Шпора по философии
01. Философия 20 в. Экзистенциальная философия.
Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил.
Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель,
Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно.
В Герм э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и
уныния) Нов волна - Франция времен окупации и после 2 мир войны.
Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной
ответственности.
Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы
которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и
бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые
возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его
собственное сущ и его движение к небытию.
Э объявл предметом ф. - бытие. “Современная фил, как и в прошлые времена
занята бытием”- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия явл
неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б.
наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для
проникновения в него.
Хотя бытие вещей соверш непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам
знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к
бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это сущ. нечто
внутреннее и невыразимое в понятиях: “сущ есть то, что никогда ен
становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.
Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее
преживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Э ищут такой, в
кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное
переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В кончном счете это страх перед
смертью.
Для Сартра все вещи, кроме человека есть”бытие в себе”, а чел. сущ. есть
“бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возн из бытия и не может
превр в ничто, то длф чел сущ-я, понимаемого как переживание, не может
найтись такого быытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит
бытие чел есть ничто. Осознавая свое ничожество чел испытывает страх
“человек есть его страх”.
Ясперс полагает, что чел сущ раскрывается лишь в “пограничных ситуации” -
страдание, борьба, смерть.
Свобода. Челов сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем,
кем он себя сделает. Чел - это постоянная возможность, замысел , проект.
Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор.
Свобода составляет само чел. существование, чел и есть свобода.
Однако своб понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающеся выраж в
понятиях, иррациональное. Своб они мыслят как своб вне общества. Это внутр
состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется
необходимости. Такая свобода, противопост необходимости и отрешенная от
общества, - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора
отношения к окруж действительности. Раб может быть свободным,
соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится
неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным” свобода есть
мучительная необходимость.
Характ чертой чел сущ является то, что он не сам выбирает условия своего
сущ, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время
его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел сущ-я сущ
потусторонняя реальность, кот понимается как способ сущ чел, состоящий в
озабоченности чел, направленной куда-то вне его. Вн мир представляет среду,
мир заботы чел, окружающий чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с
ним. Пространство и время есть способы чел сущ-я. Время - это переживание
сущ-ем своей ограниченности, временности. Представл о времени до моего
рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что
будет после моей смерти бессмыслено.
Личность и общество Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и
разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности
трафаретные вкусы, нравы,взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти,
ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди
смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел скрыто истинное,
одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.
2. Закон отрицания отрицания.
"Отрицание" как реальный аналог логического, мысленного отрицания
(антитезиса) при этом было истолковано как непременный момент, многократно
повторяющийся в любом процессе, где имеет место смена фаз, периодов,
этапов изменения того или иного объекта.
В отличие от метафизически толкуемого "отрицания", подчеркивающего
разрыв, противоположность черт предыдущего и последующего этапов изменений,
диалектическое "отрицание" предполагает связь, переход от одного этапа к
другому. Диалектическое "отрицание" включает в себя триединый процесс:
деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего,
комуляции (его частичного сохранения, преемственности,
трансляции) и
конструкции (формирования, созидания нового).
Первый момент - преодоление пройденного, его "сбрасывание" изживание
- обеспечивает необходимую почву для следующей фазы данного процесса. Но
сама по себе деструкция, возобладай она, отбрасывала бы процесс вспять,
разрушала бы предпосылки продвижения к последующим фазам. Нормальное
продолжение процесса, его связь, единство, целостность обеспечиваются
вторым моментом - сохраняемостью, преемственностью. Без этого условия
процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке, а потому в целом
напоминал бы некое "топтание на месте", а то и вообще становился бы
невозможным. Нарастание процесса движение его к новым фазам требует также
третьего момента- новаций (формирование качественно новых связей, функций,
черт).
Реальным аналогом "отрицания отрицания" и в природе, и в обществе
служат, в частности, "спиралевидные" процессы, сочетающие в себе
цикличность, относительную повторяемость и поступательность.
Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление, тенденцию
развития материального мира.
Термин "отрицание" в философию ввел Гегель, но он вкладывал в него
идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит
развитие идеи, мысли.
Маркс и Энгельс, сохранив термин "отрицание", истолковали его
материалистически. Они показали, что отрицание представляет собой
неотъемлемый момент развития самой материальной действительности.
Отрицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, более
совершенная научная теория преодолевает старую, менее совершенную.
Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явление извне.
Оно результат его собственного, внутреннего развития. Предметы и явления,
как мы уже знаем, противоречивы и, развиваясь на основе внутренних
противоположностей, сами создают условия для собственного уничтожения,
для перехода в новое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление
старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития,
самодвижения предметов и явлений.
Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не
уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И
не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более
высокую ступень.
03. Философия Канта.
Иммануил Кант родился в 1724г в Кениксберге. Здесь же учился, стал
ректором университета , писал свои труды и умер в 1804. Он был не только
фил, но также крупным ученым в обл естествознания. Преподавал.
Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач. 70-х гг)
пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики
исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как
умозрительная наука. (без обращ к опытным данным)
Во 2-й пер (критический) пытается строго отделить явления от вещей в
себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн.
лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это
учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума”. Это учение
ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей.
Развивая эту критику Кант пытался 1. выяснить источники различного вида
знаний - научного и философского 2. выяснить на чем основывается
достоверность знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления...
Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши органы чувств
и вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист.
Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущунеи нашей чувственности, ни
понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам
теорет. знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущ - это
математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но
это не есть знание о ввс, а только о свойствах вещ. к кот. приложимы формы
нашего сознания: ощущ, понятия. Ввс принципиально непознаваемы.
Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в
форме суждения, в кот мыслится всязь между двумя понятияим - субъектами и
предикатами суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не
дает нового знания о предм сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в
субъекте. Это аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения
(предикат - имеют прот)
Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то это
синтетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт
суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что обнаруживается в
опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основ на
опыте. Она мыслится как связь, предшеств опыту и независящ от него -
априорные суждения.( все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К.
придает б. значение. Вопрос о априорн. синт суждениях он ставит в след
форме: 1. как возм такие суждения в матем 2.как возм они в теорет
естествознании 3.возможны ли они в метафизике. Решение этих вопр. он
связывает с исследов. 3 основных способностей познания: чувственности,
рассудка, разума.
Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт суждений в матем К рассм в
учении о формах чувственного познания.. По К эл-ты матем знания - не
понятия, а наглядные представления. В сужд. матем синтез субъекта с предик
основывается либо на чувств созерцании пространства, либо времени.
Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время -