Шпаргалка для сдачи кандидатского минимума по философии и при подготовке к нему

Богочеловеческий союз всех людей, преодоление эгоизма и вражды, создание на

земле царства божьего, где будут разрешены все социальные противоречия.

Свободная теократия может быть результатом объединения Католической и

Православной церквей в рамках церковно-монархической государственности.

В конце жизни разуверился в возможности свободная теократия и пришел к идее

катастрофического конца истории.

Бердяев

С начала 20-ого века один из главных идеологов богоискательства. Цель

общественного развития – осуществление идеалов правильно понимаемого нового

христианства. Религиозные идеалы (вечная жизнь и др.) могут быть

осуществлены на земле.

Главная проблема: смысл существования человека и в связи с ним смысл бытия

в целом. Ее решение может быть только антропоцентрическим - философия

“познает бытие из человека и через человека”, смысл бытия обнаруживается в

смысле собственного существования. “Объективной реальности не существует,

это иллюзия сознания, существует лишь объективация реальности.

Объективированный мир не есть подлинный реальный мир. Объект есть

порождение субъекта. Лишь субъект экзистенциален, лишь в субъекте познается

реальность.”

Два главных принципа

1. Принцип объективации

2. Примат свободы над бытием. Бытие вторично. Это есть уже необходимость,

объект. Человек осознает неподлинность эмпирического мира.

Объективация - трансформация духа в бытие, вечности - во временное,

субъекта - в объект, порождение неподлинного мира явлений, где результаты

духовной активности человека приобретают формы пространства и времени,

начинают подчиняться причинно-следственным отношениям и законам формальной

логики. Соответствует грехопадению, отлучению от Бога.

Осмысленное существование - это существование в истине, достижимое

человеком на путях спасения (бегства от мира) или творчества (активного

переустройства мира культурой, социальной политикой).

Свобода. Человеческая иррациональная свобода коренится из “ничто”, но это

не пустота, это первичный принцип, предшествующий Богу и миру.

Бог присутствует лишь в свободе и действует лишь через свободу. Бог во мне,

и, если я умираю, умирает и Бог.

Зло содержится в добытийственном хаосе. Бог за него не ответственен.

Творчество – также происходит из свободы и является его реализацией.

Противоборство зла и творчества составляет сущность новой эпохи.

Человек – дитя Божие, цельное его подобие, но и дитя свободы, над которой

бессилен Бог. Личность первичнее бытия. Бытие – несвобода, дух – свобода.

Необходимость – сущность материи. В ней – природное зло. Слепой

механический мир необходимости порабощает и губит человека.

Назначение истории – реализация божественного в человеке, создание

богочеловечества.

Богочеловечество – социальная организация людей на религиозной основе.

Три этики

1. Этика закона

2. Этика искупления

3. Этика творчества

36) Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма.

Экзистенциализм – «философия существования». Одно из самых модных

философских течений в середине ХХ века. Выражает общее чувство времени:

чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего.

Задача философии – заниматься не столько науками в их классическом

рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-

человеческого бытия. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого

существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций:

озабоченность страх, сознание приближающегося конца своего бытия.

Отношение сущность ( существование.

Экзистенциалисты говорят, что первично существование. Раньше (Аристотель,

Августин) говорили, что первична сущность. Экзистенциальный страх перед

небытием.

Мартин Хайдеггер (1880-1976)

Основатель немецкого экзистенциализма. Книга "БЫТИЕ И ВРЕМЯ" ознаменовала

возникновение этого направления философии. Феноменологический метод

(заимствован у феноменологии Гуссерля).

Феномен - "то, что себя обнаруживает", "самообнаруживающееся", "открытое",

"себя-в-самом-себе-обнаруживающее". Феномен сам по себе есть цель познания.

Это не то же, что явление. Явление указывает на нечто, лежащее за ним -

сущность, а феномен - на самого себя.

Экзистенции - сущность человеческого бытия.

Эзистенциалы - понятия, посредством которых Хайдеггер описывает структуру

бытия человека. Он отличает их от "категорий", с помощью которых описывала

бытие традиционная философия, начиная с Аристотеля.

Работа «Бытие и время». Основная мысль - о человеческом существовании как

исходном моменте осмысления всего сущего. Эта мысль развертывается в учении

о "бытии человека". Вопрос о смысле бытия забыт традиционной философией.

Человек не может смотреть на мир иначе, чем сквозь призму своего бытия

(экзистенции), разума, чувств, воли. Структура человеческого бытия -

"забота".

Составляющие единого феномена заботы (модусы времени):

1. бытие в мире" (модус прошлого),

2. "забегание вперед" (модус будущего),

3. "бытие при внутримировом сущем" (модус настоящего).

Два способа существования человека:

1. Подлинный - перевес моментов будущего; направленность к смерти;

осознание человеком своей историчности, конечности и свободы; бытие

достижимо только "перед лицом смерти".

2. Неподлинный - перевес моментов настоящего; "мир вещей" заслоняет от

человека его конечность; бытие целиком поглощено своей средой, предметной

или социальной; бытие склонно рассматривать себя как вещь; возникает так

называемый объективный взгляд на личность; возникает феномен

усредненности: "средний", простой человек ставится на место

действительного человека и принимается за такового; индивиды полностью

"взаимозаменяемы".

Человек вырывается за пределы неподлинного существования, ощутив

"экзистенциальный страх". Страх - "основная настроенность" человеческого

бытия. Этот страх не есть боязнь чего-то конкретного. "То, чего страшится

страх, есть само бытие в мире"

Неподлинное существование влечет за собой также неподлинный способ

философствования - метафизику. Истоки метафизики восходят к Платону и даже

Пармениду. Метафизика мировоззренчески подготавливает новую науку и

технику. Их цель – подчинение всего сущего человеку. Они порождают

современный стиль жизни (урбанизация, массовая культура). Платон и

Парменид: мышление – созерцание вечных реалий. Хайдеггер: мышление –

«вслушивание» в бытие. Бытие нельзя просто созерцать – ему можно и нужно

только внимать.

Хайдеггер определяет свой метод как герменевтическую феноменологию.

Традиционная рационалистическая философия усматривала критерий истинности

мышления в очевидности мыслимого, то Хайдеггер настаивает на том, что

истинное мышление не руководствуется принципом очевидности. Надо преодолеть

метафизическое мышление, вернуться к «истине бытия», к досократовской

Греции. Это возможно, т. к. «забытое» бытие еще живет в самом интимном лоне

культуры – в языке. Но и язык сейчас умирает, технизируется. Язык,

открывающий истину бытия, продолжает жить, прежде всего, в произведениях

поэтов. Предметом исследования позднего Хайдеггера становится главным

образом поэзия.

В последние годы жизни в поисках бытия Хайдеггер все чаще смотрел на

Восток.

Карл Ясперс (1883-1969)

Настоящая философия – сам процесс философствования – размышления, в котором

вопросы преобладают над ответами. В наше время невозможно возвести стройную

философскую систему, а должно довольствоваться лишь фрагментарными

прозрениями. Но при этом философствование дает нам шанс как-то осмыслить

наше существование, наполненное «бедственностью» и «неизбывной заботой».

Существование – прежде всего сознание, духовное бытие личности.

Тройственное членение бытия (и философствования):

1. Предметное бытие, существование, экзистенция, внешний уровень бытия,

бытийное ядро личности. Экзистенция особенно сильно открывается человеку,

когда тот осознает конечность своего существования. Именно тогда человек

может открыть трансцендентный мир и осветить свою экзистенцию новым

смыслом.

2. Прояснение экзистенции, озарение, осознание души.

3. Чтение шифров транценденции – глубинная задача философствования,

осознание Бога.

Итог философствования – философская вера. Религиозная вера – основана на

откровении. Философская вера – результат размышления. Вера не противоречит

разуму, не есть иррациональное. Вера существует в единстве с разумом.

Философская вера находится на границе между религиозной верой и научным

знанием.

Жан-Поль Сартр (1905-1980)

Представитель французского радикального атеистического экзистенциализма.

Главный философский труд - докторская диссертация "БЫТИЕ И НИЧТО" (1943г.).

Воплощал свои философские воззрения в основном в художественных

произведениях.

Отказ от рационалистического понимания соотношения сущности и

существования. Основная идея экзистенциализма - существование предшествует

сущности.

Онтология Сартра - противопоставление двух основных категорий

1. "Я" - "бытие-для-себя" - единственный источник качественного

многообразия и носитель жизни и движения. Всякая активность есть

отрицание, негативность (отсутствие, неприязнь, отвращение, сожаление,

рассеянность, тревога, беспокойство и т.д.).

2. "не-Я" - "бытие - в - себе". Абсолютная пассивность. Темный фон бытия.

Диалектика, как ее понимает Сартр, есть всецело негативная диалектика. Она

воплощается в отрицании, негации, аннигиляции. "Человек есть существо,

благодаря которому в мир приходит отрицательность".

Человек обладает свободой воли ( каждый человек несет ответственность за

все, что твориться в мире. А где мера причастности?

Говорит о «пустом сознании». Это противоречит философской традиции.

Непрофессионализм.

37) (а) Позитивизм. (б) Неопозитивизм. (в) Постпозитивизм.

а) Позитивизм

Основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных

науках. Философия со времен своего возникновения стремилась постигнуть

"первые начала бытия и познания". Современная "позитивная" наука должна

отказаться от этих попыток. "Положительная наука" противопоставляются в

позитивизме традиционной философии как "метафизике". Ставиться задача

развить философию нового типа - позитивную философию.

Методы и приемы естествознания позитивизм переносит на общественные и

гуманитарные науки, специфика которых никак не учитывается. Эта особенность

составила специфическую ограниченность позитивистского метода.

Огюст КОНТ.

Главное произведение "Курс позитивной философии" (1830-1846). Попытался

обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.

"Закон трех стадий".

Человечество в своем стремлении познать окружающий проходит стадии:

1. Теологическая. Человек стремится все явления объяснить вмешательством

сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты