апологетов (защитников) христианста, а за ней возн. патристика - соч. отцов
церкви, писат., заложивших основы ф. христианства.
Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин (354 -430, род. в Тагесте
-африк. Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим бытием, Бог сотворил мир из
ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир представляет собою
непрер. лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает
чел., кот соединяет прир. мат тела и обладает разумн. душой и своб. воли.
Душа нематер, бессмертна. Субъективно чел действует свободно, но на самом
деле все, что он дел., делает через него бог.Схоластика. Гл. направление в
разв ф. среднев. Она преподав в школах и университетах. 3 периода: 1.ранняя
схол.(9-12в) 2.период хрелости(13в) 3.упадок (14-15в) Центр. вопрос - о
отношении знания к вере. Считалось , что истина уже дана в библ. текстах и
необходимо правильно истолковать их. Т.к. б. тексты отличались
иносказательным хар., то для их толкования требов. изощренная логика. Одним
из важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по
этому пов. известен как спор о универсалиях, т.е о прир. общих родов и
понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса.1.общие роды (унив.) сущ.
реально, независимо от чел. - реализм.(Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский)
3 вида сущ. универсалий: (троякость существования) “до вещей” в бож.
разуме, “в самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” - в чел.
разуме как р-т абстракции. - умеренный реализм ( сущ и крайний реал. -
общее сущ. только вне вещей -Ансельм). П. Абеляр - сущ. только един. вещи.
Но они могут быть сходны между собой, на этом сх. и основ. возможность
универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отнош к многим вещам, наше
утвержд. относится не к вещ., а к слову (это номинализм). Но наряду с этим
он предпол. реальность общих понятий в уме бога. Это образцы по кот бог
творит вещи. 2.Универсалии не сущ. реально, незав от челов. Они суть только
имена.(Росцелин). Сущ. только индивидуальное и только оно может быть
предм. познания. - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Задача знания -
постижение частного, единичного. Общее сущ. только в уме чел.. В самих
вещах нет ни общего ни единичного. И то и др. присуще только нашему способу
рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему О.
вводит понятие интенции, т.е. о направленности мысли, о лог. и псих. актах
или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие
объекты. Главные представители схол. Альберт Больштедский, Фома Аквинский,
Дунс Скот и Раймунд Луллий. Ф.А.(1225-1274). Осн. цель отработка основных
догматов хр. вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего
Арист. канонизировал хр. поним. соотношения идеального и матер. как соотн.
изначального принципа формы с неустанововш. принципом материи.(слабейшим
видом бытия). Слияние первопринципов формы и матер. рождает мир индив.
явлений. Душа чел. есть формообраз принцип, однако свое полное индив.
воплощение она получает только при соедин. с телом. Так был разрешен один
из самых острых вопр. хр схол. Схол должна была истолковывать свое отнош.
к материии т.к. Иисус Христос был явлен в виде челов., т.е объединил в себе
бож.(идеал) и чел. (матер) природу. Этот факт не давал возможности
трактовать мат. как ничто (чего требовал догмат о творении мира из ничего).
Поэтому квалиф материи Ф.А. с пом. целой системы утонченных рассуждений в
качестве “слабейшего вида бытия” была воспринята церковью как выход из
тупика. Важн значение имело учение о различии сущности и существования. Они
совпадают только в боге. Существов. выше сущности, относится к ней как
действительность к возможности. Док-во сущ. бога. Каждое явл имеет причину.
Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к необходимости сущ. бога -
верховной причины.
18. Древнегреческая философия.
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет
культуры и Ф. За этот период были созданы новое немиф. мировоззрение, новая
картина мира, центральным элементом к-рой стало учение о космосе. Космос
охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он
замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот -
все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается
никто не знает. Одни греческие ф-ы (натурф-ы) считают, что основой вещей
является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и
определенное вещество – апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в
математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в
едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит)
неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат
воплощения царства чистой мысли. Разумеется все эти Ф. направления были
во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще
до конца с мифологией, они отводили богам, сверхестественным силам
второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него
самого. На первых порах древнегреческие ф-ы не осознавали, что основной
вопрос Ф. может иметь разное значение, но уже в V в. до н.э. (esp.Платон,
Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между к-
рыми проходит через всю дальнейшую историю Ф.
Эллинская философия. Основоположником древнегреческой философии
считается Фалес (ок. 625-547 гг. до н.э. ), а его продолжателями были
Анаксимандр (ок.610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.).
Милетские философы были стихийными материалистами.
Фалес первоначалом всего считал воду, находящуюся в беспрерывном
движении, превращения которой создают все вещи, в конечном счете снова
превращающиеся в воду. Богам не было места в этом круговороте состояний
вечной воды. Землю он представлял в виде плоского диска, плавающего на
первоначальной воде. Фалеса также считали основоположником древнегреческой
математики, астрономии и ряда других наук о природе.
Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел к мысли,
что первичной материей является апейрон: неопределенная, вечная и
беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Из нее в процессе
движения выделяются присущие ей противоположности- теплое и холодное,
влажное и сухое. Их взаимодействие приводит к рождению и гибели всех вещей
и явлений, которые по необходимости возникают из апейрона и в него
возвращаются. Анаксимандра считают составителем первой географической карты
и первой схемы небесного свода для ориентировки по звездам, он представлял
землю в виде вращающегося цилиндра, парящего в воздухе.
Анаксимен полагал, что первоначало всего воздух, который, разряжаясь или
сгущаясь, порождает все многообразие вещей. Все возникает и возвращается в
вечно движущийся воздух, в том числе и боги, которые подобно всем другим
вещам, являются определенными состояниями воздуха.
Согласно философии пифагорейцев, не качество, а количество, не
вещество, а форма определяет сущность вещей. Все можно сосчитать и таким
образом установить количественные особенности и закономерности природы. Мир
состоит в количественных, всегда неизменных противоположностей: конечное и
бесконечное, чет и нечет ... Сочетание их осуществляется в гармонии,
которая свойственна миру.
В борьбе с идеалистической философией Пифагора совершенствовалась
материалистическая философия милетской школы.В конце VI-начале V в. до н.э.
как стихийно-диалектический материалист выступил крупнейший философ этого
периода Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.).В его трудах нашли
завершения искания Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.
Согласно Гераклиту высшим законом природы является вечный процесс
движения и изменения. Стихия, из которой все возникает, это- огонь,
представляющий то закономерно загорающийся, то закономерно потухающий
процесс горения. Все в природе состоит из противоположностей в борьбе
рождающихся из огня переходящих друг в друга и возвращается в огонь.
Гераклит первым пришел к мысли о диалектическом развитии материального мира
как о необходимой присущей материи закономерности. Закономерную
необходимость Гераклит выразил греческим словом " логос ", в философском
смысле обозначающем "закон".Известно приписываемое Гераклиту изречение:
"Панта рей"- все течет, все изменяется , которым кратко сформулирована
сущность его философии. Диалектическое единство противоположностей
формулируется как постоянно возникающая гармония взаимно дополняющих друг
друга и борющихся противоположностей. Процесс саморазвития огня не создал
никто из богов или людей, он был, есть и всегда будет.
Сократ
Сократ любил две вещи: истину и человека. Истину видел в раскрытии
таких понятий, как «благо», «красота», «справедливость», «мудрость», и
перенесении этих понятий на человека. Но подобная истина может быть
постигнута только в процессе самопознания («познай самого себя»). В спорах
Сократ доказывал целесообразность и разумность человека, в спорах рождалась
истина. Он одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как
самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное,
чем бытие воспринимаемого мира. Рассматривая феномен души, Сократ исходил
из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога. В вопросах
этики он утверждал, что добродетель проистекает из знания, и человек,
знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Высшая цель
человеческой жизни – счастье и блаженство.
Наиболее выдающийся философ классического этапа философии Древней
Греции был Платон (427-347 гг. до н.э. ).
До нашего времени дошла информация о 35 философских трудах Платона,
большинство из которых были изложены в форме диалога.
Вершиной и основой всего он считал идеи. Материальный мир- лишь
производная, тень мира идей. Лишь идеи могут быть вечными. Идеи- есть
истинное бытие, а реальные вещи- это бытие кажущиеся.Выше всех других идей
Платон ставил идею красоты и добра. Платон признает движение, диалектику,
которая является результатом конфликта бытия и небытия, т.е. идеи и
материи.
Чувственное познание, предметом которого является материальный мир,
выступает у Платона как вторичное, несущественное. Истинное познание- это
познание, проникающее в мир идей- познание разумное.
Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала