Шпаргалка для сдачи кандидатского минимума по философии и при подготовке к нему

См. 19, 20, 21.

17) Френсис Бэкон о методе научного познания

Представитель эмпиризма. Жил в предреволюционной Англии (1561-1626 г.г.).

Крупный сановник феодальной Англии, затем был вынужден уйти в отставку и

стал заниматься философией. Основные работы: «Новый органон» - свод правил

мышления, «Новая Атлантида». Бэкон – интуитивно и образно мыслящий философ.

Он многое предвосхитил: «Знание – сила» - теперь знание действительно стало

силой. Во главе идеального общества должны стоять ученые.

Основное внимание он направил на критику схоластики и схоластически

понимаемого Аристотеля. Основные недостатки схоластики:

1. Авторитаризм (опора на авторитеты прошлого);

2. Силогистика (дедукция). Она не обращается к действительности.

Единственная надежда – в истинной индукции. Движением от единичного к

общему нужно получить истинные знания. Человек должен результат

чувственных переживаний (опыт) обобщить и вывести на его основе законы

(«формы»), которые служат основой прикладного знания. Это знание дает

возможность познать природу и преобразовать ее для своих нужд.

Нужно (а) освободиться от идолов, мешающих познанию:

1. Идолы рода - человек судит о мире по себе.

2. Идолы пещеры – особенности восприятия отдельного человека.

3. Идолы площади – расхождения научных представлений с обыденными,

предрассудки толпы.

4. Идолы театра – авторитеты, выдающиеся люди.

Кроме того (б) необходимо усиление работы органов чувств – оно достигается

за счет приборов.

Самое лучшее доказательство истины – опыт, когда он в форме эксперимента.

Два вида опыта:

1. Светоносный опыт – не приносит пользы, но содействует открытию причин и

аксиом.

2. Плодоносный опыт – изобретение.

18) Механистическая картина мира и проблема человека в философии Декарта.

Дуализм Декарта.

Механистическая картина мира

Воззрения Д. на природу носили в основном механистический характер.

Вселенная – огромный механизм. Она изменчива и имеет историю своего

развития. Первоначальный импульс дает Бог, потом – саморазвитие. Идея

единства универсума: мировая материя беспредельна, однородна, не имеет

пустот и делима до бесконечности. Материя находится в количественном и

качественном движении, определяемом универсальными законами механики. Тем

же законам подчиняется и органический мир: животные – сложные автоматы. Но

за рамки механических законов выходит человек: он (его тело) – часть

природы, но человек наделен душой, разумом и речью. Мышление не

определяется телом, оно независимо.

Фундаментальное понятие: субстанция – это вещь в особом метафизическом

смысле, самодостаточное сущее. Сотворенный Богом мир делится на два рода

субстанций – духовную и материальную. Существует еще третья высшая

субстанция – Бог.

Духовная субстанция неделима, обладает главным атрибутом - мышлением. От

него производны впечатления, воображения, желания, чувства и др. Духовная

субстанция имеет в себе цели, изначально ей присущие, а не приобретенные на

опыте. ( Духовный мир человека – врожденный. Врожденные идеи: идея Бога,

основные математические и логические понятия. Духовный детерминизм:

духовное порождается духовным и только им.

Материальная субстанция делима до бесконечности, обладает главным атрибутом

– протяженностью. От него производны понятия: фигура, положение, движение.

Материальное вызвано материальным.

Дуализм Декарта: он признавал наличие двух независимых субстанций (в

отличие от монизма – единая субстанция).

19) Декарт о методе научного познания. Cogito ergo sum.

Рене Декарт (1596-1650). Разработчик рационализма. Воспитанник иезуитского

коледжа, дающего серьезное образование. Был офицером французской армии.

Родоначальник науки, философии и математики Нового времени. Работы:

«Правило для руководства ума», «Трактат о свете», «Описание человеческого

тела», «Рассуждения о методах». Выделил понятие рефлекса (нервы, мозг,

мышцы).

Декарт предложил способ мышления, который приняла вся Европа – рационализм.

Если у эмпиризма начало познания – опыт, то Декарт понимал, что это не так.

Декарт считал, что начало познания – ум, но его сначала нужно развить,

научить всему, в том числе математике (той, которая была у древних греков).

Человек (его ум, интеллект) располагает двумя способами познания:

1. Интуиция – ум и только он усматривает некое простое знание. Это

прирожденные истины, но они не заданы физическими родителями (от них

только тело). Эти знания – от Бога. Например: природа телесна,

детерминирована, состоит в движении тел, движение неуничтожимо. Интуиция

дает аксиомы. Два критерия аксиомы: ясность и очевидность.

2. Дедукция - знание об одной вещи через знание другой вещи, выводное

знание – обоснование теорем в науке. Дедукция осуществляется средствами

математики, так как она предполагает количественную определенность. Под

математикой Декарт понимал, кроме арифметики и геометрии, астрономию,

музыку, механику. То есть под математикой понимаются те науки, в которых

есть количественные соотношения, и совершенно все равно, в чем

отыскивается эта мера (числа, фигуры, звуки, звезды).

Три орудия познания:

1. Чувства – контакт с настоящим. Интеллект нужен для интерпретации чувств.

2. Память - контакт с прошлым.

3. Воображение – проектирование будущего.

Возникают сомнения в том, что дают чувства, в знаниях, полученных от

других. Доказательство возможности достоверного знания: я сомневаюсь в

достоверности своего знания, но я не сомневаюсь в том, что я сомневаюсь,

что существует моё сомнение, моя мысль ( существую я сам ( существует мир

вокруг меня. “Cogito ergo sum”. Способность к мышлению задана сверхприродой

человека – Богом.

Кроме мышления у человека есть способность воли. Воля часто забегает вперед

мышления и ошибается. Ошибки и заблуждения объясняются не кознями дьявола,

а тем, что человек сначала действует, а потом думает.

Метод научного познания Декарта называется аналитическим или

рационалистическим. Этот дедуктивный метод требует ясности и

непротиворечивости операций самого мышления (что обеспечивается

математикой), расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части

и сначала изучения их в отдельности, а затем движения мысли от простого к

сложному. Критерий истинности – в ясности и очевидности знания.

20) Понятие субстанции в философии Спинозы. Монизм Спинозы. Спиноза о

соотношении свободы и необходимости.

Спиноза (1632-1677) – нидерландский философ. Родился в еврейской семье,

получил глубокое образование; его прочили в лучшие талмудисты (толкователи

талмуда). Знакомство с Декартом. Он порвал с религиозной общиной, подвергся

великому отлучению. Такой человек не мог найти работу, был обречен. Но

Спиноза нашел работу: он занялся шлифовкой стекол для микроскопов и т.п.

Потерял зрение. Главная работа: «Этика» - посвящена проблеме смысла жизни.

Существует единая субстанция: природа или Бог (это монизм). Бог и природа

единая субстанция (пантеизм). Бог растворяется в природе, отождествляется с

ней. Он не носит характера личности. Природа является причиной самой себя

(causa sui). Никакой случайности не существует по определению

(демокpитовский детерминизм). Случайность - результат нашего незнания. Бог

создал вещи единственным образом. Бог есть необходимость и следствие

природы, поэтому чудеса невозможны.

У субстанции есть атрибуты (ее неотъемлемые свойства, постоянно

присутствующие в ней). Атрибутов великое множество. Человеку субстанция

открывается с точки зрения двух атрибутов (это познаваемые атрибуты):

протяженности (телесности) и мышления (духовности). Вся материя от камня и

до человека наделена этими двумя качествами, хотя и в разной степени.

Человеческое мышление – лишь частный случай мышления вообще. Мышление есть

самоосознание природы. Мир познаваем. У Бога может быть бесконечное

количество атрибутов (мы о них просто не знаем).

Модусы - конкретные воплощения атрибутов в реальном мире. Порядок и связь

модусов (т.е. вещей) в мире такой же, как и у атрибутов (идей). Субстанция

порождает атрибуты, потом затрачивает модус, потом появляются и исчезают

реальные вещи. Движение и покой - равноправные модусы протяжения.

Есть две части природы:

1. Природа порождающая - несет в себе активный импульс – модусы

(накопители, хранители информации о предметах).

2. Природа порожденная - это фиксация импульса в порожденной форме

(субстанция).

Смысл жизни в том, что человек должен стремиться познать субстанцию и

познавать ее на основе интуиции (высшая познавательная способность). Или:

жить в одном ритме с субстанцией (духовное переживание субстанции).

«Свобода есть познанная необходимость». Это свобода человека, созерцающего

субстанцию и не нуждающегося ни в чем. «Не смеяться, не плакать, не

проклинать, а понимать».

21) Философские взгляды Лейбница. Плюрализм Лейбница. Лейбниц об

ограниченности локковского сенсуализма.

Многое сделал для математики: дифференциальное и интегральное исчисление.

Лейбниц оперировал двоичным исчислением, предложил макет вычислительной

машины. Он был поэтом, юристом, историкам и т.п. Лейбниц открыл бактерии с

помощью микроскопа.

О соотношении истин факта и истин разума.

Понять метафизику можно только с помощью разума, чувственный (локковский)

подход тут неприменим. Лейбниц: «Новый опыт о человеческом разуме» -

опровержение Локка: «В уме нет ничего, чего нет в чувствах, за исключением

самого ума». Принцип достаточного обоснования. Чтобы понять нечто надо

найти совокупность причин, обусловливающих вызывание этого нечто. Ничто не

происходит само собой без причины. «Все в этом мире имеет обоснование,

чтобы появиться и исчезнуть». Но обосновать все невозможно. Должны быть

некие истины, не требующие обоснования (врожденные, первичные истины).

Истины факта (за окном идет дождь) – из них нельзя ничего получить, истины

разума - их можно трансформировать в некие принципы, строить здание науки.

Врожденными являются не какие-то конкретные вещи, а лишь тенденции,

склонность к этим истинам.

Монадология

Если Спиноза выступал с позиций монизма (существование единой субстанции),

то Лейбниц предложил концепцию плюрализма, то есть существование множества

субстанций. Он считал, что мир состоит из замкнутых областей – монад (его

работа – «Монадология»). Каждая монада – самодостаточная субстанция,

которая лежит в основе всего. Монада это идеальная одухотворенная сущность

самой вещи (принцип провозглашения идеальной сущности). Принцип плюрализма:

монад бесконечно много. Принципы: иерархичности (выстраивается иерархия

монад), непрерывности (не может быть вакуума между монадами),

предустановленной гармонии (каждая монада развивается самостоятельно,

каждая сама по себе, а мир устроен разумным образом, значит, монады

синхронизированы между собой, гармонизированы Богом). «Мы живем в лучшем из

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты