Шпаргалка для сдачи кандидатского минимума по философии и при подготовке к нему

Абсолютная идея - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и

развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель –

в самопознании. В процессе самопознания абсолютная идея проходит 3 этапа:

Этапы самопознания абсолютной идеи:

1. Абсолютная идея как чистая мысль (наука логики).

2. Воплощение замысла в природном материале - натурфилософия.

3. Духовное и природное соединение вместе в истории общества - философия

духа.

Этапы реализации абсолютной идеи (?):

1. Вначале абсолютная идея формулирует себя как некоторый замысел - тезис.

2. Затем она формирует из некоторого материала воплощение замысла -

антитезис.

3. Недовольство замысла реализацией приводит к появлению синтезиса. Сам

синтезис становится тезисом и т.д.

тезис ( антитезис ( синтезис

"в себе" ( "для себя" ( "в себе и для себя"

Гегелевская философская система выделяет триады:

1. Бытие (чувств. созерцание) ( Сущность (оформление в слове) ( Понятие

2. Качество ( Количество ( Мера

3. Понятие ( Субъективное понятие ( Понятие, реализующееся в объектах

4. Субъективный дух (индивида) ( Объективный дух ( Абсолютный дух ( это

стадии развития абсолюта)

5. Искусство ( Религия ( Философия

Гегель вводит свой язык. Он, например, считает, что метафизика - это

учение, отрицающее развитие и движение («Феноменология духа»). Мы освоили

этот термин через Маркса.

Три закона диалектики:

1. Перехода количества в качество.

2. Отрицание отрицания. Развитие происходит по спирали.

3. Единства и борьбы противоположностей.

Гегель об истории. Свобода и необходимость.

Достоинство Гегеля состоит в том, что он сумел глубоко осмыслить историю и

проявить ее движущие факторы (но, однако, несколько односторонне). История

- процесс самосознания, самоутверждения обществом своих потенций. Процесс

строительства общества осуществляется людьми из окружающей их природы. По

сути, история – это история мысли, история саморазвития мирового духа. В

ходе этого процесса мировой дух воплощается в народный дух. Носителем

мирового духа является каждый раз дух какого-то одного конкретного народа,

а другие народы или исчерпали свои возможности, или ещё не созрели.

4 этапа в истории с точки зрения прогресса в сознании свободы:

1. Восточный мир – свободен один деспот

2. Греческий мир – свобода для некоторых. Принцип «прекрасной

индивидуальности»

3. Римский мир – свобода для некоторых. Принцип «абстрактной всеобщности»

4. Германский мир – полная гражданская и политическая свобода. Именно

германский народ, который уже установил разумное государственное

устройство и есть настоящий носитель всемирно-исторического прогресса.

В рамках идеального государства Гегелем снимается антиномия свободы и

необходимости. В государстве свобода объективизируется, а всё разумное

утверждается как необходимое. Человек признает это необходимое как закон и

следует ему.

С чем нельзя согласиться в гегелевской концепции:

1. Человек – исполнитель исторического заказа, требования исторического

разума. Он действует, но действие его ограничивается той мерой, в какой

он осознал требование времени. "Наполеон - это абсолютная идея верхом на

коне". Тезис: "Все действительное разумно, все разумное действительно".

Разум - это мировой разум. Мировой разум - это тотальность, которая

проглатывает, все индивидуальности. Человек - лишь инструмент

развертывания этой тотальности.

2. Европоцентризм - общество от примитивного первобытного состояния

приходит к конкретному цивилизованному состоянию, в котором находится

современная Гегелю Европа; на этом развитие прекращается (финалистская

концепция). Гегель ограничивает историю только Европой.

3. Славянские и иные народы - вне истории. Они не привносят ничего нового,

а только заимствуют.

4. Природа - лишь материал, из которого мировой разум создает необходимые

ему предметы, которые живут не своей природной жизнью, а жизнью духа.

Гегель не говорит о бережном отношении к природе, он не корректирует

высказывание Бэкона "Знание-сила" (звериное отношение к природе). Маркс:

за счет природы решаются все проблемы человека (но возникает проблема

экологии).

29) Антропологический материализм Фейербаха.

Л. Фейербах (1804-1872) – ученик Гегеля. Работы: "Сущность христианства"

(историко-философская работа), "Необходимость реформы философии" (1842),

"Основные положения философии будущего".

Откуда взялось христианство?

1. Народ породил Христа

2. Появилась особая личность, наделенная харизмой.

Фейербах подошел к этому с неожиданной стороны. Фейербах признает, что

исторические и социальные корни философии Гегеля и христианства одни и те

же (они говорят об одном и том же). Они пытаются каждый на своем языке

(христианство - богословский; Гегель - философский) рассмотреть устройство

человеческого общества, его историю в отчуждении от самого человека.

Христианство, как и любая философия (особенно гегелевская) - это

отчужденная родовая природа человека. Это отчуждение определяется тем, что

люди реально отчуждены друг от друга. Поэтому свои идеалы они фиксируют в

виде христианского вероучения с одной стороны, и в виде философии Гегеля -

с другой. Свои идеальные представления о своем предназначении, способности

быть всемогущим человек реализует в Боге.

Будущая философия должна решить проблему отношений:

от Я(Бог(Ты перейти к Я(Ты.

Фейербах отстаивает антропологический принцип в философии. Антропологизм:

проблема существования человека – единственный, универсальный и высший

предмет философии. Он считает, что философия должна стать антропологией.

"Истина не материализм, не идеализм, не физиология, не психология, а только

антропология. Главным понятием в философии должно быть понятие любви. Нужно

переделать человеческую жизнь в соответствии с принципами разума, добра и

труда.

Человек обладает:

1. Способностью мыслить;

2. Способностью любить и ненавидеть;

3. Способностью действовать.

Бубер: Человек у Фейербаха - беспроблемный человек. Проблема

психофизического параллелизма: как соединить в человеке физическое и

духовное. Фейербах говорит, что нельзя рассматривать отдельно дух и тело.

Мыслит не мозг, а человек с помощью мозга.

Мыслит не мозг и не душа… Субъектом мышления является человек".

30) Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории.

Основные принципы марксистской философии

Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Пытались соединить диалектику и материализм.

Маркс: «у Гегеля диалектика стоит на голове, надо поставить на ноги». Надо

отказаться от некоей первоначальной идеи - идеи абсолютного разума.

Необходимо увидеть развитие диалектических принципов в самой

действительности. Единство мира в его материальности. Существует только

материя и ее проявления. Принцип атрибутивности движения материи - движение

обладает абсолютным статусом и носит универсальный характер. Формы

существования материи: пространство и время; являются объективной формой.

Познание носит диалектический характер: от живого созерцания к абстрактному

мышлению, а через них к практике.

Маркс перевертывает традиционную схему и говорит, что общественное бытие

определяет общественное сознание. В хижине и в дворце люди думают по

разному. Сущность человека социальна. Это совокупность всех общественных

отношений.

Понятие общественно-экономической формации

Общественно-экономическая формация включает в себя:

1. Производительные силы - люди и средства производства, предметы труда

(то, на что направлена трудовая деятельность) и орудия труда.

2. Производственные отношения. Различаются производственно-экономические

отношения (собственность) и производственно-технологические отношения.

Производственно-экономические отношения в марксизме еще называются

базисом. Политика, право, мораль, религия, искусство. Это надстройка. Со

сменой базиса меняются все эти формы культурной жизни.

Социально-политические формации:

1. первобытнообщинный строй,

2. рабовладельческий,

3. феодальный,

4. капиталистический,

5. социалистический. (это финалистский подход).

Движущие силы и закономерности социально-исторического процесса

Два периода в жизни Маркса:

1. Период гуманизма (до 1846). История есть история самих индивидов,

действующих и взаимодействующих друг с другом.

2. Период сайентизма. История есть результат диалектики производительных

сил и производственных отношений, борьба классов.

Три закона развития общества (интерпретация законов диалектики).

1. Классовая борьба движет историю.

2. Развитие производительных сил происходит эволюционным образом, тогда как

производственно-экономические отношения сменяются скачком. Скачок

происходит именно через революции (насилие).

3. Развитие происходит по спирали. Отрицание отрицания. Социализм -

отрицание частной собственности.

О происхождении человека и сознания

Труд создал человека.

Недостатки

1. Исчезает субъект и минимизируется роль духовности.

2. Европоцентризм

31) Философский пессимизм Шопенгауэра.

Артур Шопенгауэр - последователь Канта, противник Гегеля. Гегель увидел у

Канта чистый разум, а Шопенгауэр исходит из практического разума. Берет за

основу волю. Основатель философии пессимизма. Основная работа «Мир как воля

и представление».

Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны,

уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей.

Составляющие мира:

1. Представление - исходная точка распадения на объект и субъект.

Представление возникает на ответ движения организмов в поисках пищи. В

историческом плане появляется с появлением первого класса, хотя бы класса

насекомых. «Нет объекта без субъекта также как и нет субъекта без

объекта». Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы

(для нас).

2. Воля - некая иррациональная сила. Воля - порыв к жизни. Она не только в

человеке. Она простирается на всю Вселенную как эфир. Воля наиболее

кристаллизованно проявляется в человеке, в его бытии. Существует исходный

резервуар волевого начала – абсолютная воля. Исходная мировая воля носит

агрессивный, злой характер. Все живое должно двигаться, чтобы найти пищу.

Так как этот процесс объективный, то в таком же направлении развивается и

мир. Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего

поделать, так устроен мир. «Все к худшему в этом худшем из миров» (в

противоположность Лейбницу). Философия глобального пессимизма.

Созидательная деятельность человека – мыльные пузыри. В любом случае

человека ждет смерть. Говорил о упанишадах и буддизме (минимум деяний,

чтобы не углублять страдания) как о основах своей философии. Крайне

негативно относился к христианству. Нужно пытаться укрощать свои

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты