Основные проблемы философии Ф.Ницше

абсолютности личности заставляет его быть безжалостным к её

внешней форме, к её «видимости», которая должна быть преодолена

через раскрытие её подлинной абсолютной полноты.

Такая интерпретация идеи сверхчеловека получает веское

подтверждение, если обратить внимание на центральную идею книги «

Человеческое, слишком человеческое» –

идею «происхождения» всех наших идей, верований, представлений , а

также самой «картины мира»,полагаемой нами в качестве «истинного»

мира, из процесса становления человека . По сути, Ницше ведет

здесь речь о зависимости мира явлений в той форме, которая

предстает нам в нашем каждодневном опыте, от человека – о

постепенном

«складывании» этой формы в рамках истории человека и его сознания.

Важно отметить, что это утверждение Ницше ничего общего не имеет с

идеей Шопенгауэра о мире как «представлении», это следует хотя бы

из того, что точку зрения Шопенгауэра он упоминает как одно из

радикальных заблуждений, порожденных верой в наличие «объективной»

реальности. Самое главное различие, которое делает новую позицию

Ницше скорее противоположной позиции Шопенгауэра, чем схожей с

ней, - это решительное отрицание какого-либо «метафизического»

мира, т.е. чего-либо находящегося за пределами личности человека и

мира явлений, зависимого от личности.

Ницше утверждает: именно совокупность творческих центров Я,

совокупность личностных начал, выступающих как подлинно первичное

и абсолютное в бытии, «порождает» все мировое бытие, « творит»

его. Тот факт, что Ницше не конкретизирует смысл этого «творения»,

конечно, делает его мысль менее доступной и понятной, однако её

было бы неверно трактовать метафорически. Как обозначение

производности только «мира» человеческой культуры и человеческих

ценностей. Безусловно, здесь необходимо видеть ту форму

интерпретации отношения личности к мировому бытию и к бытию как

таковому.

Представление о зависимости мира, в той форме, как он явлен

нам, от установок и творческой энергии человеческих личностей

остается, хотя и важным, но только эпизодом в трудах Ницше. Все

свое внимание он обращает на критику того состояния культуры,

которое каждый человек застает как данность и которое препятствует

раскрытию указанной творческой энергии. В идее сверхчеловека

заключено убеждение в бесконечном творческом

становлении самого Бытия, концентрирующемся в каждой отдельной

личности.

Если можно говорить о какой-то связной метафизике, лежащей в

основе зрелых сочинений Ницше, то это метафизика основывается на

признании человеческой личности – каждой конкретной личности и

метафизического единства всех личностей – в качестве абсолютного

начала и источника бытия . При этом отличие состояния человека, в

котором он пребывает сейчас, от обозначаемого термином

«сверхчеловек»,заключается «только» в том, что в последнем

состоянии человек раскрывает свое подлинное значение, переводит

его из формы потенциальности в форму актуальности.

3. Ницше и гуманизм

3.1 Классический гуманизм

Первоначально гуманистами называли образованных людей,

состоявших в переписке друг с другом .Отсюда гуманизм можно

определить как дружеское общение при помощи писем. Уже во времена

Цицерона гуманистами называли людей, умеющих пользоваться

алфавитом, использующих язык для воздействия на людей с целью их

облагораживания. С тех пор как философия сформировалась как

писательство, они тоже стала идентифицировать любовь и дружбу не

только мудростью, но и посредством текстов. Благодаря чему и

сегодня спустя две с половиной тысячи лет сохраняется философия,

это её способность писать тексты для друзей и о дружбе. Её можно

рассматривать как непрерывную цепь посланий от поколения к

поколению .

Первым важным посланием была греческая литература, а её

первыми получателями и читателями – римляне. Усилиями римских

гуманистов содержание греческой культуры оказалось открытием для

империи и позже для всего европейского мира. Они ещё не

осознавали, что правило игры в письменную культуру не предполагает

личного знакомства отправителя и адресата. Кажется авантюрой

посылать тексты неизвестным получателям . Так и было бы, если бы

не существовало кода, благодаря которому греческая философия могла

транспортироваться в форме письма, ставшего способом передачи

традиции. Дружба на расстоянии предполагает не только тексты, но

истолкователей. Без готовности римлян дружить с греческими

писателями, без способности воспринять соответствующие правила

игры, предполагаемые письмом, их произведения никогда бы не

проникли в европейское культурное пространство. Во многом

благодаря способности читать античные тексты, мы сегодня можем

вести речь на своем языке о гуманных вещах .

Оценивая эпохальное значение греко-римской письменной

коммуникации, следует учитывать особенности отправки и получения

философских текстов. Прежде всего отправитель не знает его

получателя. Даже если речь идет о письме к далекому. Но знакомому

другу, философский текст пишется с расчетом на большое количество

безымянных и даже не родившихся читателей. С эротологической

точки зрения гипотетическая дружба автора и читателя, отправителя

и получателя послания является любовью на расстоянии, любовью к

дальнему, о которой критически писал Ф.Ницше.

Он указывал, что письмо - не просто коммуникативный мост между

друзьями, разделенными расстояниями, а сама операция разделения.

В европейской магии письма оно и есть «действие на расстоянии»,

целью которого является включение другого в круг дружеского

общения . Письмо или книга – это приглашение к дружбе.

Первоначально гуманисты были не более чем сектой

грамматиков, которой в отличие от других удалось сделать свой

проект универсальным. Это произошло при государственной поддержке

специальных дисциплинарных учреждений, развивающих письменную

культуру в определенных рамках. Это прежде всего школы, гимназии и

университеты, где грамматические, логические, научные и

литературные стандарты согласуются с политическими. Благодаря им

возникает некая принудительная дружба, организованная каноном

лекций. Теперь уже не только античные и христианские, но и

национальные авторы образуют круг чтения публики, которая

формируется на основе литературы и театра, музыки и живописи.

3. 2 «Физиология» гуманизма Ницше

На первый взгляд Ницше выглядит духовным аристократом,

ненавидевшим толпу, радикальным индивидуалистом,

противопоставлявшим свободу социальным нормам, литературным

романтиком. Тяготевшим к древним трагедиям и темным сторонам

человеческого бытия. Он также противник буржуазной морали и

социологии, предметом которой стал « последний человек»,

придерживавшийся эгалитарных нивелированных ценностей. Формулу

«смысл жизни» Ницше модифицировал как вопрос : что есть ценного в

жизни, чем она вообще ценна ? Он полагал, что ответить на этот

вопрос нужно не умозрительно, а жизненно, т.е. не теорией, а

экзистенцией. Поэтому следует обратить внимание не только на то,

как люди теоретизируют или морализируют, а и на то, как живут.

Отсюда вытекает требование « переоценки всех ценностей».

Понятие ценности замыкается на человеке, но своим основание

имеет не его удовольствие, благополучие, счастье, но прежде всего

такие абсолютные идеалы, которые не выполняются в условиях земного

существования и поэтому ц3енностно ориентированный человек

постоянно недоволен собой. Ценность это не то, что можно иметь как

«добро» в смысле материально ценных предметов. Ценность как

значимость указывает на отсутствие чего-то; она связана не с

предметами, а выступает как знак потребности, т.е. различитель

того, что нужно и не нужно. Если вопрос о ценности замыкается на

человека, который верит в необходимость и ценность жизни, то это

приводит к вопросу о смысле человека, о смысле жизни.

Традиции самопознания Сократа и Платона Ницше

противопоставлял «психологию»

и даже « физиологию» культуры. Он описывал познание как «

очеловечивание» сущего, т.е.

восприятие мира с точки зрения потребностей. Множество афоризмов

Ницше указывает на то, что человек смотрит на вещи сквозь призму

собственных потребностей и познает не мир, а себя самого.

Закономерности, приписываемые миру, есть законы человеческого

бытия в мире, который есть не что иное, как «инвентарь

человеческого опыта».Однако антропоморфизация оборачивается у

Ницше чем-то странным, если учесть, что он описывает человека как

животное. Он характеризует человека как «патетическое»,

«неполноценное», «больное» животное. «Человек – это обезьяна

Бога», то «плачущее», то «смеющееся», то «счастливое», то

«несчастное» животное. Еще более интригующе выглядит определение

человека как «интерпретирующего существа» : он везде ищет смысл,

даже там, где его нет, - в событиях и явлениях. Он вкладывает

смысл «инстинктивно» в вещи, события, тексты ; из всего делает

знаки, везде ищет значение, и это относится прежде всего к

ценностям и целям. Так происходит отчуждение от собственно

животной природы. Человек становится то выше, то ниже животного.

Способный не только познавать, но и действовать, он не

ограничивается конструированием образа мира и преобразует его для

своих нужд, изменяя при этом самого себя. Человек - само себя

создающее существо, творящее не только «вторую природу», но также

третью, четвертую и т.д. Становясь более искусственным, он при

этом остается природным существом. Ницше нервически относится к

социальному контексту. Не в силах отрицать факт социальности, он

описывает становление человека на основе общения с другими людьми.

Человек создается культурой в качестве экземпляра рода. Человек –

это «социальное животное»,для которого даже разговор с Богом

выступает частью социального общения. Социальность бытия

оказывается констатирующим фактором генеалогии ценностей и смысла.

Мир возникает как продукт отношения по меньшей мере двоих человек

. При этом интерпретация собственного положения в бытии

определяется взглядом другого.

Ницше раскрывает общественный характер человеческой души, в

которой имеется то, что вложено в человека обществом. Конечно,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты