в то время, когда еще не соединилась с телом, душа бессмертна.
Другой выдающийся ученый этого периода- Аристотель (384-322 гг. до
н.э.).
Основой всякого бытия Аристотель считает первую материю. Она образует
потенциальную предпосылку существования. И хотя она основа бытия, ее нельзя
отождествлять с бытием или считать его основной частью. Далее следуют
земля, воздух и огонь, которые представляют собой промежуточную ступень
между первой материей и миром, который мы чувственно воспринимаем.Все
реальные вещи являются соединением материи и образов или форм,
следовательно: действительное бытие есть единство материи и формы. По
Аристотелю- движение- это переход от возможного к действительности т.е.
движение универсально. Основа всякого явления некая причина.
19. Философия Возрождения.
Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе
ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему.
Возникает убеждение в том, что человек — высшая ценность. Такой взгляд
на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие
индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление
индивидуальности в общественной жизни.
Появляется гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой
образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью
социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как
личности.
В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное
культурное наследие.
Важнейшая особенность философии Возрождения — антисхоластическая
направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее
характерная черта — создание новой пантеистической картины мира,
отождествляющей Бога и природу.
Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная
особенность философской мысли Возрождения — антропоцентризм. Человек — не
только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено
всей цепи космического бытия.
Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором
огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности
для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а
личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.
Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями,
важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые
свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение
в мире.
Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло
отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452—1519), Николая Коперника
(1473—1543), Иоганна Кеплера (1571—1630), Галилео Галилея (1564—1642).
Их теоретические разработки и экспериментальные исследования
способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке,
об отношении между теорией и практикой.
Леонардо да Винчи утверждал, что любое знание порождается опытом и
завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам
экспериментирования способна придать лишь теория.
Поворот к новой космологии наметился уже в XV в. и был связан с
творчеством крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского
(1401—1464). Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение
богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым
следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира.
Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного
максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а
пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в
себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское
учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все, theos — бог), важнейший
признак которого составляет безличность единого божественного начала и его
максимальная приближенность к природе.
Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом,
не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости
мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и
нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и
нигде». Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя
помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был
бы замкнут».
В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а
отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли.
Наиболее глубокие результаты натурфилософия получила в творчестве
Джордано Бруно (1548—1600), с чьим именем связан решающий поворот в
утверждении новой космологии.
Центральная идея космологической доктрины Бруно — тезис о
бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и
поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и
безгранична...». Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не
может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы
могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же
Вселенной происходит непрерывное изменение и движение.
Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его
естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т.
е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи.
20. Диалектика количественных и качественных изменений.
Еще в древности греческие философы обратили внимание на то, что
незначительные, до поры до времени остающиеся незаметными изменения того
или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма
заметным. Скажем, убавление числа песчинок в куче песка или волос на голове
человека рано или поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а
человек становится лысым. причем граница перехода одного состояния в
другое здесь размыта, неуловима, в других же случаях она прочерчивается
резко.
Такого рода жизненных, практических, а затем и научных примеров
можно привести великое множество. Гегель увидел в таких изменениях не
просто любопытные случаи, а всеобщую закономерность, получившую название
закона перехода количественных изменений в качественные.
Каждый предмет обладает не каким-то одним, а целым рядом свойств и
потому имеет не одну, а множество разнообразных характеристик.
Свойства бывают существенные и несущественные. Однако есть также
неотёемлемые свойства. В философии их называют атрибутами. Так, предметы
немыслимы без характеристик пространства, времени, движения. Для
человеческой личности атрибутивным свойством является, в частности, память.
Предметы - это не механический набор или простая сумма свойств, но их
взаимосвязь, единство. Устойчивая совокупность свойств предмета выражается
в философии понятием качество. Свойства
обнаруживаются как проявления тех или иных черт, сторон предметов в их
отношениях с другими предметами.
Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая
характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих
ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.
Количество - характеристика явлений, предметов, процессовпо степени
развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и
числах.
Закон перехода количественных изменений в качественные говорит о
том, как, каким образом происходит процесс развития, каков механизм этого
процесса.
Единство количества и качества называется мерой. Мера - это своего рода
граница, рамке, в которых предмет остается самим собой. "Нарушение" меры,
этого определенного сочетания количественной и качественной сторон,
приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет. Мера -
диалектическое единство качества и количества или такой интервал
количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная
определенность предмета.
Переход количественных изменений в качественные - всеобщий закон развития
материального мира.
Скачок - переход количественных изменений в качественные или переход из
одного качественного состояния в другое (в результате превышения меры).
Примеры скачков: образование звезд и планет, в частности Солнечной
системы.
21) Философия 20 в. Проблема интуитивного учения Берксона.
Анри Берксон (1859-1941) Основатель «Интуитивизма», член француз.
Академии, нобелевская премия 1914 г. Интуитивизм – доведение интуиции до
абсурда. Глав. работа «непосредственные данные сознания». Направлена против
интелектуализма/рационализма. Принципы работы:
1. нельзя ничего членить, разграничивать, ибо это искажение реальности в
процессе изучения.
2. Действительность не подчинена никаким законам. Всё что существует,
существует иррационально и и может быть понято как длительность или
«конкретное время» - не связано с материей, это интуитивная основа
психики человека.
Интуиция – открытие истины без логики ума, именно истины а не ошибок. Т. е.
об истине можно говорить только тогда когда получается положительный
результат, т. е. принято только правильное решение.
Понятие конкретного времени: память, инстинкт, сознание, свобода и дух.
Время без временных вещей.
Длительность или «конкретное время»: акт познания совпадает с актом
порождения действительности. В интуиции исчезают различия между кто познаёт
и что познаётся. Истина открывается в ходе слияния объекта и субъекта.
Сущность становится видимой. Любая теория несёт на себе печать своего
создателя. У Б. Часто звучит слово «Инстинкт». Простейшая форма
непосредственного постижения истины это инстинкт. Художники воспринимают
мир без деформации, а деформируют истину органы чувств и логика. Природа
забыла связать у художника восприятие с действительностью. Он погружается в
глубину своего мира.
Б. Не создал своей школы, учеников нет. «Теория интуиции» Б. : знание
получаемое при помощи интуиции является более полным, чем знание получаемое
умом/логикой. Б. Избегает сталкивать интеллектуальное и интуитивное знание.
Это 2 самостоятельных вида знания. Они равноценны, они дополняют друг
друга. У них один источник – опыт. Одна реальность это материя, другая это
та, которую творит интуиция, т. е. «конкретное время», т. е. длительность,
т. е. время без временных вещей.