абсолютности личности заставляет его быть безжалостным к её
внешней форме, к её «видимости», которая должна быть преодолена
через раскрытие её подлинной абсолютной полноты.
Такая интерпретация идеи сверхчеловека получает веское
подтверждение, если обратить внимание на центральную идею книги «
Человеческое, слишком человеческое» –
идею «происхождения» всех наших идей, верований, представлений , а
также самой «картины мира»,полагаемой нами в качестве «истинного»
мира, из процесса становления человека . По сути, Ницше ведет
здесь речь о зависимости мира явлений в той форме, которая
предстает нам в нашем каждодневном опыте, от человека – о
постепенном
«складывании» этой формы в рамках истории человека и его сознания.
Важно отметить, что это утверждение Ницше ничего общего не имеет с
идеей Шопенгауэра о мире как «представлении», это следует хотя бы
из того, что точку зрения Шопенгауэра он упоминает как одно из
радикальных заблуждений, порожденных верой в наличие «объективной»
реальности. Самое главное различие, которое делает новую позицию
Ницше скорее противоположной позиции Шопенгауэра, чем схожей с
ней, - это решительное отрицание какого-либо «метафизического»
мира, т.е. чего-либо находящегося за пределами личности человека и
мира явлений, зависимого от личности.
Ницше утверждает: именно совокупность творческих центров Я,
совокупность личностных начал, выступающих как подлинно первичное
и абсолютное в бытии, «порождает» все мировое бытие, « творит»
его. Тот факт, что Ницше не конкретизирует смысл этого «творения»,
конечно, делает его мысль менее доступной и понятной, однако её
было бы неверно трактовать метафорически. Как обозначение
производности только «мира» человеческой культуры и человеческих
ценностей. Безусловно, здесь необходимо видеть ту форму
интерпретации отношения личности к мировому бытию и к бытию как
таковому.
Представление о зависимости мира, в той форме, как он явлен
нам, от установок и творческой энергии человеческих личностей
остается, хотя и важным, но только эпизодом в трудах Ницше. Все
свое внимание он обращает на критику того состояния культуры,
которое каждый человек застает как данность и которое препятствует
раскрытию указанной творческой энергии. В идее сверхчеловека
заключено убеждение в бесконечном творческом
становлении самого Бытия, концентрирующемся в каждой отдельной
личности.
Если можно говорить о какой-то связной метафизике, лежащей в
основе зрелых сочинений Ницше, то это метафизика основывается на
признании человеческой личности – каждой конкретной личности и
метафизического единства всех личностей – в качестве абсолютного
начала и источника бытия . При этом отличие состояния человека, в
котором он пребывает сейчас, от обозначаемого термином
«сверхчеловек»,заключается «только» в том, что в последнем
состоянии человек раскрывает свое подлинное значение, переводит
его из формы потенциальности в форму актуальности.
3. Ницше и гуманизм
3.1 Классический гуманизм
Первоначально гуманистами называли образованных людей,
состоявших в переписке друг с другом .Отсюда гуманизм можно
определить как дружеское общение при помощи писем. Уже во времена
Цицерона гуманистами называли людей, умеющих пользоваться
алфавитом, использующих язык для воздействия на людей с целью их
облагораживания. С тех пор как философия сформировалась как
писательство, они тоже стала идентифицировать любовь и дружбу не
только мудростью, но и посредством текстов. Благодаря чему и
сегодня спустя две с половиной тысячи лет сохраняется философия,
это её способность писать тексты для друзей и о дружбе. Её можно
рассматривать как непрерывную цепь посланий от поколения к
поколению .
Первым важным посланием была греческая литература, а её
первыми получателями и читателями – римляне. Усилиями римских
гуманистов содержание греческой культуры оказалось открытием для
империи и позже для всего европейского мира. Они ещё не
осознавали, что правило игры в письменную культуру не предполагает
личного знакомства отправителя и адресата. Кажется авантюрой
посылать тексты неизвестным получателям . Так и было бы, если бы
не существовало кода, благодаря которому греческая философия могла
транспортироваться в форме письма, ставшего способом передачи
традиции. Дружба на расстоянии предполагает не только тексты, но
истолкователей. Без готовности римлян дружить с греческими
писателями, без способности воспринять соответствующие правила
игры, предполагаемые письмом, их произведения никогда бы не
проникли в европейское культурное пространство. Во многом
благодаря способности читать античные тексты, мы сегодня можем
вести речь на своем языке о гуманных вещах .
Оценивая эпохальное значение греко-римской письменной
коммуникации, следует учитывать особенности отправки и получения
философских текстов. Прежде всего отправитель не знает его
получателя. Даже если речь идет о письме к далекому. Но знакомому
другу, философский текст пишется с расчетом на большое количество
безымянных и даже не родившихся читателей. С эротологической
точки зрения гипотетическая дружба автора и читателя, отправителя
и получателя послания является любовью на расстоянии, любовью к
дальнему, о которой критически писал Ф.Ницше.
Он указывал, что письмо - не просто коммуникативный мост между
друзьями, разделенными расстояниями, а сама операция разделения.
В европейской магии письма оно и есть «действие на расстоянии»,
целью которого является включение другого в круг дружеского
общения . Письмо или книга – это приглашение к дружбе.
Первоначально гуманисты были не более чем сектой
грамматиков, которой в отличие от других удалось сделать свой
проект универсальным. Это произошло при государственной поддержке
специальных дисциплинарных учреждений, развивающих письменную
культуру в определенных рамках. Это прежде всего школы, гимназии и
университеты, где грамматические, логические, научные и
литературные стандарты согласуются с политическими. Благодаря им
возникает некая принудительная дружба, организованная каноном
лекций. Теперь уже не только античные и христианские, но и
национальные авторы образуют круг чтения публики, которая
формируется на основе литературы и театра, музыки и живописи.
3. 2 «Физиология» гуманизма Ницше
На первый взгляд Ницше выглядит духовным аристократом,
ненавидевшим толпу, радикальным индивидуалистом,
противопоставлявшим свободу социальным нормам, литературным
романтиком. Тяготевшим к древним трагедиям и темным сторонам
человеческого бытия. Он также противник буржуазной морали и
социологии, предметом которой стал « последний человек»,
придерживавшийся эгалитарных нивелированных ценностей. Формулу
«смысл жизни» Ницше модифицировал как вопрос : что есть ценного в
жизни, чем она вообще ценна ? Он полагал, что ответить на этот
вопрос нужно не умозрительно, а жизненно, т.е. не теорией, а
экзистенцией. Поэтому следует обратить внимание не только на то,
как люди теоретизируют или морализируют, а и на то, как живут.
Отсюда вытекает требование « переоценки всех ценностей».
Понятие ценности замыкается на человеке, но своим основание
имеет не его удовольствие, благополучие, счастье, но прежде всего
такие абсолютные идеалы, которые не выполняются в условиях земного
существования и поэтому ц3енностно ориентированный человек
постоянно недоволен собой. Ценность это не то, что можно иметь как
«добро» в смысле материально ценных предметов. Ценность как
значимость указывает на отсутствие чего-то; она связана не с
предметами, а выступает как знак потребности, т.е. различитель
того, что нужно и не нужно. Если вопрос о ценности замыкается на
человека, который верит в необходимость и ценность жизни, то это
приводит к вопросу о смысле человека, о смысле жизни.
Традиции самопознания Сократа и Платона Ницше
противопоставлял «психологию»
и даже « физиологию» культуры. Он описывал познание как «
очеловечивание» сущего, т.е.
восприятие мира с точки зрения потребностей. Множество афоризмов
Ницше указывает на то, что человек смотрит на вещи сквозь призму
собственных потребностей и познает не мир, а себя самого.
Закономерности, приписываемые миру, есть законы человеческого
бытия в мире, который есть не что иное, как «инвентарь
человеческого опыта».Однако антропоморфизация оборачивается у
Ницше чем-то странным, если учесть, что он описывает человека как
животное. Он характеризует человека как «патетическое»,
«неполноценное», «больное» животное. «Человек – это обезьяна
Бога», то «плачущее», то «смеющееся», то «счастливое», то
«несчастное» животное. Еще более интригующе выглядит определение
человека как «интерпретирующего существа» : он везде ищет смысл,
даже там, где его нет, - в событиях и явлениях. Он вкладывает
смысл «инстинктивно» в вещи, события, тексты ; из всего делает
знаки, везде ищет значение, и это относится прежде всего к
ценностям и целям. Так происходит отчуждение от собственно
животной природы. Человек становится то выше, то ниже животного.
Способный не только познавать, но и действовать, он не
ограничивается конструированием образа мира и преобразует его для
своих нужд, изменяя при этом самого себя. Человек - само себя
создающее существо, творящее не только «вторую природу», но также
третью, четвертую и т.д. Становясь более искусственным, он при
этом остается природным существом. Ницше нервически относится к
социальному контексту. Не в силах отрицать факт социальности, он
описывает становление человека на основе общения с другими людьми.
Человек создается культурой в качестве экземпляра рода. Человек –
это «социальное животное»,для которого даже разговор с Богом
выступает частью социального общения. Социальность бытия
оказывается констатирующим фактором генеалогии ценностей и смысла.
Мир возникает как продукт отношения по меньшей мере двоих человек
. При этом интерпретация собственного положения в бытии
определяется взглядом другого.
Ницше раскрывает общественный характер человеческой души, в
которой имеется то, что вложено в человека обществом. Конечно,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8