Шпаргалка для сдачи кандидатского минимума по философии и при подготовке к нему

Шпаргалка для сдачи кандидатского минимума по философии и при подготовке к нему

1) (а) Философия в системе культуры. (б) Природа философского знания.

Философия, наука и религия.

Что есть ф.? Что она изучает?

Все философы: Философия – это такая сфера сознания, которая ориентирована

на предельно общие вопросы бытия. Энгельс: наиболее общие законы природы,

общества и мышления. Но: законов ф. не формулирует, а природу, общество и

мышление изучают другие науки. Платон: ф. изучает мир идей. Три идеи –

истина, добро и красота. Кант: вопросы – что я могу знать? что я должен

делать? на что я смею надеяться? Эти три вопроса сводятся к четвертому,

основному – что есть человек?

Следовательно, если философия изучает мир, то всегда сквозь призму человека

(человеческое измерение мира). Философия изучает мир, поскольку в нем живет

и действует человек; философию изучает человек, поскольку он живет и

действует в мире. Философия – это взаимосвязь мира и человека. Кант: "есть

два предмета, которые вызывают изумление: звездное небо надо мною и

нравственный закон во мне".

Философское знание - не есть знание в привычном научном смысле. Это

мудрость. Греки говорили, что мудрость не в многознании. Мудрость в том,

что человек размышляет о том, что есть знание и т. п. (рефлексия). Вообще,

философия – не наука.

Что есть культура?

Культура – В широком смысле: это все, что создано человеком (духовное и

предметное). Это духовно-предметный эфир, в котором существуем все мы. В

узком кантовском смысле: это внутренняя жизнь человека, ее внутренние

потребности; культура – индивидуально адресована.

а) Философия в системе культуры.

У философии есть своя ниша в культуре. Философия есть рефлексия культуры по

поводу своих оснований. Культура переосмысливается во взаимосвязи всех

своих оснований.

Это происходит, когда культура оказывается расчлененной на отдельные

компоненты. Философия стремится этот мир культуры связать в некую

целостность. Философия появляется там, где это расчленение культуры

приобретает четко выраженный характер. Это происходит в Древней Греции,

поэтому в чистом виде философия появляется именно там. Греция и Европа –

философия евро-центристская.

В Древней Индии рациональность не вычленяется.

Русская философия – это и философия, и не философия. Это в какой-то мере

богословие.

(б) Природа философского знания.

Философия занимает промежуточное положение между наукой и религией как

путями познания непознанного. Б. Рассел: "философия занимает ничейную

территорию между наукой и религией".

С наукой философию сближает лишь принцип рациональности (построения

рассуждений).

Но: Наука имеет дело с истинами и заблуждениями, а философия – не имеет.

Научные знания опровергаемы, а любая из совершенных философских систем не

может быть ни доказана, ни опровергнута. Философия не опирается на

эксперимент. В ней большое значение имеют интуиция и жизненный опыт

человека. В философии не может быть математики. Философия стремится к

умозрению. Ф. творит некие идеальные миры, пытается обсуждать проблемы

абсолюта.

Философия близка религии, этике, искусству. Ф. имеет дело с ценностями. Ф.

обладает значимостью. Ф. можно сопоставить с искусством: произведения

философов уникальны (философские концепции, системы, воззрения, идеи и т.

п.). Каждая из совершенных философских систем не может быть ни доказана, ни

опровергнута. Ее, как и в искусстве (или религии), надо принимать или не

принимать, сообразуясь со вкусом.

Но: Отличие философия от религии: рациональный подход.

2) Возникновение философии и ее исторические типы (Индия, Китай, Греция).

Первобытное состояние характеризуется синкретизмом (нерасчлененностью,

целостностью): там нет расчленения личности и общества (индивида и рода),

материальной и духовной жизни (танец – преддверие действия), нет религии

как таковой (танец – это и религия и искусство, некоторое знание).

Переход к цивилизации – преодоление синкретизма, появляется расчлененность:

личность – общество, материальное производство - духовная жизнь,

государство как организатор производства, сакральные ценности, религиозные

организации. Различаются отдельные формы духовной жизни: наука, философия,

этика, религия, искусство.

Переход от нецивилизованного к цивилизованному состоянию в разных местах

проявлялся по-разному. Возникали уникальные социальные организации. Тойнби:

произошли изменения географического характера, которые поставили на грань

существования первобытное общество – появились группы людей, которые

бросили вызов этим условиям (пустыня – Египет, море – минойская

цивилизация, тропические леса - майя).

Египет, Вавилон, американский континент: – возникли религия, зачатки наук,

искусство, т. е. возникла цивилизация (упорядоченное социальное

производство жизни).

Но: не появилась философия.

Возникновение философии – Индия, Китай и Греция. Именно в этих цивилизациях

в это время человек столкнулся с границами бытия. Он осознал свое

одиночество, поставил вопрос о смысле бытия и пытался на него ответить.

Иначе: человек сформировался как личность, наделенная самосознанием. Здесь

в какой мере преодолен синкретизм, в какой то мере философия отделена от

религии, искусства и т.д.

Отличия философий обусловлены отличиями этих трех цивилизаций (трех типов

личности). С тремя типами личности связаны три типа рефлексии

(размышления).

