Шпаргалка для сдачи кандидатского минимума по философии и при подготовке к нему

потребности. Этика: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла.

Критика общества массового потребления. Одним из первых считает такой путь

развития общества тупиковым. Предрекает гибель всего телесного мира.

32-33) Философские взгляды Ницше. Личности в философской концепции Ницше

(белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение им традиционной системы

ценностей.

Фридрих Ницше (1844-1900). Ницше по образованию и призванию - филолог

(человек совершенно другого склада ума, чем его предшественники). Ницше не

пишет классических философских работ, не использует классического

философского языка. Он пишет в форме эссе, использует афоризмы.

Произведения: «Так говорил Заратустра», По ту сторону добра и зла»,

«Антихрист – проклятие христианству». Взрывает философский язык.

У Шопенгауэра воля к жизни, у Ницше – воля к власти. Это инструмент

самоутверждения человека, возможность воплотить всё задуманное.

Политическая власть, в науке - власть над природой, власть Вагнера над

звуком, власть писателя над материей слова и т.д. У слабых это воля к

свободе, у сильных – воля к большей власти или справедливости, и самых

сильных – любовь к человечеству (маскировка стремления к подавлению чужой

воли). Ницше переносил идеи Дарвина о борьбе за существование животных на

жизнь человека. Он подчеркивал в человеке биологическое начало. Интеллект

не познает мир, а лишь схематизирует его в той мере, в какой это нужно для

практической потребности.

У Шопенгауэра человек – беспроблемен, а у Ницше человек – проблема. Все

проблемы в самом человеке. Человек – несостоявшееся животное, и потому

несчастен. Человек – нечто текучее и пластичное. Из него можно сделать все

что угодно. Ницше углубляет тему иррациональности в жизни человека.

Философствование определило интерес Ницше к античности. Исследует прародину

Европы – древнюю Грецию, родину тотальной рациональности. Первая работа -

«Рождение трагедии или эллинизм и пессимизм» (1872г). Казавшаяся единой для

европейского мыслителя античная культура (и цивилизация ) на самом деле

двойственна:

1. 1-ое начало, доминирующее – аполлоновское (созерцательно-спокойное,

логически размышляющее, интеллектуализированное начало); но это начало

само по себе мертво, оно живо лишь потому, что находится в единстве со

вторым.

2. 2-ое начало - дионисийское, вакхическое (жизнеутверждающее, чувственно

эмоциональное, оргиистическое).

Вера (2) сочетается со знанием (1). С этого сочетания и начинается Европа.

Завершается она тем, что философия и культура тотально рационализируются.

(Пример – гегелевская философия, которая неуютна для Шопенгауэра, Ницше).

Эта рациональность ведет к тому, что мистический компонент окончательно и

бесповоротно изживается. Наука побеждает и изживает религию. Это Ницше

выражает афоризмом: «Бог умер». Люди сами «погубили» Бога, тем самым,

обессмыслив свою жизнь. Ницше считал, что религию нужно упразднить, и она

фактически упразднена. Компенсацией Бога может быть для человека

творчество различных типов (научное, художественное и т.п.).

Религия, мораль, наука – путы человека. Христианство – религия

обесчеловеченных людей. Христианская мораль - восстание рабов морали.

Христианство переворачивает традиционные понятия добра и зла. Добро до

Сократа ассоциировалось с силой, властью, аристократизмом. Христианство

устраивает переворот. Евреи - самый зловредный народ из-за их морали. Добро

ассоциируется с бедностью, и т.п. При жизни Христа христианство было

другим.

Ницше предложил выйти за пределы этой реальности, встать «по ту сторону

добра и зла», освободиться от христианской морали. Должен появиться новый

тип людей – «белокурая бестия». Они будут вести себя по законам этой расы,

а по отношению к другим так, как хотят. Принцип всё разрешается (проще

всего тем, у кого наибольший потенциал воли – они должны выжить). Вся

культура построена на страхе и жестокости. Так давайте признаем это.

Политика - власть вне морали. Ницше восхищается людьми, которые наворотили

больше всего трупов. Концентрация на появление таких людей. Этот великий

человек дальше и толкает историю. Больной - паразит общества. Слабого нужно

толкнуть, помочь ему упасть.

Этапы (ипостаси) духовного развития человека (Заратустра).

1. Верблюд - животное покладистое. Я должен везти все, что положат и

терпеть все лишения.

2. В пустыне трансформируется во льва - я хочу, я имею право, я могу.

Разрушительный характер.

3. Далее, после утоления желания, лев превращается в ребенка. Ребенок

создает. Высшая стадия. Наступит только после первых двух - рабской

зависимости и злого начала.

Ницше не призывает к аморализму. Он предлагает быть свободным от морали,

чтобы «суметь морально жить» Т.е. нужно обрести базовое свойство человека -

свободу.

34-35) Социокультурные предпосылки и характерные черты русской философии.

В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев

Философия зарождается в древней Греции и, пройдя путь по Западной Европе,

выступает в самостоятельной роли. Религия — диалог с высшей

субъективностью; философия — принцип свободы. Философия развивается только

в условиях свободы, как внутренней, так и внешней. Следовательно, Европа

естественный наследник античной философии (латынь скалькировала греческий

философский язык).

Особенности исторической судьбы России.

1. Россия получила христианство из Византии и, следовательно, это не

латинский источник, а греческий. При этом Россия быстро перешла на свой

язык (кириллица). Россия не получила античного наследства напрямую, а

только через мистику. Русская философия развивалась как богословские

рассуждения и была глубоко мистична.

2. Только в XVIII веке начало проявляться влияние Европы “Русская мысль

долго была связана с религиозной почвой…”

3. К XIX веку Российская культура перенимает основы рациональности с

Запада. Основное воздействие Запада на Россию происходит в художественной

культуре — литература и искусство; причем это быстро переделывается под

русскую самобытность (например, балет пришел из Франции, но сильнее всего

развился в России и всем известен “русский балет”, а не “французский”).

Появляются формирователи науки — Ломоносов, Лобачевский. При этом

сохраняются черты синкретичности (целостности).

Социокультурные предпосылки русской философии.

1. Европа приняла греческую рациональность из рук в руки. Они все

рассматривают рационально. Россия не получила напрямую рациональности

греков и не развила ее. Она ее получила только через мистику, т. е. через

православие.

2. В Европе феодализм (бандит-дворянин). В России такого нет.

3. В Европе две власти – духовная и светская. В России церковь является

олицетворением свободы, а сильное государство — цензура и диктат.

Духовность заменяется православием.

4. Почти во все времена не было в России духовного руководителя, а была

русская духовность.

4. Самостоятельность человека не получила должной правовой основы (право

заменяет мораль) и, следовательно, получается некоторая общинность.

5. Культура России — эмоционально и нравственно насыщена. Это отражение

русской ментальности.

Характерные черты русской философии.

1. Русская философия глубоко мистична.

2. В европейской философии есть разделение на онтологию, гносеологию,

логику. В русской – нет.

3. В русской философии человек всегда в центре, причем в контексте других

людей. В Европе к этому долго шли. Философия в России изучает, прежде

всего, человека и его пути в жизни, о смысле его в истории. При этом

встает проблема действования, проблема обществования, а не проблема

личности (как на Западе). На первый план выдвигается проблема веры и

действования.

4. В русском антропоцентризме теория и практика неразделимы. Например, в

слове “правда” подразумевается “истина” или/и “добро”. “Правда сливает

воедино истину и справедливость. Русские философы ищут целостность

движения человеческого духа.

5. Каждая философия выдвигает теорию познания, т.е. как человек может

познавать мир. При рациональном подходе (Кант) — сначала знать, а потом

верить. Для России все наоборот — сначала верить, затем поступать, а

затем и знать. Россия никогда не выдвигает на первый план познание. Более

всего интересует целостность подхода.

6. В русской философии всегда присутствует дух свободы.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900)

С него начинается новый этап в развитии философии. Он первым в России

создал свою особую философскую систему. В своих работах он рассматривает

проблему добра; его увлекает идея поиска начала («Критика отвлеченных

начал»). Его задача состоит в органическом синтезе всего того, что

распалось в западной философии. Основной труд — «Оправдание добра». Основа:

философия положительного всеединства сущего.

Всеединство сущего – основа мира. Синтез истины, добра и красоты. Все сущее

содержит в себе эти три компонента. Абсолютное осуществляет благо через

истину в красоте.

Реальный мир – воплощение всеединства сущего, тело Божие. Все материальное

одухотворено божественным началом, скреплено божественным единством.

Бог – олицетворение всеединства сущего, абсолютная личность, любящая и

милостивая, но наказующая за грехи.

София – мировая душа, мудрость божия, посредник между всеединством сущего и

реальным миром.

Человек – центр всеобщего сознания природы, освободитель и спаситель

природы, вершина творения Бога, посредник между Богом и природой. Человек

призван видоизменить природу до ее одухотворения, совершенной интеграции.

Богочеловек – Бог вместе с человеком.

Цель мировой истории – единство Бога и внебожественного мира.

Христианство – открывает идеалы совершенного добра.

Право – не способно открыть идеалы добра. Оно препятствует проявлению лишь

крайних форм зла.

Соловьев считает, что основное отличие человека от животного — стыд. В

противоположность Декарту («Мыслю, следовательно, я существую») он

выдвигает другой тезис «Стыжусь, следовательно, я существую». Адам и Ева

прикрылись фиговыми листками, следовательно, преодолели животное начало в

человеке.

Смысл человеческого существования можно разложить на три вектора:

1. Стыд — биологическое начало в человеке;

2. Разум — интеллектуальное начало, отношение к другим (жалость или

милосердие).

3. Бог — абсолютное начало (благоговение);

Теория познания

Познание мира – познание всеединства сущего. Оно достигается лишь цельным

знанием, включающим в себя:

1. Рациональное (философское) знание.

2. Эмпирическое (научное) знание.

Основа цельного знания – мистическое знание, включающее в себя:

1. Вера в безусловное существование предмета познания.

2. Интуиция – дает истинную идею предмета.

3. Творчество – реализация истинной идеи в данных опыта.

Свободная теократия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты