Шпаргалка для сдачи кандидатского минимума по философии и при подготовке к нему

обратили внимание на человека, на его способность быть духовным существом,

познающим существом. Это привело их к выводу, что весь мир находится в

человеке (имена звезд – в человеке, без человека звезды безымянны).

Протагор: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и

не существуют, что они не существуют». Включенность человека в систему мира

в качестве центрального звена.

Софисты пошли по пути безбрежного субъективизма. Это вызвало к жизни

Сократа как противника софистов.

Сократ (469-399 г.г. до н.э.)

Сократ сам говорил, что он плебейского происхождения, мать его – повитуха.

От рождения он был физически крепким, в ученичестве был скульптором, был

неплохим воином. Сократ стал философом, который не написал ни строчки. Он

не преподавал (в форме монолога), а беседовал с учениками (в форме

диалога). Он побеждал их словами и физически. Дельфийский оракул: «В

Древней Греции не было и нет человека мудрее Сократа». Сократ был известен

в Греции еще при жизни. Он привлекал людей духовной силой. Алкивиад говорил

о том, что Сократ помог одержать крупную победу (своими советами).

Сократ прославился как один из родоначальников диалектики – нахождения

истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров С. заключался

в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и наведения его к

истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и

ясности суждений основной признак их истинности. В спорах С. стремился

доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека.

Мир вещей непознаваем. Познать можно только себя самих. Высшая задача

знания не теоретическая, а практическая – искусство жить. Раскрываются

понятия через определения, а обобщаются – через индукцию. Определению

понятия предшествует беседа, в ходе которой собеседник рядом

последовательных вопросов изобличается в противоречиях. Раскрытием

противоречий устраняется мнимое знание, а ум ввергается в беспокойство, что

побуждает мысль к поискам подлинной истины.

Сократ вводит диспозицию: «я – ты». Внешний диалог стимулирует работу

внутреннего диалога. Исходный тезис: «Я знаю, что я ничего не знаю». Другой

тезис, которому Сократ придал новое звучание: «Познай самого себя» . У

человека есть внутренний оппонент, который разрушает химерные построения и

вынуждает двигаться дальше.

Сократ в процессе диалога открывает общезначимое в человеке – идея добра.

Зло от незнания. Эта постановка свойственна древним грекам. В соответствии

с полученным знанием человек должен строить свою жизнь. Сократ возводит на

пьедестал рациональное знание, в том числе, и в вопросах этики. Он считает,

что человек знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Принцип

самоответственности личности: личность, открывающая в себе внутренние

основания в процессе диалога, утверждает себя в форме нравственной личности

и самоответственной личности, способной действовать на свой страх и риск,

не скрываясь за авторитетами. Главное: принцип субъекта, наделенного

самосознанием. Самосознание – первично по отношению к сознанию.

8) Философия Платона.

Платон (427 – 347 г.г. до н.э.)

Великий древнегреческий философ, основоположник объективного идеализма.

Родился в знатной семье, в 20 лет познакомился с Сократом, стал его

учеником. После смерти Сократа бежал, путешествовал, установил дружеские

связи с пифагорейцами, вернулся в Афины и основал большую философскую школу

(которая существовала до времени императора Юстиниана). Школа получила

название Академии (т.к. в саду стояла статуя героя Академа). Вход был

украшен лозунгом: «Не знающий математики не вхож сюда».

Первая работа Платона «Апол. Сокр.» - повесть, остальные работы – в форме

диалога, главным действующим лицом в них был Сократ. Ранние работы Платона

«Протагор». Самая известная работа - «Государство». Платон развивает учение

Сократа, но развивает так, что это уже анти-Сократ. Сократ утверждал:

«Познай самого себя». Платон задумывается о духовном начале человека. Оно

располагается где-то вне человека. Это особый мир – мир идей (мир

вневременной и внепространственный). В диалогах Платон именем Сократа

строит свое философское учение, которое опровергает Сократа, т.к. является

антиличностным.

Платоновский мир идей.

Идеи располагаются в виде пирамиды. Подножие – это идеи вещей (идея кошки,

дерева и т.п.). Далее – идеи родов, классов вещей. Выше - классы классов. И

т.д. Наверху – три идеи: истина, добро и красота (соразмерность). Для

объединения их вводится понятие «блага». В качестве начала небытия Платон

вводит понятие материи. Материя – это начало хаоса, неупорядоченности. Мир

идей – это структурная упорядоченность. Из материи согласно миру идей

строится, упорядочивается чувственный мир. Ипостаси мира идей: причина,

образец, цель, понятие (знание). (Рассел: каждая кошка внутренне нацелена,

чтобы выразить идею кошачести, но т.к. она сделана из тленной материи, то

она обречена погибнуть.) Платон вводит неопределенное 3-е начало – мировая

душа. Это - некоторый ваятель (бог). Ваяние основано на геометрических

фигурах (на математике).

Человек отличается от других живых существ тем, что он обладает душой,

индивидуальность которой есть идея. (До рождения человека она существовала

в мире идей). Это дает возможность Платону объяснить познание. (Сократ

считал, что чем больше человек знает, тем он добрее).

Теория познания Платона

Достоверное познание возможно только об идеях. О чувственных вещах возможно

только вероятностное мнение. Между идеями и чувственными вещами находятся

математические объекты, доступные рассудочному познанию. П. подошел к

познанию с позиций диалектики. Познание осуществляет человек, обладающий

душой, умом и чувствами. Чувствами он не познает, он лишь фиксирует

материальную оболочку вещей. Но чувства выступают толчком для работы ума,

погруженного одной стороной в душу. Работа ума происходит в форме диалога с

душой (диалектика). Это дает возможность уму вспоминать то, что запечатлела

душа до рождения. Теория познания – это теория воспоминания. В уме человека

возникает логическая нагруженность. Ум должен в процессе диалога с душой

искать понятие, т.е. познавать. П. отличал знание от субъективного

ощущения.

Помимо диалектики познания П. разрабатывал диалектику единого и многого,

тождественного и иного, движения и покоя. Он признавал, что все чувственное

«вечно течет», непрестанно изменяется ( не подлежит логическому уразумению.

Социальная философия Платона.

Платон считал себя социальным реформатором, хотя на деле являлся

консерватором. Платон идеализирует далекое прошлое, например, кастовый

строй Египта. Поэтому свое идеальное государство он помещает в прошлое и

называет Атлантидой. С его точки зрения историческое время – это время

порчи идеального государства.

Классификация основных форм государства по Платону:

Приемлемые государственные формы:

1. Идеальное государство Платона.

2. Аристократическая республика.

Регрессивные (упадочные) государственные формы:

1. Тимократия (правление честолюбивых) - власть нескольких личностей,

основанная на военной силе.

2. Олигархия - власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю,

ростовщичество, тесно связанные с чувственной частью души.

3. Демократия - власть толпы, имущественное и политическое выравнивание;

это взрывная область.

4. Тирания - диктатура, направленную против аристократии.

Идеальное государство Платона

Платон родоначальник серии европейских социальных утопий (это – первая).

П.: нужно создать идеальную систему, и эту систему связать с душой. Три

части души: мудрая (золото), воинствующая (пылкая), вожделеющая (железо и

медь). У каждого человека есть все три части, но в разных пропорциях. Hадо

разделить общество на три слоя:

1) Правители (философы)– самые мудрые, знающие (они не могут совершать

безнравственные поступки). Они действуют по логике мира идей. Они должны

быть лишены любого эгоистического интереса. Эгоистический интерес питают

собственность и семья для них - имущество общее и общая семья (жены);

2) Стражи, воины – они не обладают знаниями, но ценят и поэтому защищают

его;

3) Производители - все остальные люди, которые, по мнению Платона не

обладают душой (ремесленники, купцы) и живут в мире практических

алгоритмов.

Можно переходить из одного слоя в другой - тест, испытание. Хотя в целом

слои достаточно сильно разграничены. Евгеника - браки только со своими.

Коммунистическое распределение женщин и мужчин. Все женщины слоя

принадлежат всем мужчинам этого слоя. Правители могут проводить браки вроде

бы по жребию, а на самом деле передергивать. Все система подчинена

интересам государства. Дети не должны знать своих родителей. Воспитание -

ориентация на защиту целостности государства. Цензура на искусство -

оставлять лишь стихи, воспевающие героев и тому подобное. Идея

доносительства. Платон: деградация начинается тогда, когда заканчивается

монархия. Модель тоталитарного государства. Система абсолютного подавления

личности.

9) Философия Аристотеля.

Аристотель (384-322 гг до н.э.) Стагерит, т.к. родился в г.Стагерия.

Отправляется в Афины, был учеником Платона до его смерти. Затем стал

воспитателем А. Македонского. С войсками А.М. вошел в Афины и основал там

свою школу – Ликея (лицей). Школа Аристотеля не уступала Академии.

(Птолемей – космос, вселенная, Евклидова геометрия). Произведения:

«Органон» (группа произведений, в которых производится оформление

формальной логики), «Физика», «О небе», биол. трактаты, политические

трактаты, главный из которых «Политика», работы по искусству. Аристотель

был первым историком философии (он изучил все, что было до него).

Аристотель начинает с критики Платона: «Платон мне друг, но истина дороже».

Аристотель воспользовался самокритикой Платона. Мир идей – это некоторое

единство, но в то же время существует множество идей. Пример - идеи кошки и

животного - это одно и то же или нет. Аристотель говорит не об идеях, а о

понятиях. Он разделяет все понятия на понятия вещей и понятия классов

вещей.

Единственный существующий мир – телесный мир и все его многообразные

проявления, включая человека. Все знания – лишь вторичные сущности, а

первичны сами сущности. Сущность – это не наши мысли о вещи, а сама вещь.

Реально существуют лишь конкретные сущности – первые сущности

(упорядоченный субстрат). Первые сущности – это то, о чем все сказывается,

и что ни о чем не сказывает. Суждение: первая сущность – это субъект

суждения. Пример, «Иван – человек», Иван – это первая сущность. Первая

сущность выступает единицей бытия. Субстрат – лишь возможность. Телом он

становится, только будучи упорядочен идеей. Идея внутренне присуща

конкретной вещи (это заземление платоновской философии).

Каждая первая сущность определена 4 причинами:

5) Формальная причина – суть вещи (план дома в голове архитектора).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты