Абсолютная идея - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и
развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель –
в самопознании. В процессе самопознания абсолютная идея проходит 3 этапа:
Этапы самопознания абсолютной идеи:
1. Абсолютная идея как чистая мысль (наука логики).
2. Воплощение замысла в природном материале - натурфилософия.
3. Духовное и природное соединение вместе в истории общества - философия
духа.
Этапы реализации абсолютной идеи (?):
1. Вначале абсолютная идея формулирует себя как некоторый замысел - тезис.
2. Затем она формирует из некоторого материала воплощение замысла -
антитезис.
3. Недовольство замысла реализацией приводит к появлению синтезиса. Сам
синтезис становится тезисом и т.д.
тезис ( антитезис ( синтезис
"в себе" ( "для себя" ( "в себе и для себя"
Гегелевская философская система выделяет триады:
1. Бытие (чувств. созерцание) ( Сущность (оформление в слове) ( Понятие
2. Качество ( Количество ( Мера
3. Понятие ( Субъективное понятие ( Понятие, реализующееся в объектах
4. Субъективный дух (индивида) ( Объективный дух ( Абсолютный дух ( это
стадии развития абсолюта)
5. Искусство ( Религия ( Философия
Гегель вводит свой язык. Он, например, считает, что метафизика - это
учение, отрицающее развитие и движение («Феноменология духа»). Мы освоили
этот термин через Маркса.
Три закона диалектики:
1. Перехода количества в качество.
2. Отрицание отрицания. Развитие происходит по спирали.
3. Единства и борьбы противоположностей.
Гегель об истории. Свобода и необходимость.
Достоинство Гегеля состоит в том, что он сумел глубоко осмыслить историю и
проявить ее движущие факторы (но, однако, несколько односторонне). История
- процесс самосознания, самоутверждения обществом своих потенций. Процесс
строительства общества осуществляется людьми из окружающей их природы. По
сути, история – это история мысли, история саморазвития мирового духа. В
ходе этого процесса мировой дух воплощается в народный дух. Носителем
мирового духа является каждый раз дух какого-то одного конкретного народа,
а другие народы или исчерпали свои возможности, или ещё не созрели.
4 этапа в истории с точки зрения прогресса в сознании свободы:
1. Восточный мир – свободен один деспот
2. Греческий мир – свобода для некоторых. Принцип «прекрасной
индивидуальности»
3. Римский мир – свобода для некоторых. Принцип «абстрактной всеобщности»
4. Германский мир – полная гражданская и политическая свобода. Именно
германский народ, который уже установил разумное государственное
устройство и есть настоящий носитель всемирно-исторического прогресса.
В рамках идеального государства Гегелем снимается антиномия свободы и
необходимости. В государстве свобода объективизируется, а всё разумное
утверждается как необходимое. Человек признает это необходимое как закон и
следует ему.
С чем нельзя согласиться в гегелевской концепции:
1. Человек – исполнитель исторического заказа, требования исторического
разума. Он действует, но действие его ограничивается той мерой, в какой
он осознал требование времени. "Наполеон - это абсолютная идея верхом на
коне". Тезис: "Все действительное разумно, все разумное действительно".
Разум - это мировой разум. Мировой разум - это тотальность, которая
проглатывает, все индивидуальности. Человек - лишь инструмент
развертывания этой тотальности.
2. Европоцентризм - общество от примитивного первобытного состояния
приходит к конкретному цивилизованному состоянию, в котором находится
современная Гегелю Европа; на этом развитие прекращается (финалистская
концепция). Гегель ограничивает историю только Европой.
3. Славянские и иные народы - вне истории. Они не привносят ничего нового,
а только заимствуют.
4. Природа - лишь материал, из которого мировой разум создает необходимые
ему предметы, которые живут не своей природной жизнью, а жизнью духа.
Гегель не говорит о бережном отношении к природе, он не корректирует
высказывание Бэкона "Знание-сила" (звериное отношение к природе). Маркс:
за счет природы решаются все проблемы человека (но возникает проблема
экологии).
29) Антропологический материализм Фейербаха.
Л. Фейербах (1804-1872) – ученик Гегеля. Работы: "Сущность христианства"
(историко-философская работа), "Необходимость реформы философии" (1842),
"Основные положения философии будущего".
Откуда взялось христианство?
1. Народ породил Христа
2. Появилась особая личность, наделенная харизмой.
Фейербах подошел к этому с неожиданной стороны. Фейербах признает, что
исторические и социальные корни философии Гегеля и христианства одни и те
же (они говорят об одном и том же). Они пытаются каждый на своем языке
(христианство - богословский; Гегель - философский) рассмотреть устройство
человеческого общества, его историю в отчуждении от самого человека.
Христианство, как и любая философия (особенно гегелевская) - это
отчужденная родовая природа человека. Это отчуждение определяется тем, что
люди реально отчуждены друг от друга. Поэтому свои идеалы они фиксируют в
виде христианского вероучения с одной стороны, и в виде философии Гегеля -
с другой. Свои идеальные представления о своем предназначении, способности
быть всемогущим человек реализует в Боге.
Будущая философия должна решить проблему отношений:
от Я(Бог(Ты перейти к Я(Ты.
Фейербах отстаивает антропологический принцип в философии. Антропологизм:
проблема существования человека – единственный, универсальный и высший
предмет философии. Он считает, что философия должна стать антропологией.
"Истина не материализм, не идеализм, не физиология, не психология, а только
антропология. Главным понятием в философии должно быть понятие любви. Нужно
переделать человеческую жизнь в соответствии с принципами разума, добра и
труда.
Человек обладает:
1. Способностью мыслить;
2. Способностью любить и ненавидеть;
3. Способностью действовать.
Бубер: Человек у Фейербаха - беспроблемный человек. Проблема
психофизического параллелизма: как соединить в человеке физическое и
духовное. Фейербах говорит, что нельзя рассматривать отдельно дух и тело.
Мыслит не мозг, а человек с помощью мозга.
Мыслит не мозг и не душа… Субъектом мышления является человек".
30) Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории.
Основные принципы марксистской философии
Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Пытались соединить диалектику и материализм.
Маркс: «у Гегеля диалектика стоит на голове, надо поставить на ноги». Надо
отказаться от некоей первоначальной идеи - идеи абсолютного разума.
Необходимо увидеть развитие диалектических принципов в самой
действительности. Единство мира в его материальности. Существует только
материя и ее проявления. Принцип атрибутивности движения материи - движение
обладает абсолютным статусом и носит универсальный характер. Формы
существования материи: пространство и время; являются объективной формой.
Познание носит диалектический характер: от живого созерцания к абстрактному
мышлению, а через них к практике.
Маркс перевертывает традиционную схему и говорит, что общественное бытие
определяет общественное сознание. В хижине и в дворце люди думают по
разному. Сущность человека социальна. Это совокупность всех общественных
отношений.
Понятие общественно-экономической формации
Общественно-экономическая формация включает в себя:
1. Производительные силы - люди и средства производства, предметы труда
(то, на что направлена трудовая деятельность) и орудия труда.
2. Производственные отношения. Различаются производственно-экономические
отношения (собственность) и производственно-технологические отношения.
Производственно-экономические отношения в марксизме еще называются
базисом. Политика, право, мораль, религия, искусство. Это надстройка. Со
сменой базиса меняются все эти формы культурной жизни.
Социально-политические формации:
1. первобытнообщинный строй,
2. рабовладельческий,
3. феодальный,
4. капиталистический,
5. социалистический. (это финалистский подход).
Движущие силы и закономерности социально-исторического процесса
Два периода в жизни Маркса:
1. Период гуманизма (до 1846). История есть история самих индивидов,
действующих и взаимодействующих друг с другом.
2. Период сайентизма. История есть результат диалектики производительных
сил и производственных отношений, борьба классов.
Три закона развития общества (интерпретация законов диалектики).
1. Классовая борьба движет историю.
2. Развитие производительных сил происходит эволюционным образом, тогда как
производственно-экономические отношения сменяются скачком. Скачок
происходит именно через революции (насилие).
3. Развитие происходит по спирали. Отрицание отрицания. Социализм -
отрицание частной собственности.
О происхождении человека и сознания
Труд создал человека.
Недостатки
1. Исчезает субъект и минимизируется роль духовности.
2. Европоцентризм
31) Философский пессимизм Шопенгауэра.
Артур Шопенгауэр - последователь Канта, противник Гегеля. Гегель увидел у
Канта чистый разум, а Шопенгауэр исходит из практического разума. Берет за
основу волю. Основатель философии пессимизма. Основная работа «Мир как воля
и представление».
Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны,
уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей.
Составляющие мира:
1. Представление - исходная точка распадения на объект и субъект.
Представление возникает на ответ движения организмов в поисках пищи. В
историческом плане появляется с появлением первого класса, хотя бы класса
насекомых. «Нет объекта без субъекта также как и нет субъекта без
объекта». Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы
(для нас).
2. Воля - некая иррациональная сила. Воля - порыв к жизни. Она не только в
человеке. Она простирается на всю Вселенную как эфир. Воля наиболее
кристаллизованно проявляется в человеке, в его бытии. Существует исходный
резервуар волевого начала – абсолютная воля. Исходная мировая воля носит
агрессивный, злой характер. Все живое должно двигаться, чтобы найти пищу.
Так как этот процесс объективный, то в таком же направлении развивается и
мир. Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего
поделать, так устроен мир. «Все к худшему в этом худшем из миров» (в
противоположность Лейбницу). Философия глобального пессимизма.
Созидательная деятельность человека – мыльные пузыри. В любом случае
человека ждет смерть. Говорил о упанишадах и буддизме (минимум деяний,
чтобы не углублять страдания) как о основах своей философии. Крайне
негативно относился к христианству. Нужно пытаться укрощать свои
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13