См. 19, 20, 21.
17) Френсис Бэкон о методе научного познания
Представитель эмпиризма. Жил в предреволюционной Англии (1561-1626 г.г.).
Крупный сановник феодальной Англии, затем был вынужден уйти в отставку и
стал заниматься философией. Основные работы: «Новый органон» - свод правил
мышления, «Новая Атлантида». Бэкон – интуитивно и образно мыслящий философ.
Он многое предвосхитил: «Знание – сила» - теперь знание действительно стало
силой. Во главе идеального общества должны стоять ученые.
Основное внимание он направил на критику схоластики и схоластически
понимаемого Аристотеля. Основные недостатки схоластики:
1. Авторитаризм (опора на авторитеты прошлого);
2. Силогистика (дедукция). Она не обращается к действительности.
Единственная надежда – в истинной индукции. Движением от единичного к
общему нужно получить истинные знания. Человек должен результат
чувственных переживаний (опыт) обобщить и вывести на его основе законы
(«формы»), которые служат основой прикладного знания. Это знание дает
возможность познать природу и преобразовать ее для своих нужд.
Нужно (а) освободиться от идолов, мешающих познанию:
1. Идолы рода - человек судит о мире по себе.
2. Идолы пещеры – особенности восприятия отдельного человека.
3. Идолы площади – расхождения научных представлений с обыденными,
предрассудки толпы.
4. Идолы театра – авторитеты, выдающиеся люди.
Кроме того (б) необходимо усиление работы органов чувств – оно достигается
за счет приборов.
Самое лучшее доказательство истины – опыт, когда он в форме эксперимента.
Два вида опыта:
1. Светоносный опыт – не приносит пользы, но содействует открытию причин и
аксиом.
2. Плодоносный опыт – изобретение.
18) Механистическая картина мира и проблема человека в философии Декарта.
Дуализм Декарта.
Механистическая картина мира
Воззрения Д. на природу носили в основном механистический характер.
Вселенная – огромный механизм. Она изменчива и имеет историю своего
развития. Первоначальный импульс дает Бог, потом – саморазвитие. Идея
единства универсума: мировая материя беспредельна, однородна, не имеет
пустот и делима до бесконечности. Материя находится в количественном и
качественном движении, определяемом универсальными законами механики. Тем
же законам подчиняется и органический мир: животные – сложные автоматы. Но
за рамки механических законов выходит человек: он (его тело) – часть
природы, но человек наделен душой, разумом и речью. Мышление не
определяется телом, оно независимо.
Фундаментальное понятие: субстанция – это вещь в особом метафизическом
смысле, самодостаточное сущее. Сотворенный Богом мир делится на два рода
субстанций – духовную и материальную. Существует еще третья высшая
субстанция – Бог.
Духовная субстанция неделима, обладает главным атрибутом - мышлением. От
него производны впечатления, воображения, желания, чувства и др. Духовная
субстанция имеет в себе цели, изначально ей присущие, а не приобретенные на
опыте. ( Духовный мир человека – врожденный. Врожденные идеи: идея Бога,
основные математические и логические понятия. Духовный детерминизм:
духовное порождается духовным и только им.
Материальная субстанция делима до бесконечности, обладает главным атрибутом
– протяженностью. От него производны понятия: фигура, положение, движение.
Материальное вызвано материальным.
Дуализм Декарта: он признавал наличие двух независимых субстанций (в
отличие от монизма – единая субстанция).
19) Декарт о методе научного познания. Cogito ergo sum.
Рене Декарт (1596-1650). Разработчик рационализма. Воспитанник иезуитского
коледжа, дающего серьезное образование. Был офицером французской армии.
Родоначальник науки, философии и математики Нового времени. Работы:
«Правило для руководства ума», «Трактат о свете», «Описание человеческого
тела», «Рассуждения о методах». Выделил понятие рефлекса (нервы, мозг,
мышцы).
Декарт предложил способ мышления, который приняла вся Европа – рационализм.
Если у эмпиризма начало познания – опыт, то Декарт понимал, что это не так.
Декарт считал, что начало познания – ум, но его сначала нужно развить,
научить всему, в том числе математике (той, которая была у древних греков).
Человек (его ум, интеллект) располагает двумя способами познания:
1. Интуиция – ум и только он усматривает некое простое знание. Это
прирожденные истины, но они не заданы физическими родителями (от них
только тело). Эти знания – от Бога. Например: природа телесна,
детерминирована, состоит в движении тел, движение неуничтожимо. Интуиция
дает аксиомы. Два критерия аксиомы: ясность и очевидность.
2. Дедукция - знание об одной вещи через знание другой вещи, выводное
знание – обоснование теорем в науке. Дедукция осуществляется средствами
математики, так как она предполагает количественную определенность. Под
математикой Декарт понимал, кроме арифметики и геометрии, астрономию,
музыку, механику. То есть под математикой понимаются те науки, в которых
есть количественные соотношения, и совершенно все равно, в чем
отыскивается эта мера (числа, фигуры, звуки, звезды).
Три орудия познания:
1. Чувства – контакт с настоящим. Интеллект нужен для интерпретации чувств.
2. Память - контакт с прошлым.
3. Воображение – проектирование будущего.
Возникают сомнения в том, что дают чувства, в знаниях, полученных от
других. Доказательство возможности достоверного знания: я сомневаюсь в
достоверности своего знания, но я не сомневаюсь в том, что я сомневаюсь,
что существует моё сомнение, моя мысль ( существую я сам ( существует мир
вокруг меня. “Cogito ergo sum”. Способность к мышлению задана сверхприродой
человека – Богом.
Кроме мышления у человека есть способность воли. Воля часто забегает вперед
мышления и ошибается. Ошибки и заблуждения объясняются не кознями дьявола,
а тем, что человек сначала действует, а потом думает.
Метод научного познания Декарта называется аналитическим или
рационалистическим. Этот дедуктивный метод требует ясности и
непротиворечивости операций самого мышления (что обеспечивается
математикой), расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части
и сначала изучения их в отдельности, а затем движения мысли от простого к
сложному. Критерий истинности – в ясности и очевидности знания.
20) Понятие субстанции в философии Спинозы. Монизм Спинозы. Спиноза о
соотношении свободы и необходимости.
Спиноза (1632-1677) – нидерландский философ. Родился в еврейской семье,
получил глубокое образование; его прочили в лучшие талмудисты (толкователи
талмуда). Знакомство с Декартом. Он порвал с религиозной общиной, подвергся
великому отлучению. Такой человек не мог найти работу, был обречен. Но
Спиноза нашел работу: он занялся шлифовкой стекол для микроскопов и т.п.
Потерял зрение. Главная работа: «Этика» - посвящена проблеме смысла жизни.
Существует единая субстанция: природа или Бог (это монизм). Бог и природа
единая субстанция (пантеизм). Бог растворяется в природе, отождествляется с
ней. Он не носит характера личности. Природа является причиной самой себя
(causa sui). Никакой случайности не существует по определению
(демокpитовский детерминизм). Случайность - результат нашего незнания. Бог
создал вещи единственным образом. Бог есть необходимость и следствие
природы, поэтому чудеса невозможны.
У субстанции есть атрибуты (ее неотъемлемые свойства, постоянно
присутствующие в ней). Атрибутов великое множество. Человеку субстанция
открывается с точки зрения двух атрибутов (это познаваемые атрибуты):
протяженности (телесности) и мышления (духовности). Вся материя от камня и
до человека наделена этими двумя качествами, хотя и в разной степени.
Человеческое мышление – лишь частный случай мышления вообще. Мышление есть
самоосознание природы. Мир познаваем. У Бога может быть бесконечное
количество атрибутов (мы о них просто не знаем).
Модусы - конкретные воплощения атрибутов в реальном мире. Порядок и связь
модусов (т.е. вещей) в мире такой же, как и у атрибутов (идей). Субстанция
порождает атрибуты, потом затрачивает модус, потом появляются и исчезают
реальные вещи. Движение и покой - равноправные модусы протяжения.
Есть две части природы:
1. Природа порождающая - несет в себе активный импульс – модусы
(накопители, хранители информации о предметах).
2. Природа порожденная - это фиксация импульса в порожденной форме
(субстанция).
Смысл жизни в том, что человек должен стремиться познать субстанцию и
познавать ее на основе интуиции (высшая познавательная способность). Или:
жить в одном ритме с субстанцией (духовное переживание субстанции).
«Свобода есть познанная необходимость». Это свобода человека, созерцающего
субстанцию и не нуждающегося ни в чем. «Не смеяться, не плакать, не
проклинать, а понимать».
21) Философские взгляды Лейбница. Плюрализм Лейбница. Лейбниц об
ограниченности локковского сенсуализма.
Многое сделал для математики: дифференциальное и интегральное исчисление.
Лейбниц оперировал двоичным исчислением, предложил макет вычислительной
машины. Он был поэтом, юристом, историкам и т.п. Лейбниц открыл бактерии с
помощью микроскопа.
О соотношении истин факта и истин разума.
Понять метафизику можно только с помощью разума, чувственный (локковский)
подход тут неприменим. Лейбниц: «Новый опыт о человеческом разуме» -
опровержение Локка: «В уме нет ничего, чего нет в чувствах, за исключением
самого ума». Принцип достаточного обоснования. Чтобы понять нечто надо
найти совокупность причин, обусловливающих вызывание этого нечто. Ничто не
происходит само собой без причины. «Все в этом мире имеет обоснование,
чтобы появиться и исчезнуть». Но обосновать все невозможно. Должны быть
некие истины, не требующие обоснования (врожденные, первичные истины).
Истины факта (за окном идет дождь) – из них нельзя ничего получить, истины
разума - их можно трансформировать в некие принципы, строить здание науки.
Врожденными являются не какие-то конкретные вещи, а лишь тенденции,
склонность к этим истинам.
Монадология
Если Спиноза выступал с позиций монизма (существование единой субстанции),
то Лейбниц предложил концепцию плюрализма, то есть существование множества
субстанций. Он считал, что мир состоит из замкнутых областей – монад (его
работа – «Монадология»). Каждая монада – самодостаточная субстанция,
которая лежит в основе всего. Монада это идеальная одухотворенная сущность
самой вещи (принцип провозглашения идеальной сущности). Принцип плюрализма:
монад бесконечно много. Принципы: иерархичности (выстраивается иерархия
монад), непрерывности (не может быть вакуума между монадами),
предустановленной гармонии (каждая монада развивается самостоятельно,
каждая сама по себе, а мир устроен разумным образом, значит, монады
синхронизированы между собой, гармонизированы Богом). «Мы живем в лучшем из
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13