Различие личностей в разных цивилизациях:

Индийская личность – ушедшая внутрь себя; стремление подчинить свое тело

своему духу; "измени себя – и изменится мир".

Китайская личность – на первом плане – служение небу, а в первую очередь –

государству (так как небо – это продолжение государства), служение общему

делу; это подчинение, связанное с деянием; это проблемы человеческого

общежития в рамках единого государства (в данном случае имеется в виду

элита; элита создает все это, а нетворческое меньшинство - лишь копирует).

Эллинская личность – свободная, действующая на свой страх и риск, является

самоответственной личностью, строит отношения с другими людьми на основе

договора, диалога; мышление рационально, логика доминирует.

Происхождение философии.

Все философии возникли из мифологий, причем наиболее развитых. Философия –

это попытка рациональными средствами объяснить мифологические сюжеты, дать

альтернативу простому принятию их на веру. Философия появляется как

размышление человека о границах своего бытия.

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Веды – это сборники песнопений, заклинаний. В них изложена мифология ариев.

Их создание – 2000 лет до н.э. Веды – четыре сборника, самый главный –

Ригведа. Но кроме песнопений и заклинаний в них содержится

мировоззренческий элемент. В Ведах заложено начало учения о закономерности

всего существующего (Рита). Ведические сюжеты пытались проявить границы

мира, в котором действует человек.

Размышления по поводу содержания ведических гимнов приводит к появлению

философии. Первоначально (IX-VI в.в. до н.э.) философия появилась в форме

"Упаншиад" (буквально означает "сидеть около") – передача знаний от учителя

к ученику. Все божества представляются теперь лишь проявлениями

(эманациями) единого бога. Брахман-атман – это и божество и некая единая

сущность всего мира (в синкретичной форме). "Упаншиады" записывались на

протяжении столетий. Было сформировано понятие о некоторой мировой

закономерности (дхарма), а также концепция переселения душ (сансары) и

воздаяния за прошлые деяния (карма). Здесь же говорится о том, как человек

должен жить: овладение собой, своими чувствами, своим телом. Тот, кто

достиг Атмана, свободен от страсти, жадности и прочих недостатков, а

обладает достоинствами.

Это приводит в VI в. до н.э. к появлению первого религиозно-философского

учения – буддизма. Это и размышление, и практика – философия и религия.

Особенность: первоначало мира – Брахман – уходит на второй план. Мир

представляет собой взаимосвязь процессов – нет ничего постоянного. Человек

должен победить свою привязанность к земной жизни. Состояние: угасание,

затухание страстей и желаний – нирвана. Бирма, Таиланд, Вьетнам, Корея,

Япония – различные формы буддизма продолжают существовать по сей день.

Буддизм выступает против двух крайностей: погони за мирскими наслаждениями

и аскетическим умерщвлением плоти (например, монах может иметь семью и

детей).

Особенности Индийской философии:

1. Индийская философия принципиально не персонифицирована (нет ни одного

имени). Отказ от приоритета, от своего личного вклада - анонимность.

2. Философия проявлена, но она не отделена от религиозной практики. Она

синкретична (связана с искусством, этикой).

3. Философия направлена внутрь человека. Это философия духовного

перерождения.

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

II-нач. I тысячилетия до н. э. наметилась тенденция китайских этносов к

объединению.

Особенности Китая

Государственные люди особенно ценятся, основное условие для управления

государством: образование. Китай – многонациональная страна, письменный

язык (иероглифы) является единым для всей страны. Человек, знающий этот

язык, становился кандидатом на государственный пост.

Если человек вошел в элиту, то он в ней останется, даже если подвергнется

гонениям и преследованиям. Во времена Мао Цзе-дуна учение Конфуция

критиковали, преследовали, но не изъяли из библиотек. Мао критиковал

Конфуция, и для чтения этой критики надо было знать Конфуция. У нас – если

госуд. деятеля сняли, то его все топчут, а у них – Мао Цзе-дун сейчас

превратился в объект поклонения.

Китайская мифология формируется коренными народами. Китайская мифология

носит арелигиозный характер. В китайской мифологии отсутствует некое

личностное сакральное существо. У них есть небо – как опора всего. Она

огосударствленная. Поклоняясь небу, китаец поклоняется государству.

Китайская философия тоже возникла из мифологии. Первый письменный памятник

"Ицзин" – книга перемен. Это книга устроения государственной жизни.

Китайская философия предстает в виде комментария к этой книге. Эти

комментарии рациональны и персонифицированы. Это - творчество

индивидуальностей. Здесь главным объектом философствования становится

государство, порядки в обществе (этого не было в Индийской философии),

человек в государстве, семье, обществе. Кит. фил. направлена на

рационализацию общественной жизни людей. Это авторитарная философия. Здесь

только диалоги ученика и учителя. Нет спора, столкновения разных мнений.

Рациональность здесь – это действие по правилам, по которым должен

действовать государственный человек. Философы учат как вести

государственные дела. Китайская философия – это некий пласт этико-правовых

норм (нерасчлененность).

Лао-Цзы (вторая половина VI- первая половина V в. до н.э. )

Главное – учение о законе, которому подчиняется небо и земля (дао). Дао –

начало всего существующего. Оно бестелесно, лишено формы, о в применении

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты