От позитивизма к неопозитивизму

пациентов» 14.

Правда, такой вывод следует лишь в том случае, когда задачи

лингвистического анализа ограничены философской терапией. Если придать

деятельности аналитиков также и некоторый позитивный смысл, она может

выглядеть более перспективной. В рамках анализа значений обыденного языка

единственная возможность позитивной работы может заключаться в том, чтобы

исследовать значение не только тех слов и выражений, которые вызывают

философские затруднения, но вообще разнообразных языковых форм

безотносительно к их связи с философией. По такому пути фактически пошел

Дж. Остин. Лингвистический анализ в этом случае выходит за рамки философии

и превращается в какую-то специальную дисциплину (не становясь, впрочем, и

лингвистикой). Сам Дж. Остин всячески подчеркивал близость методов своей

деятельности к методам естественных наук и считал, что он создает какую-то

«новую науку о языке», которая займет место того, что ныне называется

философией, выйдя далеко за ее пределы. Если бы обычная грамматика и

синтаксис были более общими и одновременно более эмпирическими, считал Дж.

Остин, они включали бы в себя многое из того, чем сегодня занимается

философия,— последняя в этом случае стала бы научной 15.

Но есть и другой путь превращения исследования обыденного языка в научное

занятие. Признав, что обыденный язык является «формой жизни» и так или

иначе связан с социальными институтами, можно исследовать зависимость языка

от системы культуры в целом и его изменения в процессе социально-

культурного развития человечества. Такой путь предлагает С. Тулмин. По-

видимому, это имеет смысл, так же как и изучение усвоения языка ребенком в

процессе индивидуального развития психики (работа, подобная той, которую

осуществляет швейцарский психолог, философ и логик Ж. Пиаже). Если бы это

было сделано, считает Тулмин, то лингвистический анализ привел бы к

возникновению новой науки, которая исследовала бы взаимоотношение

концептуальных онтогении и философии 16.

Программа С. Тулмина предполагает, однако, превращение обыденного языка

из средства решения философских проблем в объект научного изучения, что

означает формулирование теорий и гипотез по всем правилам, принятым в

современной науке. Иными словами, реализация этой программы выражала бы не

новый этап в развитии лингвистической философии, а, в сущности, выход за

пределы аналитической философии вообще.

Краткий очерк современного состояния лингвистической философии уместно

закончить следующим весьма симптоматичным высказыванием Ф. Вайсмана,

участника аналитического движения на разных его этапах: «...невозможно...

доказать, что данное выражение является естественным, метафора —

соответствующей, вопрос — имеющим смысл (или таким, на который нельзя

ответить), сочетание слов — осмысленным (или лишенным смысла)...

Утверждение о том, что метафизика — нонсенс, само является нонсенсом» 17.

Любопытно, что это утверждает бывший ассистент одного из основателей

логического позитивизма — М. Шлика, активный член «Венского кружка» —

объединения, послужившего идейным и организационным ядром этого

философского направления.

* *

*

Логический позитивизм пытался обеспечить полное и четкое разделение

научных и «метафизических» утверждений. Неудача этой затеи могла вести к

выводу о необходимости более последовательного проведения линии

«антиметафизического» философского анализа, не исходящего из каких-либо

философских предпосылок («беспрограммного») и в то же время обращенного

преимущественно на факты обыденного языка. Ведь именно естественный,

обычный язык казался тем средством, которое способно излечить от

«метафизических» псевдопроблем скорее и надежнее, чем основательно

обремененная «метафизикой» наука. По этому пути и пошла философия

лингвистического анализа. К чему привел этот путь, мы пытались показать

выше.

Но признание провала логико-позитивистской программы могло сопровождаться

и иным выводом. Не бессмысленна ли сама идея принципиального

противопоставления философских и специально научных проблем? Может быть, не

следует пытаться избавить науку вообще от всякой философской «метафизики»,

а лишь попробовать освободиться от дурной «метафизики» (в частности,

позитивистской) в пользу такой, которая соответствует практике и логике

функционирования современного научного знания?

Положительный ответ на этот вопрос в той или иной степени (в зависимости

от того, насколько радикальные выводы делаются из него) выводит за рамки

позитивизма в строгом смысле слова. Он ориентирует на исследование

философско-методологической проблематики науки (в отличие от ориентации

философии лингвистического анализа).

Отход от доктрины логического позитивизма в понимании отношения философии и

науки и в методологическом исследовании научного знания практически

осуществлялся у ее сторонников с разной степенью последовательности. У

таких философов, как, например, Г. Фейгл, признание осмысленности

психофизической проблемы (считавшейся ортодоксальным логическим

позитивизмом псевдопроблемой) и принятие гносеологической концепции

«семантического реализма» сочетается с сохранением многих тезисов

логического эмпиризма. Для представителей так называемого «логического

прагматизма» (У. Куйн, А. Пап и др.) характерен отказ от большинства

тезисов логического позитивизма, но вместе с тем сохранение ориентации на

анализ, понимаемый как построение искусственных языковых систем с помощью

аппарата математической логики в качестве орудия философской деятельности.

К. Поппер, сыгравший в свое время значительную роль в становлении ряда идей

логического позитивизма, не только отошел от позитивизма (выражением чего

служит, в частности, принятие им своеобразной платонистической

«реалистической» концепции), но в известной мере вышел за рамки

аналитической философии (т. е. философии, ориентированной на анализ языка),

подчеркивая, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Наконец,

идеи, развиваемые в последние годы Т. Куном (к которым тяготеют П.

Фейерабенд и некоторые другие философы), носят антипозитивистский характер,

ибо из тезиса о «революциях в науке» и существовании разных типов научного

знания делается вывод об отсутствии какой-либо внеисторической демаркации

научных и «метафизических» проблем. Сама «парадигма», определяющая характер

того или иного исторического типа научного знания, рассматривается не

просто как структура искусственного или естественного языка, а как нечто

связанное с функционированием культурных институтов данного общества. При

всех слабостях и недостатках взгляды Т. Куна и примыкающих к нему

методологов имеют явную антипозитивистскую ориентацию.

Таковы некоторые итоги и тенденции эволюции позитивистской философии. Эта

философия не только не обладает сегодня крупными и влиятельными

концепциями, но в значительной мере утратила уверенность в себе, охотно

допуская возможность (и даже неизбежность) других, даже откровенно

«метафизических», направлений. Представление о возможности устранить из

науки специфически-философскую мировоззренческую проблематику и превратить

философию в разновидность специальной технической дисциплины оказалось

мифом.

1 Здесь и далее в тексте термин «метафизика» используется чаще всего в том

смысле, в каком он употребляется самими философами-позитивистами и в каком

он употреблялся в истории философии до его переосмысления (как общий

антидиалектический метод) в философии Гегеля и марксизма, а именно:

«метафизика» есть философское учение о началах всего сущего, о всеобщих

принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном

чувственном опыте. Домарксистская философия была не в состоянии адекватно

осмыслить сложные отношения опыта и рационального мышления. Это приводило к

тому, что «метафизика» исторически выступала как философская спекуляция,

оторванная от опыта и противопоставленная ему. Позитивизм отождествляет

«метафизику» с философией вообще и отрицает на этом основании научное

значение всякой философии. В концепциях позитивистов в разряд

«метафизических» нередко попадают такие проблемы, которые в

действительности не относятся к «метафизике» и находят научное разрешение в

философии диалектического материализма. Об истории «метафизики» и о

взаимосвязи «метафизики» как учения о сверхчувственных основах бытия с

метафизикой как антидиалектикой см. статью «Метафизика» в «Философской

энциклопедии» (т. 3. М., 1964, стр. 402—408).

2 В советской философской литературе детально проанализирована доктрина

логического позитивизма. См., например, исследование философских оснований

логического позитивизма и неопозитивистской программы анализа науки в

книгах: И. С. Нарский. Современный позитивизм. М., 1961; В. С. Швырев.

Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М., 1966.

3 К какому пониманию отношения анализа и философской «метафизики» все более

приходит лингвистическая философия в настоящее время, будет показано далее.

4 G. Rу1е. Introduction to “The Revolution in Philosophy”. London, 1957, р.

3—4.

5 G. Е. Мооrе. Wittgenstein’s Lectures in 1930—1933. London, 1955, р. 27.

6 L. Wittgenstein. Philosophical Investigations. Oxford, 1953, р. 47.

7 Т. И. Хилл. Современные теории познания. М., 1965, стр. 479. Заметим, что

при попытке характеризовать лингвистическую философию в качестве

сциентистской или антисциентистской возникают значительные трудности.

Стремление к превращению философии в специализированную техническую

дисциплину как будто бы должно было сближать лингвистический анализ со

сциентизмом. В то же время, как мы пытались показать, представители этого

направления отказываются видеть в науке модель осмысленного рассуждения и

не считают собственную деятельность научной в строгом смысле слова.

8 L. Wittgenstein. Philosophical Investigations, р. 51.

9 G. Rу1е. Taking Sides in Philosophy. In: “Philosophy”. London, 1937, р.

332.

10 G. E. Moor. Wittgenstein’s Lectures in 1930—1933, р. 27.

11 G. Charlesworth. Philosophy and Lingustic Analysis. Louvain, 1959, р.

113.

12 G. Ryle. Wittgenstein. In: “The Revolution in Philosophy”. London, 1957,

р. 96. Можно встретить и утверждение о том, что метод, рекомендуемый Л.

Витгенштейном в философии, гораздо ближе стоит к искусству, чем к науке.

D.Pears. Wittgenstain and Austin. In: “ British Analytical Phylosophy”.

London-New York, 1966, р. 38.

13 St. Hampshire. Thought and Action. N.Y. 1900, р. 271—272.

14 Н. Н. Рriсе. Clarity is not Enought. In:” Clarity is not Enought”,

London 1963, р.

15 D. Pears. Wittgenstein and Austin. In: “” British Analytical Phylosophy,

London 1966, р. 23.

16 St. Toulmin. From Logical Analysis to Concpectual History. In: “The

Legacy of Logical Positivism”. Baltimore , 1969, р. 43, 49, 53.

17 Е.Waismanп. How I See Philosophy. N.Y., 1968, р. 24, 38.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты