Шпора по философии

в то время, когда еще не соединилась с телом, душа бессмертна.

Другой выдающийся ученый этого периода- Аристотель (384-322 гг. до

н.э.).

Основой всякого бытия Аристотель считает первую материю. Она образует

потенциальную предпосылку существования. И хотя она основа бытия, ее нельзя

отождествлять с бытием или считать его основной частью. Далее следуют

земля, воздух и огонь, которые представляют собой промежуточную ступень

между первой материей и миром, который мы чувственно воспринимаем.Все

реальные вещи являются соединением материи и образов или форм,

следовательно: действительное бытие есть единство материи и формы. По

Аристотелю- движение- это переход от возможного к действительности т.е.

движение универсально. Основа всякого явления некая причина.

19. Философия Возрождения.

Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе

ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему.

Возникает убеждение в том, что человек — высшая ценность. Такой взгляд

на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие

индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление

индивидуальности в общественной жизни.

Появляется гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой

образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью

социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как

личности.

В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное

культурное наследие.

Важнейшая особенность философии Возрождения — антисхоластическая

направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее

характерная черта — создание новой пантеистической картины мира,

отождествляющей Бога и природу.

Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная

особенность философской мысли Возрождения — антропоцентризм. Человек — не

только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено

всей цепи космического бытия.

Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором

огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности

для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а

личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями,

важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые

свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение

в мире.

Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло

отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452—1519), Николая Коперника

(1473—1543), Иоганна Кеплера (1571—1630), Галилео Галилея (1564—1642).

Их теоретические разработки и экспериментальные исследования

способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке,

об отношении между теорией и практикой.

Леонардо да Винчи утверждал, что любое знание порождается опытом и

завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам

экспериментирования способна придать лишь теория.

Поворот к новой космологии наметился уже в XV в. и был связан с

творчеством крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского

(1401—1464). Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение

богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым

следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира.

Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного

максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а

пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в

себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское

учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все, theos — бог), важнейший

признак которого составляет безличность единого божественного начала и его

максимальная приближенность к природе.

Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом,

не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости

мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и

нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и

нигде». Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя

помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был

бы замкнут».

В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а

отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли.

Наиболее глубокие результаты натурфилософия получила в творчестве

Джордано Бруно (1548—1600), с чьим именем связан решающий поворот в

утверждении новой космологии.

Центральная идея космологической доктрины Бруно — тезис о

бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и

поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и

безгранична...». Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не

может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы

могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же

Вселенной происходит непрерывное изменение и движение.

Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его

естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т.

е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи.

20. Диалектика количественных и качественных изменений.

Еще в древности греческие философы обратили внимание на то, что

незначительные, до поры до времени остающиеся незаметными изменения того

или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма

заметным. Скажем, убавление числа песчинок в куче песка или волос на голове

человека рано или поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а

человек становится лысым. причем граница перехода одного состояния в

другое здесь размыта, неуловима, в других же случаях она прочерчивается

резко.

Такого рода жизненных, практических, а затем и научных примеров

можно привести великое множество. Гегель увидел в таких изменениях не

просто любопытные случаи, а всеобщую закономерность, получившую название

закона перехода количественных изменений в качественные.

Каждый предмет обладает не каким-то одним, а целым рядом свойств и

потому имеет не одну, а множество разнообразных характеристик.

Свойства бывают существенные и несущественные. Однако есть также

неотёемлемые свойства. В философии их называют атрибутами. Так, предметы

немыслимы без характеристик пространства, времени, движения. Для

человеческой личности атрибутивным свойством является, в частности, память.

Предметы - это не механический набор или простая сумма свойств, но их

взаимосвязь, единство. Устойчивая совокупность свойств предмета выражается

в философии понятием качество. Свойства

обнаруживаются как проявления тех или иных черт, сторон предметов в их

отношениях с другими предметами.

Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая

характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих

ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.

Количество - характеристика явлений, предметов, процессовпо степени

развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и

числах.

Закон перехода количественных изменений в качественные говорит о

том, как, каким образом происходит процесс развития, каков механизм этого

процесса.

Единство количества и качества называется мерой. Мера - это своего рода

граница, рамке, в которых предмет остается самим собой. "Нарушение" меры,

этого определенного сочетания количественной и качественной сторон,

приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет. Мера -

диалектическое единство качества и количества или такой интервал

количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная

определенность предмета.

Переход количественных изменений в качественные - всеобщий закон развития

материального мира.

Скачок - переход количественных изменений в качественные или переход из

одного качественного состояния в другое (в результате превышения меры).

Примеры скачков: образование звезд и планет, в частности Солнечной

системы.

21) Философия 20 в. Проблема интуитивного учения Берксона.

Анри Берксон (1859-1941) Основатель «Интуитивизма», член француз.

Академии, нобелевская премия 1914 г. Интуитивизм – доведение интуиции до

абсурда. Глав. работа «непосредственные данные сознания». Направлена против

интелектуализма/рационализма. Принципы работы:

1. нельзя ничего членить, разграничивать, ибо это искажение реальности в

процессе изучения.

2. Действительность не подчинена никаким законам. Всё что существует,

существует иррационально и и может быть понято как длительность или

«конкретное время» - не связано с материей, это интуитивная основа

психики человека.

Интуиция – открытие истины без логики ума, именно истины а не ошибок. Т. е.

об истине можно говорить только тогда когда получается положительный

результат, т. е. принято только правильное решение.

Понятие конкретного времени: память, инстинкт, сознание, свобода и дух.

Время без временных вещей.

Длительность или «конкретное время»: акт познания совпадает с актом

порождения действительности. В интуиции исчезают различия между кто познаёт

и что познаётся. Истина открывается в ходе слияния объекта и субъекта.

Сущность становится видимой. Любая теория несёт на себе печать своего

создателя. У Б. Часто звучит слово «Инстинкт». Простейшая форма

непосредственного постижения истины это инстинкт. Художники воспринимают

мир без деформации, а деформируют истину органы чувств и логика. Природа

забыла связать у художника восприятие с действительностью. Он погружается в

глубину своего мира.

Б. Не создал своей школы, учеников нет. «Теория интуиции» Б. : знание

получаемое при помощи интуиции является более полным, чем знание получаемое

умом/логикой. Б. Избегает сталкивать интеллектуальное и интуитивное знание.

Это 2 самостоятельных вида знания. Они равноценны, они дополняют друг

друга. У них один источник – опыт. Одна реальность это материя, другая это

та, которую творит интуиция, т. е. «конкретное время», т. е. длительность,

т. е. время без временных вещей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты