Шпора по философии

целый комплекс нелегких, но важных проблем.

Этот закон раскрывает источники, действительные причины вечного движения и

развития материального мира. Знание его имеет основополагающее значение

для понимания диалектики развития природы, общества и мышления, для науки,

практической революционной деятельности.

Анализ противоречий объективной действительности, раскрытие их природы

- важнейшее требование всякого научного исследования и практического

действия.

Противоположности и есть те внутренние стороны, тенденции, силы предмета,

которые исключают, а вместе с тем и предполагают друг друга. Отношение

неразрывной взаимосвязи этих сторон составляет единство противоположностей.

Противоречие, борьба противоположностей и составляет основной источник

развития материи и сознания.

Единство противоположностей составляет необходимое условие борьбы, так

как борьба имеет место только там, где противоположные стороны существуют

в едином предмете или явлении.

07. Русская философия конца 19 начала 20 вв.

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф

Р фил во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов,

происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в

становлении рус. фил мысли.

Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). -

гениальный ученый-энциклопедист.

Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаодаев (1794-1856).

Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и

молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в

простр, кот есть объективная форма вн мира, и во времени, кот субъективно.

Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механисцизма, кот, однако,

ограничивался миром физ явлений. Сознание чел не подчин мех закономерностям

природы, а явл. р-том бож творения. Познание по Ч. тоже дуалистично: в обл

естествознания действуют рационалистические и эмпир. методы, а в дух мире,

объекты кот обладают свободой, действует откровение.

Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного, как существо

свободное, кот в своем истор бытии подчинено диалектике необходимости и

свободы. На понимании соотношения необходимости и своб во многом строится и

концепция фил истории Ч, связанная прежде всего с заботой о судьбе России.

Здесь его взгляды эволюционировали. В нач период он считал необходимым

тотальное единство рода человеческого (применительно к Р - единение Р с др

народами) Затем взгляды Ч в отношении судеб Р изменились. Он стал рассм

оторванность Р от мир истор процесса как преимущество, кот позволит быстро

овладеть достиж зап цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков.

Материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870),

Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-

1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев

демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения.

После глубокого увлечения гегельянством р фил повернулась в стор мат-ма (не

без помощи Феерб), стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали

принцип единства сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию,

идею о том , что созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи -

мозга.

В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь

разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те столкновения кот

и начинается жизнь природы.

Обосновали принцип постояной эволюции общественной истории. Герцен:

природа и челов история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прелив,

движение, причем движ происходит посредством борьбы 2 противопол тенденций:

возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового

со старым, отрицанием отжившего нарождающимся.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих обществ-полит исканиях он пережил

несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализмат (в кружке

Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелов, связ с усвоением

религиозно-нравств идей. Исповедывал идеи почвеничества, для кот хар-но

религ ориентированность фил осмысления судеб рус истории. Вся истор.

человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество

христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины.

Одним из выдающихся р фил. был Вл. Соловьев (1853-1900). На его взгляды

б. влияние оказала христ литер, идеи неоплатонизма, теософии,

средневекового мистицизма, нем клас фил и отчасти славянофилов. Общественно-

истор задача ф - спасение челов и человечества. Необходимо подготовить чел

к восприятию христ ценностей Центр идея учения - идея положительного

всеединства или “всеединого сущего”. Это всеединство являет собой

совершенный синтез истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсол,

божественного - обладает признаками безусловности и всецелости. Реальный

мир - самоопределение или воплощение абсолютно сущего, посредник между ними

- София (мудрость божия). Материальный мир находится в хаотическом

состоянии. Челов является центром всеобщего сознания природы. Его роль -

роль освободителя и спасителя прир. Человечество - посредник между прир и

божетвом. Чел должен изменять прир до ее одухотворения. Отсюда цель мир

истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого

человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связ звеном между

бож. и природными мирами, реализуется в акте любви к др человеку, к

природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, линый образ

всеединства.

В обществе идея “всеединства” раскрывается как богочеловеческий союз

людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая

установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеед явл объединение

катол и правосл церквей.

В истории р фил идеализма С оказал б. влияние на целую плеяду религиозно

фил мыслителей (Н.А.Бердяев, Е.С. и С.Н. трубецкие, П.А.Флоренский,

С.Л.Франк...) которые составили течение богоискательства со свойственным

ему иррационализмом, персонализмом и мистическим пониманием свободы и

творчества.

08. Диалектика, принцип связи. Основные категории (формы) диалектики.

Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении,

развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод

творчески познающего мышления. Осн. принципы Д. - всеобщая связь,

становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей

исторически сложившейся системы категорий и законов. П. целостности:

проблема несводимости целостности к простой сумме частей заключается в

связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взамовлиянии

частей. П. детерминизма: реальные природные, обществ. и психич. явления

и процессы детерминированны, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются

закономерно, в рез-те действия опред. причин, обусловлены ими.

В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее

общих законах развития бытия и мышления. Материалистич. Д. выражается

в системе филос. категорий и законов. Главные законы: 1) превращение

количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных

противоположностей и превращение их друг в друга, когда они

доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3)

развитие путем противоречия, или отрицание отрицания - спиральная форма

развития.

Для Д. характерно формирование _парных категорий, отражающих "полярные"

стороны целостных явлений, процессов.

Категории. _Единичное_ характеризует отдельный предмет, явление,

процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам

от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов.

_Общее_ - объективно существующее сх-во характеристик единичных

предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и

той же группе явлений или единой системе связей. _Сущность_ - внутренняя,

глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного

предмета, явления, процесса, определ. его природу, совокупность черт и

др. хар-ки. _Явление_ - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные,

изменчивые хар-ки того или иного предмета. _Содержание_ -

совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих

основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса.

_Форма_ - принцип упорядоченности, способ существования того или

иного содержания. Причина-следствие (simple). _Качество_ -

целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в системе

его связей и отношений с другими предметами. _Кол-во_ - хар-ка

явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности

присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. _Мера_ - диалектич.

единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в

пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета.

_Скачок_ - переход количественных измерений в качественные или

переход из одного качественного состояния в другое (в рез-те

превышения меры). Категории системного исследования: _система_ -

упорядоченное мн-во взаимосвязанных эл-тов, обладающее структурой и

организацией; _эл-т_ - неразложимый далее компонент сложных предметов,

явлений, процессов; _структура_ - относительно устойчивый способ

(закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.

09. Антропологический материализм Фейербаха.

Последним великим представ класс нем фил был Л.Феербах (1804 - 1872).

Осуждая идеалист толкование мышления как внеприродной и сверхчел сущности,

Ф приходит к выводу, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос о

сущности человека, ибо мыслит лишь чел. Следов фил.,поскольку она реш

вопрос об отнош мышл к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о

чел, в существовании, в деят которого этот вопрос находит свое фактическое,

реальное решение.

Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей

ему биол, физиолог. деятельности. Ф. Антропология Ф указыв на его

стремление разработать матер сист взглядов. Существенным содержанием и

назнач. антрополог. принципа является по Ф. научное истолкование

общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность

по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты