолению препятствий, и это на самом деле означает испытывать

неудовольствие, поскольку любое препятствие для воли к власти

воспринимается как таковое. Таким образом, неудовольствие есть не

что иное, как « нормальный ингредиент всякого органического

процесса». В соответствии с данной интерпретацией просто

невозможно исключить неудовольствие, страдание из природы вещей. А

удовольствие – это не что иное, как переживание при преодолении

препятствий. Препятствия лишь стимулируют волю к власти и являются

прелюдией к удовольствию.

Ницше стремится сказать ( и здесь звучит известный нам мотив

его философии ), что существует два вида неудовольствия, один из

которых является показателем ослабления, или упадка, воли к

власти. Это её истощение. Бывают неудовольствия, которые

стимулируют силу, и бывают неудовольствия, которые указывают на

ослабление силы и понижение способности противостоять давлению

окружающего мира. Имеются два соответствующих вида удовольствий –

удовольствия от победы противоположны удовольствиям спячки.

Ницше был глубоко убежден, что воля к власти представляет

собой универсальный принцип и его действие в той или иной форме

можно обнаружить на каждой ступени существования. На ступени

интеллектуальной жизни воля к власти обнаруживает себя в форме

интерпретаций, даваемых людьми жизни : искусство, наука, религия.

Философия говорят от имени воли к власти. Повторим ещё раз, что

очень важно понимать, что мы неотделимы от того, что мы делаем. Мы

суть воля к власти, побуждающая нас стремиться вовне и

использующая интерпретации в качестве побуждающего мотива.

Интерпретирование, следовательно, - это не то, что мы делаем, а

то, что мы есть на самом деле: мы живем нашими философиями , а не

просто владеем ими. «Мы не имеем права спрашивать : «Кто же

истолковывает?» – но само истолкование как форма воли к власти

имеет существование ( но не как «бытие», а как процесс, как

становление) как аффект».

Интерпретации следует придавать более широкое значение, чем мы

привыкли это делать : «В действительности интерпретация сама есть

лишь средство достигнуть господства над чем - нибудь.

Органический процесс постоянно предполагает интерпретирование ».

Все наши категории мышления – вещь, свойство, причина, действие,

реальность, видимость и т.д., - все они суть интерпретации,

которые нужно понимать «в аспекте воли к власти».

Воля к власти – это жажда свободы в тех, кто оказался в

рабстве. Это стремление господствовать и превосходить других в

тех, кто является более сильным и более свободным. Но «в тех, кто

является более сильным, богатым, независимым и отважным, воля к

власти проявляется как любовь к человечеству, или к ближним, или к

Евангелию, или к истине, или к Богу…». Это утверждение покажется

странным и выпадающим из общего русла его философии для тех, кто

знаком с Ницше лишь понаслышке. Но тот, кто внимательно следил за

его рассуждениями, сразу увидит в этом намёк на аскетический

идеал. В нём заключена суть самодисциплинирующего принципа воли к

власти. Самые могущественные люди, писал он в « По ту сторону

добра и зла », всегда преклонялись перед святым, поскольку они

чувствовали в нём силу, которая через самоистязание, борьбу с

собой находила своё воплощение в самодисциплине. «Они почитали

нечто в себе, почитая святого», - писал Ницше. «Они должны были

справиться у него…».Его опыт, видно, и есть тот шаг, который

надлежит сделать в направлении более высокой цивилизации.

Учение о воле к власти разбросано по всем текстам философа.

Оно заключается в том, что мир есть то, что мы сами сделали и

должны воспроизводить, что у него нет никакой другой структуры, а

также значения, помимо тех, которые мы ему приписываем.

В зрелый период творчества Ницше учение о воле к власти

находится в таком же отношении к учению о нигилизме, в каком

находилось аполлоновское начало к дионисийскому в ранний период

его творчества. Обе эти силы, или понятия, дополняют друг друга .

Нигилизм необходим, чтобы расчистить почву для подлинного

творчества, представив мир во всей его наготе, лишенным значения

или формы. А воля к власти навяжет неоформленной субстанции форму

и придаст значение, без чего мы не могли бы жить. Как мы будем

жить и о чём мы будем думать – об этом только мы сами можем

сказать.

2.Концепция личности в философии Ф.Ницше

2.1 Личность как объект философского изучения Ницше: по материалам

ранних работ

Для понимания истоков философии Ницше важное значение имеет

его ранняя, неоконченная и неопубликованная при жизни работа «

Философия в трагическую эпоху

Греции». Здесь Ницше резко противопоставляет две эпохи в развитии

древнегреческой философии: эпоху ранних греческих философов,

досократиков, и эпоху, начавшуюся с деятельности Сократа. В

противоположность традиционной точке зрения о « наивности»

досократиков по сравнению с Сократом, Платоном, Аристотелем и их

эллиническими последователями, Ницше доказывает, что досократики

обладают явными преимуществами перед последними. Не системность,

не рациональная строгость, а соответствие основным интенциям

развития человека и культуры – вот в чем Ницше видит значение

философии.

Этот критерий заставляет его отдать предпочтение философам-

досократикам перед более

поздними греческими философами. Первые были в согласии со своей

эпохой, с её естественным и цельным развитием, в то время как

последние думали уже только о своем собственном будущем, а не о

будущем человека и культуры.

В самых ранних работах Ницше проступает два важнейших

принципа, на которых будет строиться всё его «зрелое»

мировоззрение. Во-первых, это представление о «пластичности»,

непредсказуемой изменчивости культуры и самого человека,

представление, заставляющее Ницше считать важнейшим философским

понятием понятие становления. Во-вторых, это убеждение в

первостепенном значении философии как реального фактора,

способного как помочь развитию человека и культуры, так и

воспрепятствовать этому развитию, провести культуру к застою и

даже деградации(позже эта тема особенно ярко зазвучит в применении

к «негативной» роли христианства).Философия, по Ницше, это особый

образ жизни, связанный с пониманием самой сущности жизни и,

значит, со способностью руководить ходом истории и развитием

культуры. « Для меня, - пишет Ницше, - философ имеет значение

ровно настолько, насколько он может давать пример. Что своим

примером он может увлечь собою целые народы, - в этом нет

сомнения; это показывает история Индии, которая почти тождественна

с историей индийской философии».

Не удивительно, что среди ранних греческих философов в

качестве самого значительного и наиболее близкого себе Ницше

выделяет Гераклита, ведь именно Гераклит впервые выразил идею

становления, развития всего сущего. Ницше особенно подчеркивает,

Что Гераклит в отличие от более поздних философов, также

признававших универсальность становления, отрицает наличие некоего

сверхэмпирического мира, в котором господствует неизменность. Он

не боится признать становление абсолютным качеством бытия и не

ищет для мысли опоры в некотором « вечном» и «неизменном» мире.

Ницше также высоко оценивает стремление Гераклита к конкретному,

интуитивному мышлению, избегающему абстракций, «иссушающих» все

живое и становящееся .

Для понимания подлинного смысла идей Ницше очень многое дает

его первая известная книга « Рождение трагедии». Её основная

метафизическая конструкция лаконично выражена в предисловии,

написанном через много лет после первой публикации

этой работы, фактически в конце сознательной творческой жизни её

автора. Как пишет Ницше, « вся книга признает только

художественный смысл, явный или скрытый, за всеми процессами

бытия- « Бога»,если вам угодно, но конечно, только совершенно

беззаботного и неморального Бога- художника, который как в

созидании, так и в разрушении, в добром, как и взлом, одинаково

стремиться ощутить свою радость, свое самовластие, который ,

создавая миры, освобождается от гнета полноты и переполненности,

от муки сдавленных в нем противоречий. Мир, в каждый миг своего

существования (есть ) достигнутое спасение Бога, как вечно

сменяющееся, вечно новое видение, предносящее преисполненному

страданий, противоположностей, противоречий, который способен

найти свое спасение лишь в иллюзии…». Типично гностическая

мифологема «страдающего Бога»,несущего в себе неразрешимые

противоречия. Ницше ясно подчеркивает смысл своего принципиального

расхождения с Шопенгауэром и Кантом. Для последних признание мира

только «представлением» означает приговор миру, отказ от «

доверия» к миру, это ведет к тому, что «за» миром постулируется

некая « подлинная» реальность; для Ницше же цель, как он сам

формулирует, - научиться « искусству посюстороннего утешения»,

позволяющему принять наш мир и нашу жизнь в качестве главной (

если не единственной)

сферы бытия.

Кажется, что последнее суждение вступает в противоречие с

многочисленными утверждениями, разбросанными по всему тексту

работы, о том, что феномен дионисийства непосредственно отражает

связь человека с Первоединым . Первоединое в этом контексте

выступает как та « потусторонняя» метафизическая сущность, за

полагание которой Ницше критикует всю классическую философию и

Шопенгауэра. Однако как раз в этом пункте Ницше решительно отходит

от буквального следования Шопенгауэру и начинает движение к новой

метафизической конструкции, устраняющей разделённость двух миров –

земного (пространственно- временного, эмпирического ) и

божественного (вечного, сверхэмпирического ). Помогает ему в этом

всё тот же Гераклит. Его идея посюстороннего первоединого (

мирового огня) позволяет преодолеть наваждение платоновского

дуализма и наметить контуры новой метафизики, в которой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты