целый комплекс нелегких, но важных проблем.
Этот закон раскрывает источники, действительные причины вечного движения и
развития материального мира. Знание его имеет основополагающее значение
для понимания диалектики развития природы, общества и мышления, для науки,
практической революционной деятельности.
Анализ противоречий объективной действительности, раскрытие их природы
- важнейшее требование всякого научного исследования и практического
действия.
Противоположности и есть те внутренние стороны, тенденции, силы предмета,
которые исключают, а вместе с тем и предполагают друг друга. Отношение
неразрывной взаимосвязи этих сторон составляет единство противоположностей.
Противоречие, борьба противоположностей и составляет основной источник
развития материи и сознания.
Единство противоположностей составляет необходимое условие борьбы, так
как борьба имеет место только там, где противоположные стороны существуют
в едином предмете или явлении.
07. Русская философия конца 19 начала 20 вв.
Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф
Р фил во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов,
происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в
становлении рус. фил мысли.
Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). -
гениальный ученый-энциклопедист.
Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаодаев (1794-1856).
Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и
молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в
простр, кот есть объективная форма вн мира, и во времени, кот субъективно.
Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механисцизма, кот, однако,
ограничивался миром физ явлений. Сознание чел не подчин мех закономерностям
природы, а явл. р-том бож творения. Познание по Ч. тоже дуалистично: в обл
естествознания действуют рационалистические и эмпир. методы, а в дух мире,
объекты кот обладают свободой, действует откровение.
Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного, как существо
свободное, кот в своем истор бытии подчинено диалектике необходимости и
свободы. На понимании соотношения необходимости и своб во многом строится и
концепция фил истории Ч, связанная прежде всего с заботой о судьбе России.
Здесь его взгляды эволюционировали. В нач период он считал необходимым
тотальное единство рода человеческого (применительно к Р - единение Р с др
народами) Затем взгляды Ч в отношении судеб Р изменились. Он стал рассм
оторванность Р от мир истор процесса как преимущество, кот позволит быстро
овладеть достиж зап цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков.
Материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870),
Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-
1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев
демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения.
После глубокого увлечения гегельянством р фил повернулась в стор мат-ма (не
без помощи Феерб), стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали
принцип единства сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию,
идею о том , что созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи -
мозга.
В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь
разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те столкновения кот
и начинается жизнь природы.
Обосновали принцип постояной эволюции общественной истории. Герцен:
природа и челов история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прелив,
движение, причем движ происходит посредством борьбы 2 противопол тенденций:
возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового
со старым, отрицанием отжившего нарождающимся.
Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих обществ-полит исканиях он пережил
несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализмат (в кружке
Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелов, связ с усвоением
религиозно-нравств идей. Исповедывал идеи почвеничества, для кот хар-но
религ ориентированность фил осмысления судеб рус истории. Вся истор.
человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество
христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины.
Одним из выдающихся р фил. был Вл. Соловьев (1853-1900). На его взгляды
б. влияние оказала христ литер, идеи неоплатонизма, теософии,
средневекового мистицизма, нем клас фил и отчасти славянофилов. Общественно-
истор задача ф - спасение челов и человечества. Необходимо подготовить чел
к восприятию христ ценностей Центр идея учения - идея положительного
всеединства или “всеединого сущего”. Это всеединство являет собой
совершенный синтез истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсол,
божественного - обладает признаками безусловности и всецелости. Реальный
мир - самоопределение или воплощение абсолютно сущего, посредник между ними
- София (мудрость божия). Материальный мир находится в хаотическом
состоянии. Челов является центром всеобщего сознания природы. Его роль -
роль освободителя и спасителя прир. Человечество - посредник между прир и
божетвом. Чел должен изменять прир до ее одухотворения. Отсюда цель мир
истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого
человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связ звеном между
бож. и природными мирами, реализуется в акте любви к др человеку, к
природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, линый образ
всеединства.
В обществе идея “всеединства” раскрывается как богочеловеческий союз
людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая
установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеед явл объединение
катол и правосл церквей.
В истории р фил идеализма С оказал б. влияние на целую плеяду религиозно
фил мыслителей (Н.А.Бердяев, Е.С. и С.Н. трубецкие, П.А.Флоренский,
С.Л.Франк...) которые составили течение богоискательства со свойственным
ему иррационализмом, персонализмом и мистическим пониманием свободы и
творчества.
08. Диалектика, принцип связи. Основные категории (формы) диалектики.
Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении,
развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод
творчески познающего мышления. Осн. принципы Д. - всеобщая связь,
становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей
исторически сложившейся системы категорий и законов. П. целостности:
проблема несводимости целостности к простой сумме частей заключается в
связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взамовлиянии
частей. П. детерминизма: реальные природные, обществ. и психич. явления
и процессы детерминированны, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются
закономерно, в рез-те действия опред. причин, обусловлены ими.
В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее
общих законах развития бытия и мышления. Материалистич. Д. выражается
в системе филос. категорий и законов. Главные законы: 1) превращение
количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных
противоположностей и превращение их друг в друга, когда они
доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3)
развитие путем противоречия, или отрицание отрицания - спиральная форма
развития.
Для Д. характерно формирование _парных категорий, отражающих "полярные"
стороны целостных явлений, процессов.
Категории. _Единичное_ характеризует отдельный предмет, явление,
процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам
от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов.
_Общее_ - объективно существующее сх-во характеристик единичных
предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и
той же группе явлений или единой системе связей. _Сущность_ - внутренняя,
глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного
предмета, явления, процесса, определ. его природу, совокупность черт и
др. хар-ки. _Явление_ - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные,
изменчивые хар-ки того или иного предмета. _Содержание_ -
совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих
основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса.
_Форма_ - принцип упорядоченности, способ существования того или
иного содержания. Причина-следствие (simple). _Качество_ -
целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в системе
его связей и отношений с другими предметами. _Кол-во_ - хар-ка
явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности
присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. _Мера_ - диалектич.
единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в
пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета.
_Скачок_ - переход количественных измерений в качественные или
переход из одного качественного состояния в другое (в рез-те
превышения меры). Категории системного исследования: _система_ -
упорядоченное мн-во взаимосвязанных эл-тов, обладающее структурой и
организацией; _эл-т_ - неразложимый далее компонент сложных предметов,
явлений, процессов; _структура_ - относительно устойчивый способ
(закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.
09. Антропологический материализм Фейербаха.
Последним великим представ класс нем фил был Л.Феербах (1804 - 1872).
Осуждая идеалист толкование мышления как внеприродной и сверхчел сущности,
Ф приходит к выводу, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос о
сущности человека, ибо мыслит лишь чел. Следов фил.,поскольку она реш
вопрос об отнош мышл к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о
чел, в существовании, в деят которого этот вопрос находит свое фактическое,
реальное решение.
Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей
ему биол, физиолог. деятельности. Ф. Антропология Ф указыв на его
стремление разработать матер сист взглядов. Существенным содержанием и
назнач. антрополог. принципа является по Ф. научное истолкование
общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность
по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив